Литература XIX века
«Я Сигме не товарищ»
А.П. Чехов и С.Н. Сыромятников: К истории одной антипатии
Изучая чеховское окружение, для полноты и исторической правдоподобности картины имеет смысл учитывать весь круг лиц, не исключая и тех, чьи взаимоотношения с А.П. Чеховым носили отнюдь не дружеский характер. Вот почему уместно остановиться на отношениях Чехова с Сергеем Николаевичем Сыромятниковым (1864–1933), известным публицистом конца XIX – начала ХХ века, печатавшимся под псевдонимом «Сигма», имя которого теперь почти забыто. В свое время литературоведы определили отношения И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского 1870-х годов как «историю вражды».
Автор благодарит Б.Д. Сыромятникова за помощь в ходе подготовки этой статьи. >>
Воззрения А.П. Чехова на русскую интеллигенцию и «Вырождение» Макса Нордау
Симон Максимилиан Зюдфельд, печатавшийся под псевдонимом Нордау, родился в Будапеште в 1849 году, в семье еврейского учителя. В 1872 году окончил там же медицинский факультет и одновременно серьезно занялся литературным творчеством во всевозможных жанрах: от политических обзоров и фельетонов до романов и драм. В 1880 году Нордау переезжает в Париж, где открывает психиатрическую клинику. Широкую популярность ему приносят сборники философских эссе "Условная ложь культурного человека" ("Die konventionellen Lűgen der Kulturmenschenheit", 1883) и "Парадоксы" ("Paradoxe", 1885). В них с позиций своей "естественно-исторической" философии Нордау смело трактует многие "запретные" темы (религия, мораль, сословные и национальные различия, психофизиология полов, природа гениальности), поражая читающую публику своими дерзкими софизмами. >>
«Война и мир»: главная книга графа Л.Н. Толстого
В конце 1850-х гг. Толстой переживает первый духовный и творческий кризис. Он чувствует утрату дара, кроме того, «писательство» кажется ему занятием бессмысленным: «Теперь <…> как писатель я ни на что не годен. <…> Главное же — жизнь коротка, и тратить ее в взрослых летах на писанье таких повестей, какие я писал, совестно. Можно и должно и хочется заниматься делом. Добро бы было содержание такое, которое томило бы, просилось наружу, давало бы дерзость, гордость, силу, — тогда бы так. А писать повести очень милые и приятные для чтения в 31 год, ей-богу, руки не поднимаются». >>
Достоевский и Леопарди. «Легенда о Великом инквизиторе» в контексте европейской философской мысли
Поэма о Великом инквизиторе – сложнейшее философское явление, попытка осмысления всей человеческой истории сквозь призму Христовой истины. Это притча о человечестве, сознательно отринувшем своего Спасителя, отрицание христианства, порожденное из самых его недр, провозглашенное его служителями и первосвященниками. Неверие в Бога, неотделимое от неверия человека в себя. Поэма вобрала в себя множество течений христианской мысли, как русской, так и европейской, при этом особенно ощутима в ней связь с эпохами просвещения и романтизма – тем временем, когда европейское сознание открыто секуляризируется, отделяется от христианства. >>
А.П.Чехов (1860 – 1904)
Творческий путь и рассказы (школьная программа)
Автор рассматривает творческий путь А.П. Чехова и предлагает разбор произведений, включенных в программу средней школы. >>
Поэтика и семантика пауз в драматургии Чехова
Паузы в чеховских пьесах уже на раз становились предметом исследования. В частности, отмечалось их значение для замедления темпа действия, варьирования его общего ритма, снятия драматического напряжения и смены тем диалогов. >>
Генезис и идейное становление подпольного героя в творчестве Ф.М. Достоевского
В черновиках к "Подростку" есть знаменитое рассуждение Достоевского о сущности "подполья": "Нет оснований нашему обществу, не выжито правил, потому что и жизни не было. Колоссальное потрясение, - и все прерывается, падает, отрицается, как бы и не существовало. И не внешне лишь, как на Западе, а внутренно, нравственно... Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости... Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться!.. Еще шаг отсюда, и вот крайний разврат, преступление (убийство)”. >>
«Мысль семейная»: роман графа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
В 1877 г. Толстой закончил свой второй роман — “Анну Каренину” (опубликован в 1876-1877 гг.). Заканчивая работу над романом, писатель говорил жене Софье Андреевне: «Мне теперь так ясна моя мысль <…>. Так в “Анне Карениной” я любил мысль семейную, в “Войне и мире” любил мысль народную, вследствие войны 12-го года <…>» (Толстая С. А. Дневники: В 2 т. М., 1978. Т. 1. С. 502). >>
101 - 110 из 271
Начало
|
Пред.
|
9
10
11
12
13
|
След. |
Конец
|