Культурное наследие Руси как объект паломничества. Курс лекций. Часть I

Русь и Орда

Новый этап в истории Руси начался в XIII в., когда Киевская Русь оказалась под игом Золотой Орды. Контакты с кочевниками не были для Киевской Руси новостью — и в предшествующие века ее соседями были хазары, печенеги, половцы, с которыми Русь то воевала, то выступала в союзе, но которые не нарушали ее внутреннего равновесия.

В конце XII в. к востоку от тогдашней Руси на огромной территории степей от Китая до Причерноморья возникла империя кочевых народов, созданная Чингис-ханом (1162 - 1227), называвшаяся Ордой. Ядро ее составляли монгольские племена Восточного Забайкалья, к которым принадлежал и сам Чингис-хан; названием "татары" китайские хронисты называли всех жителей степи независимо от их этнической принадлежности. После смерти Чингис-хана его империя была разделена на несколько областей. Область, доставшаяся его внуку Батыю, располагалась на Волге и называлась Золотой (Большой) Ордой.

Продвигаясь в своих завоеваниях на Запад, воины Чингис-хана подчиняли себе все народы, встречавшиеся им пути. В Северном Причерноморье главными врагами ордынцев стали кочевые племена половцев. К войне с Русью ордынцы первоначально не стремились, но поскольку русские князья выступили в союзе с половцами, удар обрушился и на них. В 1223 г. в битве при р. Калке союзное войско русских и половцев потерпело поражение, однако это еще не было окончательным их разгромом. В те годы у ордынцев, ведших одновременно войну с Китаем, не было возможности завершить войну на Западе. Но когда двенадцатью годами позже такая возможность представилась, начался Великий Западный поход.

Подчинив Волжскую Булгарию, часть ордынцев стала преследовать половцев, оттесняя их к границам Венгрии, часть — во главе с ханом Батыем — стремилась на Русь. Были подвергнуты опустошению оказавшие сопротивление города Рязань, Владимир, Суздаль, Торжок, Козельск. После этого на Руси на два столетия установилось ордынское иго.

В то же время Северной Руси угрожала опасность с Запада — продвижение на Восток немецких рыцарей-крестоносцев, насильственным путем обращавших в католичество население завоеванных областей. Несмотря на военные успехи, достигнутые святым князем Александром Невским (победа в Невской битве 1240 г. и в 1242 — на Чудском озере), угроза оставалась.

Вести борьбу одновременно с двумя сильными противниками: Ордой и Западом — Русь не могла. В тогдашней обстановке подчинение Орде было меньшим злом, нежели подчинение Западу, значившее бы отказ от Православия. Орда в то время была еще в основном языческой и не стремилась к установлению какого-то единого вероисповедания на покоренных территориях. Закон, которому подчинялись ордынцы, — "Яса" ("книга запретов") предписывал веротерпимость.

Тем не менее, известны случаи, когда православные претерпевали в Орде мучения за веру — так, в 1246 г. в Орде погиб князь Михаил Черниговский, а в 1318 г. — князь Михаил Тверской, хотя его гибель была в значительной мере следствием интриг князей московских в борьбе за первенство между Москвой и Тверью.

Ордынское нашествие было воспринято современниками как страшное потрясение и бедствие, но истолковано по-христиански: его воспринимали как наказание, попущенное Богом за грехи. "Реальность этой кары утверждала сознание реальности греха… и ставила перед каждым проблему личного покаяния… В качестве реакции против угнетенного духовного состояния, вызванного татарским разгромом в русских душах и умах поднималась, росла и укреплялась волна преимущественно религиозного, но в то же время национального героизма" (Н. С. Трубецкой).

В эти годы начинается процесс основания на Русском Севере множества монашеских обителей. Поскольку ордынское нашествие воспринималось как кара за грехи, массовый уход от мира в это время стал актом как личного, так и всенародного покаяния.

Религиозное горение русских передавалось даже ордынцам. Среди самих татаро-монголов были и христиане: так, в 1009 христианство (правда, еретического, несторианского направления) приняло монгольское племя кераитов. В 1261 г. в Сарае, столице Золотой Орды было открыто подворье православного епископа. Титул его был "епископ Сарский", и он отстаивал интересы Руси при дворе ордынского хана. Церковь была освобождена от податей. В первый период у Руси была некоторая надежда на христианизацию Орды.

Случаи перехода ордынцев в православие были нередки. Так, сын хана Берке (мусульманина), исцеленный от болезни епископом Ростовским Кириллом, впоследствии переселился в Ростов, где основал обитель; он состоял в браке, но, затем, овдовев, принял постриг. Он умер в 1290 г. и впоследствии был причислен к лику святых под именем Петра, царевича Ордынского. В 1298 г. в Мещере со множеством подданных крестился "князь" Беклемиш, ставший родоначальником рода Мещерских. В 1301 г. в Москве с именем Иоанникий был крещен "царевич" Берка (родоначальник рода Аничковых). Внук хана Мамая крестился в Киеве с именем Александр и стал родоначальником рода князей Глинских. Мурза Чет, родоначальник рода Годуновых, крестившийся с именем Захария, стал основателем Костромского Ипатьевского монастыря — монастырь он основал на месте, где ему явилась Богоматерь с предстоящими, одним из которых был святой Ипатий Гангрский, в результате чего он получил исцеление от болезни.

Вообще, браки между русскими и ордынцами были весьма частым явлением. Так, сын святого князя Даниила Московского был женат на сестре хана Узбека Кончаке, названной в крещении Агафьей. Святой князь Феодор Ростиславич Ярославский и Смоленский был женат на дочери хана Менгу-Темира, названной в крещении Анной и отличавшейся благочестием. Потомком ордынского баскака был преподобный Пафнутий Боровский — его иконография сохраняет монголоидные черты.

Московский Чудов монастырь (разрушенный после революции) был основан Московским Митрополитом, святителем Алексием, в память чудесного исцеления от слепоты жены хана Джанибека Тайдулы на месте, подаренном ему ханом в благодарность за исцеление. Прежде на этом месте был двор для послов Золотой Орды. Существует икона — "Исцеление святителем Алексием Тайдулы" — в Москве чтимый список ее находится в храме Илии Пророка в Черкизове.

После 1312 г., когда хан Узбек насильственно насадил в Орде ислам, Орда стала представлять для Руси более значительную опасность. Однако ордынцы, несмотря на требования ислама, по-прежнему не требовали от русских отречения от православной веры. По-прежнему бывали случаи перехода ордынцев в Православие. Так, в 1393 г. святой Митрополит Киприан крестил троих знатных слуг хана, дав им имена библейских трех отроков — Анании, Азарии и Мисаила.

Тем не менее, господство Орды было внутренне чуждо и оскорбительно для русского национального самосознания. Когда Московская Русь достаточно окрепла, началось постепенное освобождение от ига. Знаменательной вехой на этом пути стала Куликовская битва 1380 г., и хотя период ига продлился еще более ста лет, самоощущение русского народа было уже совершенно иным.

Традиционно ордынское иго считалось пагубным для Руси. Так, В.О. Ключевский называл его "самым тяжелым воспоминанием русского народа". Русской культуре оно нанесло значительный урон. В огне пожаров погибло огромное количество книг и икон, было разграблено и уничтожено множество храмов. На столетия практически замерло каменное строительство, продолжавшееся только на севере, куда завоеватели не дошли; техника каменного троительства была утрачена; упростились формы прикладного искусства. В то же время духовный подъем привел к расцвету иконописи, достигшему высшей точки в XIV – XV вв.

Противостояние иноземному влиянию привело к созданию специфически национальных, самобытных форм в искусстве. От XIV – XV вв. до нас дошли только новгородские каменные строения. Однако можно сказать, что здесь в это время выкристаллизовался древнерусский национальный тип храма, примерами которого могут служить многочисленные сохранившиеся до сих пор церкви Новгорода.

Н.С.Трубецкой писал, что эпоха ордынского ига была "одновременно эпохой высоких взлетов и глубоких падений". Оценить ее однозначно трудно. Безусловно, русские в этот период являли не только высокие образцы подвижничества и стояния за веру. Нередки были и противоположные примеры: угодничество, предательство. "Татарщиной" многие историки объясняли как деспотизм российских правителей, так и свойственные русским периодические всплески разрушительной стихии — "русский бунт, бессмысленный и беспощадный". Именно ордынское иго привело к разделению восточнославянского племени на три ветви: великорусскую, малорусскую и белорусскую.

Тем не менее, в этот период осуществился некий новый синтез, в результате чего возникло новое сильное Московское государство, непохожее на Киевскую Русь.

Вполне правдоподобна мысль "евразийцев" (Н.С. Трубецкого, Л.Н. Гумилева и др.), что мистическую идею государства Русь восприняла не только от Византии — но и от Орды. Оказавшись включенной в ордынскую систему государственности, Русь осознала очевидные преимущества централизованной власти. Контакт с Ордой предопределил последующее движение России на Восток.

Литература:

1.Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига. М., 1989.
2.Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М., 1950.
3.Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989.
4.Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992
5.Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. (Материалы юбилейной научной конференции). М.. 1983.
6. Лурье Я.С. Россия древняя и Россия новая. СПб, 1997.
7.Славяне и их соседи. Славяне и кочевой мир. М., 1998.
8.Трубецкой  Н.С. Наследие Чингисхана. М., 1999.


Московское государство

Следующим этапом становления России явилось объединение разрозненных княжеств под властью князей московских. Это объединение началось уже с конца XIII — начала XIV в правление князей Даниила Александровича, сына святого Александра Невского, и Ивана Даниловича Калиты. В объединении Руси под властью Москвы ведущая роль принадлежала Церкви. Важным моментом в укреплении ее авторитета было перенесение митрополичьей кафедры из Владимира в Москву, совершенное святителем Петром, митрополитом Киевским и Всея Руси. Активную объединительную политику проводил святой Митрополит Алексий, в годы малолетства князя Димитрия Донского бывший фактическим правителем Московского государства.

Пройдя нелегкое испытание ордынского ига, придя, наконец, к мысли о необходимости сильного единого управления, Московская Русь заявила о себе как о новом, могущественном государстве. Ордынское иго воспринималось народным сознанием как насилие, кочевой Восток был чужд славянской природе. Поэтому, восприняв от Орды некоторые элементы государственного строительства, русские облекли их в христианские, византийские формы.

Параллельно с процессом освобождения от власти Орды шло пробуждение нового интереса к духовному наследию Византии, опять-таки воспринимаемое через посредство Болгарии и Сербии — так называемое "второе южнославянское влияние", принесшее на Русь значительный объем переводной литературы и стимулировавшее развитие оригинальной письменности.

Хронологически освобождение Руси от ордынского ига почти совпало с падением Византии. В 1453 г. Константинополь был захвачен турками и государство с тысячелетней историей перестало существовать. Десятью годами раньше, в 1439 г. на Ферраро-Флорентийском соборе иерархической верхушкой Константинопольской Церкви была подписана уния с католиками. Это был чисто политический акт, попытка найти союзника на Западе и спасти гибнущее под натиском турок государство, среди основной массы греческого народа это деяние не нашло сочувствия, однако в сознании православного мира авторитет Константинополя сильно пошатнулся. В эти же годы (1448 г.) митрополитом московским вопреки воле Константинопольского патриарха был избран святитель Иона.

Сцепление этих событий невольно наталкивало на мысль, что Руси уготована особая миссия — стать преемницей Византии, хранительницей и защитницей чистой и неповрежденной православной веры. Иван III уже сознательно следует этой мысли. Вступив в брак с племянницей последнего византийского императора Софией Палеолог, он основывает династию, по духу и крови восходящую к византийским правителям. Он принимает герб Византии — двуглавого орла, атрибуты власти: саккос, бармы и т.п., в документах именует себя "царем". До этого "царем" на Руси называли сначала византийского императора, потом — ордынского хана. В 1480 г. Иван III окончательно порывает с Ордой. Московская Русь становится независимой.

Однако христианской империей Русь в полной мере ощущает себя только при Иване IV, после покорения Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств. С этого времени начинается продвижение России на Восток. В 1558 г. купцы Строгановы получают вотчины в Пермском крае и начинают освоение Сибири. Именно они посылают в Сибирь казачьи отряды во главе с Ермаком. В конце XVI в. возникают первые сибирские города: Тюмень, Тобольск, Верхотурье. Подчинение Москве Новгорода в 1478 г. фактически присоединило к Москве весь русский Север.

Идеология Московского государства в XVI в. нашла выражение в доктрине "Москва — Третий Рим". Создателем ее называют Филофея, старца псковского Спасо-Елеазарова монастыря. Свое учение он формулирует следующим образом: "Первый Рим пал от нечестия, второй (Константинополь) — от нашествия агарянского, третий Рим — Москва, а четвертому — не бывать".

Имперский размах Московского государства нашел отражение в различных областях культуры. Для архитектуры этого периода характерна устремленность ввысь: в деревянном и каменном зодчестве распространяются шатровые и столпообразные формы. Наиболее впечатляющим выражением теории "Москва — Третий Рим" стал ансамбль Московского Кремля, для создания которого специально пригласили итальянских зодчих. Обращение к итальянцам было вызвано тем, что за века ордынского ига техника каменного строительства была утрачена и грандиозные по замыслу постройки рушились. Однако русские оказались способными учениками. Так, если московскую одностолпную Грановитую палату строят в 1491 г. итальянские мастера, то несколькими годами позже русские мастера строят точно такую же в Иосифо-Волоцком монастыре. В свою очередь, итальянские зодчие ориентировались на русские образцы. Образцом для той же Грановитой палаты послужила Владычная палата в Новгороде. В этом проявилась еще одна особенность русской культуры, отмеченная в свое время И.Э. Грабарем: способность привлекать иноземные силы и с их помощью создавать самобытные национальные творения.

Весь строй жизни Московского государства пронизан церковностью. Мировоззрение людей этой эпохи отличалось цельностью, во многом чуждой и непонятной современному человеку. Быть православным для человека той эпохи значило не столько иметь рассудочное согласие с раскрытыми Церковью догматами, но главное — быть верным Церкви во всех сферах жизни. Н.С. Трубецкой называл это свойство "бытовым исповедничеством". Оно отражено в таком выдающемся письменном памятнике XVI в. как "Домострой", который начинается рассуждением об истинном Боге, а завершается чисто хозяйственными предписаниями о трапезе в пост или мясоед, о бережном хранении продуктов, о чистоте и порядке в доме. Удовлетворение всех своих духовных запросов человек Древней Руси находил в богослужении. Вероучительные и нравственные истины усваивались через церковную службу. Она же давала чувство близости Бога, являющееся залогом истинности веры и гармонии внутреннего состояния.

"Ответ на вопрос об абсолютном добре, получаемый в религии, имеет характер истины, выраженной в конкретной форме, в форме полнокровной жизни. Такой ответ стоит выше философии, потому что она дает знание лишь в отвлеченной форме". (Н.О. Лосский).

Вопреки распространенному мнению о низком культурном уровне москвитян, факты свидетельствуют о широком распространении грамотности, о любви к чтению. Излюбленным домашним чтением были жития святых, дававшие образец для подражания. Центрами просвещения были монастыри, многие из них имели богатейшие библиотеки. Необходимость вызывала появление полемических сочинений. Так, в процессе борьбы с ересью жидовствующих был написан "Просветитель" преподобного Иосифа Волоцкого, — сборник полемических слов, который называли первым оригинальным богословским сочинением Древней Руси. В те же годы в Новгороде под руководством новгородского архиепископа святителя Геннадия создается так называемая Геннадиевская Библия (1499) — первое полное собрание библейских книг Ветхого и Нового Заветов в славянском переводе.

Для московских книжников XVI в., как и киевских XI в. характерно стремление осознать роль и место своего государства в мировой истории. В годы первосвятительства Московского Митрополита святителя Макария создается свод бытовавшей на Руси духовной письменности — Великие Четьи Минеи; собираются и сводятся воедино летописи различных областей. В 60-е гг. XVI в. в Москве начинается книгопечатание.

Независимость Русской Церкви приобретает законченную высшую каноническую форму в 1589 г., когда согласно соборному определению Константинопольского Патриархата на Руси устанавливается патриаршество. Патриарх Русской Православной Церкви, как предстоятель единственной независимой православной державы, стал поминаться пятым в ряду православных патриархов — после Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского.

Еще одна важная особенность, выгодно отличавшая Московское государство (и шире — Допетровскую Русь) от Петровской и императорской России — это нравственное единство общества. Вера, обычаи, уклад жизни боярина и крестьянина XVI в. были едины. Существовало различие в уровне жизни, но оно было количественное, а не качественное. Только со времени петровских реформ между высшими и низшими классами России образовалась пропасть.

Вышеперечисленные положительные свойства делали Московский период любимым временем славянофилов, отражавшим их представления об идеальном государстве. Однако идеализировать его было бы неверно. История Московского государства не была спокойной и безмятежной. XV в. был полон княжескими распрями в борьбе за московский престол, в XVI в. тяжелый след оставило правление Ивана Грозного. Не случаен конфликт между ним и московским митрополитом Филиппом, пытавшимся воспрепятствовать жестоким казням. Не случайно и то, что в числе святых XVI – XVI вв. мы находим множество юродивых и блаженных, презревших неправедные законы мира.

С окончанием правления Грозного и с безвременной смертью его наследников пресеклась династия Рюриковичей. Это положило начало смуте, длившейся около пятнадцати лет и открывшей путь западному влиянию. С воцарением династии Романовых мир восстанавливается, однако при видимости затишья в течение XVII в. в России назревают внутренние противоречия, приведшие в конце века к старообрядческому расколу и к радикальным реформам Петра I.

Литература:

1. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетии. М., 1993.
2. Кудрявцев М.П. Москва — Третий Рим. Историко-градостроительское исследование.
3. Лихачев Д.С. Культура Руси эпохи образования Русского национального государства. М.–Л. 1946.
4. Мейендорф И.. прот. Византия и Московская Русь. Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV в. СПб.. 1990.
5 .Пашуто В.Т. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. М., 1982.
6. Синицына Н.В. Третий Рим. История и эволюция русской средневековой концепции (XV – XVII вв.). М.. 1998.
7. Скрынников Р.Г. Государство и Церковь на Руси XIV – XVI вв. Подвижники Русской Церкви. Новосибирск, 1991.
8. Скрынников Р.Г. Третий Рим. СПб., 1998.
9. Соболевский А.И. Образованнность Московской Руси XVI –XVII вв. СПб., 1894.
10. Тихомиров М.Н. Россия в XVI столетии. М., 1962.
11. Успенский Б.А. Царь и Патриарх: Харизма власти в России.: (Византийская модель и ее русское переосмысление). М.. 1998.
12. Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV – XV вв. М., 1960.


XVII в. в русской истории. Старообрядческий раскол

К середине XVII века Русь достигла значительной политической и экономической мощи. Внешне это выглядело как время полного и незыблемого благополучия. Иностранцы, посещавшие Россию, удивлялись богатству московских государей. Архитектура этого периода сказочно красива. Деревянное зодчество достигает своего расцвета, но наряду с этим начинает широко распространяться каменное строительство. Многие московские храмы, документально известные еще с XIV – XV вв. именно в XVII в. отстраиваются в камне и приобретают те формы, которые дошли до наших дней. Каменные храмы возводятся не только в Москве, но и в других городах — Суздале, Ростове, Переславле Залесском. Все это свидетельствует о богатстве и силе русского государства. Однако середина XVII столетия ознаменовалась трагическим событием, до сих пор не преодоленным — старообрядческим расколом.

Доктрина "Москва — Третий Рим" таила в себе серьезную опасность, предъявляя слишком высокие требования как к Церкви, так и к государству. Поместная Русская Церковь воспринималась как хранительница всей полноты Православия, а русский царь — как единственный законный православный правитель.

Нарушение равновесия, сомнение в истинности одного или другого компонента, влекло за собой кризис и ломку всей системы.Сам славянский перевод греческого слова "Ортодоксия" как "Православие" свидетельствует о том, что первостепенно важной у славян считалась правильность прославления Бога, предполагающее общение с Ним, а не просто правильное представление о Нем. В Московской Руси богослужение, обряд занимали центральное место в духовной жизни, поэтому искажение обряда считалось недопустимым. Систематическое богословское образование на Руси действительно отсутствовало, разница между догматом и обрядом массами не ощущалась, тем не менее само по себе изменение обряда едва ли могло привести к столь тяжелым последствиям.

Изучение различных списков Священного Писания и других богослужебных книг показывает, что книжная справа не была на Руси чем-то исключительным. Книги переписывались и исправлялись, церковные обряды приобретали местные особенности — и это был естественный процесс. В исправлении книг при патриархе Никоне причиной резкого противодействия в значительной мере был его властолюбивый характер.

В XVII в. Россия являлась покровительницей всего православного мира. В 1653 г. произошло воссоединение Украины с Россией. Россия, таким образом, выступила в поддержку единоверцев, находившихся под властью католической Польши. Восточные патриархи, приезжавшие в Москву за материальной помощью, старались утвердить царя и патриарха в мысли о том, что Россия призвана освободить христианский Восток от власти турок и стать во главе всего православного мира. Этот план увлек патриарха Никона масштабностью духовно-политических представлений о месте Московского государства и Церкви.

В этой связи примечательны грандиозные постройки, возводившиеся по плану и под непосредственным наблюдением Никона. Это Иверский Валдайский монастырь на Валдайском озере, построенный в 1653 г. по образцу Афонского Иверского монастыря, и являвшийся своего рода молитвенным напоминанием о связи Руси как с Афоном, так и с Грузинской (Иверской) Православной Церковью; Крестный монастырь на острове Кие в Белом море (основанный в 1656 г.), где хранился кипарисовый крест, бывший точным подобием иерусалимского Креста Христова; наконец — подмосковный Воскресенский монастырь "Новый Иерусалим", заложенный в 1657 г., главный собор которого в плане соответствует иерусалимскому храму Гроба Господня. Эти строения как бы переносили на Русь святыни вселенского Православия, утверждая ее духовное первенство в православном мире.

Только в этой связи можно понять смысл и значение предпринятой книжной "справы" и унификации богослужебного обряда. Инициаторами их были приезжавшие на Русь греки, которые отмечали разницу в богослужении греческой и русской Церквей. По мнению патриарха Никона исправление книг по греческим образцам возвысило бы Русь и упрочило ее первенствующее положение на Христианском Востоке. Однако его противники увидели в этом измену истинному Православию, поскольку Православие греческое считалось "поврежденным". В этом утверждении была доля истины: после Флорентийской унии греческие книги издавались в Венецианской типографии и правились по западным образцам, некоторые обряды (как, например, троеперстие) были позднего происхождения, и нельзя сказать, что они чем-то лучше и точнее прежних с точки зрения богословского содержания. Хотя экспедицией Арсения Суханова с Афона были привезены многочисленные греческие книги, реально исправление текстов проводилось по новопечатным греческим, а также украинским и белорусским книгам, уже приведенным в соответствие с западными. Справщиками были малороссийские монахи, репутация которых далеко не всегда была безупречна и для которых не много значили древние традиции московского благочестия. Все это вызывало резкое неприятие круга "ревнителей древнего благочестия", к которому первоначально принадлежал и сам Никон.

В своих взаимоотношениях с царем Алексеем Михайловичем патриарх Никон стремился к ведущей роли. Он утверждал, что "священство выше царства", претендуя на власть, которой до сих пор Церковь не обладала. Это в конечном итоге вызвало его расхождение с царем и навлекло на него опалу. Отход Никона от дел дал возможность его противникам активизироваться и начать противодействие проводимым реформам. Однако Собор 1666 г., в котором принимали участие восточные патриархи, низложив Никона, осудил и его противников, а собор 1667 г. предал анафеме приверженцев "старой веры".

С этого времени начались преследования раскольников, наиболее ревностные из них — как, например, известный протопоп Аввакум, — были казнены. Оплотом старообрядчества стал Соловецкий монастырь. В течение восьми лет продолжалась осада монастыря правительственными войсками. В Москве в связи со старообрядческими волнениями проходили бунты стрельцов. Вожди старообрядчества были казнены, но это не прекратило смуту. Неоправданно жестокие меры, предпринимаемые властью, оскорбляли религиозное и национальное чувство и только обостряли противоречия. Для русской истории раскол имел самые трагические последствия. "В народе проснулось подозрение, что православное царство, Третий Рим, повредилось, произошла измена истинной веры. Государственной властью и высшей иерархией овладел антихрист. Народное православие разрывает с церковной иерархией и государственной властью и уходит под землю" — писал Н. А. Бердяев, — Раскол делается характерным для русской жизни явлением... В видимом царстве царит неправда. В московском царстве, сознавшем себя Третьим Римом, было смешение царства Христова, царства правды, с идеей могущественного государства, управляемого неправдой Раскол был обнаружением противоречия, был последствием смешения".

Внешне конец XVII в. еще отмечен процветанием. Возводятся удивительные по красоте ансамбли Ярославского кремля, Ростовского митрополичьего двора, монастырей — Иосифо-Волоцкого, Николо-Вяжищского, крепость Кирилло-Белозерского монастыря. В архитектуре распространяется стиль нарышкинского барокко, который уже носит отпечаток западного влияния. Однако, несмотря на внешнее великолепие, внутренне это время также, как и начало XVII в., является смутным. Уверенность в правильности избранного исторического пути поколебалась, обострились противоречия, обнаружилась военная и техническая отсталость Московского государства. Путь национальной обособленности и контакта с Востоком, казалось, завел в тупик. Таким образом почва для петровских реформ была готова: России предстояло сблизиться с Западом.
 
Литература:

1. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X – XVII вв.
2. Домострой. М., 1990.
3. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII. М., 1990.
4. Зеньковский С. Русское старообрядчество. М. 1995.
5. Каптерев Н. М. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. М., 1887, 1913.
6. Каптерев Н.М. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII веках. М., 1914.
7. Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве. М., 1937.
8. Рябушинский В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство. М., 1994.
9. Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. М.. 1996


Страница 3 - 3 из 6
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру