Неугасимая лампада. Антология русской религиозно-философской поэзии. Часть 2

Алексей Степанович Хомяков (1804 - 1860)

 

Алексей Степанович Хомяков более известен не как поэт, но как философ, глава славянофильского направления. Тем не менее поэзия является неотъемлемой частью его творческого наследия.

Хомяков родился 1 мая 1804 г. в Москве. Его отец, потомок старинного дворянского рода, был человеком образованным, но слабохарактерным, мать, напротив, отличалась непреклонной волей и душевной силой, и фактически руководила всем домом. Жизнь семьи протекала в строго православном духе.

Алексей уже в раннем возрасте поражал окружающих недетским складом ума. Православный уклад семьи не препятствовал образованию. Воспитателем мальчика был французский аббат Бувен, выучивший его языкам и прививший ему вкус к беседам на вероучительные темы.

В 1812 г. Хомяковы на время переселились в рязанское имение, а в 1815 г. переехали в Петербург, где прожили около двух лет. Но, видимо, Петербург был им не по вкусу, так как к новшествам Петра Великого в семье относились критически, и в 1817 г. вновь последовал переезд в Москву, где Алексей блестяще сдал университетский экзамен по математике.

Те годы юный Алексей Хомяков горячо сочувствовал греческим повстанцам, восставшим против турецкого ига, и даже предпринял попытку тайком бежать в Грецию. Но план сорвался и взамен юноша был определен корнетом в кирасирский полк. Несмотря на явно романтический настрой, Хомяков избежал увлечения распространенными среди молодежи антиправительственными идеями и ко времени декабристского восстания 1925 г. уже имел свое понимание общественных идеалов и мог возражать революционно настроенным товарищам.

Вскоре Хомяков вышел в отставку и отправился в заграничное путешествие. Он занимался живописью в Париже, побывал в Швейцарии и Италии, ознакомился с культурой западных славян. Когда в 1826 г. он вернулся на родину, вокруг него начал складываться кружок будущих славянофилов. Хомяков подчеркивал важность сохранения самобытности России. Впоследствии он неоднократно выступал оппонентом Герцена, который, несмотря на несовпадение взглядов, высоко его ценил, сравнивая с Ильей Муромцем.

При жизни Хомякова считали ересиархом и вольнодумцем. Между тем, его взгляды основывались на колоссальной учености. Он обладал необыкновенной способностью усвоения. Отправляясь на лето в деревню, он брал с собой целую библиотеку и в течение сезона прорабатывал весь материал, почти не прибегая к выпискам, и только конечные результаты записывал в особые тетради в виде сжатых конспектов. Таким образом он изучал историю, философию, эстетику, политику, механику и другие дисциплины.

Внешними событиями его жизнь была небогата. В 1828 г. он принял участие в турецкой компании. Довелось ему участвовать в кавалерийской атаке, но, несколько раз замахнувшись саблей, он не решился рубить бегущего неприятеля.

В 1836 г. он женился на сестре поэта Языкова, с которой прожил душа в душу до самой ее смерти в 1852 г. Пережив жену на 8 лет, Хомяков скончался от холеры в с. Ивановском Рязанской губернии. Похоронили его в Москве, в Даниловом монастыре.

Поэтическое дарование Хомякова было отмечено еще Пушкиным, хотя сам он не считал его средоточием своих творческих сил. "Без притворного смирения я знаю про себя, что мои стихи, когда хороши, держатся мыслью", - писал он.


К детям

Бывало, в глубокий полуночный час,
Малютки, приду любоваться на вас;
Бывало, люблю вас крестом знаменать,
Молиться, да будет на вас благодать,
Любовь Вседержителя Бога.

Стеречь умиленно ваш детский покой,
Подумать о том, как вы чисты душой,
Надеяться долгих и счастливых дней
Для вас, беззаботных и милых детей,
Как сладко, как радостно было!

Теперь прихожу я: везде темнота,
Нет в комнате жизни, кроватка пуста,
В лампаде погас пред иконою свет…
Мне грустно, малюток моих уже нет!
И сердце так больно сожмется!

О, дети, в глубокий полуночный час,
Молитесь о том, кто молился за вас,
О том, кто любил вас крестом знаменать,
Молитесь, да будет и с ним благодать,
Любовь Вседержителя Бога.
1839


Вечерняя песнь

Солнце сокрылось, дымятся долины,
Медленно сходят к ночлегу стада,
Чуть шевелятся лесные вершины,
Чуть шевелится вода.

Ветер приносит прохладу ночную,
Тихою славой горят небеса.
Братья, оставим работу дневную,
В песню сольем голоса:

Ночь на восходе с вечерней зарею,
Тихо сияет струей золотою
Западный край.

"Господи! Путь наш меж камней и терний,
Путь наш во мраке: Ты, свет невечерний
Нас осияй!

В мгле полунощной, в полуденном зное,
В скорби и радости, в сладком покое,
В тяжкой борьбе.

Всюду сияние солнца Святого,
Божия мудрость, и сила, и слово…
Слава Тебе
1852


Подвиг есть и в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг в терпенье,
Любви и мольбе.

Если сердце заныло
Перед злобой людской,
Иль насилье схватило
Тебя цепью стальной;

Если скорби земные
Жалом в душу впились, -
С верой бодрой и смелой
Ты за подвиг берись.

Есть у подвига крылья,
И взлетишь ты на них,
Без труда, без усилья
Выше мраков земных -

Выше крыши темницы,
Выше злобы слепой,
Выше воплей и криков
Гордой черни людской!
1859


Страница 3 - 3 из 10
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру