Литература XIX века

«Спешите делать добро»
О Жиркевиче и еще раз о Толстом В сентябре 2009 г. в Издательском доме «Ясная Поляна» вышла книга о Л.Н. Толстом, по материалам архива А.В. Жиркевича (1857-1927). Александр Владимирович оставил замечательно живые воспоминания о Л. Н. Толстом, запечатленные и хаотически разбросанные на многих страницах его многотомного дневника. Как-то просматривая свои записи о Толстом, он заметил: «Прочел я то, что уже сюда занесено… Все это лишь материал и довольно богатый, а не готовое, систематическое изложение. Но, как материал, все это мне дорого. Быть может, со временем я приведу в порядок все отрывки воспоминаний о посещении Ясной Поляны…» … Но война, революция, голод и смерть жены – помешали осуществлению этого замысла. >>
К.К. Случевский и Н.В. Гоголь
Отношению Константина Случевского к Гоголю я посвятила несколько страничек в своей книжке «Константин Случевский: Портрет на пушкинском фоне» (СПб., 2000) в пара-графе «Между Гоголем и Салтыковым-Щедриным» . Насколько я знаю, с 2000 года к теме «К.К. Случевский и Н.В. Гоголь» никто больше специально не обращался, хотя, как мне ка-жется, не лишено смысла вновь к ней вернуться, чтобы дополнить и систематизировать раз-розненные факты в некое целое. Эту задачу я и ставлю перед собой в настоящей статье. >>
Юмор и сатира в поэзии графа А.К. Толстого
Исследователь творчества графа Алексея Константиновича Толстого (1817—1875) И.Г. Ямпольский заметил: «Сатирические    и    юмористические   стихотворения   Толстого    часто рассматривались как нечто второстепенное в  его творчестве,  а между тем они представляют не  меньший интерес,  чем  его  лирика и  баллады.  Эта область поэзии  Толстого очень  широка по  своему диапазону —  от  остроумной шутки, много  образцов  которой  имеется  в   его  письмах,   "прутковских"  вещей, построенных на  нарочитой нелепости,  алогизме,  каламбуре,  до язвительного послания, пародии и сатиры» (Ямпольский И.Г. А.К. Толстой // Толстой А.К. Полное собрание стихотворений и поэм. СПб., 2004. С. 38. >>
«Дуэль» А.С.Грибоедова с Н.И.Гнедичем
Предмет статьи – известная полемика 1816 года о переводе П.А.Катениным баллады Г.Бюргера «Ленора» («Ольга»), ранее переведенной В.А.Жуковским («Людмила»). В ходе нее и произошел обмен критическими уколами между Грибоедовым и Гнедичем, но не по обычной дуэльной схеме «Грибоедов против Гнедича», а немного сложнее: Гнедич – выпад против Катенина, а Грибоедов – ответный выпад против Гнедича и Жуковского. Вопреки Ю.Н.Тынянову, включившему эту полемику в общую картину борьбы «младших архаистов» с карамзинским направлением в литературе», близкий к кругу «Беседы» Гнедич неожиданно выступает здесь против «архаиста» Катенина в защиту «арзамасца» Жуковского. В статье показано своеобразие литературно-эстетической позиции Гнедича, которые объясняют его участие в этой «четверной дуэли», и причины его поражения в противостоянии с будущим автором «Горя от ума». >>
Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: замысел, смысл эпиграфа и авторская позиция
В 1877 г. Толстой закончил свой второй роман  — «Анну Каренину» (опубликован в 1876-1877 гг.). Заканчивая работу над романом, писатель говорил жене Софье Андреевне: «Мне теперь так ясна моя мысль <…>.  Так в “Анне Карениной” я любил мысль семейную, в “Войне и мире” любил мысль народную, вследствие войны 12-го года <…>» (Толстая С.А. Дневники: В 2 т. М., 1978. Т. 1. С. 502. >>
Поэтическая эстетика Дельвига
Существует, по-видимому, какая-то закономерность в том, что поэты романтической эпохи в России много и самым серьезным образом занимались эстетикой и литературной критикой. В этом смысле Антон Антонович Дельвиг (1798 – 1831) был вполне сыном своего времени: склонность к тому, чтобы судить о произведениях искусства, проявилась у него почти одновременно с поэтическим талантом. Будучи же вдобавок еще ближайшим другом и сподвижником Пушкина, Дельвиг активно включился в намеченную Пушкиным программу создания в России силами самих писателей «истинной критики». Глубоко поэтическая личность, он не только стал одним из ярких поэтов пушкинской эпохи, но и оставил богатое, своеобразное и до сих пор по-настоящему не осмысленное критическое наследие. >>
«Милая Таня…»
Чеховские мотивы в творчестве Т.Л. Щепкиной-Куперник Так назвал Татьяну Львовну Щепкину-Куперник (1874-1952) в одном из самых первых писем Антон Павлович Чехов. Потом на протяжении всей переписки обращения варьировались: то «милый мой collègue, Татьяна Львовна», и далее шутливое: «великая писательница земли русской», то «милый дружок», «драгоценная моя девочка», а приглашение увидеться с ней и Яворской вызвал у него упоминание о «двух белых чайках». >>
От «Барышни-крестьянки» к «Дубровскому»
«Барышня-крестьянка» и «Дубровский». Между этими двумя известными произведениями Пушкина – немногим более двух лет и вместе с тем целая эпоха в развитии пушкинского творчества. Повесть «Барышня-крестьянка написана в Болдине в сентябре 1830 года. Роман «Дубровский» создавался с октября по февраль 1833-го. Что же изменилось за это короткое время в творчестве Пушкина? И в чем своеобразие этих двух произведений? >>
Степная сюита Сергея Бондарчука
Об экранизации повести А.П.Чехова «Степь» «Степь», самый «затерявшийся» фильм С.Бондарчука, созданный в 1977 году, остался практически незамеченным, не получил никаких наград. Он резко отличается от масштабной эпохальности его кинотриумфов – «Войны и мира» и «Они сражались за родину». Редко его упоминают и в связи с экранизациями чеховских произведений. Тем не менее, это одно из лучших воплощений чеховской поэтики средствами другого искусства, отсылающий нас к раннему Бондарчуку, Бондарчуку-актеру, когда-то поразившему зрителя мягким лиризмом в исполнении своих ролей в фильмах «Сережа» и «Судьба человека». Но как равнодушно приняла кинокритика столь неожиданного, непривычного Бондарчука, так в свое время растерялась современная Чехову критика при появлении его «Степи». >>
Русский Катулл от Феофана Прокоповича до Пушкина
Вопреки распространенному мнению, Катулл в России был довольно популярен, хотя переводили его мало. Причина этого – в самом характере поэзии Катулла, которая далеко не полностью соответствовала степени дозволенного в полном условностей русском искусстве XYIII – XIX веков. И все же Катулл оказал глубокое и плодотворное влияние на многих русских поэтов. Наряду с внешними проявлениями интереса к лирике знаменитого римского поэта, их творчество обнаруживает и внутренние связи на уровне тем, образов и сюжетов, которые через различные посредствующие звенья протянулись в новую русскую литературу от стихов, написанных еще в I веке до новой эры. >>

81 - 90 из 271
Начало | Пред. | 7 8 9 10 11 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру