О духовно-нравственном становлении и воспитании маленьких детей

Фридрих Фрёбель (1782 – 1852)

Провести в жизнь идею планомерного заботливого воспитания в раннем детстве удалось немецкому педагогу Фридриху Фрёбелю, создателю "детских садов" – новых воспитательно-образовательных учреждений для детей дошкольного возраста.

Систему своих педагогических взглядов Ф. Фрёбель изложил в главном своем труде "Воспитание человека". Большое внимание в нем он уделил вопросам духовно-нравственного становления и воспитания маленьких детей.

В природе ребенка, считал Фрёбель, с самого рождения заложены четыре инстинкта, или стремления: инстинкт познания, деятельности, художественный и религиозный. Каждый из этих инстинктов с самого раннего детства, с первых же их проявлений, необходимо в ребенке развивать.

Человек с раннего детства, хотя и в неясном предчувствии, сознает "свое происхождение из Божественного, из Бога, и это предчувствие, это еще менее, нежели туманное сознание, должно быть рано взрощено, усилено, воспитано в человеке, а потом уже доведено и прояснено до сознания". (1, 59)

"Поэтому, – пишет Фрёбель, – не только трогательное зрелище для стороннего наблюдателя, но и для ребенка – спасение и благословение, когда мать кладет дремлющего ребенка на свое тихое ложе, обращаясь с задушевной мольбой о родительской охране и любовном попечении к его и общему Небесному Отцу. Не только трогательно, не только в высшей степени приятно, но чрезвычайно важно и полезно для настоящей и будущей жизни ребенка, когда мать поднимает с постели пробудившееся с тихою радостью и улыбкой дитя, берет его и обращает радостно и спокойно к их общему Отцу с благодарностью за дарованное спокойствие и поддержку. С устами, возносящими благодарственную молитву, берет как бы вновь дарованное ей дитя" (1,59).

"Пусть не скажет никто, – продолжает Фрёбель, – будто они (дети) этого не поймут; они понимают и поймут это, если только они не успели еще одичать, если они не чересчур уже чуждаются самих себя и своих родителей; они поймут это не умом, а внутренним чувством.

Если религиозность, эта внутренняя жизнь в Боге и с Богом во всех обстоятельствах и положениях жизни и человеческой души, не возрастет таким образом с малолетства вместе с человеком, то впоследствии ей в высшей степени трудно будет расцвесть полным, мощным цветом, тогда как укоренившееся и взлелеянное религиозное чувство преодолеет всякие житейские бури и невзгоды. Вот каковы плоды раннего родительского религиозного примера, хотя бы нам и казалось, что ребенок не может их или заметить или воспринять в себя!" – заключает Ф. Фрёбель (1,60).

Ф. Фрёбель пишет и о важности усвоения маленькими детьми религиозных изречений. Чтобы ранние религиозные ощущения и чувства "не заглохли в себе самих, не будучи выражены в словах", очень важно разучивать с детьми молитвы, тексты Священного Писания, однако они всегда должны быть осмыслены детьми.

И снова Ф. Фрёбель успокаивает воспитателей: "Тут нечего бояться, что слова, недоступные детям, внушают им чувства, чуждые им; религиозное имеет привилегию чистого воздуха, ясного солнечного света и чистой воды. Всякое земное существо вдыхает его, и в каждом оно выражается в своей особой форме, в своих красках, в каждом существе принимает свое выражение" (1,238).

Первым основанием всякой религиозности Ф. Фрёбель считал любящую семью. Чувство общности, соединяющее ребенка с родителями, братьями и сестрами, соединяет его со всем человечеством и с Богом. От любви к родителям ребенку естественно перейти к сыновней любви к Богу – Отцу всего человечества, проникнуться чувством братства со всеми людьми, и в понимании этого единства обрести "свое спасение, свой мир, свою радость, свое назначение, свою истинную и единственную жизнь и причину своего существования" (1,146).

Ф. Фребель говорит о важности пробуждения в ребенке с ранних лет внутренней духовной жизни. Очень часто родители, напротив, обращают внимание детей на внешнюю жизнь, на внешние предметы, еще во многом непонятные детям, и тем самым отчуждают их от внутренней жизни. Но чтобы ребенок смог постичь внешнюю жизнь, а в особенности религиозную, нужно сделать так, "чтобы он много пережил в себе, то есть чтобы он сознавал, быть может, и незначительные сами по себе события своей душевной, религиозной жизни, свой духовный процесс развития и его условия". Тогда можно будет избежать многих религиозных ошибок и недоразумений.

Непонимание ребенком различия между внутренним и внешним миром может привести его к совершенно ложным пониманиям и суждениям. Например, если ему постоянно внушается: кто добр, тому будет хорошо; или: кто добр, тот будет счастлив, – то он и будет всегда ожидать за свое доброе поведение только внешнего блага и внешнего счастья. Наоборот, с ранних лет нужно внушать ребенку, что "тот, кто действительно серьезно, с самоотвержением стремится к добру, должен жить во внешнем гнете, внешнем горе и нужде, во внешней заботе и печали", что именно при таких обстоятельствах и проявляется внутренняя, духовная, истинная жизнь. Высшей для него наградой должна стать не внешняя награда, а чувство, сознание своего достоинства, согласно сущности человека.

Ф. Фрёбель как педагог-христианин первым в дошкольной педагогике детально разработал блок теоретических и методических знаний об особенностях духовного развития и воспитания маленького ребенка. Хотя надо отметить, что в отечественной педагогике подобные разработки тоже осуществлялись примерно в те же 30 - 40-е годы XIX века.

1. Фрёбель Ф. Педагогические сочинения: Т.1. Воспитание человека. – М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1913. С. 357 с.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру