Игры большие и маленькие

В жизни группы семейного воспитания «Солнышко»

I. Игры-зарядки

Ни для кого не секрет, что дети детсадовского возраста очень любят играть и могут играть всегда. И когда взрослые командирским тоном объявляют, что сейчас все будут заниматься зарядкой, вряд ли на это отреагирует каждый ребенок. А вот если предложить поиграть – для детей это уже другой разговор.

Здесь представлены несколько вариантов игр, с которых могут начинаться зарядки и физкультурные занятия. Хотим обратить внимание на то, что все тексты сопровождаются соответствующими движениями, либо движения может придумать сам воспитатель.

Летом были мы на поле,
Видели, как травы косят?
Раз, два, три, четыре,
Вот как дружно там косили.

Вот как там кладут стога,
А стога – под облака!
Раз, два, три, четыре,
Поклонились, распрямились.

На пригорке мельница
Кружится да вертится.
Раз, два, три, четыре,
Завертелась, закружилась.

Вот по полю скачут кони,
Только ветер их догонит.
Раз, два, три, раз, два, три,
Вот веселые прыжки.

Вот колодец; там вода,
И вкусна, и холодна.
Низко кланяется ей
Деревянный журавель.

А эта зарядка – из сборника Лопухиной «Логопедия».

Эй, ребята, что вы спите?!
На зарядку становитесь!
Справа – друг, и слева – друг!
Вместе все – в веселый круг!

Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!
Влево шаг! И снова стой.
Повернись направо к другу.
Правую дай другу руку.

Повернись налево к другу.
Левую дай другу руку.
Шаг назад и два вперед!
Вправо, влево поворот!

Покружимся, повернемся,
Снова за руки возьмемся!
Три шага вперед, дружок!
Станет тесным наш кружок!

Покружились. Потолкались.
Повернулись… Разбежались!!!

И все-таки дети охотнее играют, когда в тексте есть какой-нибудь интересный образ, например, как в этом стихотворении из того же сборника:

Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Руки вниз - и наклонились,
На пол руки положили.
А теперь на четвереньках
Погуляем хорошенько.
А теперь мы отдохнем,
Посидим и спать пойдем!

Немного изменив последнее предложение и добавив следующее стихотворение, получится веселая зарядка даже для пальцев ног:

Посидим, друг на друга поглядим.
Я сидел что было сил [шевелим ступнями],
Пальчиками шевелил,
А когда совсем устал,
«Хватит!» - строго им сказал.
Не хотят они уняться [быстрее шевелим, поднимая и опуская ноги. Можно повторить несколько раз],
Все быстрее шевелятся.
Мы тогда поступим так –
Мы поймаем шевеляк! [дотягиваемся до пальцев ног и держим их]

Можно найти и песенку, под которую тоже энергично и весело делается зарядка, как, например, «Работники» А. Сергеева.

«Работники»
Вот правой и левой рукою
Помелем-ка кофе с тобою.
Ай, люшеньки, люли, люли,
Ты, мельница, живо мели!

Ну, ниток теперь намотаем;
Как это нам сделать, мы знаем.
Вот так мы мотаем клубки,
И няня нам вяжет чулки.

Теперь бы нам шить поучиться:
Что знаешь – вперед пригодится.
Вот так будем шить мы иглой
То правой, то левой рукой.

Теперь, мои детушки, с вами
Мять глину мы будем ногами.
Ох, глина вязка и липка:
Работа была нелегка.

Эй, дворник, куда ты с метлою?
Пойдем-ка и мы за тобою.
Так трудится дворник с утра,
Так сор он метет со двора.

Работать мы, детушки, любим,
Давайте и дров мы нарубим:
Рубите, рубите дрова,
Вот так-то, раз-два да раз-два!

Мы дров накололи для печи,
Так взвалим теперь их на плечи.
Ох, трудно нести, тяжело!
Свалили – ну вот, отлегло.

Мы, детки, работали дружно,
Теперь и побегать нам нужно;
Эй, бегай живее, гуляй,
Друг дружку хватай, догоняй!

Постойте, теперь не шумите,
На цыпочках тихо идите:
Вот так, если мама уснет,
Чуть слышно на цыпках вперед!

Ай, трам, турурушки-тутушки!
Начнем мы теперь поскакушки;
Вприпрыжку мы будем ходить
Да весело в ладошки бить.

Ладошки, где вы бывали?
У бабушки кашку едали;
Нам бабушка кашки дала
Да бражки нам пить налила.

Ну, детки, в кружок становитесь
Да за руки дружно возьмитесь,
Кружитесь кругом да кругом,
Вот так – все кругом, колесом.

Ох, моченьки нет, как устали!
Довольно мы, детки, играли!
Усядемся мирно рядком
Да поговорим, отдохнем.

Далее приводятся несколько стихотворений разных авторов, которые воспитатель может брать и компоновать по своему усмотрению для физкультминуток, а также придумывать соответствующие движения.

*    *    *
Я бываю кошкой и собакой,
И медведем, толстым, косолапым,
Рыбкой серебристой из пруда,
Лошадью бываю иногда.

То пингвина вдруг изображаю,
Вот таким пингвином я шагаю.
То, как пчелка, над цветком жужжу
И над ним кружу, кружу, кружу.
А то просто так хожу.

*    *    *
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики,
Ножками топают,
Ручками хлопают,
Головками кивают,
А после отдыхают.

*    *    *
Зайцы скачут: скок-скок-скок,
Да на беленький снежок,
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.

Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.

*    *    *
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь,
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.

*    *    *
Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом -
Покружилась над дуплом.
Влево-вправо целый день
Прыгать белочке не лень.

*    *    *
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, лапки трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать!

*    *    *
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы ногами топ-топ.
Головою круть-круть,
Кулаками в грудь, в грудь.
А конфетку ам-ам
И погладим по бокам,
А потом животики.
Улыбнулись ротики!

*    *    *
Ранним утром солнце встало,
Поднялось и запылало.
Все уснувшие проснулись,
Отряхнулись, встрепенулись.
Над кустом взлетела птица,
Над цветком пчела кружится.

*    *    *
На полянке над цветами
Закружились мотыльки.
Вот и мы кружиться стали,
И проворны, и легки.

Скачут зайки по лужайке,
Через мостик и в лесок.
Мы попрыгаем, как зайки:
Прыг да скок, прыг да скок.

Ходит аист по болоту
И лягушек ищет он.
Вправо, влево повороты,
Раз поклон и два поклон.

*    *    *
Молодой олень, тебе не лень
Бегать, бегать целый день
По колючим мхам, по сырой траве?
Носишь ты ведь дерево на голове.

*    *    *
Лебеди летят,
Крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
Сели, посидели, снова полетели.

*    *    *
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики:
Прыг-скок, прыг-скок…
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.

*    *    *
В небе солнышко плывет.
Сильный ветер травку гнет.
В ручейке журчит водичка.
Машет крылышками птичка.

*    *    *
Воробьишка прыгает,
Весело чирикает:
Чик-чирик, чик-чирик,
Чики-рики, чик-чирик.

*    *    *
Ежик, ежик, расскажи,
Где зимуешь, покажи!
В листьях стал кататься еж,
На себя уж не похож.
Покатили колобок,
Превратился он в клубок.
Нитки все разные,
Желтые, красные.
Спать в клубке тепло и сухо,
Не замерзнут нос и ухо.

*    *    *
Еж свернулся, круглым стал.
Вдруг он встал и побежал.
Еж бежит среди дорожек,
У него две пары ножек.

*    *    *
У нас славная осанка,
Мы свели свои лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята,
Ну а если надоест,
То пойдем все косолапо,
Как медведи ходят в лес.

*    *    *
Все выходят по порядку –
Раз, два, три, четыре.
Дружно делают зарядку –
Раз, два, три, четыре.
Руки выше, ноги шире!
Влево, вправо поворот,
Наклон назад, наклон вперед.

*    *    *
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
Ножки в стороны,
Ножки вкось,
Ножки вместе,
Ножки врозь.

*    *    *
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок!
Левую вверх! Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук!
Сделаем большой круг.

*    *    *
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать,
Потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.

Иногда в современной поэзии встречаются стихотворения, полностью соответствующие теме игры-зарядки и дающие большие возможности для проявления фантазии воспитателя в придумывании движений. Этим они и интересны.

«Лесная зарядка»
Очень рано, очень рано
Встало солнышко румяно.
И, зарей украсив косы,
В поле высушило росы,
Осветило лес дремучий,
Разогнало в небе тучи.

А потом рукою алой
Всем в окошко постучало:
- Просыпайтесь, звери,
Открывайте двери,
Просыпайтесь, птички,
Птички-невелички.
Все по порядку
Стройтесь на зарядку!

И, сигнал такой услышав,
Сам медведь
Из чащи вышел.
Ух! Ох! Ох! Ух!
Аж захватывает дух…

Зайцы дружно встали в ряд,
Как на праздничный парад.
А бобер и енот
Вместе ринулись вперед
Через чащу без оглядки,
Засверкали только пятки.

На зеленый бугор
Вышли лисы из нор.
Эдак важно идут,
За собой лисят ведут.

Прибежали и без лени
Разминаются олени.
Под ветвистым дубом,
Посреди поляны,
Друг перед другом –
Зубры-великаны.
Пригибают низко лбы –
Начинают день с борьбы.

Визг и треск, визг и треск…
Это кто ломает лес?
Что еще за бегуны?
- Это мы, кабаны!..
Семенит муравей:
- На зарядку скорей!
А за ним хорек и мышь –
Вот и ты вставай, малыш!

II. Игры ожидания

В жизни группы всегда есть моменты небольшого ожидания. Кто-то уже разделся после прогулки, вымыл руки и сел на стул, а кто-то еще находится в раздевалке. Бывает, что и с едой кто-то справляется быстрее, а кто-то медленнее. И не будем напоминать, насколько малыши непоседливы и любят играть. Поэтому так хороши игры ожидания, в которые дети легко могут начать играть в любой момент и которые не успевают надоесть тем, кто уже играет. Вот несколько таких игр:

«Колокольчик»

Одному ребенку дается в руки колокольчик. Он ходит, звонит и поет со всеми играющими:
У меня в руках колокольчик,
Веселый колокольчик.
Диги-диги-дон,
Диги-диги-дон,

Отдаю его я… Саше (называет имя выбранного ребенка, садится на свое место, и ведущим становится этот ребенок).

Во время песенки можно еще и ритмично хлопать в ладоши, на усмотрение воспитателя, можно и усложнять ритм, например, на слова «Диги-диги-дон». Вообще, небольшое разнообразие в уже известной игре всегда интересно детям, особенно в подготовительной группе.

Игра «Синий домик» называется так по цвету ткани, под которую прячется кто-то из детей, пока остальные сидят с закрытыми глазами. Она также может называться и «Красный домик», и «Желтый», только бы слова в тексте песенки попадали в ритм стихотворения:
Раз, два, три – не зевай,
В синий домик полезай.

С этой песенкой воспитатель выбирает кого-нибудь из детей, тот приседает на корточки или ложится в центре круга, и его накрывают тканью. Затем поется: «Посмотри поскорей, кто там из твоих друзей», и все открывают глаза, а ведущий должен отгадать, кого не хватает, кто сидит «в домике». В эту игру интересно играть, если вас больше 5 человек. Если у ведущего ребенка не получается отгадать, то можно попросить, чтобы из «домика» показалась ножка или ручка. Радость угадывания у детей неописуема.

Осенью игра ожидания «Корзиночка» интересна по-своему. В небольшую корзиночку можно положить разные плоды: и с огорода (фрукты, овощи), и лесные (орехи, ягоды), и полевые (например, колоски разных злаков). Все это накрывается платочком, и ведущий ребенок ходит опять же с песенкой:
Я по городу хожу
И корзиночку несу.
Ну-ка, глазки закрывай,
Что несу я – угадай.

Понятно, что вначале ребенок ходит, а потом перед кем-нибудь останавливается, тот закрывает глаза, и в руки ему ведущий дает какой-нибудь плод. Детям младшего возраста трудно держать глаза закрытыми, поэтому им можно разрешить опустить ручку в корзиночку, под платок, и там уже дать на ощупь угадать. В этой игре плоды можно еще и рассортировать. Допустим, в первую неделю сентября класть только орехи, во вторую – только фрукты, в третью – овощи, и т. д. Так дети постепенно, через игру, без натаскивания и зубрежки смогут научиться отличать овощи от фруктов, увидеть разнообразие плодов, прочувствовать изобилие земных даров.

«Веревочка»

В другой игре не обойтись без мягкой веревочки. Ее концы должны быть связаны в такой узелок, который бы полностью помещался в кулачке даже самого маленького ребенка группы. Дети сидят в кругу, держат обеими руками веревочку, а в центре – ведущий с закрытыми глазами. Дети перебирают по веревочке руками так, чтобы она равномерно двигалась по кругу (никто не спешит и не задерживает), и поют:
Ты, веревочка, крутись,
Ты, веревочка, вертись.
Узелок, остановись,
В мою ручку попадись.

Как только песенка кончилась, тот, к чьему кулачку ближе узелок, прячет его. Остальные игроки продолжают держать веревочку в своих кулачках. Ведущий открывает глаза и дотрагивается до кулачков. При этом игроки их разжимают и отпускают веревочку; и так до тех пор, пока не найдется узелок.

Так получилось, что эти игры нам кто-то уже показывал. А вот игра «Воробей», в которую можно играть на Благовещение, сложилась неожиданно. Были взяты строчки из стихотворения, придумана мелодия, а правила уже известны: по голосу надо определить человека. Итак, выбирается один ведущий, который садится спиной к игрокам. Взрослый или другой ребенок поет песенку-считалку:
Воробей, воробей, не боишься ты людей.
Только мы гулять пойдем,
Всюду мы тебя найдем.

Тот, на ком остановилась считалка, подходит к ведущему со спины и кладет ему руки на плечи. Это служит сигналом к тому, чтобы ведущий сказал: «Воробей, чирикни!» Игрок говорит: «Чирик-чик-чик!», и по голосу ведущий угадывает, кто это.

В «Воробья» лучше всего играть в апреле, когда дети уже хорошо знают друг друга. Поэтому угадать, кто «чирикает», для них, как правило, не проблема.

В нашей группе уже традиционным рукоделием стало валяние мячиков. Они получаются небольшого размера, с кулак взрослого человека, красивые, так как валяются из разноцветной шерсти, но не прыгучие. И пока мячики «живут» в группе, им тоже находится место в своей игре ожидания. Название у нее соответствующее – «Мячик», и начинать ее можно даже с одним ребенком. Выбирается любое детское стихотворение современных поэтов, например, «Мой веселый звонкий мяч» А. Барто, или «Про чижа» С. Маршака, или Б. Заходера, и под текст этого стихотворения ритмично бросается мячик воспитателем – ребенку и обратно. Конечно, взрослому надо рассчитать расстояние, которое будет пролетать мяч, так, чтобы оно было посильно для любого ребенка. Эту игру можно немного усложнить: после падения мячика начинать текст всегда сначала. Во-первых, это развивает у детей сосредоточенность и внимательность, а также пробуждает интерес – чем же закончится это стихотворение; во-вторых, при повторе быстрее запоминается текст. Несомненно, что ребенка в этой игре еще очень радует свалянный мячик, приятный на ощупь, теплый, красивый, сделанный собственными руками. И когда даже самые медлительные дети слышат «Мой веселый звонкий мяч, ты куда…», они изо всех сил стараются сделать все побыстрее, чтобы успеть тоже поиграть с этим замечательным мячиком.

В жизни нашей группы также нашлось место мини-играм ожидания: загадкам и скороговоркам. В них мы играем после прогулки. Путь от площадки, где дети гуляют, до входных дверей не очень близок и неинтересен. И чтобы ребята его быстрее преодолевали, воспитатель у дверей начинает загадывать загадки или кому-нибудь предлагает их загадывать. Это не обязательно уже известные или сложные загадки. Загадкой для малышей может быть и простое предложение типа: «Был на дереве, а осенью полетел – желтый, красный, красивый», - или вопрос: «Что под нашими ногами?» Желающих загадывать потом становится так много, что приходится даже ограничивать: «Только три загадки».

А вот «волшебным ключиком», которым открывается дверь в сад, стали скороговорки. Выбирать советуем не очень длинные, соответствующие времени года или грядущему празднику. Лучше всего проговорить их сначала воспитателю, но в первые дни медленно, правильно и отчетливо произнося слова, а потом можно и побыстрее. Этот же ритм нужно пытаться сохранить, проговаривая вместе с детьми. Но злоупотреблять их терпением не стоит. Достаточно одного-двух раз, и…
«Вот ключик поворачивается,
Дверь в садик открывается».

Сладкий перекус

Всем известно, как дети любят сладкое. Вот и в жизни нашей группы семейного воспитания есть очень «сладкий» момент под названием «перекус».

В течение года, а особенно в сентябре, когда дети привыкают к детскому саду, им всегда хочется взять с собой туда частичку дома. Как правило, это игрушки, которые в группе становятся «яблоком раздора». Было предложено родителям это символическое «яблоко» заменить настоящим, т.е. дать с собой идущему в группу ребенку любой фрукт или овощ, который потом режется и делится на всех поровну. И вот, когда уже все наигрались, вволю позанимались рукоделием, в группе все убирается, ставится на свои места, дети моют руки и садятся за стол, на котором уже стоят блюдца с нарезанными и разделенными на всех гостинцами. Их много. Как же раздать, с кого начать, чтобы никому не было обидно? Для этого тоже нашлась игра, предложенная одним из первых воспитателей. По считалке выбирается ребенок, которому дается блюдце с вопросом: «Эта тарелочка кому?» Он называет кого-нибудь из сидящих за столом, и тому отправляется «лодочка» с «перекусом» и вопросом: «А эта тарелочка кому?» В начале года эта игра помогает быстро всем перезнакомиться: и взрослым, и детям. И считалки идут в ход тогда легкие и веселые, например:
Шла лисичка по тропинке
И несла грибы в корзинке.
Пять опят и пять лисичек
Для лисят и для лисичек.
Кто не верит – это он,
Выходи из круга вон!

Или:
Катилась торба
С великого горба.
В этой торбе
Хлеб, соль, вода, пшеница!
С кем ты хочешь поделиться?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей!

В нашей группе одна и та же считалка проговаривается две-три недели, и за это время ее успевают выучить все, «от мала до велика». И подбирать мы их стараемся в соответствии со временем года или грядущим праздником. Можно взять и какое-нибудь логопедическое стихотворение:
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый двор, желтый дом,
Все желтым-желто кругом.
Желтизна, желтизна -
Значит, осень, не весна.

Ближе к весне всегда становится видно, как повзрослели дети в группе. И тогда вместо считалки перед «перекусом» идут более сложные, серьезные стихотворения:
В лесную чащу тихо
Вошла зима-портниха.
Березки очень рады –
Спасибо за наряды.
Пушистыми и белыми
Зима наряды сделала,
И для лесов, и для полей, -
Пускай им будет потеплей.

Или считалка на Пасху:
Сосны в бархате зеленом
И душистая смола
По чешуйчатым колоннам
Янтарями потекла.
И в саду у нас сегодня
Я заметил, как тайком
Похристосовался ландыш
С белокрылым мотыльком.

А эта полюбилась всем в мае:
Зеленое, зеленое сегодня все вокруг.
Зелеными травинками
Шумит зеленый луг.
Зелеными тропинками
Ребята в лес идут.
Зеленые кузнечики
Им песенки поют.

Понятно, что несколько дней подряд «считает» детей кто-нибудь из взрослых, а потом уже можно предоставлять слово тому, кто ее уже запомнил. Так незаметно наполняется память наших детей стихотворениями и современной, и классической, и русской народной поэзии.


Страница 1 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру