Традиционное духовное воспитание детей. Урок 9

Избрание учеников Господом (чудесный улов)

Во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Аминь. Господи, благослови нас на добрый урок.

Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечевшегося.

Итак, дети, великие чудеса творил наш Господь Иисус Христос. Давайте вспомним те, о которых вы слышали на прошлом уроке: чудо хождения Господа по воде; чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбками; чудо о слепом, который увидел впервые в жизни свет, людей, птичек — как он радовался! Закройте ладошками глаза — темно, ничего не видно, вот так страдал слепой, а теперь Господь вернул ему зрение — откройте глазки — вот как прекрасно! Попрыгайте, ручками помашите — вот как радовался слепой исцеленный Господом нашим Иисусом Христом.

Еще о каком чуде мы слушали? О чуде оживления, воскресения мертвой девочки — дочки Иаира, о исцелении слуги сотника по его горячей вере в Господа.

Конечно, об этих чудесах узнавали люди. Они старались хотя бы увидеть Того, Кто творит такие чудеса. Великий пророк и Предтеча Господень Иоанн Креститель подготовил людей к встрече с Господом. Указал на Него, Вспомните Крещение Господне — синяя река Иордан. В ней Господь наш Иисус Христос, на берегу Иоанн Креститель, возложил руку свою на голову Господа нашего Иисуса Христа. Открылись небеса и сошел Святой Дух на Господа в виде белого голубя и все услышали громоподобный голос с неба: «Это есть мой Сын Возлюбленный. В нем мое благоволение».

Толпы людей стекались послушать учение Господа. Все теснились вокруг Него, и вот однажды, когда Господь был на берегу озера, Ему пришлось сесть в лодку, чтобы отплыть (от берега) и учить (из лодки) народ. Окончив поучение, Господь велел Симону, которому принадлежала лодка, отплыть на глубину и закинуть сети. Симон был опытный рыбак, но трудился всю ночь и ничего не поймал. Он был уверен, что и новый лов не будет успешен. Но произошло чудо по Слову Божьему: они поймали множество рыбы и даже сеть у них порвалась. Тогда их товарищи рыбаки подплыли и погрузили часть рыбы в свою лодку). Рыбы оказалось столько, что наполненные ею обе лодки начали тонуть [1, c.159].

Все рыбаки были поражены Силой и Всемогуществом Господа. Рыбаков было четверо. В первой лодке — братья Симон и Андрей, в этой лодке находился и Сам Господь. А во второй лодке — тоже братья рыбаки Иоанн и Иаков, сыновья Заведеевы. Всех их позвал Господь за собой. И они тут же оставили все сети, лодки и стали учениками Иисуса Христа. Эти ученики были названы Христом апостолами (апостол значит «посланник»).

Душа человека желает правды Божией, как голодный желает хлеба, а без воды жаждущий хочет пить. Правда Божия — это питье и еда для души. В раю Адам и Ева питались правдой Божией от Источника правды — Господа Бога. Не знали они, что значит жажда правды Божией, все у них было в достатке [11, I, 182]. Но когда совершили грех, потеряли соединение с Богом, душа их возжелала правды Божией больше всего на свете. 5000 лет умирала душа человека от жажды и голода без правды Божией, без соединения с Богом.

Увидев Господа, апостолы душой почувствовали долгожданную правду Божию. Все оставили они — и дом, и семью, и работу свою — и последовали за Источником правды — Господом нашим Иисусом Христом. Счастливы, блаженны алчущие и жаждущие правды, потому что они насытятся. Насыщение души состоит в мире и успокоении душевных сил.

Почему же Господь выбрал к себе в ученики не знатных, сильных или богатых, а простых рыбаков — неученых и бедных? [11,II, c.310]

Для того, чтобы никто не хвалился перед Богом. (Вот я какой умный, сильный, и поэтому без меня бы Бог не смог ничего сделать. Это все мои заслуги. Нет, все доброе и полезное совершается Богом, Бог дает нам и знания, и богатство, и силу, и мудрость. Вот выбрал Бог себе учеников простых рыбаков и показал, что может Сила Божья, в руках любящих Бога людей. Ученики творили чудеса, распространяли Веру в Господа нашего Иисуса Христа по всему миру. Но они никогда не говорили, что это их заслуга, они были простые рыбаки, а всегда говорили, что это Христос все совершает, Сила Божья, а они как лопата руках Господа.

Для того избрал Господь в ученики простых рыбаков,чтобы показать, что он любит простых, смиренных. Сам Господь показал пример смирения. Он, хозяин мира, творец вселенной, родился в пещере для овечек и коров.

Простые бедные рыбаки любили Господа больше всего на свете, а богатые люди часто любят больше всего на свете свое богатство, свой дом, а не Бога. А что нам говорит первая заповедь Божия — возлюби Бога своего всем сердцем своим, всем разумом своим, больше всего на свете.

Именно такими были апостолы — горячо любили они Бога и ближних, были смиренные и кроткие [11, II, c.313]. «Кто отучит нас от любви Божией, — говорит апостол Павел, — скорбь, или теснота, или гонения, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Ничто: ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь».

Апостолы везде следовали за Господом, учились у Него. Они видели все чудеса, Им творимые, и были уверены, что Иисус Христос станет царем, будет жить в богатстве, накажет врагов. Но Господь наш сказал им, что не отдыхать в богатстве Он пришел на Землю, а спасти род человеческий от рабства сатаны. А для спасения людей Он должен будет пострадать. Отдать свою жизнь, принести себя в жертву, чтобы искупить своей кровью грехи человеческие. Умилостивить, заслужить прощение грехов человеческих у Отца Небесного.

Для учеников это было совсем непонятно: как же так — Господь, Сын Божий, безгрешный, безвинный будет страдать и умирать за наше с вами спасение от рабства сатаны?

Вы помните, что Бог прогневался на Адама и Еву за совершенный ими грех и выгнал их из рая. Люди пять тысяч лет мучились в аду. Но Господь так любит людей, что послал к людям своего единственного Сына Иисуса Христа, Который должен был пострадать за нас с вами, чтобы Бог Отец простил нас и разрешил нам войти в Царство Небесное.

Но апостолы очень любили Иисуса Христа, не хотели его смерти. Господь понимал, что им будет очень тяжело, когда Он будет страдать. И Он решил укрепить их в вере, чтобы они, увидев Его Божественную Славу, и других привели к Богу и сами выдержали все испытания.

Переменка.

Господь взял ближайших учеников своих, которые были всегда с Ним в наиболее торжественные и важнейшие моменты Его земной жизни, Петра, Иакова и Иоанна, и повел их на гору Фавор для молитвы. Величественная гора эта покрыта снизу до середины прекрасной растительностью и с вершины ее открываются прекрасные виды на весьма далекое расстояние. Когда Он молился, то преобразился пред ними — явился перед учениками в Своей небесной славе, отчего лицо Его просияло, как солнце, и одежды побелели как снег, стали блистающими [1, c.280]. Божественный свет струился из Его тела и из той одежды, которая его покрывала, и изливался на все, что окружало Христа [3, c.18],(конец переменки). 

Таким светом засияют тела тех любящих Бога людей, которые будут вечно жить и радоваться в Царстве Небесном. Да, да, смерти для любящих Господа нет.

На горе Преображения апостолы увидели рядом с преобразившимся Господом пророка Моисея и пророка Илию. Моисей жил за тысячу шестьсот лет до Рождества Христова, пророк Илия — за девятьсот лет. Значит, пророки Моисей и Илия не мертвые, но живые. Они живы были и тогда, когда их видели в этот день апостолы; живы и сейчас [20, c.39].

Посмотрите на икону — вот Господь беседует с великими пророками. Пророк Моисей при жизни своей на земле принес людям со священной горы две каменные плиты с 10-ю заповедями Божиими. Скажите мне их. (Дети отвечают хором, кто что вспомнит.) А молитва пророка Илии была услышана Господом, когда 3 года не было дождей, все засохло, все умирали с голоду за свои грехи. Пророк Илия умолил Господа, и Господь дал людям дождь: напоил землю, травку, птичек, людей. За свою службу Богу пророк Илия был взят на небо живым. С неба спустилась огненная колесница с огненными конями и вознесла Илию на небо.

Апостола Петра охватило чувство радости. Чудесное облако покрыло всех и из облака послышался голос Бога Отца, все встали. Слушаем Слово Божие — Евангелие: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь [Мф., 17. 5—9].

Для чего Господь показал апостолам небесную славу Свою? Для того, чтобы и еще, и еще, после бесчисленных чудес, показать им Божество Свое, что Он есть единственный возлюбленный Сын Божий, чтобы ученики не колебались в вере во время страданий Его и смерти, но понимали, что Он страдал и умирал добровольно за грехи мира [11, I, 354].

И нам с вами нужно не развлекаться на земле, тратя время на телевизор, машинки, а трудиться как наш Господь, чтобы стать похожими на Него — любящими, смиренными, кроткими. Если станем такими, то настанет для нас чудное преображение, когда Господь преобразит наше тело так, что оно будет сиять [11, c. I 357], как солнце в царстве Отца Небесного [11, I 363].

И вот Господь наш Иисус Христос идет в Иерусалим для того, чтобы исполнилось все написанное о Нем, как о Спасителе, пророками: Он шел для того, чтобы испить чашу искупительных страданий, дать душу Свою в избавление за многих и потом войти в славу Свою [1, c.391].

Накануне этого похода Спаситель совершил великое чудо, воскресив (оживив) из мертвых друга Своего Лазаря [20, c.166]. Лазарь умер и был похоронен в каменной пещере. Только через 4 дня подошел к пещере Иисус. Умерший был закутан в белую длинную ткань, так раньше хоронили мертвых. И когда Господь сказал: «Лазаре, гряди вон», связанный по рукам и ногам Лазарь смог сам выйти из пещеры, после чего Господь повелел развязать его [1, c.385]. Весть о чуде воскресения Лазаря быстро разнеслась вокруг Иерусалима. Народ хотел посмотреть на Победителя смерти, на великого Чудотворца и выразить чувство своего восторга. Иисус Христос восседал на молодом осле. Люди снимали с себя верхние одежды в порыве переживаемого счастья и постилали их под ноги Спасителя, как мы, грешники, к ногам Спасителя приносим свои верующие и любящие сердца. В руках народа были пальмовые ветви, которыми они потрясали в воздухе от избытка своих чувств [20, c.166].

Давайте и мы тоже порадуемся встрече с Господом.

Переменка.

Выбегаем, машем веточками, стелем под ноги Спасителя, который едет на молодом осле, одежду и восклицаем: «Слава Тебе Боже, слава Тебе» (смотрите, на иконе два человека даже залезли на дерево, чтобы лучше видеть своего Спасителя). Забирайтесь на лестницу.

Апостолы Христовы вспомнили все, что Господь совершил за 3 года своего служения. Вспомнили все Его чудеса, милости, любовь Божию и радостью наполнились их сердца. Они восклицали: «Благословен грядый во имя Господне». Все выходили к Нему навстречу выкрикивая славословия: «Осанна (спасение)! Благословен грядый Царь Израилев!» Люди ликовали потому, что сердцем своим почувствовали в Иисусе Богочеловека, истинного Спасителя [13, c.112]. Мы прославляем Господа, вошедшего в Иерусалим, как Победителя смерти, как Начальника жизни (конец переменки).

Бог, конечно, не нуждается ни в каких похвалах, ни в нашем славословии, но они служат только нам на пользу: мы привлекаем этим на себя много благ и благословение Божие. Похвала Богу должна быть нашей радостью. Мы не должны забывать, что мы сотворены Богом для того, чтобы служить Богу, прославлять Его и кто каждый день не хвалит Бога, тот не слуга Божий. Славьте Господа, ибо Он благ, ибо во всех милость Его. Мы сердечно благодарим Его за все, что Он для нас сделал, за Его любовь к нам. Хваля и славя Бога, мы уподобляемся ангелам и делаемся орудием Святого Духа [27, c.39]. Как только мы просыпаемся, открываем глаза, если мы любим Бога, мы должны сказать Ему: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Сколько людей умирает ночью, а вот мы проснулись — увидели солнышко, маму, близких, как же тут не прославить Бога?! И тогда весь день мы будем ощущать заботу о нас Отца нашего Небесного.

Какие прекрасные праздники Преображение Господне и Вход Господень в Иерусалим! Слава Божия сияет с икон, изображающих эти праздники! Давайте и мы со всеми жителями Иерусалима прославим Бога, громко скажем: «Слава Тебе Боже, слава Тебе!» Помашем ручками, попрыгаем! Вот так порадуемся. Слава Тебе Боже, слава Тебе! И каждый день как только откроем глазки, так скажем: «Слава Тебе Боже, слава Тебе, показавшему нам свет! Слава Тебе Боже, слава Тебе!» Так всегда поступает каждый любящий Бога: Он говорит (Икос 12):

Что моя хвала пред Тобой! Я знаю, как хвалит Тебя природа. Я видел зимой, как в лунном безмолвии вся земля тихо молилась Тебе, облеченная в белые одежды, сияя алмазами снега. Я видел, как радовалось о Тебе восходящее солнце и хоры птиц гремели славу. Я слышал, как таинственно о Тебе шумит лес, поют ветры, журчат воды. Что моя хвала! Природа послушна, а я — нет, пока живу, я вижу любовь Твою, хочу благодарить, молиться и взывать:

Слава Тебе, показавшему нам свет,

Слава Тебе, возлюбившему нас любовью глубокой, неизмеримой, божественной,

Слава Тебе, осеняющему нас светом, сонмами ангелов и святых,

Слава Тебе, всесвятый Отче, заповедовавший нам Твое Царство,

Слава Тебе, Душе Святый, животворящий солнце будущего века.

Слава Тебе за все, о Троице Божественная, всеблагая,

Слава Тебе, Боже, во веки [2, c.11].

Рисуем Славу Божию — любой из праздников: Преображение Господне или Вход в Иераусалим. Рисуем радостно, солнечно, чтобы весело было смотреть на ваш рисунок. Сегодня праздник Введения в Храм Пресвятой Богородицы, пусть ваши Ангелы подарят ей ваши рисунки. Старайтесь нарисовать празднично.

Дети заканчивают рисовать, неодновременно. С теми, кто закончил вслух читаем «Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечевшегося» (заучиваем).

Так как два ребенка уже знают хорошо Символ веры, рекомендовано воспитателю с детьми перед обедом читать выученную часть.

Молодцы. Давайте закончим урок. Повторяйте за мной, все встали:

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Господи, благодарим Тебя за добрый урок. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного! (с крестным знамением).

Библиография.

1. Аверкий, архиеп. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания и Нового Завета. СПб., 1995. — 575 с.
2. Акафист благодарственный. Слава Богу за все//Сборник Акафистов. М., 1992.
3. Антоний (Сурожский), митр. Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Проповеди. М., 1994. - 730 с.
4. Антоний (Сурожский), митр. Проповеди и беседы. М., 1991. — 110 с.
5. Борис, архим. Огласительные беседы с крещаемыми. Беседы о молитве Господней. СПб., 1995. — 87 с.
6. Г.Д. (Дьяченко Г., прот.). Божий дар// Детям о Христе. Хрестоматия для детей. М., 1995.
7. Гурьянов Н., прот. Слово жизни. М., 1994. — 400 с.
8. Дьяченко Г., прот. Искра Божия. Л., 1991. — 493 с.
9. Жития Святых... Св. Димитрия Ростовского. Кн. 12 (Август). Козельск, 1992.
10. Избранные жития святых (III—IX вв.) М., 1991. — 411 с.
11. Иоанн Сергиев (Кронштадтский), прот. Полное собрание сочинений. Т.1. СПб., 1993. — 528 с., Т.2. СПб., 1994. — 726 с., СПб., 1994. — 508 с.**
12. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Архипастырское рождественское послание 1990-91 гг.//С.-Петерб.епарх.вед. 1991. Вып.1—2. С.10—11.
13. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Голос вечности. СПб. 1944. —294 с.
14. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Православная Церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в России. СПб., 1994. — 245 с.
15. Каледа Г., проф.-прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995.
16. Лесняк В., прот. Святое причащение. СПб., 1992. — 15 с.
17. Лесняк В., прот. Св. Симеон Новый Богослов и его богословские воззрения. СПб., 1993. — 192 с.
18. Нилус С. Дух Божий, почивающий на отце Серафиме Саровском.../ Неизвестный Нилус. Т.2. М., 1995. С.5—35.
19. Любимов Н., свящ. Семь Таинств Св.Православной Церкви как установление божественное. СПб., 1991. — 8 с.
20. Николай (Ярушевич), митр. Слова и речи. СПб., 1994. — 267 с.
21. О часе смертном. Христианское отношение к смерти. Брест, 1994. — 71 с.
22. Писания старца Силуана//Софроний, иеромон. Старец Силуан. Maidon Essex. 1990. С.259—472.
23. Поселянин Е. Святая юность. М., 1994. — 294 с.
24. Поселянин Е. Сказание о чудотворных иконах Богоматери и ее милостях роду человеческому. Т.1. Коломна. 1993. — 400 с.
25. По следам Св. Апостолов. М., 1994. — 441 с.
26. Православный календарь для семейного чтения. СПб., 1994. — 736 с.
27. Ровинский Н., свящ. Беседы старого священника. М., 1995. — 222 с.
28. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. М., 1993. — 380 с.
29. Соколов А., прот. Библия для детей. М., 1992. — 380 с.
30. Серафим (Звездинский), еп. Ангелы. М., 1995. — 24 с.
31. Успенский С. Катехизис в рассказах. Символ веры. Вып. 1. М., 1995. — 188 с.
32. Филимонов В. По вере вашей да будет вам... Чудотворец Феодосий Иерусалимский и его наставления// Собеседник православных христиан. СПб., 1995. С.3—74.
33. Филарет (Дроздов), митр. Православный катехизис. СПб., 1995. — 135 с.
34. Петр (Могила), митр. Православное исповедание или изложение Российской веры Петра Могилы. М., 1996.
 
Ссылки даются в тексте с указанием порядкого номера издания и страницы. Например, (4, 523) — Антоний (Сурожский), митр. Проповеди и беседы. С. 523.
Ссылки на Полн.собр.соч. о.Иоанна Кронштадтского даются в тексте в следующем виде: Т.1. С.275.

 


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру