Мир вокруг нас

Классный час в начальной школе

Ребята, сегодня у нас занятие на экологическую тему. Посмотрите на доску. То, что вы видите – это газета, хотя здесь ничего не написано. Газета называется "Мир вокруг нас". Это необычная газета – живая. Каждый круг газеты – ее страничка, а готовили ее наши "корреспонденты". Они – то и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга. Что здесь изображено?

- Грустный человечек.
- А почему он грустный? (ответы детей)
- У вас оказались разные мнения. Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человечка. Тогда может быть, и поймем, почему он грустный.

1 корреспондент:
- Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь.

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.

Правильно, речь идет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой.(Показывает на надпись на доске). Мы привыкли воздушный океан называть небом (показывает на фото).

Кто знает стихотворение о небе?
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой, и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко – голубой.

Ученики
- Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он бывает таким.
- Я знаю, что один легковой автомобиль за 1000 км. пробега расходует столько кислорода, сколько человеку необходимо за год.

- Знаете ли вы, что в воздухе содержаться микробы – очень маленькие живые существа. Среди них есть такие, которые вызывают грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, а микробы накапливаются в ней. Что же нужно сделать, чтобы микробов стало меньше? (ответы детей)

Учитель:
- Проветрим комнату, стерли пыль влажной тряпкой – убрали микробов с голубого поля! (убираем микробов)

Ученик:
-  Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые вместе  с дымом оказываются в воздухе. Поэтому в городах должно быть больше зелени, а нам надо беречь растения.

Учитель:
- А вы знаете, что тополя лучшие пылесосы. березовая крона лучше всего защищает от шума. Кедр, сосна, лиственница, черемуха, лучшие борцы с микробами.Теперь следующая страничка нашей газеты – посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Послушаем следующего корреспондента.

2 корреспондент:
- Ребята, кто из вас любит слушать музыку, песни? Почти у всех есть любимые песни, певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песне Алла Пугачева поет такие слова:

Непременно каждым утром
Я включаю телевизор,
И, конечно, репродуктор,
А еще магнитофон.
Весело? Да. А почему же соседи ей говорят:
Эй, гражданка у окна,
Вы же дома не одна.
Почему же целый дом
Должен слушать этот гром?(ответы детей)

Ученик:
- Им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, т.к. современные машины издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон на полную мощность и надолго. Вот еще: некоторые ребята любят пошутить – громко крикнуть или хлопнуть пред ухом у своего товарища. Это очень опасно – резкий, сильный звук может разрушить слух.

Учитель:
– Видите, сколько звуковых загрязнителей и это поле (показывает) звуки вокруг нас. Одни стрелки – резкие громкие (включить музыку). Другие – волны музыки, спокойной речи. Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (ответы).
- Не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы уберем стрелки и оставим волны. Ну вот, уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку.

3 корреспондент:
- Не умыться, ни напиться без воды
Листику не распуститься без воды
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!

Эта страничка о воде. Больше всего воды в океане. Вода находится в морях, реках, ручьях. Снег – это вода, и облака это вода. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода соленая. А чтобы умыться и напиться, нужна пресная вода и она должна быть чистой. Вот перед вами яблоко. Представим себе, что яблоко – Земля. Делим его на 4 части. 3 – из них это вода, а четвертая часть  - Земля.

Ученик:
-  Кажется, такое огромное количество воды! Но нужно помнить, что если оставлен кран с самой тоненькой струйкой воды, за сутки утечет 150 литров питьевой воды.

Ученик:
- Как нужно беречь воду? (ответы)

Учитель:
- Нужно экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, беречь воду от загрязнений. Посмотрите на синее поле, на нем пятна загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, озера мусор, моют в них машины.

Ученик:
- Посмотрите – вода та кровь, которая создает жизнь там, где ее не было. Будем экономить воду, не бросать мусор в озера и реки. Мы вырастим и научимся очищать отходы от заводов и фабрик.

Учитель:
- Уберем же грязные пятна с поля. Посмотрите дети, какое чистое поле стало – чистая вода! А теперь зеленая страничка нашей газеты. Она зеленая потому, что основу природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.

Ученик:
Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет  по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг
Человек природе друг!

Учитель:
- Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, под каждым из них растения или животные, которых осталось мало. Мы сможем убрать – круги и квадраты, если расскажем как правильно вести себя в природе.

Ученик:
- Большой вред природе наносит поджог сухой травы. В огне сгорают семена и корни растений. На таких площадях быстрее теряется запас  влаги в почве. Поджог травы приводит к пожарам.

Учитель:
- Ребята нашей школы предупреждают возникновение пожаров от зажженной кем-то сухой травы. В нашем классе инструментом пожарной части была проведена беседа о палах травы весной. И за то, что ребята помогают пожарным тушить сухую траву, их награждают вот таким значком. Награждены уже шесть человек, это учащиеся 1,2 и 3 классов. А вы сами не берите спички, не поджигайте траву и останавливайте других.

Ученик:
- При сборе трав нужно срезать только нужную его часть, а не выдергивать целиком. С одного участка нельзя собирать все растения, обязательно оставить для размножения.

Учитель:
- Какое правило поведения в природе надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много?

Ученик:
- Не рвать цветы, не собирать огромные букеты в природе. Растениями надо любоваться, а не губить их.

Учитель:
- Послушайте стихотворение, которое расскажет нам Юля В.:

- Давайте пройдемся медленно по лугу
И "здравствуй", скажем каждому цветку.
Ты должен над цветками наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

Учитель:
- Мы запомним эти правила и уберем черные круги.
Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами растения украшают природу. Но поле портят черные квадраты, под ними животные, которые пострадали от человека. Как же нам убрать черные квадраты? Расскажите.

Ученик:
- Главное правило – не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу. Мы должны любоваться животными, потому что зависим от них и многому у них учимся.

Ученик:
- Муравьи одного муравейника за лето уничтожают 100.000 вредных насекомых.
- Одна пчелиная семья собирает слипы 5 кг. меда за день.
- Жуки – лесные санитары. Мощными челюстями они уничтожают старые больные деревья.

Учитель:
- В природе все устроено так хорошо, как в хорошо и заботливо построенном доме. Самое важное – не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. Увидев в лесу маленькое животное, которое не может себя защитить, не забирайте его домой, ведь вы не нашли его, а просто украли у леса. Уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле. (убирают) Эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птица из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки из-за того, что людям не нравится их внешний вид.(включить музыку) Конечно, ребята, не обо всех растениях и животных, которые нуждаются в охране,  мы могли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем. И не случится такой картины, под впечатлением от которой у поэта родились такие унылые строки.

Все так изранено в лесу,
Как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул какой-то живоглот,
Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.

От этой черствости  людской
Болит моя душа,
Под искалеченным дубком не ветер стонет – я.
Вот муравейник подожжен
Кощунственной рукой,
Мне кажется не он, а дом пылает мой.
Ушли, обидев красоту, смутив зеленый уют,
Не услыхав, что за спиной все листья слезы льют.

Мне очень хочется, чтобы каждый из вас, почувствовал в груди огонек восхищения окружающей нас красотой мира, любви,  желания сохранить природу и сберечь ее. Посмотрите, совсем другой вид у человечка в нашей газете. Он улыбается – ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь.


 


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру