Игры большие и маленькие

В жизни группы семейного воспитания «Солнышко»

*    *    *
На полянке над цветами
Закружились мотыльки.
Вот и мы кружиться стали,
И проворны, и легки.

Скачут зайки по лужайке,
Через мостик и в лесок.
Мы попрыгаем, как зайки:
Прыг да скок, прыг да скок.

Ходит аист по болоту
И лягушек ищет он.
Вправо, влево повороты,
Раз поклон и два поклон.

*    *    *
Молодой олень, тебе не лень
Бегать, бегать целый день
По колючим мхам, по сырой траве?
Носишь ты ведь дерево на голове.

*    *    *
Лебеди летят,
Крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
Сели, посидели, снова полетели.

*    *    *
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики:
Прыг-скок, прыг-скок…
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.

*    *    *
В небе солнышко плывет.
Сильный ветер травку гнет.
В ручейке журчит водичка.
Машет крылышками птичка.

*    *    *
Воробьишка прыгает,
Весело чирикает:
Чик-чирик, чик-чирик,
Чики-рики, чик-чирик.

*    *    *
Ежик, ежик, расскажи,
Где зимуешь, покажи!
В листьях стал кататься еж,
На себя уж не похож.
Покатили колобок,
Превратился он в клубок.
Нитки все разные,
Желтые, красные.
Спать в клубке тепло и сухо,
Не замерзнут нос и ухо.

*    *    *
Еж свернулся, круглым стал.
Вдруг он встал и побежал.
Еж бежит среди дорожек,
У него две пары ножек.

*    *    *
У нас славная осанка,
Мы свели свои лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята,
Ну а если надоест,
То пойдем все косолапо,
Как медведи ходят в лес.

*    *    *
Все выходят по порядку –
Раз, два, три, четыре.
Дружно делают зарядку –
Раз, два, три, четыре.
Руки выше, ноги шире!
Влево, вправо поворот,
Наклон назад, наклон вперед.

*    *    *
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
Ножки в стороны,
Ножки вкось,
Ножки вместе,
Ножки врозь.

*    *    *
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок!
Левую вверх! Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук!
Сделаем большой круг.

*    *    *
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать,
Потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.

Иногда в современной поэзии встречаются стихотворения, полностью соответствующие теме игры-зарядки и дающие большие возможности для проявления фантазии воспитателя в придумывании движений. Этим они и интересны.

«Лесная зарядка»
Очень рано, очень рано
Встало солнышко румяно.
И, зарей украсив косы,
В поле высушило росы,
Осветило лес дремучий,
Разогнало в небе тучи.

А потом рукою алой
Всем в окошко постучало:
- Просыпайтесь, звери,
Открывайте двери,
Просыпайтесь, птички,
Птички-невелички.
Все по порядку
Стройтесь на зарядку!

И, сигнал такой услышав,
Сам медведь
Из чащи вышел.
Ух! Ох! Ох! Ух!
Аж захватывает дух…

Зайцы дружно встали в ряд,
Как на праздничный парад.
А бобер и енот
Вместе ринулись вперед
Через чащу без оглядки,
Засверкали только пятки.

На зеленый бугор
Вышли лисы из нор.
Эдак важно идут,
За собой лисят ведут.

Прибежали и без лени
Разминаются олени.
Под ветвистым дубом,
Посреди поляны,
Друг перед другом –
Зубры-великаны.
Пригибают низко лбы –
Начинают день с борьбы.

Визг и треск, визг и треск…
Это кто ломает лес?
Что еще за бегуны?
- Это мы, кабаны!..
Семенит муравей:
- На зарядку скорей!
А за ним хорек и мышь –
Вот и ты вставай, малыш!

II. Игры ожидания

В жизни группы всегда есть моменты небольшого ожидания. Кто-то уже разделся после прогулки, вымыл руки и сел на стул, а кто-то еще находится в раздевалке. Бывает, что и с едой кто-то справляется быстрее, а кто-то медленнее. И не будем напоминать, насколько малыши непоседливы и любят играть. Поэтому так хороши игры ожидания, в которые дети легко могут начать играть в любой момент и которые не успевают надоесть тем, кто уже играет. Вот несколько таких игр:

«Колокольчик»

Одному ребенку дается в руки колокольчик. Он ходит, звонит и поет со всеми играющими:
У меня в руках колокольчик,
Веселый колокольчик.
Диги-диги-дон,
Диги-диги-дон,

Отдаю его я… Саше (называет имя выбранного ребенка, садится на свое место, и ведущим становится этот ребенок).

Во время песенки можно еще и ритмично хлопать в ладоши, на усмотрение воспитателя, можно и усложнять ритм, например, на слова «Диги-диги-дон». Вообще, небольшое разнообразие в уже известной игре всегда интересно детям, особенно в подготовительной группе.

Игра «Синий домик» называется так по цвету ткани, под которую прячется кто-то из детей, пока остальные сидят с закрытыми глазами. Она также может называться и «Красный домик», и «Желтый», только бы слова в тексте песенки попадали в ритм стихотворения:
Раз, два, три – не зевай,
В синий домик полезай.

С этой песенкой воспитатель выбирает кого-нибудь из детей, тот приседает на корточки или ложится в центре круга, и его накрывают тканью. Затем поется: «Посмотри поскорей, кто там из твоих друзей», и все открывают глаза, а ведущий должен отгадать, кого не хватает, кто сидит «в домике». В эту игру интересно играть, если вас больше 5 человек. Если у ведущего ребенка не получается отгадать, то можно попросить, чтобы из «домика» показалась ножка или ручка. Радость угадывания у детей неописуема.

Осенью игра ожидания «Корзиночка» интересна по-своему. В небольшую корзиночку можно положить разные плоды: и с огорода (фрукты, овощи), и лесные (орехи, ягоды), и полевые (например, колоски разных злаков). Все это накрывается платочком, и ведущий ребенок ходит опять же с песенкой:
Я по городу хожу
И корзиночку несу.
Ну-ка, глазки закрывай,
Что несу я – угадай.

Понятно, что вначале ребенок ходит, а потом перед кем-нибудь останавливается, тот закрывает глаза, и в руки ему ведущий дает какой-нибудь плод. Детям младшего возраста трудно держать глаза закрытыми, поэтому им можно разрешить опустить ручку в корзиночку, под платок, и там уже дать на ощупь угадать. В этой игре плоды можно еще и рассортировать. Допустим, в первую неделю сентября класть только орехи, во вторую – только фрукты, в третью – овощи, и т. д. Так дети постепенно, через игру, без натаскивания и зубрежки смогут научиться отличать овощи от фруктов, увидеть разнообразие плодов, прочувствовать изобилие земных даров.

«Веревочка»

В другой игре не обойтись без мягкой веревочки. Ее концы должны быть связаны в такой узелок, который бы полностью помещался в кулачке даже самого маленького ребенка группы. Дети сидят в кругу, держат обеими руками веревочку, а в центре – ведущий с закрытыми глазами. Дети перебирают по веревочке руками так, чтобы она равномерно двигалась по кругу (никто не спешит и не задерживает), и поют:
Ты, веревочка, крутись,
Ты, веревочка, вертись.
Узелок, остановись,
В мою ручку попадись.

Как только песенка кончилась, тот, к чьему кулачку ближе узелок, прячет его. Остальные игроки продолжают держать веревочку в своих кулачках. Ведущий открывает глаза и дотрагивается до кулачков. При этом игроки их разжимают и отпускают веревочку; и так до тех пор, пока не найдется узелок.

Так получилось, что эти игры нам кто-то уже показывал. А вот игра «Воробей», в которую можно играть на Благовещение, сложилась неожиданно. Были взяты строчки из стихотворения, придумана мелодия, а правила уже известны: по голосу надо определить человека. Итак, выбирается один ведущий, который садится спиной к игрокам. Взрослый или другой ребенок поет песенку-считалку:
Воробей, воробей, не боишься ты людей.
Только мы гулять пойдем,
Всюду мы тебя найдем.

Тот, на ком остановилась считалка, подходит к ведущему со спины и кладет ему руки на плечи. Это служит сигналом к тому, чтобы ведущий сказал: «Воробей, чирикни!» Игрок говорит: «Чирик-чик-чик!», и по голосу ведущий угадывает, кто это.

В «Воробья» лучше всего играть в апреле, когда дети уже хорошо знают друг друга. Поэтому угадать, кто «чирикает», для них, как правило, не проблема.

В нашей группе уже традиционным рукоделием стало валяние мячиков. Они получаются небольшого размера, с кулак взрослого человека, красивые, так как валяются из разноцветной шерсти, но не прыгучие. И пока мячики «живут» в группе, им тоже находится место в своей игре ожидания. Название у нее соответствующее – «Мячик», и начинать ее можно даже с одним ребенком. Выбирается любое детское стихотворение современных поэтов, например, «Мой веселый звонкий мяч» А. Барто, или «Про чижа» С. Маршака, или Б. Заходера, и под текст этого стихотворения ритмично бросается мячик воспитателем – ребенку и обратно. Конечно, взрослому надо рассчитать расстояние, которое будет пролетать мяч, так, чтобы оно было посильно для любого ребенка. Эту игру можно немного усложнить: после падения мячика начинать текст всегда сначала. Во-первых, это развивает у детей сосредоточенность и внимательность, а также пробуждает интерес – чем же закончится это стихотворение; во-вторых, при повторе быстрее запоминается текст. Несомненно, что ребенка в этой игре еще очень радует свалянный мячик, приятный на ощупь, теплый, красивый, сделанный собственными руками. И когда даже самые медлительные дети слышат «Мой веселый звонкий мяч, ты куда…», они изо всех сил стараются сделать все побыстрее, чтобы успеть тоже поиграть с этим замечательным мячиком.

В жизни нашей группы также нашлось место мини-играм ожидания: загадкам и скороговоркам. В них мы играем после прогулки. Путь от площадки, где дети гуляют, до входных дверей не очень близок и неинтересен. И чтобы ребята его быстрее преодолевали, воспитатель у дверей начинает загадывать загадки или кому-нибудь предлагает их загадывать. Это не обязательно уже известные или сложные загадки. Загадкой для малышей может быть и простое предложение типа: «Был на дереве, а осенью полетел – желтый, красный, красивый», - или вопрос: «Что под нашими ногами?» Желающих загадывать потом становится так много, что приходится даже ограничивать: «Только три загадки».

А вот «волшебным ключиком», которым открывается дверь в сад, стали скороговорки. Выбирать советуем не очень длинные, соответствующие времени года или грядущему празднику. Лучше всего проговорить их сначала воспитателю, но в первые дни медленно, правильно и отчетливо произнося слова, а потом можно и побыстрее. Этот же ритм нужно пытаться сохранить, проговаривая вместе с детьми. Но злоупотреблять их терпением не стоит. Достаточно одного-двух раз, и…
«Вот ключик поворачивается,
Дверь в садик открывается».


Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру