Преподобный Симеон Новый Богослов. Гимны (в новых переводах)

Перевод выполнен Т.Л.Александровой по изданию серии Sources chretiennes

Гимны Преподобного Симеона Нового Богослова (перевод выполнен по изданию серии Sources chretiennes).

I.

1.  Что совершается во мне? То таинство престрашно!
Язык бессилен высказать и написать не смеет
Несчастная рука моя словес хвалы и славы
Тому, Кто выше похвалы и Кто превыше слова.
5.  Ведь то, что совершается сейчас во мне, погибшем,
Неизглаголанно, ничьим невыразимо словом.
Ужель Податель всяческих, Творец - О, кто ответит? -
От нас, убогих, требует словес хвалы и славы?
Но кем и как прославится Тот, Кто вовек прославлен?
10.  Так светом не наполнится, ничем не осветится
В сем мире тварном зримое очам телесным солнце.
Извне не просвещаемо, само всех просвещает,
Хранит тот свет, что дал ему Зиждитель от начала.
Самодостаточно оно и светит щедрым светом.
15.  И не нуждается ни в чем, что бы его питало.
Так как же Сам Зиждитель всех от нас приемлет славу
И от меня, ничтожного, хвалу услышать хочет?
Самодостаточен вовек Господь, Создатель солнца,
Он, благ всех исполняющий вселенную извечно.
20.  Одним лишь мановением, одной Своею волей
Стяжавший силу. - Оттого язык словами скуден.
Ум зрит, что совершается, но высказать не может,
И, созерцая, ищет слов, и слова не находит.
Невидимое видит он, неведомое миру,
25.  Простое, нераздельное, величины безмерной.
И ни начала, ни конца; ни края, ни средины
Найти не может. Как же ум расскажет, что он видит?
Все целым представляет он и видит нераздельным,
Сам не вмещает Сущности, но Сущности причастен.
30.  Так, возжигая от огня свой светоч, ты приемлешь
Огонь, который неделим и целостен, как прежде.
И все ж от первого огня он может удалиться,
Чтоб загорелись от него премногие лампады.
Но он телесен, - Тот же Огнь,  - духовный, - неразделен.
35.  Ни отделить, ни удалить нельзя его частицу,
Он, уделяя часть другим, раздроблен быть не может,
Но оставаясь неделим в душе моей почиет.
Восходит изнутри меня, из глубины сердечной,
Как солнце, самый солнца диск, - тот, что очами видим.
40.  Восходит круглый, точно шар, как пламя светозарный...
Не знаю - повторяю вновь - как говорить об этом!
К молчанию стремился я, но все ж молчать не в силах:
То чудо страшное моим повелевает сердцем,
И отверзает мне уста, запятнанные скверной,
45.  И принуждает говорить, писать - хоть против воли.
О, Ты, Который воссиял из сумрачного сердца,
Ты, - Кто незримое очам, чудесное явил мне,
Ты, - Кто на дальний край земли - в меня - сошел смиренно,
Кто сыном и учеником апостольским соделал
50.  Дотоле бывшего рабом ужасного дракона,
Убийцы смертных, и во всех споспешником злодействах!
Ты - аду воссиявшее предвечным светом Солнце -
Лучами и моей души коснулся помраченной,
И даровал ей дивный свет, день вечный, невечерний.
55.  - Ленивым, суетным - как я - поверить в это трудно!
Ты - Тот, Кто нищету мою благ всяческих исполнил,
Ты даруй мне и силу слов, и силу разуменья,
С тем, чтобы  знаменья Твои я смог поведать миру
И рассказать о том, что Ты рабам Своим даруешь.
60.  Чтобы и дремлющие днесь во мраке неразумья
И говорящие: "Увы! Нет грешникам спасенья!
Помилованье заслужить лишь праведник способен:
Апостол Петр и прочие апостолы святые"
- Чтобы узнали, поняли, насколько это просто
65.  Не нам, но Благости Твоей - как было, есть и будет.
И те, кто мнят, что обрели Тебя - о, Свет вселенной,
Но знать не знают, что должны Тебя увидеть зримо,
Ходить во свете, видеть свет, Тобою просвещаться -
Пускай поймут, что Ты еще души их не коснулся,
70. Еще не просветил их ум, нечистое их сердце;
И тщетно тешатся они пустой своей надеждой,
Что после смерти, в жизни той, Твой свет им воссияет.
Залог даешь ты здесь овцам, которых одесную
Поставишь там; даешь печать, скрепляя обещанье.
75. Со смертью нашей Ты чертог Свой брачный затворяешь
И ничего ни изменить нельзя, ни переделать.
Творить не может человек ни доброго, ни злого,
И в чем раба Ты застаешь, Спаситель, в том и судишь.
И эта мысль меня страшит, меня приводит в трепет,
80. Мысль эта, Господи, во мне все расплавляет чувства.
Ведь тот, кто в слепоте умрет, в тот мир переселится,
Тогда лишь сможет лицезреть свет видимого солнца,
Когда, воскреснув, обретет и свет очей, и зренье.
Так точно тот, чей ум был слеп, по смерти не увидит
85. Тебя, о Боже мой, Тебя, о, мысленное Солнце!
Но, вышедший из мрака, вновь во мрак свой возвратится
И отлученным от Тебя останется до века.
Никто, Спаситель, из людей, Тебе хранящих верность,
Никто из тех, кто был крещен во имя Твое, Боже,
90. Не сможет муки той снести, великой и престрашной:
Быть отлученным от Тебя, Всемилостивый Отче.
Невыносима эта боль и пытка длится вечность:
Быть отлученным от Тебя - О, есть ли что ужасней?
Мучительнее есть ли что, чем с Жизнью быть в разлуке,
95. Ее лишившись, продолжать влачить существованье,
Но вместе с жизнью потерять все мыслимые блага?
Ведь отлученный от Тебя теряет все благое,
А жить, как он сейчас живет, по смерти уж не сможет.
Сейчас, не ведая забот, в телесном наслажденье
100. Резвятся, скачут и во всем подобны бессловесным:
Вкушают то, что Ты им дал для наслажденья жизнью,
Не помышляя ни о чем помимо жизни здешней,
Не думая, что ей конец души исход положит.
Но горько заблуждается, свидетельствуя ложно,
105. Кто мнит, что есть и без Тебя упокоенья место
И указать его готов - Ну это ль не безумье? -
Где обитают, кто ни тьме, ни свету не причастен,
Равно и Царствия далек, и пламени геенны,
Кто вне - и вечного огня, и брачного чертога.
110. Туда надеются попасть несчастные безумцы!
Не нужно им, по их словам, ни вечной Твоей славы
Ни жизни в Царствии небес - но лишь упокоенье.
Увы! Какая слепота, какое помраченье!
Увы! Несбыточны мечты и тщетны их надежды!
115. И подтверждения они в Писании не встретят,
И будет не по их словам, но так, как Ты открыл нам.
Того, кто Богу угодил, свет ожидает вечный,
А зла служителям в аду мрак вечный уготован
И между ними пролегла зияющая бездна.
120. И всех ужасней адских мук то место посредине
Оно возмездия страшней, невыносимей пыток!
Через него попавший в ад, низверженный навеки
В зияющую смерти пасть, в карающую бездну,
Оттуда никогда уже не сможет возвратиться,
125. На землю праведных ему ступить уж невозможно.
Но осужденный предпочтет в огне испепелиться,
Чем в ту зияющую пасть быть ввергнутым навеки.
А те, несчастные, как раз в нее попасть стремятся!
- Поистине достойны слез они и сожаленья:
130. Ведь не предчувствуют беды, подобно бессловесным
И в помрачении ума свою же кличут гибель.
Но Ты, о Царствие небес, Христе, обитель кротких!
Ты, о, Божественный чертог, Ты, луг зеленый рая!
Ты тайный несказанный брак, обильная трапеза!
135. Ты пиво новое и хлеб, дающий жизни силы!
Ты чаша, полная воды, воды животворящей,
Ты осветивший путь святым неугасимый светоч!
Ты и одежда, и венец, и всех венцов Податель
Ты радость наша и восторг, покой и наслажденье
140. Блаженство вечное и мир, сиянье светлой славы!
И будет благодать Твоя светить подобно солнцу
Как Всесвятого Духа дар во всех святых и верных.
И, неприступный солнца свет, Ты будешь озарять их
По мере веры и любви, надежды и усердья,
145.  И светлости, и чистоты, дарованной от Духа.
Ты знаешь, Боже, Судия единый, милосердный,
Кому какую в Царстве том обитель уготовал,
И то, что мерой лишь одной - любви и просвещенья,
И лицезрения Тебя - рознятся воздаянья.
150. Лишь этим определены величие и слава,
Лишь в этом разница даров таинственных селений.
Домами, скиниями мы зовем их прикровенно,
Зовем их роскошью одежд, блистательным убранством,
Венцов сияньем золотых и перлов многоценных,
155. Неувядающих цветов цветеньем называем
То чудо, странное для нас; сияющим чертогом.
Но истинное лишь одно мы знаем наслажденье:
То лицезрение Тебя - оно одно лишь вечно.
Но те, о ком я говорил, не видящие света,
160. Кто в отдаленье от Тебя влачит существованье,
Кто лицезрения Тебя не знает всеблагого,
- Какое думают они найти упокоенье,
Освобождение от мук и воздаянье правых?
165. "Вселятся правии с лицем Твоим" - то всем известно.
Лишь только в чистом сердце их Ты смог вообразиться
И с образом Твоим, Христе, они в Тебя вселились.
О чудо странное! О дар премногой благостыни!
Смог оказаться человек во образе бессмертном
170. И в нем вообразиться смог, Кто невместим твореньем.
Бог, неизменный естеством, Бог вечный, непреложный!
Благоволивший обитать во всех, кто был достоин,
Чтобы обрел внутри себя Царя и Царство каждый.
И чтобы было в нем и все, вмещаемое Царством,
175.  И чтоб блистаньем он блистал воскреснувшего Бога
Светлее солнечных лучей и видимого солнца.
И, предстоя Тому, Кто так прославил человека,
И в изумленье приходя от преизбытка славы,
Чтобы он чувствовал приток Божественного света,
180. И чтобы не было конца, предела возрастанью.
Ведь если кончится приток, то с ним и бесконечность
И будет схвачено умом, что ныне необъятно,
И станет Тот, Кто невместим, предметом пресыщенья.
Но нет предела полноте, конца - сиянью славы,
185. Ведь Он - начало без конца и возрастанья бездна.
И те, внутри кого Христос живет, вообразившись,
Ему, Царю, и предстоят во свете неприступном.
И вечной славы в них конец становится началом,
И, - чтобы мысль моя тебе была чуть-чуть понятней -
190. Они в начале обретут конец, в конце - начало.
Не скажешь ведь, что полнота нуждается в притоке,
Что бесконечности конца стремящийся достигнет?
Пусть даже прейдут небеса - подумай, все возможно!
Земля, и все, что на земле - все видимое нами.
195. Тогда достигнешь ли конца, и точки завершенья?
Не о телесной говорю я точке, но увидеть
Умом ты сможешь полноту невидимого мира.
Не мир - воздушный океан - но тот ли, что и прежде?
- Нет, уж не воздух - пустота, - она необъяснима,
200. Подобна бездне без конца, и "Все" ей будет имя,
Единая со всех сторон и целостная всюду.
И это "Все" заполнено Божественностью Бога.
И те, кто обитает в нем, и кто ему причастен
Как могут охватить его, дойти до пресыщенья?
205. И как достигнуть им конца того, что бесконечно?
Ты согласишься, что никак такое невозможно?
И эта мысль сама святым прийти на ум не может,
Ни тем из них, кто здесь еще во плоти пребывает,
Ни тем, кто с Богом в мир иной уже переселился.
210. Сияньем покрывает их Божественная слава,
Они и просвещаются, и светят в ликованье
Им ведать истинно дано с неколебимой верой,
Что совершенствованью их не будет завершенья,
Что нет предела и конца их возрастанью в славе.
215. Но где найдут себе приют отпавшие от Бога?
От Вездесущего вдали как можно быть - не знаю.
Сколь это чудо велико и сколь оно престрашно!
Сужденье нашего ума должно быть просвещенным,
Дабы его уразуметь, не впав при этом в ересь
220. И сомневаться не начав в словах Святого Духа!
Те грешники внутри "Всего" пребудут, но при этом
Вне Бога все-таки и вне Божественного света.
Так точно бедные слепцы, не видящие солнца,
Им освещаются, но все ж вне света остаются.
225. Их неспособность видеть свет от света отлучает.
Так Троицы нетленный свет весь мир осиявает,
Но посреди его во тьме томятся души грешных,
Его не видя: нет у них Божественного чувства.
Их вечным пламенем палит недремлющая совесть,
230. И осуждает вновь и вновь на новые мученья.
И несказанная та скорбь терзать их будет вечно.


Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру