Славянские языки

Распадение древнеславянской общности. Южные славяне

Константин Философ скончался в Риме в 869 г., постригшись перед смертью и приняв монашеское имя Кирилл. Мефодий вернулся на Дунай в 870 г. после смерти князя Ростислава, когда у мораван усилилась пронемецкое влияние. По просьбе блатенского князя Коцела (сына Прибины), пытавшегося продолжать независимую антикаролингскую политику своего умершего сюзерена, папа учредил в городе Сирмие (совр. Митровица на нижней Саве) митрополию, подчинённую непосредственно Римской курии (т. е. независимую от Каролингов). В архиепископы был рукоположен Мефодий (как равноправный с архиепископом Зальцбургским). Сирмийскому митрополиту должно было непосредственно подчиняться всё духовенство Сербии, Среднедунайской низменности, Моравии, Богемии (Чехии), но против этого выступил баварский зальцбургский епископ, поддержанный всем каролингским духовенством.

После смерти Мефодия в 885 г. преследования последователей солунских учителей ожесточились, папа перестал их поддерживать. Ученики Мефодия Климент, Наум и Ангеларий были выдворены из терявшего самостоятельность и разваливавшегося Великоморавского княжества, но встретили добрый приём в Белграде и других болгарских владениях.

Своего наивысшего расцвета древнеболгарское государство достигло в княжение Симеона (прав. 893—927), распространившего свою власть до Эгейского и Адриатического побережья, принявшего в 915 г. титул царя Болгар и Ромейского кесаря и учредившего автокефальную Болгарскую патриархию. Столицы Древнеболгарского царства Преслав (на востоке) и Охрид (на западе) стали центрами старославянской книжности. Но "устроенное" глаголическое письмо соприкоснулось здесь с прежними традициями местных славян-христиан использовать для своего языка "без устроения" греческие буквы. В Охриде и особенно в Преславе стали подменять, где это было возможно, глаголические письмена соответствующими греческими, оставляя лишь для специфических славянских фонем глаголические буквы. Так сложилось письмо, названное по имени славянского первоучителя кириллицей. Чистая глаголица продолжала употребляться преимущественно в западных и северо-западных областях царства; кириллица постепенно распространялась из восточной Болгарии, где сильнее было греческое влияние.

К югу от словенцев, на Драве и Саве, находились племенные воеводства, образовавшие позже Славонию, а к западу от них, в Далмации, у Адриатического побережья, — герцогство Трпимировичей (его основатель, хорватский воевода Трпимир, княжил в 845—864 гг.), признавшее верховную власть каролингского императора и римского папы. К юго-востоку от владений Трпимировичей, на реке Саве, находились хорватские жупы (воеводства, "графства"), зависимые от болгарской династии Крумовичей, которыми правил наместник Ратимир, принявший крещение от руководимой Римом Аквилейской миссии, отправлявшей к посавским и подравским славянам проповедников с севера Адриатики − к славянам, жившим на берегах Савы и Дравы.

С Савы христианство распространилось на юг в Рашку, где правил род Вышеславичей, первым исторически засвидетельствованным представителем которого был жупан Властимир (прав. ок. 835—850), номинально признававший верховенство Византии. Его сын Мутимир принял крещение и сопротивлялся натиску болгар; выделялось также воеводство Петра Гайниковича (прав. 892—917) и др. Эти области принадлежали сербам и близкородственным им племенам. Собственные владения болгарских Крумовичей простирались на юго-востоке от земель, занятых предками сербов до Северного Эпира (у Отрантского пролива), Македонии (за исключением Солуни и Эгейского побережья) и до Родопских гор, Чёрного моря и Нижнего Дуная. Болгары потеряли после венгерского натиска значительную часть своих владений к северу от Дунайского левобережья, склона Карпат, но продолжали свою экспансию на юг, на македонские и фракийские области Византии, стремясь прорваться к Эгейскому морю (бол. "Бяло море").

В княжение Симеона возникла и стала развиваться литература на древнецерковнославянском языке. Выдающимися христианскими писателями был ученик Мефодия св. Климент Охридский (ум. в 916 г.) и Преславский епископ св. Константин Пресвитер. Перу Константина принадлежит "Учительное Евангелие".

В пределах снова терявшей самостоятельность Великой Моравии и сопредельных областей глаголица, несмотря на сопротивление немецкого духовенства, всё же распространилась. В "Прогласе" святой пресвитер призывал славян всех племён изучать грамоту на родном языке: "Слышите ныне от своего ума, слышите, славянские народы, слышите слово, кормящее человеческие души, укрепляющее сердце и ум <...> Как без света не может быть радость глазу, такова же и всякая душа без грамоты..." Для непросвещённого же разума речь на чужом языке — это "глас медного звона".

Когда великий князь Симеон добился от Константинопольского вселенского патриарха признания автокефальности (самостоятельности) болгарской православной церкви, её наместником был поставлен Иоанн Экзарх, крупнейший представитель южнославянской научной и теологической мысли, получивший блестящее образование в Византии. Ему принадлежит ряд переводов с греческого богословских теоретических трудов и "Шестоднев", в "Прологе" к которому восхваляется великолепие царского двора Симеона и прославляется его монаршая мудрость. В Преславе и Охриде начала зарождаться светская литература на старославянском языке.

После поражения и ухода Святослава из Болгарии Цимисхий присоединил к Византии всю её восточную часть вплоть до Дуная. Но в центре Балкан, на Вардаре, поднималось непокорное южнославянское племя брсиаков во главе с враждебным династии Крума болярином (гр. "комит" −  граф, боярин) Николой Шишманом и его четырьмя сыновьями. Младший сын Николы Шишмана Самуил, свергнув, ослепив, а потом убив отца и погубив братьев, объявил себя царём, а поддерживавшего его Охридского митрополита стал именовать патриархом. Столь внезапно возникшее разбойное царство Самуила в короткий срок подчинило не только все славянские княжества, входившие прежде во владения династии Крума, но присоединило и адриатические города южной Далмации (Леш—Плессио, Драч—Диррахий—Дураццо), весь Эпир.

Юго-восточнее Хорватии находились сербские жупы, зависимые от Болгарии или Византии. Наиболее значительными среди них были Рашка (со столицей Печ — в будущей Метохии) и Зета (на западе от Рашки, в горах). Рашские жупаны Вишеславичи погибли в борьбе с венграми, и власть перешла к жупану Клонимиру и его потомкам. В 931 г. Чеслав (Часлав) Клонимирович восстал против болгар и подчинил себе все соседние жупы до Савы и принял титул великого жупана. Однако после его смерти (ок. 960 г.) это объединённое княжество распалось.

Такого же характера были и славянские княжества к югу от Австрии и Венгрии. Герцог (воевода, лат. dux) Томислав Трпимирович (прав. 910—930 гг.), считаясь римским вассалом, объединил под своей властью Далматинскую (Ядранскую) и Посавскую (Славонскую) Хорватию и принял титул короля (лат. rex); однако с середины X в. это королевство начало слабеть и распадаться; богатевшие приморские города (Риека—Фиуме, Леш—Алессио, Бар—Антквари, Котор—Катарро, Трогир—Трау, Шибеник—Себенико, Сплит—Спалато, Задар—Зара, Дубровник—Рагуза) стали приобретать самостоятельность. В конце X в. почти вся приморская Далмация отпала от Хорватии и примкнула к Венеции.

Возвышение династии Рюриковичей на Руси совпало по времени с началом заката династии Крумовичей, последним великим представителем которой был первый царь на Балканах — великолепный Симеон. Ему наследовал его сын Пётр (прав. 927—969), при котором начались внутренние усобицы и мятежи, в 931 г. восстал жупан Рашка Чеслав, подчинивший своему княжеству и банов (воевод) других сербских земель, захвативший многие земли других сербских княжеств. Это объединение распалось после смерти Чеслава около 960 г. С 934 г. на земли балканских славян начали наступать венгры. В 976 г. войну с царём Петром начал византийский император Никифор Фока.


Страница 3 - 3 из 6
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру