Иван Яковлевич Корейша в русской литературе

Было ли иное восприятие личности Корейши в писательских кругах? Нужно сказать, что далеко не все так легко склонялись на "прыжовскую" точку зрения. Сам автор тенденциозной книжки о московских юродивых признается, что долго не мог найти для нее издателя: "Рукопись предложил купить Салаеву, просил 15 рублей – не дает; просил 10 рублей – не дает; просил 5 рублей – не дает (он был в числе озлобленных за поношение великого угодника Ивана Яковлевича)". И выясняется, что издатели братья Н.И. и Ф.И. Салаевы были не одиноки в правильном восприятии книги Прыжова и личности Ивана Яковлевича. Упоминает Ивана Яковлевича в повести "Юность"Л.Н. Толстой (глава "Задушевный разговор с моим другом"). Дмитрий Нехлюдов, влюбленный в Любовь Сергеевну, признается: "Третьего дня Любовь Сергеевна желала, чтоб я съездил с ней к Ивану Яковлевичу,- ты слышал, верно, про Ивана Яковлевича, который будто бы сумасшедший, а действительно – замечательный человек. Любовь Сергеевна чрезвычайно религиозна, надо тебе сказать,  и понимает совершенно Ивана Яковлевича. Она часто ездит  к нему, беседует с ним и дает ему для бедных деньги, которые сама вырабатывает. Она удивительная женщина, ты увидишь. Ну, я съездил с ней к Ивану Яковлевичу, и очень благодарен ей за то, что видел этого замечательного человека. А матушка никак не хочет понять этого, видит в этом суеверие". Неизвестно,  откуда Толстой знает об Иване Яковлевиче. Скорее всего это не письменный источник, а рассказы  кого-нибудь из многочисленных посетителей Ясной Поляны. Повесть "Юность" написана в  1855-1857 гг., т.е. еще до кончины Ивана Яковлевича.

В пьесах А.Н. Островского  образ Ивана Яковлевича подан с налетом иронии, но не столько над Иваном Яковлевичем, сколько над его посетителями. Иронично изображен автором духовный уровень мещански-бытового, "спящего" сознания. Так, в пьесе "На всякого мудреца довольно простоты"  богатая вдова Софья Игнатьевна Турусина, дом которой  не случайно, видимо, находится недалеко от Преображенской больницы, где был помещен Иван Яковлевич, говорит: "Какая потеря для Москвы, что умер Иван Яковлич! Как легко, просто было жить в Москве при нем. Вот теперь я ночи не сплю, все думаю, как пристроить Машеньку: ну, ошибешься как-нибудь, на моей душе грех будет. А будь жив Иван Яковлич, мне бы и думать не о чем: съездила, спросила и покойна". Перед нами очевидный вариант "духовной обломовщины": нежелание принимать решение, думать, - куда проще пойти и спросить у Ивана Яковлевича.

Известно, что святитель Игнатий (Брянчанинов) в книге "Приношение монашествующим"  выражал сомнение в истинности духовных даров Ивана Яковлевича. Правда, говорит он об общении Ивана Яковлевича с падшими духами не от своего лица, а главное – основывает свое мнение всего лишь на одном случае. Действительно, Иван Яковлевич в этот раз (видимо, по духовному состоянию собеседников) дал ответ не духовный, а чисто бытовой ( в чем и обвинил его святитель). Нужно сказать, что бытовые ответы давались Иваном Яковлевичем (о чем и рассказ "Маленькая ошибка"), но чаще давались духовные ответы – возможно, по принципу: каков вопрос, таков и ответ. Часто же Иван Яковлевич, как уже приходилось видеть, возвращал людей от бытового к духовному. Возможно, впоследствии, прочитав книгу Прыжова, святитель Игнатий почувствовал истинность духовного пути Ивана Яковлевича, особенно ясную из страстных нападок на него такой личности, как Прыжов. Так, в одном из своих писем святитель  высказался по этому поводу: "В ноябрьской книжке "Странника" опубликована книга "26 московских лжепророков" и проч.  - Что же? В первых двух статьях, особливо в первой, об Иване Яковлевиче, выставлено участником их лицо, предмет общего уважения, и превращено в предмет насмешки…" (30) Свое явное уважение к Ивану Яковлевичу выказывал и св. митрополит Филарет Московский. Известно, например, что тело Ивана Яковлевича пять дней не хоронили, так как несколько обителей усердствовали похоронить его у себя. Прыжов пишет по этому поводу: "Одни хотели везти его в Смоленск, на место его родины; другие хлопотали, чтоб он был похоронен в мужском Покровском монастыре; третьи умиленно просили отдать его прах в женский Алексеевский монастырь, а четвертые, уцепившись за гроб, тащили его в село Черкизово". Но митрополит Московский Филарет (Дроздов) благословил уважить просьбу родной племянницы старца, которая была замужем за диаконом церкви святого Пророка Илии в Черкизове (а диаконское место им было получено по ходатайству Ивана Яковлевича)".

Любопытна дальнейшая судьба памяти об Иване Яковлевиче. Легко проследить, что все высказывания об Иване Яковлевиче до сегодняшнего дня (одно из последних принадлежит авторам  "Независимой газеты" А. Бочарову и А. Чернышову и датируются июлем 2003 г.) резко разделяются на "прыжовские" (с обязательной ссылкой на этого скандального автора и даже порою (как в случае с "НГ") с присовокуплением авторитета святителя Игнатия.  Известный духовный писатель Е. Поселянин, работавший по благословению святых старцев Оптиной Пустыни, с несомненностью пишет об И.Я. Корейше как о праведнике: "С юности искал он уединения, любил духовные книги, держался особняком от товарищей…" (31).  В знаменитых "Очерках Москвы" Г. Скавронский дает описание похорон Ивана Яковлевича. "В продолжение пяти дней … отслужено более двухсот панихид; псалтырь читали монашенки, и от усердия некоторые дамы покойника беспрестанно обкладывали ватой и брали ее… цветы, которыми был убран гроб, расхватывали вмиг… Многие ночевали около церкви…. Долгое время на могиле служили до двадцати панихид в день".  Сквозь "прыжовское" критическое отношение к "суеверию"  здесь невольно  проглядывает и уважение.

Что касается собственно литературы, то известно, что образ Ивана Яковлевича встречается в произведениях Б. Пильняка и А. Ровнера. Образ Ивана Яковлевича представлен в повести В. Иоффе "Акула". Повесть написана в жанре фэнтези. В ней рассказывается о переселении душ, пророческом даре и т.п.  Главный герой, психолог, специалист по аномальным душевным состояниям,  носит имя – Евгений Корейша. Правда, он ничего не знает о своем знаменитом однофамильце. Между ним и полуфантастической личностью другого героя, которого Евгений принял за сумасшедшего, разговор завязывается с упоминания имени Ивана Яковлевича:
"–Из какой психушки сбежал? – небрежно и нагло, чтобы навсегда изгнать из сознания пережитый страх, спросил Евгений.
– Сумасшедших в нашем роду не было, – с достоинством ответил Валерий Дмитриевич.
– А вы не родственником Ивану Яковлевичу Корейше приходитесь? Фамилия крайне редкая. Стало быть, родственник, да еще и по мужской линии. Однако не вижу причин для огорчения: несмотря на слабоумие. Иван Яковлевич имел талант ясновидения, предсказывал будущее, был чрезвычайно популярен…
–Кто?
– Родственник ваш, Иван Яковлевич Корейша. Сорок лет своей жизни, с 1821 года и до последнего часа, неотлучно находился в Московской психиатрической лечебнице. Люди высокого происхождения за честь считали… Из царской фамилии за советом обращались… Из других губерний приезжали, неделями ждали, пока соизволит принять. Не стыдиться, а гордиться таким родством следует. Ведь ген слабоумия сам по себе ничего не решает. В одной маленькой северной стране, например, сорок процентов населения – носители гена слабоумия, так что же? Прекрасная страна, одаренный народ, особо знаменитый произведениями зодчества."

Так, Иван Яковлевич представлен в повести "Акула" как "слабоумный". Но характерно, что говорит это в повести демон, любимая шутка которого - приводить людей к самоубийству. Это своего рода вариант Воланда из булгаковского романа "Мастер и Маргарита".  Таким образом, личность Ивана Яковлевича до сих пор остается актуальной как образец юродства и воспринимается противоречиво – в зависимости от духовного настроя автора.       

 


1)    Новый энциклопедический словарь. Пб. Т. 22. С. 749.
2)    Кн. Алексей Долгорукий. Органон животного месмеризма. СПб.,1860.С.301-303.
3)    Северная пчела. 1861. № 207.
4)    Христианство. Энциклопедический словарь. В 3-х томах. Т. 1. М., 1993. С. 826.
5)    Лесков Н.С. Собр. соч. В 11 т. М., 1956-1958. Т. Х1. С. 406.
6)    Кретова А.А. Христианские заповеди в святочных рассказах Н.С.Лескова "Христос в гостях у мужика", "Под Рождество   обидели" //  Евангельский текст в русской литературе ХУШ-ХХ веков. Вып. 2. Петрозаводск. 1998. С. 472.
7)     Лесков Н.С.  Собр. соч. В 12-ти томах. Т. 7. М., 1989. С. 449-450.
8)     Лурье Л.Я. Вступительная статья к книге: Иван Прыжов. 26  московских пророков, юродивых, дур и дураков". СПб. – М.,   1996.
9)     Прыжов И.Г. Житие И.Я. Корейши. СПб., 1860; Его же: Очерки, статьи, письма.  Academia. 1934.
10)    Иван Прыжов. 26  московских пророков, юродивых, дур и дураков". СПб. – М., 1996. С. 13.
11)    Там же. С. 4.
12)    Лурье Л.Я. Указ. соч. С. 6.
13)    Там же. С. 44.
14)    Цит по кн.: Летопись жизни и творчества Ф.М.Достоевского. Т. 2. СПб., 1994. С. 336.
15)     Там же. Т. 1. СПб., 1993. С. 315. 
16)     Иван Прыжов. 26  московских пророков, юродивых, дур и дураков". СПб. – М., 1996. С. 64.
17)     Там же.
18)     Там же. С. 44.
19)     Достоевский Ф.М. Полн. Собр. Соч. В 30-ти томах. Т. 11. Л., 1975. С. 235.
20)     Катков М.Н. Старые и новые боги  //  Русский вестник. 1861. № 2. С. 893, 898.
21)     Епископ Варнава (Беляев). Тернистым путем к небу. М., 1996. С. 69.
22)     Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости.  В 4-х томах. Т. 3. Нижний Новгород, 1997. С. 245.
23)     Киреев А.Ф. Юродивый Иван Яковлевич Корейш. М., 1898.
24)     Там же. С. 5.
25)     Там же.
26)     Никитин О.В. Предсказание И.Я.Корейши Ф.И.Буслаеву Русская речь.       2002. № 3. С. 90-91.
27)     Там же. С. 92.
28)     Альтман М.С.  И.Г.Прыжов. М., 1932. С. 143.
29)     См.: Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30-ти томах. Т. 12. Л., 1975. С. 234.
30)     Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. Изд. "Правило веры". 2000. С  494.
31)     Поселянин Е. Русские подвижники 19-го века. Изд. 3-е. СПб., 1910.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру