Мамина школа: шаги навстречу книге

Как приобщить ребенка

На «сухом языке» психологических терминов семья является формой базового жизненного тренинга, а родитель - центром ориентации и идентификации ребенка. Личным примером и непосредственным отношением взрослые оказывают глубокое влияние на состояние и развитие детей. При этом родители бывают поверхностно осведомлены о возрастных особенностях и психологических аспектах развития своих детей. Более того, многие из них искушаются обманчивыми тенденциями современной массовой культуры, находятся под влиянием педагогически сомнительных советов и наставлений, пребывают во власти собственных страхов или амбиций. Поэтому психолого-педагогическое просвещение по-прежнему остается одним из актуальных направлений профессиональной деятельности педагога-психолога.

Педагогами и специалистами ГБОУ ЦРТДиЮ «Лефортово» в рамках Московской сетевой экспериментальной площадки по теме «Антропологическая модель психологического здоровья и условия ее реализации в образовательных учреждениях» разработана образовательная программа для родителей «Мамина школа». Идея программы родилась в процессе выработки способов психолого-педагогического сопровождения развития детей и поиска адекватных форм обеспечения преемственности дошкольного образования и семейного воспитания.

По исходному замыслу «Мамина школа» - это объединение профессионалов сферы образования и родителей. Главная цель объединения – обеспечение полноты и качества условий развития детей. «Мамина школа» – это пространство встречи, диалога и практического взаимодействия педагогов, специалистов и родителей. Основными формами работы «Маминой школы» являются педагогические гостиные, тематические встречи со специалистами, творческие мастерские. Программа рассчитана на один учебный год.

Методологическим основанием «Маминой школы» является стремление содействовать развитию родительско-детских отношений в духе представлений о со-бытийной общности как о подлинном пространстве личностного развития и нравственного воспитания ребенка. Со-бытийная общность – это, прежде всего, духовное единение людей на основе общих ценностей и смыслов, преодоление каждым границ своей индивидуальности и тяготения своего эгоцентризма, переживание чувства солидарности, ответственности и преданности, которое включает в себя и Я, и Ты, и Мы. Педагогической нормой здесь является опыт децентрации взрослого и ребенка в диалогическом общении, сотрудничестве и сопереживании.

Программа «Маминой школы» включает цикл тематических встреч родителей с педагогами-психологами, которые нацелены на формирование у родителей психологической грамотности как необходимой составляющей общей родительской компетентности. В этой части стратегия «Маминой школы» предполагает определение основных рисков развития детей дошкольного возраста и ориентацию родителей на предотвращение возможных проблем. Мы полагаем важным обсуждать с родителями такие темы как «Фальстарт: психологическая готовность детей к школе и форсированное начало обучения», «Самостояние человека – залог величия его», «Шаги навстречу книге или как приобщить ребенка к чтению?», «Мир современной игры и игрушки: без компаса здесь не обойтись», «Королевство кривых зеркал: ребенок и компьютер», «Из чего же, из чего же, из чего же ?.. или гендерные аспекты воспитания», «Как воспитать в ребенке доброту?».

Занятия предполагают активное вовлечение родителей. Ключевым методическим приемом является создание условий для переживания родителями специфического опыта, непосредственно связанного с заявленной проблемой (кульминация занятия), и последующее обсуждение наиболее важных моментов данного опыта в группе. Задача психолога видится в том, чтобы инициировать процесс группового взаимодействия и таким образом помочь родителям уяснить суть проблемы, осмыслить поле альтернатив и подойти к черте самоопределения в рефлексивной позиции. Педагог-психолог выступает здесь в качестве фасилитатора[1].

Структура занятий включает подготовительную (введение в проблему), содержательную (игра или упражнение, групповое обсуждение и поиск вариантов конструктивного решения проблемы) и заключительную (резюме психолога и напутствие родителей) части.

Ниже в качестве иллюстрации приведен примерный план занятия по теме «Шаги навстречу книге или как приобщить ребенка к чтению?». Специально заметим, что тема не предполагает обсуждения методики преподавания навыков чтения. Цель занятия – определение условий развития у детей интереса к чтению в условиях семьи.

1. Начало или «Давайте познакомимся»

Если группа малочисленна, то психолог предлагает каждому родителю представиться и лаконично описать ситуацию с чтением, которая сложилась в их семье. Полученная таким образом информация помогает специалисту в беседе правильно расставить акценты, дает возможность обращаться к опыту той или иной семьи.

Если собралась внушительная аудитория, то целесообразно разделить родителей на группы. Причем в первой группе пусть объединятся родители, чьи дети испытывают заметные трудности при освоении чтения; во второй – родители, чьи дети освоили технику чтения, но читать при этом не любят; в третьей – родители, чьи дети не только начали читать, но и делают это с интересом и с удовольствием. Наш опыт показывает, что большинство родителей распределяются между первой и второй группами, что подтверждает злободневность темы и придает дальнейшей дискуссии актуальность и остроту.

2. Введение в тему беседы или «Определяемся со смыслами»

Предлагаем родителям вместе поразмышлять над вопросами: «что дает ребенку книга?» и «зачем ребенку нужно читать?» Сначала услышим в ответ гедонистическое «потому что чтение доставляет удовольствие», прагматическое «для успешного поступления и обучения в школе», честолюбивое «чтобы узнавать новое и быть эрудированным». Действительно ребенок обогащает свой словарный запас, учится правильно строить предложения и выражать свои мысли. Чтение играет важную роль в развитии фонематического слуха, внимания, памяти, воображения. Постепенно заглядываем глубже и уточняем, что хорошая книга является не только источником информации, средством развития речи и мышления ребенка, но и «окном в культуру», «витамином его духовного роста». Художественная литература несет в себе нравственные идеи. С помощью литературных произведений ребенок приобщается к культуре, учится добру, знакомится с общечеловеческими ценностями и обогащает свой внутренний мир. Возможно, в этом и состоит главный смысл приобщения детей к чтению.

3. Проблематизация или «Кто виноват?»

Современные дети не проявляют интереса к книге, присущего их сверстникам в прежние годы. Читают в основном под давлением взрослых. Почему так происходит? Предлагаем родителям выделить круг основных причин.

Компьютер и телевизор – их влияние на ребенка взрослые отмечают сразу. Если родители еще могут отнести себя к поколениям книг, то дети сегодня гораздо больше времени проводят у телевизора или компьютера. В семьях, где это доступно, освоение ребенком компьютера уже опережает обучение чтению и письму. Между тем у детей, «зависающих» у телевизора и злоупотребляющих компьютерными играми, заметно снижается социальная активность, падает физическая и интеллектуальная работоспособность. Потому что длительное сосредоточение на плоскости телеэкрана или компьютерного монитора перегружает зрительные анализаторы, а через них оказывает угнетающее воздействие на нервную систему в целом, отнимая ресурсы, необходимые для умственных занятий, традиционных игр и общения. У детей, которые привыкают к суррогатным формам удовольствия и систематически испытывают на себе информационный стресс, нарушается мотивационная сфера, притупляется познавательный интерес и слабеет способность к волевому поведению. А чтение требует от ребенка приложения усилий, концентрации и терпения.

Преждевременное начало обучения ребенка чтению и неадекватные ожидания взрослых. По оценке физиологов в дошкольном возрасте к началу обучения чтению готовы приблизительно 20% детей. Как правило, они без затруднений начинают читать, вызывая у родителей удивление и радость. Остальные 80% дошкольников к самостоятельному чтению интереса не проявляют, учиться читать не хотят, обучение чтению дается им с большим трудом. Чтобы родители хотя бы приблизительно могли почувствовать и понять, что испытывают дети на начальном этапе обучения чтению, им предлагается небольшое упражнение.

Инструкция для родителей: «Сейчас мы выполним упражнение, которое поможет нам лучше понять детей, которые только учатся читать. Я раздам Вам листочки, на которых напечатаны отрывки из различных текстов. Положите листы перед собой чистой стороной вверх. Когда подойдет Ваша очередь, переверните лист и прочтите отрывок вслух».

В этом упражнении мы используем тексты, которые представляются трудными для чтения и сложными для восприятия.

1. Отрывок из «Песни о Вещем Олеге» на древнерусском языке: «И живяше Олегъ, миръ имѣя къ всѣмъ странамъ, княжа въ Киевѣ. И приспѣ осень, и помяну Олегъ конь свой, иже бѣ поставилъ кормити, не всѣдати на нь. Бѣ бо преже въпрошалъ волъхвовъ и кудесникъ: «От чего ми есть умьрети?». И рече ему одинъ кудесникъ: «Княже! Конь, егоже любиши и ѣздиши на немъ, от того ти умрети». Олегъ же приимъ въ умѣ, си рече: «Николи же всяду на конь, ни вижю его боле того». И повѣлѣ кормити и́ и не водити его к нему, и пребывъ нѣколко лѣтъ не дѣя его, дондеже и на грѣкы иде. И пришедшю ему къ Киеву и пребысть 4 лѣта, на 5 лѣто помяну конь свой, от негоже бяху рекъли волъсви умрети Ольгови».

2. Отрывок из «Слова о полку Игореве» В.А.Жуковского:

«Высоко возлетаете вы на дело отважное,

Словно как сокол на ветрах ширяется,

Птиц одолеть замышляя в отважности!

Шеломы у вас латинские, под ними железные панцири!

Дрогнули от них земля и многие области ханов,

Литва, деремела, ятвяги,

И половцы, копья свои повергнув,

Главы подклонили

Под ваши мечи харалужные.

Но уже для Игоря-князя солнце свет свой утратило

И древо свой лист не добром сронило;

По Роси, по Суле грады поделены,

А храброму полку Игоря уже не воскреснуть!»

3. Отрывок из научной статьи: «Дисмнестические синдромы. Ядро мнестических расстройств составляет сочетание фиксационной и антероградной амнезии. Менее ярко выражены, но также регулярно встречаются ретроградная амнезия и конфабуляции. Под фиксакционной амнезией понимается быстрое забывание текущих событий. Длительно существующая фиксационная амнезия почти всегда сопровождается антероградной амнезией. КС развивается при патологии мамиллярных тел, гиппокампа и его связей с амигдалярным ядром».

4. Отрывок из философского трактата: «Всякий атрибут одной субстанции должен быть представляем сам через себя. Доказательство: атрибут есть то, что разум представляет в субстанции как составляющее ее сущность, следовательно, он должен быть представляем сам через себя; что и требовалось доказать».

После прочтения текста психолог предлагает его пересказать. В заключении родители рассказывают о трудностях, которые они испытали при выполнении задания, и делятся своими переживаниями.

Главной проблемой при выполнении упражнения участники встречи обычно называют отсутствие понимания читаемого текста. Этим обусловлены затруднения с пересказом. Часто родители просто отказываются от попытки пересказа. Затруднения бывают связаны с процессом чтения: взрослые начинают читать с длительными паузами и по слогам.

При выполнении упражнения некоторые взрослые начинают испытывать фрустрацию: напряжение, растерянность, тревогу (те, кто ожидает своей очереди), неудовлетворенность собой, даже раздражение. Родители признаются, что преодолевали желание остановиться и не дочитывать текст до конца.

Как правило, при обсуждении полученного опыта родители сами проводят параллель между своими ощущениями и переживаниями детей. Оксана - мама 5-летней Кати - жалуется, что дочка не хочет учиться читать, занятия проходят со слезами, чтение девочке дается трудно. При выполнении упражнения маме достается отрывок из «Песни о Вещем Олеге». Женщина начинает читать, «спотыкается» на первых же словах, пробует снова, опять ошибается, после чего отказывается выполнять задание. Во время обсуждения она говорит, что поняла, почему Катя не хочет учиться читать, и очень эмоционально восклицает: «Не буду больше ее заставлять!» Действительно принуждение ребенка к чтению – дело малоперспективное. Заставляя ребенка читать, не заставишь полюбить чтение.

Этот опыт позволяет взрослому почувствовать себя в положении ребенка и неизменно вызывает у всех участников эмоциональный отклик. Упражнение помогает понять и признать трудности детей. Случается, что родители спрашивают листочки с отрывками взять с собой: «На память!..»

Взрослые не читают детям. Итоги мониторинга чтения, проведенного в России в 2008 году, неутешительны. По данным социологов только в 8% современных семей родители читают своим детям книги. К сожалению, в старшем дошкольном возрасте, особенно на этапе подготовки к школе, родители часто перестают читать детям вслух. Они объясняют это недостатком времени или убежденностью, что ребенок уже может начинать читать сам. Но дошкольники, как и большинство младших школьников, еще не могут быть читателями в полном смысле этого слова, поскольку чтение для них является пока только техническим навыком. Родители, испытавшие при выполнении упражнения чувство растерянности и беспомощности, связанное с непониманием текста, соглашаются с такой оценкой детских возможностей. Дошкольники – благодарные слушатели. Интерес к книге у них формируется постепенно, в том числе и под впечатлением совместного семейного чтения.

Взрослые не читают сами. Психолог спрашивает родителей: «Вы сами любите читать?» Этот вопрос часто вызывает смущение. Между тем самый верный и естественный для взрослого способ пробудить в ребенке интерес к книге – это читать самому, и читать с удовольствием. Родительский пример для ребенка наиболее убедителен. На этой ноте мы переходим к следующему этапу работы.

4. Пути решения или «Что делать?»

Теперь важно определить условия формирования у детей интереса к чтению. Сделать это проще, учитывая уже выявленные причины трудностей. Беседа продолжается в режиме дискуссии. Взрослые вносят свои предложения, из которых при участии педагога-психолога складывается памятка родителю по организации домашнего чтения:

1. Чаще читайте своим детям вслух. Не прекращайте чтения вслух, когда ребенок начинает читать сам. Помните, что чтение для дошкольника – это, прежде всего, общение с родителями. Читайте с ребенком попеременно. Предложите ему почитать Вам, когда Вы заняты домашними делами.

2. Дарите ребенку книги. Приучайте бережно относиться к книге.

3. Подбирайте в домашнюю библиотеку адекватные возрасту и содержательные книги, чтобы они были понятны и интересны ребенку. Не спешите с приобретением новых книг, пока не исчерпано содержание тех, которые уже есть у ребенка.

4. Разрешайте ребенку самому выбирать из домашней библиотеки книгу для совместного чтения. Обсуждайте прочитанное.

5. Выбирая между телевизором, компьютером и книгой отдавайте предпочтение книге.

6. Сделайте процесс начального приобщения к чтению занимательным, игровым. Сочиняйте с ребенком собственные истории и сказки, мастерите по ним маленькие книжки с рисунками-иллюстрациями.

7. Не проявляйте излишнего рвения и озабоченности, если Вам кажется, что у ребенка пока не слишком хорошо получается читать. Хвалите и подбадривайте его на каждом этапе чтения.

8. Не сравнивайте уровень чтения ребенка с успехами его сверстников. Ориентируйтесь на его индивидуальные особенности и возможности.

9. Читайте сами, показывая ребенку пример. Если Вы любите читать, то возможно, однажды и Ваш ребенок возьмет в руки книгу САМ.

В дополнение педагог-психолог предлагает игры, которые можно использовать при обучении дошкольников чтению:

· Эту игру можно назвать «прятки с игрушкой» или «поиски клада». Взрослый прячет в квартире игрушку или ценный предмет. Затем раскладывает листы бумаги с написанными на них словами-подсказками. Эти подсказки помогут ребенку составить маршрут и найти спрятанную вещь. Например, на первом листочке написано – «стол», ребенок подходит к столу и находит там следующее указание – «шкаф» и т.д. пока не найдется игрушка. Количество слов-указателей и сложность каждой последующей инструкции зависят от умения ребенка читать. Инструкции и маршруты поиска могут усложняться от игры к игре.

· «Почтовый ящик». Для этой игры потребуется небольшая картонная коробка, в которой следует сделать прорезь для писем. Когда импровизированный почтовый ящик готов и определен на свое место, начинается игра. Интрига заключается в том, что взрослый может переписываться с ребенком от лица волшебника, домового или тайного друга, адресуя ему свои сообщения, советы, просьбы или пожелания. При этом составляет свои послания, ориентируясь на возможности и интересы ребенка. Ребенок может готовить ответные письма.

· «Чепуха». Игра, многим хорошо знакомая с детства. Суть ее в том, что один из участников пишет слово и складывает лист бумаги так, чтобы написанное не смог прочитать следующий участник, который в свою очередь тоже пишет слово и складывает лист дальше. Когда весь лист оказывается свернутым, его разворачивают и читают образовавшуюся «чепуху». Чтобы текст получился более связным, а результат - смешным, родителям лучше писать глаголы и прилагательные, так как дети в основном используют существительные. В этой игре детям приходится и писать, и читать, и делают они это с удовольствием.

· Совместное чтение. Детям, уже сносно читающим, вероятно будет интересно почитать вместе с родителями, распределив прямую речь персонажей сказки по ролям. Процесс можно записывать на магнитофон и потом прослушивать как аудио-спектакль.

Родители также получают возможность поделиться своими оригинальными идеями и находками.

5. Подводим итоги

Подводя итоги, педагог-психолог напутствует родителей не лениться, не торопиться, стараться подходить к конкретным ситуациям творчески и предлагает перечень литературы специально рекомендованной для детей дошкольного и младшего школьного возраста.



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру