Святаго отца нашего Иоанна Златоустаго уроки о воспитании.

26. Сам Бог имеет великое попечение о воспитании детей. Для того Он и вложил в природу такое влечение (родителей к детям), чтобы поставить родителей как бы в неизбежную необходимость пещися о детях. А впоследствии, беседуя к нам, поставил и законы касательно попечения о них, и учредив праздники, повелел объяснять установления их. Так, сказав о Пасхе, Он присовокупил наставление: и возвестиши сыну твоему в день он, глаголя: сего ради сотворил Господь Бог мне, егда исхождах из Египта (Исх. 13, 8). Тоже самое делает Он и в Законе. Ибо сказав о перворожденных, опять прибавляет: аще вопросит тя сын твой по сих, глаголя: что сие, и речеши ему: яко рукою крепкою изведе нас Господь из земли Египетския, из дому работы. Егда бо ожесточися Фараон отпустити нас, изби Господь всякаго первенца человека до первенца скотия: сего ради аз в жертву приношу (Господу) всякое разверзающее ложесна — (14, 15). Всем этим Он повелевает вести детей к Богопознанию. Да и самим детям Он заповедует многое в отношении к родителям, награждая послушных (детей), а непризнательных наказывая, и таким образом делая их еще более драгоценными для родителей. В самом деле, когда кто сделает нас господами над кем-либо, то этою честию он налагает на нас самое сильное обязательство пещись о нем, так что это одно, без всего другаго, в состоянии убедить нас, что вся судьба того человека в наших руках, и мы нескоро решимся сделать вред тому, кто вверен нам таким образом. Когда же он, после этого, еще и гневается и негодует более, чем сами оскорбляемые, и является строгим карателем, то этим еще более побуждает нас (к исполнению долга). Так сделал и Бог. К этим (двум) Он присовокупил еще третье, естественное обязательство, а если хочешь, так — это первое. Именно, чтобы родители, получив повеление воспитывать детей, не пренебрегали Его заповедями, Бог связал их естественною необходимостию. А чтобы эта связь, быв оскорбляема со стороны детей, не расторглась совсем, Он оградил ее наказаниями и от Себя, и со стороны самих родителей, а таким образом и детей подчинил родителям, и в родителях возбудил любовь к детям. Впрочем не этим только, но и другим еще, четвертым способом Бог крепко и тесно связал нас с ними. Он не только детей злых — в отношении к родителям — наказывает, а добрых — награждает, но то же самое делает и с родителями, жестоко наказывая нерадящих о детях, а попечительных удостоивая почестей и похвал. Так и этого старца Илия, во всех других отношениях достойнаго хвалы, Он наказал за одну непопечительность о детях: а патриарха Авраама наградил за его попечительность не менее, как за другия добродетели. Ибо, говоря о тех многих и великих дарах, которые обещал дать ему, Бог представляет причиною такого обещания именно эту добродетель: вем бо, говорит, яко заповесть (Авраам) сыном своим и дому своему по себе: и сохранят пути Господни творити правду и суд (Быт. 18, 19).

27. Это мною сказано теперь для того, чтобы вы узнали, что Бог не будет снисходителен к нерадящим о тех, о которых Сам Он столько печется. Ибо невозможно, чтобы один и тот же (Бог) и столько делал Сам для спасения этих (детей) и оставлял без внимания то, когда об них же небрегут родители. Так Он не оставит этого без внимания, напротив, еще сильно вознегодует и прогневается, как и оказалось на самом деле. Поэтому и блаженный Павел настоятельно убеждает, говоря: отцы, воспитывайте чада в наказании и учении Господни (Еф. 6, 4). Если уже мы [4] обязаны неусыпно печься о душах их, яко слово воздати хотяще (Евр. 13,17); тем более (обязан делать это) отец, который родил сына, воспитал и постоянно живет с ним. Ибо как не может он найти себе извинения и оправдания в своих собственных грехах, также точно и в поступках детей. И это также показал блаженный Павел. Предписывая, каковы должны быть принимающие начальство над другими, он, сверх всех необходимых для них качеств, требует от них и попечительности о детях, так что нет нам никакого извинения, когда дети у нас развратны (1 Тим. 3, 4. 5). И совершенно справедливо! Если бы зло в людях было от природы, то всякий по праву прибегал бы к извинению; но так как мы бываем развратны и честны но собственной воле, то какое благовидное оправдание может представить тот, кто допустил до разврата и нечестия сына (любимаго) им больше всего? то ли, что не хотел он сделать его честным? Но ни один отец не скажет этого; сама природа настоятельно и непрерывно побуждает его к тому. Или то, что он не мог? Но и этого нельзя сказать; ибо все, — и то, что он взял сына на свое попечение еще в нежном возрасте, и то, что ему первому и одному вручена власть над ним и то, что он постоянно имел его при себе, — все это делает для него образование сына очень легким и удобным. Значит, развращение детей происходит не от другаго чего, как от безумной привязанности отцев к житейскому; обращая внимание только на это и не считая ничего выше этого, они по неволе уже нерадят о детях и о душе их. О таких отцах скажу я (и никто не считай этих слов порождением гнева), что они хуже даже детоубийц. Эти отделяют тело от души, а те и то и другую вместе ввергают в огнь геенский. Той смерти подвергаются необходимо и по естественному порядку, а этой можно было бы избежать, если бы не довела до нея беспечность отцев. К тому же смерть телесную может прекратить воскресение тотчас, как наступить оно, а потери души ничто уже не вознаградить: за нею следует уже не спасение, но необходимость вечно страдать. Значит, мы не несправедливо назовем таких отцев худшими детоубийц. Не так жестоко изострить меч и, взяв его в правую руку, погрузить его в самое сердце детища, как погубить и развратить душу; потому что у нас нет ничего равнаго ей.

28. Если бы зло только и ограничивалось тем, что родители не давали бы детям никаких, полезных советов, тогда зло не было бы так велико Но вот вы, родители, побуждаете их (детей) еще и к противному. В самом деле, когда отцы убеждают детей заниматься науками, то в их разговоре с детьми не услышишь ничего другаго, кроме таких слов: "такой-то, — говорят, — человек низкий и из низкаго состояния, усовершившись в красноречии, получил весьма высокую должность, приобрел весьма большое имение, взял богатую жену, построил великолепный дом, стал для всех страшен и знаменит." Другой говорит: "Такой-то изучил латинский язык, блистает при дворе и всем распоряжается там." Иной опять указывает на другаго, и все — только на славных на земле, а о прославившихся на небесах никто не вспомнит и однажды; даже если иной и решится напомнить об них, его преследуют как человека, который все расстроивает. Итак, вы, когда внушаете это детям с юных лет, учите их не другому чему, как основанию всех пороков, вселяя в них две самыя неистовыя страсти, — т. е. сребролюбие и еще более порочную страсть — тщеславие. Каждая из них и порознь может низвратить все; а когда оне обе вместе вторгнутся в нежную душу юноши, то, подобно соединившимся бурным потокам, губят все доброе и наносят столько терния, столько песку, столько сору, что делают душу бесплодною и не способною ни к чему доброму. Как же ты думаешь, что сын твой легко может избегнуть диавольских сетей, будучи молод, живя среди Египта, или лучше среди воинства диавольскаго, не слыша между тем ни от кого полезнаго совета, и видя, что все, а больше всех родители и воспитатели, ведут его к противному? Как же мог бы он сделать это? При помощи ли твоих увещаний? Но ты внушаешь ему противное и, не позволяя ему вспомнить о любомудрии даже и во сне, напротив, постоянно занимая его настоящею жизнью и выгодами ея, только еще больше содействуешь его потоплению. Или сам собою? совсем нет; юноша сам по себе не имеет довольно сил к совершению добродетели, и если и породит что-либо доброе, то это доброе скоро, прежде нежели возрастет, погибнет от сильнаго дождя слов твоих. Ибо как тело не может жить долго, когда питается не здоровою, но вредною пищею, так и душа, получая такия внушения, не может и помыслить о чем-либо добром и великом; нет, будучи расстроиваема и расслабляема, как какою-нибудь заразою, она, наконец, неизбежно низвергается в геенну и в тамошнюю погибель.

29. Ведь вы, как будто намеренно стараясь погубить детей, приказываете им делать только то, что делая, невозможно спастись. Вот, посмотрите прежде всего. Горе, сказано, смеющимся (Лк. 6, 25), а вы подаете детям множество поводов к смеху. Горе богатым (ст. 24), а вы только о том и стараетесь, чтобы они разбогатели. Горе, егда добре рекут вам вси человецы (ст. 26), а вы часто тратите все имущество из-за славы людской. Опять, поносящий брата своего повинен есмь геенне (Мф. 5, 22), а вы считаете слабыми и трусливыми тех, кто молчаливо сносит обидныя речи от других. Христос повелевает отвращаться брани и распри, а вы постоянно занимаете детей этими злыми делами. Он повелел во многих случаях вырывать око, если оно ведет, ко злу (ст. 29), а вы тех-то особенно и делаете их друзьями, кто только может дати, денег, хоть бы и научил крайнему разврату. Он не позволил бросать жену, разве только за прелюбодеяние (ст. 32), а вы, когда можно получить деньги, приказываете пренебрегать и этою заповедью. Клятву Он, запретил совершенно (ст. 34), а вы даже смеетесь, когда видите, что это запрещение соблюдается. Любяй душу свою, сказал Господь, погубит (Ин. 12, 25), а вы всячески вовлекаете их в эту любовь. Аще не отпустите, говорит Он, человеком согрешений их, ни Отец ваш небесный отпустит вам (Мф. 6. 15), а вы даже попрекаете детямь, когда они не захотят мстить обидевшим, и стараетесь скорее привести их в состояние сделать это. Христос сказал, что любящие славу, — постятся ли, молятся ли, подают ли милостыию, — все это делают без пользы (Мф. 6. 1), а вы только и стараетесь о том, чтобы наши дети получили ее. И для чего перечислять все? Если уже и сказанные пороки, не только все вместе, но и каждый сам по себе, в состоянии приготовить тысячу геенн, а вы, собрав их все вместе и возложив на детей эту невыносимо тяжкую ношу грехов, с нею посылаете их в огненную реку: то как же они могут, спастись, неся столько пищи для огня?

30. И худо не это одно, что вы внушаете детям противное заповедям Христовым, но и то еще, что нечестие прикрываете благозвучными именами, называя постоянное пребывание на конских ристалищах и в театрах светскостию, обладание богатством — свободою, дерзость — откровенностию, расточительность — человеколюбием, несправедливость — мужеством. Потом, как будто еще мало этого обмана, вы и добродетель называете противными именами: скромность — необразованностию, кротость — трусостию, справедливость — слабостию, смирение — раболепством, незлобие — бессилием. Вы будто боитесь — как бы дети, услышав от других настоящее название этих добродетелей и пороков, не убежали от заразы. Ибо название пороков прямыми и настоящими их именами не мало способствует к отвращению от оных. Я знаю много и таких, которые этим способом были образумлены, и слыша поносныя себе названия, сделались скромнее по жизни. Но вы отняли у детей и это пособие к исправлению. И, что еще хуже, внушаете им зло не только словами, но и делами, — строите великолепные домы, покупаете дорогия поля, окружаете их и прочим блеском, и всем этим, как гнусным каким облаком, омрачаете их душу. Так чем же могу я убедиться, что им возможно спастись, когда вижу, что вы склоняете их к таким делам, за которыя Христос определил неизбежную погибель; когда вижу, что вы о их душе, как о чем-то ненужном, небрежете, а о том, что действительно излишне, заботитесь как о необходимом и важнейшем. Вы все делаете, чтобы был у сына слуга, конь и самая лучшая одежда, а чтобы он сам был хорош — об этом и подумать не хотите; нет, простирая до такой степени заботливость о дереве и камнях, души не удостоиваете и малейшей части такого попечения. Все делаете, только бы на доме стояла чудная статуя и кровля была золотая, а чтобы драгоценнейшее изваяние — душа была золотая, об этом и помыслить не хотите.

31. Далее, желая ознакомить детей с науками, мы не только отдаляем препятствующее учению, но и доставляем им все, что содействует этому: приставляем к ним пестунов и учителей, издерживаем деньги, освобождаем их от всех других занятий, и чаще чем учители на олимпийских играх, кричим им о бедности от неучения и о богатстве от учения, — делаем и говорим все, и сами, и чрез других, только бы довести их до окончания предлежащаго им учения; однако ж и при всем этом часто не успеваем. А скромность нравов и тщательность о честном поведении, по нашему мнению, придут сами собой и не смотря на столь многия к тому препятствия? Что может быть хуже этого неразумения,— на самое легкое обращать столько внимания и забот, как будто бы иначе и нельзя успеть в этом, — а о гораздо труднейшем думать, что оно, как какая-нибудь пустая и ничтожная вещь, придет к нам, хоть бы мы и спали? Ведь упражнение души в благочестивой жизни во столько раз труднее и тяжелее изучения наук, во сколько исполнять труднее, чем говорить; во сколько дела труднее слов.

32. Но для чего, скажешь, нашим детям нужно любомудрие и строгое поведение? Вот это-то самое и сгубило все, что дело, столь необходимое и служащее опорою нашей жизни, считается излишним и ненужным. Увидевши сына больнаго по телу, никто ведь не скажет, для чего нужно ему совершенное и крепкое здоровье? Напротив, всемерно постарается привести тело в такое благосостояние, чтобы болезнь более уже не возвращалась. А когда у детей больна душа, не нужно им, говорят, никакого лечения, — и после таких слов осмеливаются называть себя отцами! Так что же, скажешь, — станем мы все любомудрствовать, а житейское все погибнет? Нет, почтейнейшие, не любомудрие, а уклонение от него погубило и расстроило все. Ибо кто, скажи мне, расстроивает настоящее положение дел, — те ли, которые живут воздержно и скромно, или те, которые изобретают новые и беззаконные способы наслаждения? Те ли, которые стараются захватить себе все чужое, или те, которые довольствуются своим? Человеколюбивые ли и кроткие и не ищущие чести у народа, или те, которые от собратьев своих требуют ея более всякаго долга и делают тысячу неприятностей тому, кто не встанет пред ними, не скажет первый приветствия, не поклонится, не выскажет подобострастия? Те ли, которые любят повиноваться, или те, которые ищут власти и начальства, и для этого готовы сделать и перенести все? Те ли, которые почитают себя лучше всех, и поэтому думают, что им можно говорить и делать все, или те, которые считают себя последними, и этим укрощают в себе безумное своеволие страстей? Те ли, которые сознают немощь человеческой природы, или те, которые не хотят и узнать этого, но от чрезмерной гордости перестали считать себя и людьми? Те ли, которые содержат блудниц и оскверняют чужия ложа, или те, которые воздерживаются и от своей жены? Первые не тоже ли в обществе человеческом, что опухоли на теле и бурные ветры на море, и своею невоздержностию не потопляют ли тех, кои сами по себе могли бы спастись? А последние не так ли, как яркия светила среди глубокаго мрака, призывают бедствующих среди моря к своей безопасности, и возжегши вдали на высоте светильники любомудрия, не руководят ли таким образом всех, кто желает, в спокойную пристань? Не из-за тех ли возмущения, и войны, и брани, и разрушение городов, и плен, и рабство, и лишения свободы, и убийства, и бесчисленныя бедствия в жизни, — бедствия, не только наносимыя людям от людей, но и все насылаемыя с неба, как-то: засухи, и наводнения, и землетрясения, и потопление городов, и голод, и язвы, и все прочее, что оттуда насылается на нас? Так, они-то низвращают порядок общественный и губят общее благо; они-то причиняют бесчисленныя бедствия и другим, они, которые возмущают людей, ищущих спокойствия, влекут их и разрывают со всех, сторон. Для них-то судилища, и законы, и взыскания и различные виды наказаний.

33. Если бы мы захотели образовать детей с самаго юнаго возраста, и передать желающим воспитывать их, они, конечно, могли бы стать в первом ряду воинства; потому что Бог не презрел бы такого усердия и ревности, но простер бы руку Свою и наложил бы ее на изваяние. А когда действует рука Его, тогда невозможно не иметь успеха в делах, или лучше — невозможно не дойти до высшей степени блеска и славы, только было бы выполнено то, что зависит от нас. Если и жены могли преклонить Бога, чтобы Он помог в воспитании детей, тем более мы могли бы сделать это, если бы хотели. Чтобы не слишком распространить слова, я пройду молчанием прочих жен, хотя и мог бы указать на многих, а упомяну только об одной. Была одна иудеянка — Анна. Эта Анна родила одного сына и уже не надеялась иметь другаго, потому что и этого едва получила, после многих слез, по причине своего бесплодия. Хотя соперница ея часто оскорбляла ее за это бесплодие, она, однакож, не поступила так, как поступаете вы, но и получив того сына, держала его только до тех пор, пока нужно было питать его молоком. А как скоро он уже не стал нуждаться в этой пище, она, взяв его, тотчас посвятила Богу и не просила, чтобы он возвратился в дом родительский, но оставила его жить постоянно в храме Божием. И если когда, по чувству материнскому, хотела видеть его, то не вызывала отрока к себе, но сама с отцем приходила к нему и уже обращалась с ним осторожно, как с даром, принесенным в жертву Богу. От того и юноша сделался столь доблестным и великим, что когда Бог отвратился от народа еврейскаго, за его крайнее нечестие, не изрекал пророчеств и не открывал видений, — он своею добродетелию опять привлек Бога и умолил даровать иудеям тоже, что и прежде, и возобновить прекратившияся пророчества. И это сделал он, будучи не в зрелом возрасте, но еще малым отроком. И глагол Господень, говорит Писание, бе честен в тыя дни, не бе видение посылаемо (1 Цар. 3, 1); а между тем, ему (Самуилу) Бог часто открывал волю Свою. Так-то полезно отдавать всегда свои стяжания Богу и отказываться не только от денег и вещей, но и от самых детей. Ибо если это заповедано нам делать по отношению к душе нашей (Мф. 10, 37), тем более по отпошению ко всему прочему. Это сделал и патриарх Авраам, или, лучше сказать, гораздо больше этого, потому и получил сына с большею славою. И подлинно, мы тогда-то особенно и имеем при себе детей своих, когда отдаем их Господу. Ибо Он гораздо лучше нас сохранит их, потому что больше печется об них. Не видите ли, что так бывает и в домах богачей? И там низшие слуги, живущие с отцами, не так уважаются и не имеют такой силы, а те, коих господа, взяв от родителей, определяют к себе на службу и делают хранителями сокровищ, пользуются большим благоволением и свободою. Если же люди так добры и благосклонны к своим людям слугам, тем более беспредельная Благость, т. е. Бог.

34. Позволим детям служить Богу, вводя их не в храм только, как Самуила, но на самое небо (служить) вместе с Ангелами и Архангелами. Ибо что посвятившие себя этому целомудрию действительно будут служить с ними (Ангелами), это очевидно для всякаго. Притом такия дети будут предстательствовать с великим дерзновением не только за себя, но и за нас. Ибо, если некоторыя (дети) получили помощь от Бога ради отцев, тем более отцы могут получить ради детей; потому что в первом случае правом на помощь служит только единство природы, а в последнем — и воспитание, которое гораздо важнее природы. Tо и другое докажу вам из Божественнаго Писания. Так Езекию, царя добродетельнаго и благочестиваго, но неимевшаго по своим делам дерзновения стать против угрожавшей ему великой опасности, Бог спас за добродетель отца, как говорит Сам Он: и защищу град сей, еже спасти его Мене ради, и Давида раба Моего (4 Цар. 19, 34). А Павел в послании к Тимофею о родителях сказал: жена... спасется чадородия ради, аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием (1 Тимоф. 2, 15). И Иова Писание восхваляет как за то, что он бе человек истинен, непорочен, праведен, благочестив, удаляяйся от всякия лукавыя вещи (Иов. 1, 1), так и за попечение о детях (ст. 5). А это попечение состояло не в собирании для них богатства, и не в старании сделать их славными и знаменитыми, но в чем? Послушай, что говорит Писание: егда скончавашася дние пира, посылаше Иов и очищаше их, востая заутра, и приношаше о них жертвы по числу их, и тельца единаго о гресе, о душах их; глаголаше бо Иов: негли когда сынове мои согрешиша, и в мысли своей злая помыслиша противу Бога (Иов. 1, 5). Какое же мы будем иметь оправдание, поступая так небрежно? Ибо, если живший прежде благодати и прежде закона и не слышавший никакого учения имел столь великое попечение о детях, что трепетал и за тайные грехи их; кто же оправдает нас, которые живем во время благодати, имеем столько учителей, столько примеров и увещаний, а между тем не только не опасаемся за тайные, но не обращаем внимания и на явные грехи, и не только сами не обращаем внимания, но и желающих исправить оные гоним? И Авраам, как я сказал прежде, отличался между прочими этою добродетелью.

35. Итак, имея столько примеров, будем приготовлять Богу благочестивых служителей и рабов. Если тот, кто воспитывает борцев для городов, или образует воинов для царя, удостоивается великой чести, то как дар можем получить мы, воспитывая для Бога столь доблестных и великих мужей, или, лучше сказать: ангелов? Будем же делать все, чтобы оставить им богатство благочестия, которое пребывает постояино, сопровождает нас и по смерти и может принести величайшую пользу не только здесь, но и там. Богатство мирское не перейдет в вечность вместе с людьми, но еще и здесь погибнет прежде их, а часто погубляет и своих владельцев: но богатство благочестия и здесь и там, и само пребудет постоянно, и стяжавших его сохранит в великой безопасности. Это действительно так: кто земное предпочитает духовному, тот лишится и того и другаго, а кто стремится к (духовному) небесному, тот наверное получит и земное. Это не мои слова, но Самого Господа, Который обещает подать сии блага: ищите, говорит Он, прежде Царствия Божия, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33). Что может сравниться с этою честию? Заботься, говорит, о духовном, а все прочее предоставь Мне. Как сердобольный отец принимает на себя все попечение о доме, управлении слугами и всем прочим, а сыну советует заниматься только любомудрием, так точно поступает и Бог. Будем же послушны, станем искать царствия Божия, тогда и детей везде увидим почтенными, и сами прославимся с ними, насладимся и настоящими благами, если только возлюбим будущия и небесныя. Если вы послушаете, то получите великую награду, а если будете противиться, и не послушаете, потерпите особенно тяжкое наказание. Ибо нельзя нам оправдаться и говорить: "никто нас не учил этому."

36. [5] Юность неукротима и имеет нужду во многих наставниках и учителях, руководителях, надсмотрщиках, воспитателях. И только при таких усилиях возможно обуздать ее. Что конь необузданный, что зверь неукротимый, — тоже самое есть и юность. Поэтому, если в начале и с перваго возраста поставим для нея настоящие пределы, то в последствии не будем иметь нужды в великих усилиях; напротив, потом привычка обратится для них в закон. Не позволим им делать того, что приятно и вместе вредно; не будем угождать им, потому что они дети; но преимущественно будем сохранять в целомудрии. Ибо это более всего приносит вреда юности. Об этом более всего должны заботиться, к этому мы особенно должны быть внимательны. Скоро будем брать для них жен, чтобы они, имея чистое и нерастленное тело, соединились с невестами. Такая любовь бывает особенно пламенна. Кто был целомудренным до брака, тот большею частию остается таким и после брака. Напротив, кто до брака научился любодействовать, тот и после брака станет делать тоже самое. Ибо сказано в Писании: человеку блудну всяк хлеб сладок (Сир. 23, 23). Для того и возлагаются на голову венцы,— в знак победы, что они, не быв побеждены, вступают в брачный чертог, — что они не были одолены похотью. Если же кто, увлеченный сладострастием, предался блудницам, то для чего после этого он имеет и венец на голове, когда он побежден? Это им будем внушать, этим будем их вразумлять, устрашать, угрожать, делая то — то, то другое.

37. Нам вверен важный залог — дети. Будем поэтому заботиться об них и употребим все меры, чтобы лукавый не похитил их у нас. Между тем, теперь у нас все происходит наоборот. Мы употребляем все возможныя усилия для того, чтобы поле было хорошим и чтобы вверить его благонадежному человеку. И погонщика ослов и мулов, и надзирателя, и повереннаго мы отыскиваем самаго искуснаго а на то, что для нас всего дороже, именно — на то, чтобы поручить сына человеку, который бы мог его сохранить в целомудрии, не обращаем внимания, не смотря на то, что сие стяжание ценнее всех прочих и ради его приходят остальныя блага. Об имуществе для них мы заботимся, а об них самих нет. Видишь ли, какое безумие овладело нами! Прежде образуй душу сына твоего, а стяжания он уже после получит. Если душа у него не хороша, то он не будет иметь ни малейшей пользы от денег; и наоборот, если ей дано правильное образование, то бедность нисколько не повредит ему. Хочешь ли оставить его богатым? Научи его быть добрым. Ибо для детей, не получивших правильнаго образования, бедность лучше богатства; даже, мимо их воли, удерживает их в пределах добродетели; между тем последнее, хотя бы даже кто и желал сего, не позволяет вести жизии целомудренной, но увлекает, ниспровергает и вводит в бесчисленное множество преступлений.

38. Вы, матери, больше всего смотрите за дочерьми: попечение это для вас не трудно. Наблюдайте за тем, чтобы оне сидели дома, а прежде всего учите их быть благочестивыми, скромными, презирать деньги и не слишком заботиться о нарядах. Так и в замужество отдавайте их. Если так образуете дочь вашу, то спасете не только ее, но и мужа, который возьмет ее, и не только мужа, но и детей, и не одних детей, но и внуков. Если корень будет хорош, то и ветви будут лучше развиваться, и за все это получите награду. Поэтому все будем так делать, как прилично заботящимся о благе не одной души, но и о благе многих чрез одну. Ибо оне (дочери), при вступлении в брак, должны так выходить из отеческаго дома, как выходят борцы из места состязаний, т. е. оне должны знать в точности всю науку, помощию которой оне могли бы, подобно закваске, все смешение возвести к собственной красоте.

39. И сыновья опять до того должны быть скромны, чтобы скорее всего можно было узнать их по их благонравию и целомудрию, чтобы они заслужили великую похвалу и от людей и от Бога. Пусть они научатся воздерживаться от лишних издержек, быть рассчетливыми, нежно любящими, пусть они научатся повиноваться власти. Ибо таким образом они могут доставить родителям великую награду. Тогда все будет направлено к славе Божией и нашему спасению, о Христе Иисусе Господе нашем, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава, держава, честь ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

Источник:
Библиотека святоотеческой литературы

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру