«Евгений Онегин» роман А. С. Пушкина
(По материалам 6-го издания: М., 2005)
Составитель А.А. Аникин. Текст публикуется с сокращениями
Главы четвертая - седьмая
XXX
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
В описании зимы встречаются припоминания из II песни "Руслана и Людмилы" ¾ "снежные равнины коврами яркими легли". Тот же образ снега-ковра встречается в I строфе V главы:
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
В стихотворении "Зимнее утро" (1829):
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Нейдет она зиму встречать,
Морозной пылью подышать
И первым снегом с кровли бани
Умыть лицо, плеча и грудь...
Форма плеча была употребительна в просторечье: ни с плеч, ни на плеча, возьми-ка на свои плеча; эта епанча на оба плеча2. Количество д и а л е к т и з м о в вообще невелико в романе; ср. число г а л л и ц и з м о в и ц е р к о в н о с л а в я н и з м о в. Социальные причины подобного соотношения языковых средств вполне понятны. Но необходимо подчеркнуть, что Пушкин вообще любил словечки из различных диалектов и вводил их в речь своих героев, — даже аристократических "модников"; так, например, Евгений употребляет форму живого говора нету, вместо книжного и общепринятого в его кругу нет:
"Представь меня". — Ты шутишь. — "Нету".
(гл. III, строфа II).
XXXIV
Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы да блохи
Заснуть минуты не дают...
В примечании (№ 42) Пушкин привел стихотворение Вяземского "Станция", в котором также сказано, что по русским дорогам "проезда нет подчас". Жалоба типичная, — декабрист П. Каховский по поводу отяготительной "дорожной повинности" писал в 1826 г.: "У нас не соображаются ни с климатом, ни с обычаями: покатые дороги на манер шоссе, теперь пролагаемые, красивы на взгляд, но неудобны. Зимой делаются раскаты, наши обозники и земледельцы не имеют саней с подрезами, без подрезов сани раскатываются и возы бьются". Ср. в "Горе от ума" слова Чацкого:
Верст больше семисот пронесся, ветер, буря,
И растерялся весь, и падал сколько раз...
По словам П. Вяземского, "в Московской губернии в осеннюю и дождливую пору дороги были совершенно недоступны. Подмосковные помещики за 20 и 30 верст отправлялись в Москву верхом" ("Старая записная книжка", 1929, стр. 89).
В XXXIII строфе Пушкин скептически отнесся к работам местных властей, отодвинув улучшение шоссейных дорог на 500 лет.
XXXV
И версты, теша праздный взор,
В глазах мелькают как забор.
Пушкин в примечании (43) отметил, что это сравнение заимствовано "у К**, столь известного игривостию воображения. К** рассказывал, что будучи однажды послан курьером от князя Потемкина к императрице, он ехал так скоро, что шпага его, высунувшись концом из тележки, стучала по верстам, как по частоколу". Б.Л. Модзалевский высказал предположение, что этот К** не кто иной, как князь Д.Е. Цицианов (ум. в 1835 г.), прославившийся лгун-анекдотист3.
К несчастью, Ларина тащилась,
Боясь прогонов дорогих,
Не на почтовых, на своих...
Ударение обычного говора — ср. в I главе, строфа: "летя в пыли на почтовых" (см. также "не хвастал дружбой почтовою" — в "Путешествии Онегина"). В романе нередки двойные формы ударения: "Как в наши л е т а" и "Ни долгие л е т а разлуки" (II, XX); "для п р и з р а к о в" (II, XXXIX), "вы, п р и з р а к жизни неземной" (VI, XXXVI) и "п р и з р а к невозвратимых дней" (I, XLVI), "п р и з р а к а суетный искатель" (IV, XXII); встречаются слова с иным ударением, чем в общепринятом литературном говоре: "С у д ь б ы нас снова разлучили", "запоздалые о т з ы в ы", "Татьяна, с м о т р я на луну" и пр. Эта разноударность не всегда объясняется принудительностью стихотворного ритма; чаще причина данного явления коренится в разносоставности элементов книжного литературного языка, в отсутствии в языке Пушкина и его современников устойчивого согласия этих элементов: церковнославянизмы и диалектизмы неизбежно придавали фонетическую пестроту тогдашней речи (то же и для поэтов XVIII в.).
XXXVI
Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
Пушкин описывает въезд в Москву Татьяны Лариной и ее матери. Поэт передает свои патриотические чувства и лирическую взволнованность при воспоминании о любимой им столице своей родины. Большой труд был вложен поэтом в написание этой строфы. Творческая лаборатория Пушкина раскрывает наглядно, как "взыскательный художник" стремился найти самое точное выражение для своих мыслей, настроений. В черновой рукописи второй стих был написан с вариантами:
Иван Великий заблистал…
Блестит великая Москва …
Первопрестольная Москва.
Третий стих также нелегко дался:
И Кремль главами золотыми…
Ее крестами золотыми…
Блестя крестами золотыми…
Пушкин пишет, оставляя промежуток после первых двух слов.
Москва! Как …………. в этом звуке
Все чувства русского слились.
Затем он заполняет свободный промежуток в первом стихе словом сильно. В стихе:
Москва! Как сильно в этом звуке
зачеркивает сильно, заменяя словом много.
Зачеркивает:
все чувства русского ,
сверху пишет:
для сердца моего
и в слове: слились — заменяет и на о.
В беловую рукопись вместо личного моего вписывает слово, подчеркивающее связь поэта с народом: русского.
Так получились стихи:
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Сразу была написана третья строка:
Как сильно в нем отозвалось!
Далее следовали стихи:
В изгнаньи, в горести, разлуке
Москва! Как помнил я
Св[ятая] родина моя.
В этом куске в первом стихе он зачеркивает все, кроме последнего слова.
Во втором стихе вместо: помнил сверху пишет:
Жаждал и любил тебя.
Все три стиха зачеркивает. Сбоку написано:
Итак предчувствия сбы[лись]
Москва ………….. сбылось
Как жаждал.
Последние две строки зачеркнуты.
Пушкин нарисовал Кремль, собор с "крестами золотыми".
Вписав в беловую рукопись три стиха:
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе! —
поэт закончил XXXVI строфу стихами:
Москва!.. как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Так Пушкиным были созданы гениальные стихи, волнующие нас патриотическим чувством безграничной любви нашего национального поэта к родине.
Страница
9 - 9 из 10
Начало
|
Пред.
|
6
7
8
9
10
|
След. |
Конец
| Все
© Все права защищены
http://www.portal-slovo.ru