Семейное чтение. Воды, полные чудес

Это только кажется, что завеса между далеким прошлым и настоящим становится все гуще день ото дня. Иногда время как бы невзначай приподнимает ее край, и разворачивает удивительные картины событий давно ушедших дней.

Красавица Галилея во многом изменилась со времен Древнего Израиля и Новозаветной Палестины, но многие детали ее пейзажа остались неизменными. Здесь раскинулись урожайные поля, рощи фиников, апельсинов, смокв и орехов, здесь с незапамятных времен проходили торговые пути, смешивались культуры и наречия.

Украшением и главным источником благосостояния было удивительное пресноводное озеро, вокруг которого строились селения. Еще в Библии это озеро упоминается под именем Кинерет, впоследствии его называли Тивериадским, Галилейским и Генисаретским озером по имени прилегающий к нему земель.

На его берегах всегда селились люди, привлеченные возможностью под испепеляющим солнцем растить земные плоды и получать богатые уловы рыбы, не переводившейся в этой поистине живой воде.

Возраст сирийско-африканского разлома, в котором возникло озеро, поражает воображение. В результате смещения тектонических плит и извержения вулканов здесь образовались долины и уникальные водоемы-впадины. Сирийско-африканский разлом установил целый ряд рекордов – он самый длинный в мире, Кинерет - самое низкое пресноводное озеро (213 м. ниже уровня мирового океана), а Мертвое море – самая низкая точка на Земле (422 м. ниже уровня океана).

Галилейское озеро, в основном, питается водами реки Иордан, которая берет начало на снежных вершинах горы Хермон и впадает в него с севера. Проходя насквозь, Иордан впадает в Мертвое море, наполненное безжизненной, горькой водой, на которую никогда не садятся перелетные птицы. Древние авторы полагали, что Иордан рассекает озеро пополам и проходит насквозь, не смешиваясь с его водами. Именно этому обстоятельству они приписывали то, что в отличие от Мертвого моря, вода озера пресная и вкусная, а берега – густо населены и полны жизни.

На берегу Галилейского озера более двух тысяч лет назад стоял небольшой, но весьма процветающий город Капернаум. Он находился на ответвлении Виа марис (Морского пути). Во времена Иисуса здесь была размещена таможня и немногочисленный римский гарнизон под командованием центуриона.

Жители тогдашнего Капернаума гордились своим цветущим городом, его архитектурой и привилегированным положением. Однако, жизнь простых людей, также как и природа Галилеи была не столь идилична, как ее описывали древние источники. В период римского владычества население Галилеи задыхалось от налогов и пошлин, которые налагались как римлянами, так и Иерусалимом. Плоды земли и рыба из Галилейского озера добывались тяжелым трудом. Природа Галилеи на фоне гор и пустынь представлялась дивным оазисом, но, по сути, оставалась таковым в короткий период времени. Летом в низине около озера опускалась невыносимая, удушливая жара, а зимой - налетали неожиданные штормы, которые грозили гибелью рыбакам. Большинство семей в прибрежных городах были потомственными рыболовами, которые поставляли рыбу во многие города римской империи и на рынки внутри страны.

Новейшие данные археологии свидетельствуют о том, что три тысячи лет назад в Иерусалиме блюда из рыбы были распространены даже больше, чем в приморских и галилейских городах. Археологи составили представления о кулинарных пристрастиях жителей древнего Иерусалима после проведения раскопок на территории Града Давида. Окаменевшие рыбные кости, найденные в древних строениях позволили заключить, что на рынках и столах иерусалимцев было много не только морской рыбы, но и все известные виды пресноводной рыбы из Галилейского озера. А в нем, как известно, водилось более двух десятков видов рыбы.

Капернаумские рыбаки сами строили и ремонтировали свои лодки и паруса. Подростки добывали рыбу гарпунами, а настоящие промысловики выходили на лов большими семьями, или вместе с наемными работниками. На мелководье расставляли сети, а с лодок закидывали сети. Рыбачили в основном, по ночам, чтобы утром отнести свежую рыбу на рынок. Вряд ли в повседневных трудах и заботах кто-нибудь из рыбаков мог предположить, что трудовой городок Капернаум когда-нибудь займет центральное место в Евангельской проповеди и станет называться городом Иисуса.

Капернаум известен как одна из главных святынь христианского мира, поскольку именно здесь развернулись удивительные события Новозаветной истории. Иисус пришел в этот город после того, как покинул Назарет, и именно здесь нашел учеников, совершил множество чудес и исцелений, а также произнес слова самых главных своих проповедей.

Простые жители Галилеи, над простонародным выговором которых посмеивались повсюду, стали благодарными учениками. Сейчас, когда христианский мир представляет огромную силу, трудно представить, как горстка людей совершила переворот в сознании человечества. Вначале всего двенадцать человек были рядом с Учителем, да и те с огромным трудом осмысливали глубину Его проповеди. После пленения и казни Иисуса ученики, казалось, в отчаянии потеряли то немногое, что приобрели.

Но снова происходит чудо – после воскрешения Иисуса на проповедь отправляется маленькая группа апостолов, семьдесят безоружных человек против враждебного и огромного мира языческих, варварских богов и культов. И им чудесным образом удалось через лишения, гонения и пытки пронести Благую весть Евангелия.

Осознание того, что проповедовал Учитель пришло не сразу, ученики были простыми, неискушенными людьми, которых, зачастую больше, чем проповеди, привлекали чудеса и исцеления, которые творил Учитель.

У берегов Галилейского озера и в окрестностях с давних времен были известны целебные источники, на которые издалека приезжали больные и увечные с надеждой излечиться от болезней. Поблизости в пещерах, которые местные жители обходили стороной, селились бесноватые, или одержимые злыми духами.

Иисус не искал признания как великий врачеватель, и просил своих учеников не рассказывать о чудесных исцелениях, которые он во множестве совершал, но из Евангелия известно, что Ему была дана власть лечить телесные и душевные болезни. Главное же, именно в Капернауме и на берегах Галилейского озера Иисус проповедовал и учил, здесь он призвал на служение братьев-рыбаков Петра и Андрея, Иакова и Иоанна, здесь, будущий автор одного из Евангелий, Матвей, служивший мытарем – сборщиком пошлин на таможне, последовал за Иисусом.

Не только ближайшие ученики слушали удивительные слова Иисуса, за ним ходили толпы народа. Часто Иисус садился в лодку и переплывал с одного берега на другой, иногда проповедовал, стоя в лодке. Чтобы Его слова были понятны простым людям, Иисус говорил притчами – рассказывал внешне простые истории. Героями этих притч были виноградари, пастухи, рыбаки, крестьяне, которые растили и собирали урожай, пасли стада, ловили рыбу.

Вот внешне простая притча о неводе, которая могла быть понята рыбаками. Как рыбак захватывает своим неводом, закинутым в море, все подряд, а потом выбрасывает ненужное, так каждый может попасть в Царствие небесное. Однако, следует понимать, что праведных отделят от недостойных.

Галилейское озеро было свидетелем многих чудес, которые происходили на воде и рядом с ним на суше. Иисус насыщал тысячи людей пятью хлебами и двумя рыбами, он, уставший от проповеди на берегу, по воде шел к ученикам, лодку которых отнесло на середину озера. Порывистый Петр, потрясенный увиденным, решил попробовать свои силы и тоже пойти по воде, но его веры хватило ненадолго, и как только первые сомнения посетили его, он начал тонуть.

На озере рыбаки, безуспешно трудившиеся всю ночь, по слову учителя получили такой небывалый улов рыбы, что перегруженные лодки начали тонуть. Потрясенные ученики не находили слов от изумления, а Петр в ужасе перед тайной силой воскликнул: «Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный». И здесь Господь сказал ему в ответ непонятные слова, что он будет «ловцом человеков».

Многое было неясно будущим апостолам, даже до того часа, когда учеников на берегу встретит воскресший Христос, оставшийся по началу неузнанным, они будут еще далеки от понимания того, кто Он и кем станут они.

Многие поколения христиан старались оставить метки в местах, где пребывал Иисус. Не счесть и не упомнить храмов, которые воздвигались и разрушались в этих местах, важно то, что на фундаментах давно забытых и разрушенных святынь снова и снова появлялись новые.

Капернаум, переживший множество землетрясений и войн, к концу 19 века пришел в упадок. От некогда благоденствующего города оставалась только несколько бедных рыбачьих хижин.

Когда христиане-католики из ордена Францисканцев купили эти земли, они взялись за постройку монастыря. При расчистке территории они обнаружили городские строения и остатки синагоги 5-6 веков. Проведя серьезные археологические исследования, монахи обнаружили, что здание этой синагоги построено на фундаменте более старой синагоги, построенной в 1 веке. Они считают, что эта синагога была построена римским центурионом, слугу которого, как повествует Евангелие, исцелил Иисус, и он стал христианином.

Неподалеку также был обнаружен фундамент восьмиугольной византийской церкви, считается, что она была построена над домом Петра, в котором Иисус собирал своих учеников. Раскопки подтвердили предположение о том, что жилище Петра было домом молитвы для первых христиан. На чудом сохранившейся штукатурке одной из комнат обнаружены христианские символы и имена Иисуса и Петра.

Сейчас над ней возведен стеклянный купол современного католического храма, а сквозь стеклянные фрагменты пола можно увидеть древний фундамент дома Петра.

Открыты также разрушенные строения древнего Капернаума, которые стали музеем под открытым небом. Пройдя по территории раскопок можно увидеть стены жилых домов, построенных из черного базальта, узкие улицы и мостовые города, некогда бурлящего жизнью. Современному человеку он кажется тесным и из-за черного цвета базальта, угнетающе темным.

На берегах Галилейского озера есть много удивительной красоты храмов, но, как это ни покажется странным, тут же находится светский памятник апостольским временам.

В 1986 году в Израиле была сильная засуха, и уровень Галилейского озера резко опустился, обнажив большие участки прежде закрытых водой берегов. В районе сельскохозяйственного поселения – кибуца Гиносар, были обнаружены вещи явно древнего происхождения – светильник, глиняный котел, куски дощатой обшивки и железные гвозди.

О находке предметов сообщили в инспекцию охраны подводных ценностей, которая совместно с американскими специалистами начала раскопки. Когда была открыта верхняя часть корабля, по типу постройки специалисты определили, что имеют дело с судном 1 века н.э – 1 века до н.э.

Более точно датировать время постройки можно было только на суше. В месте, где находился корабль, сделали запруду, но сначала не знали, как извлечь древнюю лодку из воды, не повредив хрупкую конструкцию. Эту проблему решили оригинальным способом. На каждую деталь прикрепили бирку с номером, а узлы каркаса и места стыков залили жидким полиуретаном, который сохранил форму деталей и уберег их от разрушений.

До того, как сохранившиеся части лодки были собраны воедино, все детали несколько лет хранились в специальном контейнере. После реконструкции лодка была помещена в специально созданном для нее зале музея. Там соблюдены все условия, гарантирующие ее сохранность, поддерживаются стабильные параметры температуры, освещения и влажности.

Судно оказалось достаточно объемным, его длина составляет 8 метров, а ширина – 2.3 метра. Ученые единодушны в определении времени постройки и крушения лодки – они относят ее к началу первого века н.э. На таких лодках плавали рыбаки, промышлявшие добычей рыбы на Галилейском озере. Многие даже допускают мысль о том, что именно эта лодка принадлежала ученикам Христа, и на ее борт мог ступать сам Иисус. Однако подтвердить или опровергнуть это соображение не представляется возможным в силу отсутствия убедительных аргументов.

Сторонники версии о том, что эта лодка как-то связана с апостолами и Христом воодушевлены тем обстоятельством, что такая лодка вмещала именно 12 человек. Анализ древесины, из которой она была построена, снова возвращает к сакральному числу «12». В ней использованы сосна, рожковое дерево, дуб фаворский, кедр, терпентин и другие, менее известные сегодня породы деревьев. Особым знаком, что обнаружение лодки было чудом, они считают, что в момент, когда ее нашли, на небе засияла двойная радуга, которая еще с библейских времен ассоциировалась с заключением Завета (договора) между Богом и людьми.

Предмета спора между учеными и людьми веры на сегодня нет. И те и другие называют ее «лодкой Иисуса», в первом случае подразумевая ее возраст, а во втором – прямое отношение к Новозаветной истории. Все это вовсе не значит, что та или другая сторона не получат подтверждения своей правоты. Ведь история не заканчивается вчерашним днем.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру