Играем с застенчивыми детьми

Школа для родителей

1. "САЛОЧКИ"  (для детей 4-12 лет)
 
Сразу оговорюсь, что детям, в которых идет речь, полезны ЛЮБЫЕ подвижные игры с участием взрослых. Взрослые только должны следить за тем, чтобы застенчивый и, соответственно, не шустрый ребенок не оставался постоянно в проигрыше. Тактично помогайте ему, отмечайте малейшее его достижение и главное, не привлекайте к этим играм ловких и конкурентных детей, которые всегда будут опережать вашего ребенка и подчеркивать свое превосходство над ним.

Разновидностей "салочек" очень много: во-первых, обычные, во-вторых, "салки-ножки-на весу", когда севшего на скамейку уже нельзя осалить, в-третьих, "салки-в-домике", когда играющий должен успеть очертить магический  круг, внутри которого он  недостижим для  водящего, в-четвертых, "салки-приседалки" - кто присел, тот не осаливается. Лучше, естественно, варьировать игры, чтобы они не приедались.

Многие дети, дичащиеся взрослых, боятся физического контакта: отстраняются, если кто-то хочет погладить их, съеживаются, втягивают голову в плечи. Малыши не хотят сидеть на коленях у чужих. С другой стороны, среди застенчивых  детей достаточно и таких, которые жаждут нежности, явно не дополучая ее от родителей. Любопытно, что родители, как  правило, не торопятся этого признавать и с жаром доказывают обратное, хотя их сын или дочь на глазах у всех льнут к другим, более "теплым" взрослым и, словно щенята, подставляют голову под их ладонь, буквально выпрашивая  ласку.

Первой категории детей будут полезны игры "Нарисовать фигуру", "Передай  рисунок",  "Доверяющее падение",  "Конспиратор"  и "Скульптура", а второй... второй самое  главное  -  дарить больше тепла. Шести- и даже восьмилетнего ребенка еще вполне можно посадить к себе на колени, слегка покачать, как маленького (особенно перед сном), погладить по спине. В  более старшем возрасте можно сесть рядом с ним, обняв за плечи, что-нибудь вместе почитать или тихонько посекретничать. Не опасайтесь, что ваш сын вырастет не мужественным, а дочь будет заласканной неженкой. У каждого человека своя  потребность в ласке, и недодать ее в детстве не только жестоко, но и опасно. Опасно для самих же родителей. Подросший  сын  или дочь будут искать душевное тепло на стороне и рано или поздно найдут. Когда человеку что-нибудь очень  нужно, он это обретает. Но родителям в запоздалой гармонии вряд  ли  будет отведено местечко. А им к старости - так уж устроены люди - непременно захочется от своих детей не только формальной заботы, но и искреннего сочувствия. И все того же тепла.

Ну, а если вы все-таки захотите  затронуть  тему  родительской ласки и покровительству взрослых в  играх,  обратитесь к "Бездомному котенку", "Роботу" и "Ученику волшебника".

2. "  НАРИСОВАТЬ  ФИГУРУ"  (предложена  В.Петрусинским, можно приспособить для детей 6-12 лет)

Играть нужно минимум вчетвером: двое детей и двое взрослых. Надо разбиться на пары (один взрослый, один ребенок). Лучше, конечно, чтобы дети оказались в паре с чужими родителями, но сразу на столь решительный шаг согласятся далеко не все, многих придется подводить к этому постепенно,повторяя игру в течение нескольких недель). Можно, правда, попробовать ввести условие, что игроки непременно должны меняться партнерами, но если вы увидите, что у застенчивого ребенка это вызывает  сильное  напряжение, не  настаивайте.

Лучше немного подождать. Когда он "дозреет", он сам с радостью будет испытывать свои силы.

Правила таковы: партнеры договариваются, что они будут изображать (естественно, взрослый должен позаботиться о том, чтобы задумка не была слишком сложной и трудно выполнимой), затем один рисует пальцем на спине другого какую-то фигуру, а тот изображает ее мимикой, жестами, можно танцем. Вторая пара отгадывает. Очко присуждается (внимание!) не отгадавшим, а тем, кто похоже изобразил задуманное.

3. "ПЕРЕДАЙ РИСУНОК" (для детей 6-12 лет)

Число игроков неограничено. Принцип как в "испорченном телефоне", только вы не шепчете какое-то слово на  ухо партнеру, а рисуете на его ладошке знак или букву. Он догадывается, что это такое, и передает рисунок дальше.  Подглядывать нельзя. Значки, естественно, должны быть простыми: круг, треугольник, квадрат, волнистая линия, примитивная рожица, вопросительный или восклицательный знаки, елочка и т.п.

Получив сообщение-рисунок, последний в цепочке называет вслух загаданное изображение. Играющие сравнивают его с первоначальным результатом и выясняют, в каком звене цепи произошло искажение. Задача взрослого (как, впрочем, и  во  всех остальных играх) - создать веселую, непринужденную атмосферу.

4. "ДОВЕРЯЮЩЕЕ ПАДЕНИЕ" (игра, предложенная Рудестамом, для детей 6-9 лет)

В игре участвует один взрослый и несколько детей. Задача - упасть на руки спиной к ведущему взрослому. Для повышения интереса можно несколько усложнить правила. Очко получает только тот, кто упадет, не оступившись, не согнув ноги в коленях и не взмахнув руками. В конце игры все должны получить поощрительные призы.

5. "КОНСПИРАТОР"  (игра,  предложенная  В.Петрусинским, рекомендуется использовать для детей 5-10 лет)

Игроки встают в круг, лицом к центру. Водящий с завязанными глазами стоит внутри круга. Игроки водят вокруг него хоровод, пока он не скажет: "Стоп!" Затем водящий должен на ощупь, начиная с головы, узнать всех играющих  (они, естественно, помалкивают). Узнанный игрок выходит из  круга.

Лучший конспиратор - тот, кого узнали последним.

6. "СКУЛЬПТУРА" (А.Б.Домбрович, для детей 5-7 лет)

В игре должно участвовать как минимум три человека. Двое договариваются, какую фигуру они хотят зобразить, и затем первый игрок "лепит" ее из второго, постепенно заставляя его принять нужные позы. Третий же игрок должен отгадать, что это за скульптура.

7. "БЕЗДОМНЫЙ КОТЕНОК" (для детей 4-8 лет)

Эта и прочие игры, затрагивающие тему отверженности, которая гораздо более актуальна для застенчивых  детей, чем кажется их родителям, более естественно проходят на ширме кукольного театра. Хотя можно играть и на полу, а мальчиков школьного возраста скорее привлечет игра на столе маленькими фигурками из киндер-сюрпризов (котенка, естественно, можно заменить крокодильчиком, пингвинчиком или динозавриком - короче, любым симпатичным зверьком из шоколадного яйца).

В одном доме жил Котенок. Он был хорошенький и главное, очень ласковый. Другие хозяева в нем бы души не чаяли, но хозяева Котенка (пусть ребенок придумает, кто  они, сколько их) вели себя с ним ужасно (пусть он сам покажет, как  именно. Предложите ему сыграть роль Котенка, а в другой раз  поменяйтесь  ролями). И  вот однажды Котенок оказался без крыши над головой...

(Хозяева либо выгнали Котенка, либо он сам убежал - оставьте выбор ситуации за ребенком. Если ребенок захочет, можно придумать и показать приключения бездомного Котенка, но настаивать на этом не следует. Для вашего малыша важно не вжиться в роль отвергнутого, а полнее ощутить радость обретения ласковых и заботливых близких).

Но потом ему повстречался... (пусть сын или дочь сам  придумает персонажа, который приютит Котенка). И с тех пор жизнь Котенка в корне изменилась! (Не поленитесь и покажите во всех подробностях, как о нем заботился хороший  персонаж. Взрослым такая игра часто кажется скучной, но для  одинокого  ребенка именно в этих сентиментальных  подробностях  заключен подчас самый главный, самый сокровенный смысл.)

8. "РОБОТ" (для детей 5-9 лет)

Вообще-то в этой игре действуют не животные, а люди, но если ваш ребенок непременно захочет играть с полюбившимся ему мишкой или поросенком, не противьтесь. И "не  переходите на личности", т.е., не надо открыто сравнивать его с героем игры. И даже если он сам заговорит об этом, ответьте  уклончиво. Дескать, немного, может, и похоже, но не особенно.

Ведь члены вашей семьи стараются понять друг друга, и у  вас почти не возникает подобных ситуаций. Чтобы еще больше завуалировать основную цель игры, можно вплести сюжет в привычные игры ребенка с конструктором, машинками, куклой  Барби и проч. (соответственно, видоизменив  героев  и  некоторые обстоятельства действия; в конце концов, маленький автомобильчик - тоже  персонаж,  ничуть не   хуже мишки или поросенка!).

Герой (дайте ему имя) жил в семье, где были мама и... (пусть ребенок сам назовет остальных персонажей). Члены этого семейства вечно куда-то торопились и опаздывали. По утрам в доме стоял такой гвалт! "Вставай! Вставай, а то  опоздаешь, - тормошила мама героя. - Ты умылся?  Зубы  почистил? Нет? А ну марш в ванную!" (Постарайтесь  похоже изобразить поведение членов вашей собственной семьи, когда они спешат и нервничают.

В этой игре, как и в предыдущей, обязательно надо будет потом поменяться с ребенком ролями и не  обижаться, если он, разошедшись, начнет изображать вас не совсем такой, какой вы себя представляете.) Наконец, запыхавшаяся мама прибегала вместе с нашим героем в детский сад, сдавала его на руки воспитательнице и убегала на работу. А вечером, когда она забирала его из садика, у нее всегда было  много  домашних дел и она опять торопилась их выполнить. (Покажите вечернюю сцену, которая мало чем будет отличаться от  утренней.) Герою, конечно, такая  жизнь  не  особенно  нравилась.

(Поинтересуйтесь, хотел бы он, чтобы мама оставила его в покое или чтобы, наоборот, уделяла ему даже больше времени, чем раньше, но при этом находила  возможность поиграть  с ним.) Он очень переживал, думал... (пусть ребенок  постарше озвучит мысли героя). И однажды ночью случилось чудо! (Девочкам лучше преподнести это как колдовство волшебницы, а мальчикам - как потрясающее изобретение самого  героя.) На месте нашего героя оказался робот. Но такой, что он был с виду неотличим от живого человека. Поэтому мама не  заметила подмены. А герой... (придумайте вместе с ребенком приключения героя - их можно растянуть на несколько "сеансов" игры - но все-таки выведите его в конце на то, что  без мамы жить грустно.) Пусть он вернется к ней и обнаружит, что она тоже не очень-то счастлива. Хотя робот безропотно ее  слушается, он не в состоянии проявлять человеческие чувства. Здесь  желательно разыграть несколько забавных сценок: например, мама дарит роботу подарки, а он приводит  ее в  замешательство заявлением, что игра - это бессмысленная трата времени и денег; у мамы начинается простуда, а робот вместо того, чтобы пожалеть ее и поухаживать за ней, начинает  нудно  перечислять ее ошибки, приведшие к простуде; мама купила сыну билет на прекрасный фильм (который  обожает  ваш  ребенок) и ждет, что он обрадуется, а робот, которому искусство не  интересно, недоумевает, что же в фильме хорошего.

Когда герой возвращается домой, все недоразумения выясняются, а главное, они с  мамой додумываются,  как  же им все-таки жить дальше... (Эту стратегию  нужно, естественно, выработать совместными усилиями. И не только выразить словами, но и опробовать в сценках.)

8. "УЧЕНИК ВОЛШЕБНИКА" (для детей 5-9 лет)

Девочки могут играть не в Волшебника, а в Волшебницу или Фею - как им больше нравится. Сюжет игры таков: ребенок (желательно называть его настоящим именем) во сне или наяву, по его выбору, встречает Волшебника, который становится его покровителем. Волшебник дает ребенку чудесный свисток  (колечко, дудочку, бусинку и проч. - что придется по душе), которым его можно в любую минуту призвать на помощь.

Дальше многое зависит от вашей изобретательности. Ни в коем случае не стесняя фантазию ребенка и соглашаясь с его вариантами, предлагайте свои сюжеты, в которых бы в завуалированно-сказочной форме фигурировали  конкретные  трудности вашего ребенка. Допустим, ваш Кирюша (Антон, Маша)  робеет, когда чужие люди у него что-то спрашивают, а ему скоро предстоит собеседование при поступлении в  школу. Разыгрывайте сценки, как Волшебник, пообещав взять Кирюшу в сказочную страну, побуждает его тренировать смелость и  общительность:

сначала спросить у прохожего на улице время (может быть,  он невидимый стоит за спиной Кирюши, оказывая ему моральную поддержку, а может, Кирюша получает какое-то волшебное снадобье, вселяющее в него отвагу?);

потом отправляет его за хлебом или за молоком (где Кирюша, естественно,  общается  с продавщицей);

потом просит немного  развлечь  какими-нибудь интересными рассказами одинокую старушку, живущую по соседству, и т.п.

Затем Волшебник берет Кирюшу в сказочную  страну, где они вступают в контакт с ее жителями, переживают множество приключений, но в конце концов,  естественно, побеждают плохих и возвращаются домой. Если и вы, и ваш ребенок будете затрудняться в сочинении сюжетов, возьмите за основу "Волшебника Изумрудного Города"  и его многочисленные продолжения. Заимствуйте оттуда второстепенных героев и  ситуации. Причем ситуации должны быть связаны не с животными, а с людьми, причем со взрослыми. Ребенок и  Волшебник могут встретиться с Жевунами, которых обижает негодяй типа Урфина Джюса, перехитрить злобных Прыгунов, пообщаться с обитателями  Изумрудного  города. Упор в сценках следует делать опять-таки на общение, а не на победу физической силы и оружия. Старайтесь, чтобы ребенок побольше говорил в игре,  побольше рассказывал. Это послужит ему потом подспорьем в реальном общении. Пусть он рассказывает жителям Изумрудного города про свою квартиру, свой двор и детский сад, зоопарк, театральные спектакли, фильмы и книжки, которые ему нравятся. Вы же, подыгрывая, изображайте изумление жителей Волшебной страны,  говорите, что  их  жизнь во  многом  устроена по-другому, рассказывайте, какие это отличия - в общем, старайтесь, чтобы у вас получался настоящий диалог, в  котором оба собеседника принимают равноправное участие. Естественно, роли в игре не должны строго закрепляться. Если ребенок  захочет, он вполне может побыть Волшебником. Игра может происходить на ширме, на столе, на полу. Можно играть с любыми игрушками, а можно и "в живом плане". Чтобы поддерживать интерес ребенка, непременно заканчивайте игру  приключением, которое обрывалось бы на самом интересном месте.

Примерный план игры "Ученик волшебника":

1. Встреча с Волшебником, обещание взять героя в Волшебную страну, если он пройдет серию испытаний.

2. Герой начинает тренировать смелость и общительность:

- учится наводить справки по телефону,
- спрашивает что-то у прохожих,   - постигает "науку общения" в магазинах, на почте,
- предлагает старушке перевести ее через дорогу,
- приходит к одинокой соседке и помогает ей по хозяйству, а потом развлекает ее рассказами,
- поступает в какой-то кружок, для чего ему нужно выдержать собеседование.

3. Волшебник берет героя в Волшебную страну. Там они:

- спасают Према Кокуса, который попал в замок Людоеда (конечно, при условии, что образ Людоеда не приводит вашего ребенка в ужас);
- справляются с приятелем Урфина Джюса,  который сделал сонное зелье из маков, и пытается опоить им жителей Желтой страны, чтобы завладеть всеми богатствами;
- приручают саблезубых тигров и устраивают в Желтой стране волшебный цирк (это, кстати, хороший повод для рассказа, пусть герой рассказывает Жевунам про цирк, существующий в его стране);
- завязывают знакомство с Дином Гиором (которого не так-то легко разговорить, и герою надо будет приложить к этому немало усилий, а вам придется ему  помочь) и отправляются вместе с ним выручать жителей  Изумрудного города, захваченного агрессивными Прыгунами (этой борьбы  при  желании может хватить на много игр).
- и так далее и тому подобное.
- когда вы поймете, что игра ребенку начинает надоедать, пусть герой вернется на Землю и успешно общается с окружающими (рассказывает старушке-соседке про свои  приключения, ходит в кружок и проч., а сказочные друзья  могут являться ему во сне).

Естественно, за основу можно взять любую другую книжку, которая нравится вашему ребенку.


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру