Культурное наследие Руси как объект паломничества. Курс лекций. Часть I

Наследие Запада

Эпоху третьего синтеза, связанную с началом царствования Петра I и охватывающую XVIII - XIX вв., невозможно рассматривать без понимания тех духовных, социально-экономических и политических процессов, которые произошли в Западной Европе и сделали ее такой, какой она вошла в контакт с Россией уже с середины XVII столетия. Как русская культура сформирована Православием, без которого ее невозможно понять, так для понимания культуры Запада необходимо учитывать определяющее влияние на нее западного христианства.

Судьба христианской Церкви по-иному складывалась в Западной части Римской империи по сравнению с восточной. В то время как в Восточной Римской империи существовало несколько древних апостольских кафедр, являвшихся своеобразными центрами духовного притяжения, то на Западе апостольская кафедра была всего одна — в Риме, где в первые века Церкви были массовые мучения христиан. В результате этого авторитет римского епископа был очень высок. После разорения Рима варварами Западная Римская империя долгое время пребывала в состоянии раздробленности. Значение римского первосвященника еще более возросло в связи с тем, что только его духовная власть объединяла разрозненную Европу.

Одним из высших достижений античной римской культуры было римское право. Администрация, способность управлять — это то, в чем римляне проявили наибольшие дарования. Эта сфера была унаследована и Западной Церковью. В то время как восточных византийских богословов в большей степени интересовали глубокие мистические вопросы, западное богословие преимущественно сосредоточивалось на проблемах практической дисциплины и организации.

Слияние и сосредоточение в одних руках духовной и светской власти — одна из важнейших особенностей Римской Церкви. Это сказывается даже в атрибутике. Если отличительным знаком православного епископа является панагия — образ Божией Матери, который носят на груди, — то знак католического епископа — перстень, символ феодальной власти, землевладения. Епископами Католической Церкви, действительно, часто становились наследники феодалов. Дело в том, что на Западе в наследовании господствовал принцип майората, по которому имение переходило к старшему сыну. Младшие сыновья, вынужденные искать себе применения, зачастую избирали духовную карьеру, не имея к этому никакого призвания и в душе оставаясь феодалами. Юридическое представление о сущности власти римского первосвященника привело к утверждению, что он — наместник апостола Петра на римской апостольской кафедре и глава всей христианской Церкви.

Восточная Церковь с самого начала признавала богослужение на национальных языках, тогда как на Западе существовало мнение, что в богослужении приемлемы только три языка: древнееврейский, греческий и латинский. Богослужебным языком католической церкви была латынь, язык абсолютно чуждый заселившим к середине первого тысячелетия н.э. Европу варварским племенам. Для культуры это явление дало и некоторые положительные результаты. Оно явилось причиной, с одной стороны, раннего развития не связанной с Церковью литературы на национальных языках, а с другой — разделения, разграничения отдельных сфер знания. Вплоть до XIX в. латынь была единым европейским языком богословия и науки.

В то время как Восточная Церковь главным праздником считает Пасху, Светлое Христово Воскресение, на Западе более важным праздником считается Рождество Христово. Для западной аскетической традиции характерна особая сосредоточенность вокруг страданий Христа, требующая чувственного сопереживания — вплоть до появления на теле стигматов — язв, подобных тем, что остались на теле Господа.

Со временем между Восточной и Западной Церквами возникли догматические различия. Отчасти этому способствовало различие между основными языками богословия — греческим и латинским. Греческий язык в большей степени был языком философии, в нем была разработана богатая терминологическая система.

Сама его грамматическая структура позволяла образовывать сложные слова, отражающие тонкие оттенки понятий. Латинский больше был разработан как язык права, перевод на него философских терминов не всегда был точен. В то же время, римская привычка властвовать и непоколебимый авторитет папы исключали возможность уступок в этой области.

Все эти отличия возникли не вдруг — они формировались постепенно. Только в 1054 г. произошел разрыв отношений между Западной и Восточной Церквами. Немалую роль в этом процессе сыграли крестовые походы, которые явились первым важнейшим фактором, предопределившим последующее состояние Европы. Крестовые походы окончательно раскололи Европу на Западную (католическую) и Восточную (православную) части. Крестовые походы нанесли непоправимый ущерб государственности и культуре Византии, и в то же время полностью оторвали западноевропейский христианский мир от древней, святоотеческой традиции.

Православный Восток воспринял крестоносцев как агрессоров, и, естественно, это восприятие перенес на всю западную церковь в целом. В сознании западных христиан укоренилось представление о восточных как о еретиках, "схизматиках" — т.е. раскольниках. Хотя причиной окончательного разрыва была политика, он лишь подтвердил существование пропасти, образовавшейся уже давно. Этот разрыв до сих пор остается непреодолимым. Вторым фактором стало появление новой социально-экономической структуры — городов, где формировались производства, создавалась новая система экономических взаимоотношений через рынок, вводились в свободное обращение монеты. Третьим фактором было становление государств, независимых от некоей центральной военно-политической власти — таких, как королевства Англия, Ирландия, Шотландия, Швеция, Голландия, Дания, Бельгия, Франция, Испания, Германия с отдельными разрозненными землями. Чрезвычайно важным для формирования европейской цивилизации был период великих географических открытий, открытие Нового Света, приток богатств из колоний, превращение некоторых европейских стран в колониальные державы.

Наиболее зримым фактором послужило искусство Италии эпохи Ренессанса. Хронологические границы эпохи Ренессанса или Возрождения в науке дискутируются. Высший расцвет Ренессанса наступил в XVI в. Возрождение интереса к языческой античности произошло в значительной мере как реакция на средневековую "мрачность", о которой уже было сказано. Сохранившиеся на территории европейских стран многочисленные памятники античного Рима, пусть даже в виде руин, возбуждали к себе интерес и утверждали иное мировоззрение, отличное от аскетического христианского. В то же время упомянутая религиозная чувственность, также являвшаяся одной из особенностей католичества, сделала возможным облечь христианское содержание в античные формы. С точки зрения искусства этот синтез был плодотворен, поскольку способствовал созданию многих шедевров художественного творчества, но с духовной точки зрения это было искажение и подмена. Изображение невидимого, духовного мира подменялось изображением мира земного. Тяжелая человеческая плоть "украшает" своды возрожденческих католических соборов. Совершение богослужения на латыни, непонятной большинству слушателей, привело к разрыву первоначально единых слова и музыки. Католическая Церковь допускала использование музыкальных инструментов в богослужении — постепенно музыка заслонила собой слово. В качестве литургической музыки могли использоваться светские мелодии.

Наконец, важнейшим рубежом в истории Западной Церкви и западного общества стала эпоха Реформации. Реформация — общественное движение, принявшее форму борьбы против католической Церкви. В основном это была реакция на запрещение богослужения на национальных языках, на отрыв церковной иерархии от народа, на сближение ее с феодальной верхушкой. Реформация не была процессом однородным. Она внесла ряд как положительных, так и отрицательных изменений. Перевод Библии на национальные языки, вдумчивое изучение текста Священного Писания, приближение духовенства к народу — были моментами вполне положительными, но отрицательным было то, что реформы часто означали отрицание неотмирной природы Церкви, выхолащивание ее мистической сущности. Это явление чутко передал Тютчев в своем стихотворении "Я лютеран люблю богослуженье…":

Я лютеран люблю богослуженье,
Обряд их строгий, чинный и простой.
Сих голых стен, сей храмины пустой
Понятно мне высокое значенье.

Вы слышите? Собравшися в дорогу
Последний раз здесь вера предстоит.
Еще она не перешла порога,
Но дом ее уж пуст и гол стоит.

Еще она не перешла порога,
Еще за ней не затворилась дверь,
Но час настал, пробил. Молитесь Богу!
В последний раз вы молитесь теперь.

Протестантский рационализм действительно является последней ступенью перед открытым отрицанием Бога. Из этого, разумеется, не следует, что каждый протестант рано или поздно приходит к такому отрицанию — напротив, многие из них являются очень религиозными людьми. По степени радикальности реформы, проведенные в разных странах, неодинаковы. Общим является то, что протестанты отрицают почитание икон, мощей; у них отсутствует институт монашества. В остальном процесс шел по-разному в разных странах.

В XV в. национальное движение началось в Чехии. Возглавил его католический священник Ян Гус, выступавший за возрождение исконных славянских духовных енностей. Возможно, в Чехии еще жило воспоминание традиции, заложенной святыми Кириллом и Мефодием, но трагедия Гуса была в том, что он не знал Православия. Гуситское движение было подавлено и Чехия со временем все сильнее подвергалась немецкому влиянию, утрачивая память о православных корнях. Тем не менее, мощи православных святых, чешских правителей Вячеслава и его бабки Людмилы, сохраняются до сих пор и привлекают в Чехию православных паломников.

В Германии движение Реформации возглавил Мартин Лютер. Поскольку он был монахом, человеком не чуждым духовности, в своих реформах он был довольно осторожен. У лютеран сохраняются основные элементы литургии, преемство в рукоположении. На уровне этики у них высокое отношение к семье, браку, прекрасно поставленная диакония. Лютеранской по учению является церковь Швеции, которая, однако, сохраняет всю атрибутику католичества.

Глава движения реформации во Франции, Жан Кальвин, был юристом, человеком совершенно светским. В результате он в своих реформах пошел гораздо дальше. Его последователи во Франции назывались гугенотами, современное их название — кальвинисты или реформаты. Для реформатов церковные обряды — только символы. По их мнению, мерой благословения Божьего служит успех в трудах; труд же является успешным постольку, поскольку он благословлен Богом.

В основу своей деятельности они поставили трудолюбие, предприимчивость. Колонисты в Соединенных Штатах в основном были реформатами, беженцами из Франции, Швейцарии, более всего — из Шотландии. Именно кальвинизм в значительной мере создал прагматический дух нынешней Америки.

В Англии отделение от Католической Церкви началось по инициативе короля Генриха VIII по причинам личным и политическим: королю было отказано в разрешении на второй брак. В результате реформы Церкви в Англии образовался широкий спектр исповеданий. Есть "высокая", епископальная, и "низкая", пресвитерианская Церковь. "Высокой" придерживается двор короля и аристократия. По содержанию эта Церковь протестантская, но по форме—католическая. "Низкая" простонародная Церковь, утратила связь с католическим обрядом, отвергнув не только форму, но и мистическую сторону, ее деятельность в значительной мере сводится к религиозному просвещению.

В целом можно сказать, что в центре внимания лучшей части западной христианской цивилизации стоит практическая миссия Церкви — диакония, т.е. социальная работа. Но это сейчас. Что же касается XVIII в., когда Россия впервые испытала влияние Европы, западное христианство находилось в состоянии кризиса и брожения, что, в свою очередь, наложило отпечаток на европеизированную Россию. Со всем этим сложным, многоликим, многообразным организмом и встретилась уже Московская Русь, разоренная в годы смуты и подвергшаяся внутренней нестабильности. Во всяком случае, несмотря на самобытность, отдаленность от всех общеевропейских процессов, при уже втором царе династии Романовых, Алексее Михайловиче, западное влияние свободно проникало через шляхетскую Польшу и Украину, через контакты во время войны со Швецией (1656 - 1661 гг.). Все это определило дальнейший путь интеграции России в европейскую культуру. Ко времени Петра "окно в Европу" уже существовало, ему осталось только широко распахнуть его.

Литература:

1. Бедуелл, Ги. История Церкви. М., 1996
2. Гергей, Е. История папства. М., 1996
3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.. 1991.
4. Зноско-Боровский М., прот. Православие, римокатоличество, протестантизм и сектанство. М., 1998.
5. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России. СПб. 1852
6. Огицкий Д.П., Козлов М. Православие и западное христианство. М., 1999


Период европеизации России

Итак, с началом XVIII в. начинается новый, ближайший к нам по времени период истории, наследием которого мы живем до сих пор. XVIII в. — это век особого трагизма отечественной истории. Мы не будем останавливаться на хорошо известных событиях гражданской истории — нам важно показать глубинное брожение, которое заняло без малого сто лет. Главным в этот период было то, что Россия искала свой путь. По степени радикальности перемен петровскую эпоху можно сравнить разве что с революцией 1917 г. Петр действительно, по образному выражению Пушкина, "Россию вздернул на дыбы". В оценке этих перемен до сих пор нет единства. В середине XIX в. именно отношение к петровским реформам разделило тогдашнюю интеллигенцию на "западников" и "славянофилов". В.О. Ключевский назвал эти реформы "камнем, на котором оттачивалась русская историческая мысль". Славянофилы видели в них отход от исконных русских основ, уклонение от предопределенного России пути, измену национальному своеобразию. Западники, напротив, отрицали какое бы то ни было своеобразие исторического пути России, считая, что Петр явился спасителем страны, выведя ее из состояния отсталости и национальной замкнутости. И в той и в другой точке зрения была своя правда и своя неправда.

"Славянофилы были неправы, потому что именно в петровский период истории был расцвет русской культуры, было явление Пушкина и великой русской литературы, пробудилась мысль... — писал Н.А. Бердяев. — Западники были неправы потому, что они ... не видели того, что все же видели славянофилы: страшного насилия над народной душой, произведенного Петром".

Реформы Петра имели и положительные результаты и отрицательные последствия. С одной стороны, благодаря военной реформе Петра Россия обрела регулярную армию и флот, смогла решить свои внешнеполитические задачи. XVIII в. памятен многими славными победами русского оружия. Надо сказать, что и забота государства о своем воинстве была велика. Достаточно вспомнить хотя бы некоторые великолепные здания, до сих пор украшающие своим величием Москву, которые были построены для инвалидов баталий петровского и екатерининского времени: госпитали, больницы — Первую и Вторую градские, Екатерининскую больницу на Сретенском бульваре, госпиталь в Лефортове. Со времени Петра в России стала развиваться наука. В 1724 г. им была учреждена Петербургская Академия наук. В Россию были приглашены видные иностранные ученые — такие как Л. Эйлер и Д. Бернулли. Открылись пути для развития отечественной науки, оказался востребованным всесторонний гений М.В. Ломоносова. Стали, по европейскому образцу, на профессиональном уровне развиваться отдельные отрасли науки и техники, в каждой из которых сложилась своя русская национальная школа. Интенсивно развивалась историческая мысль. В течение века появляются капитальные труды по русской истории — В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина.

Петр не только распахнул "окно в Европу", но и открыл Европе Россию, которая, за короткий срок научившись говорить языком европейской цивилизации, смогла, в свою очередь, оказывать влияние на нее самое. Правда, XVIII в. в этом отношении был еще веком ученичества и поиска путей, и только в XIX в. европейская форма смогла наполниться национальным содержанием.

То же можно сказать и о памятниках материальной культуры, но здесь синтез проявился раньше. Русское зодчество XVIII в. поражает изяществом форм, в изобразительном искусстве возникает глубокий интерес к внутреннему миру человека. В это время образовывается особая сфера — культура дворянской усадьбы, явившая синтез исконного русского уклада жизни с возрожденческой европейской культурой. Все эти явления заслуживают отдельного и более подробного рассмотрения.

С другой стороны, нельзя не отметить отрицательных последствий петровских реформ. В "открытое окно" из Европы хлынул поток людей далеких от духовных ценностей. Это были в основном хищники и авантюристы всех мастей, жадные до власти и до расхищения российских богатств. Так было и при Петре, и после его смерти, когда наступило безвременье и когда страной правили случайные люди, временщики, ориентировавшиеся на западную модель поведения.

До императрицы Екатерины II доминирующим было влияние протестантское — германское, голландское, шведское. Это влияние дало импульс к формированию полицейских и коммерческих структур, привело к образованию городского мещанского сословия. Насильственное и грубое введение европейских обычаев разрушило прежний уклад жизни, по крайней мере, в высших классах общества, однако в отношении мировоззрения протестантское влияние с его религиозным пуританством, строгими моральными воззрениями еще не было разрушительным. Гораздо опаснее было влияние французской либерализирующейся мысли, проникшее в Россию со времен императрицы Екатерины II. Она была восприимчива ко всему западному, и особенно "передовому", поэтому вторая фаза синтеза прошла под нарастающим влиянием своего рода нигилизма, который неизбежно приводил к разложению и отрицанию многих привычных, традиционных ценностей, сдерживавших и укреплявших как Московскую Русь, так и средневековую Европу.

В результате влияния нарождающейся западной системы капиталистического уклада жизни, рыночных отношений, колониального режима в Россию пришли мифические идеи социального переустройства общества, маскировавшие неизбежное насилие и кровопролитие лозунгами "свободы, равенства, братства", и приведшие впоследствии к тяжелым социальным катаклизмам. С конца XVIII в. усилилось и латинское, католическое влияние. В этом процессе сыграло свою роль присоединение к России католической Польши и приток эмигрантов-католиков после Французской революции. Интересно отметить, что протестанты-гугеноты в основном эмигрировали в Америку, а католики в значительном количестве попали в Россию.

Европеизация, первоначально коснувшаяся лишь высших классов, расколола нацию на два далеких и чуждых друг другу мира. Если культурный уровень части привилегированных слоев общества достиг высших европейских стандартов, то у простого народа он, несомненно, стал ниже, чем прежде, резко снизилась грамотность. Объединение свободных крестьян-хлебопашцев и холопов в сословие "работных людишек" привело к полному закрепощению крестьян.

Несмотря на интенсивность западного влияния и проникновение чуждых Православию идей, Россия оставалась православной державой. Исповедание православной веры было необходимым условием для вступления на престол. Внутренняя религиозность российских императоров была, конечно, различной, однако внешние проявления, в частности — строительство храмов в честь выдающихся событий частной и общественной жизни — оставались теми же, что и у московских государей. Следование православной традиции было залогом популярности того или иного правителя, хотя нельзя не констатировать определенной доли так называемого "популизма" в этих "царственных" проявлениях благочестия. Позднее, в конце XIX в., обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев писал: "Доверие массы народа к правителям основано на вере, т.е. не только на единоверии народа с правительством, но и на простой уверенности, что правительство имеет веру и по вере действует".

Петр I при всем своем неприятии московской старины, оставался человеком православным. В своих успешных деяниях он старался видеть знаки милости Божией. Решив основать новую столицу, он хотел привлечь на нее благословение Божие, наполнить пространство духовным смыслом. Основанный город он назвал Санкт-Петербургом в честь Святого Петра, своего небесного покровителя. В его честь был построен Петропавловский собор (1712 – 1733). Покровителем города Петр считал и Исаакия Далматского — святого, в день памяти которого родился. В его честь была поставлена церковь, замененная впоследствии величественным Исаакиевским собором. В 1710 г. в устье речки Черной, на месте, где, как считали, святой Александр одержал победу над шведами, была основана Александро-Невская лавра — тем самым новый город обрел еще одного небесного заступника.

Анна Иоанновна воспитывалась в немецко-протестантском окружении. При вступлении на престол ей было предъявлено требование исповедовать и распространять Православие. В памяти народа годы царствования Анны Иоанновны оставили тяжелый след, и одна из основных причин тому — засилье иноземцев, чуждых Православию и не скрывавших этого. При этом жестоко преследовались представители духовенства, не совершавшие молебнов о "богоугодном" правлении.

Церковность Елизаветы Петровны была очевидна всем современникам. Императрица даже намеревалась в конце жизни удалиться в монастырь. С этим связано строительство Воскресенского Новодевичьего (больше известного как Смольный) монастыря в Петербурге.

Екатерина I, лютеранка по рождению и воспитанию, став императрицей, поддерживала Православие. В ее завещании было сказано: "Никто никогда российским престолом владеть не может, который не греческого закона". Екатерина II, не будучи внутренне религиозной, наружно делала все возможное, чтобы доказать свою связь с Церковью. При ней государственная церковность обрела устойчивые формы.

Павел I, в противоположность матери, был человеком глубоко религиозным. Большое влияние на него оказал московский митрополит Платон (Левшин). Испытав потрясение от событий Французской революции, он сумел правильно их оценить, и пытался воспрепятствовать разрушительному влиянию, проникавшему с Запада. Однако он не был понят современниками, за время царствования Екатерины проникнувшимися духом вольтерьянства и нигилизма.

Александр I, воспитанный своей бабкой Екатериной II в духе свободомыслия, в молодости сочувствовал идеям либерализма, однако с течением времени стал более религиозен. Его внезапная загадочная кончина в Таганроге, вдали от северной столицы, породила легенду о том, что эта смерть была всего лишь инсценировкой, а на самом деле он продолжает свой жизненный путь под именем старца Феодора Кузьмича. Как бы то ни было, легенда отражает и духовный перелом, происшедший с императором, и народную мечту об искреннем благочестии царя.

Восстание декабристов, представителей аристократии, выросших под влиянием идей французской революции – особо трагический эпизод русской истории. Вдохновленные так называемыми "общечеловеческими нравственными ценностями", но не имеющие глубоких духовных корней, оторванные от национальной традиции, они не встретили понимания и среди тех, ради кого вступили на свой путь. С другой стороны, восстание заставило власти по-иному взглянуть на распространение западного влияния, почувствовать его опасность.

История XIX в. — в значительной степени драматическая история борьбы государства с так называемым "освободительным движением". Власть становится более консервативной, пытается найти опору в исконных национальных ценностях. В царствование Николая I складывается новая государственная доктрина, сформулированная министром просвещения С.С. Уваровым: "Православие — Самодержавие — Народность". Серьезные мыслители той эпохи, такие, как Митрополит Московский святитель Филарет (Дроздов), Ф.И. Тютчев, славянофилы видели задачу России в противостоянии распространяющимся в Европе идеям революции. Однако западничество уже принесло свои плоды. Идеи свободомыслия дали толчок к появлению интеллигенции, в той или иной степени вкусившей плодов просвещения и усвоившей те поверхностные признаки европейской культуры, которые питали амбиции, но не создавали положительных ценностей нового городского общества. В стороне от этих процессов стояла Москва и еще более — исконные круги старообрядчества, которые уходили на дальние окраины, сохраняя древнерусские позиции, порой в излишне ригористической форме.

Европейское влияние, постепенно все глубже проникавшее в русскую жизнь, само порой трансформировалось и преломлялось самым неожиданным образом. Идеи освободительного движения стали своего рода новой религией формировавшейся русской интеллигенции. Н.А. Бердяев тонко подметил параллель между нею и раскольниками XVII в. "Так и русская революционная интеллигенция XIX в. будет раскольничьей и будет думать, что властью владеет злая сила. И в русском народе и в русской интеллигенции будет искание царства, основанного на правде". Русское революционное движение имело своих мучеников и "святых", готовых жертвовать жизнью за идею. Надо отметить, что действия власти были далеко не всегда разумны и их последствия часто оказывались противоположны ожидаемым. Нередко революционерами становились выходцы из духовного сословия, рано познавшие оборотную сторону жизни духовенства, задавленного нуждой и вынужденного думать о "хлебе насущном", по существу живя жизнью своих пасомых — крестьян.

Николай I направил свои усилия на цементирование консервативных сил. Александр II пытался совместить несовместимое: реформаторство и консерватизм и в итоге стал жертвой своей непоследовательности. Правление Александра III, естественно, было реакцией на разгул революционного экстремизма, но раскол в обществе был уже слишком глубок. 


Страница 4 - 4 из 6
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру