Литургика. Об авторе и его книге. Понятие о годовом богослужении, богослужение праздничное и великопостное, двунадесятые праздники. Непреходящие двунадесятые праздники.

ОБ АВТОРЕ И ЕГО КНИГЕ

Гермоген Иванович Шиманский — автор предлагаемого вниманию читателя учебного пособия по литургике, родился в марте 1915 г. в семье железнодорожного служащего на станции Бирзула (ныне город Котовск Одес¬ской области). Он был третьим, младшим ребенком в семье. В крещении он был наречен Гермогеном — в честь священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси.

Отец Гермогена Шиманского, самоотверженно трудясь во время Первой мировой войны, умер рано, когда его сыну было всего два года. После смерти мужа мать Шиманского переехала с тремя сыновьями к себе на родину в Молдавию, в село Флеры, где "занималась хлебопашеством и в честном вдовстве вырастила, выучила и воспитала всех ... троих сыновей" .

Даже скупые строки официальных документов говорят о том, что Гермоген Шиманский обладал незаурядными способностями. Но на стезю богословия он вышел не сразу, что вполне объясняется обстоятельствами жиз¬ни тех лет. До поступления в 1945 г. в Богословский институт в Москве Шиманский проделал путь обыкновенного советского человека. После окончания средней школы он поступил в техникум механизации в городе Ананьеве. Успешно окончив техникум, он поступил в 1934 г. в Харьковский машиностроительный институт.

Этот институт он окончил с отличием в 1939 г. и был оставлен аспирантом и научным сотрудником на кафедре тракторостроения. За два года пребывания в аспирантуре Шиманский сдал почти весь кандидатский минимум, в который входил и ряд гуманитарных предметов, таких, как философия, диамат, истмат, английский и немецкий языки.

В связи с началом Великой Отечественной войны работа в институте была прервана. В июле 1941 г. в числе других аспирантов Шиманский был откомандирован на временную работу на Харьковский завод им. Коминтерна. Осенью 1941 г. вместе с заводом переехал в Нижний Тагил, где работал инженером-конструктором. Его однокурсники по Московской духовной академии вспоминали, что Шиманский был причастен к разработке проекта легендарного танка Т-34. В начале 1943 г. талантливого инженера из Нижнего Тагила перевели в подмосковные Мытищи.

"С раннего детства приучала нас мать неотменно ходить в храм к праздничному и воскресному богослужению, — писал Шиманский в автобиографии перед поступлением в Богословский институт. — Частое пребывание с юности в храме и особенно в алтаре при богослужении (начиная с десятилетнего возраста я прислуживал священнику в сельском храме, а затем епископу Молдавскому  иподиаконом) еще тогда заронило в душе любовь к богослужению Православной Церкви, его красоте и великой духовной преобразующей и укрепляющей силе на верующих и молящихся (так в оригинале — и. Е.), заронило стремление быть служителем алтаря. Шли годы учебы, работы. Это стремление не заглохло, но более окрепло несмотря на все превратности жизни. И сейчас, осознавая все свое недостоинство сего великого и тяжелого подвига пастырского служения, решаюсь вступить на этот путь служения Богу и людям в одном уповании на помощь и укрепление благодати Божией, силу Свою в нашей немощи совершающей".

Молодой инженер, с отличием окончивший не только престижный технический вуз, но и аспирантуру, и имевший, конечно, все возможности для жизни "нормального советского человека", тем не менее стремился к другому. В своем прошении о зачислении на первый курс Богословского института он писал: "Имея только высшее гражданское образование, знания в области духовных наук получил путем самостоятельного чтения и изучения святоотеческих писаний, духовно-назидательной и богословской литературы. Надеюсь, что с помощью Божией, при всем моем горячем стремлении и желании учиться, если и имеются какие пробелы в подготовке для слушания курса института, они в первые же месяцы учебы будут мною ликвидированы".

Среди документов, собранных для поступления в Богословский институт, находится и рекомендация, данная Гермогену Шиманскому настоятелем московского храма святых мучеников Адриана и Наталии протоиереем Михаилом Кузнецовым. "Шиманский Гермоген Иванович — прихожанин церкви святых мучеников Адриана и Наталии. Его нравственные качества прекрасны. Он достоин принятия в Богословский институт, в котором проситель ищет восполнения своих знаний, необходимых ему для будущего служения Церкви Христовой. Надеюсь, что Шиманский оправдает как данную рекомендацию, так и высокое звание студента Богословского института, ибо он действительно православный христианин. Тот святой огонек, который теплится в его чистой душе при воспитательном воздействии Богословского института несомненно возгорится ярким огнем чистого служения Богу и во славу Святой Церкви, и в пользу ближним".

В 1945 г. Гермоген Шиманский был принят на первый курс Богословского института и ревностно взялся за изучение богословских наук. Уже с первых месяцев учебы у него проявился интерес к изучению богослужения и богослужебных книг. Он был уставщиком академического хора и знал церковный устав до мельчайших подробностей. По воспоминаниям митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева), он был образцовым студентом: не только его успеваемость, но и его духовная жизнь была очень высокой. Он был самым глубоким из студентов и всегда носил в кармане четки. Он был весь — система, и в то же время был душой курса. Конспекты Шиманского, написанные каллиграфическим почерком, были образцом для всех.

Литургику в Богословском институте, а затем в академии, преподавал протопресвитер Николай Колчицкий, который был, по воспоминаниям учившихся у него студентов, выдающимся совершителем богослужения. Свой предмет он преподавал по "Закону Божию" для светских учебных заведений, в котором содержались, конечно, только самые элементарные, предварительные сведения о богослужении. Отец Николай восполнял недостающее рассказами из собственной практики, делясь со студентами своим богатым литургическим опытом, а благоговейной и величественной манерой совершения богослужения умел пробуждать к нему любовь студентов. Гермоген Шиманский неизменно был первым на курсе по литургике, которая стала одним из его любимых предметов.

Но к сожалению, здоровье одаренного студента не позволяло ему с полной силой отдаваться учебе. Как явствует из сохранившихся документов, вскоре после поступления он перенес туберкулез в тяжелой форме. Болезнь на долгое время оторвала Гермогена Шиманского от учебы и впоследствии постоянно напоминала о себе. В своем прошении от 22 октября 1948 г. на имя ректора академии, епископа Гермогена (Кожина), Шиманский просит "ввиду состояния здоровья (после перенесенной болезни)... разрешить жить на частной квартире". В 1950 г., через пять лет после поступления в Богословский институт, Шиманский числился только на третьем курсе Московской духовной академии, и в этом же году он перенес еще одну тяжелую болезнь и операцию.

2 мая 1950 г. он просил ректора академии, протоиерея Александра Смирнова, о переводе без экзаменов на 4 курс академии "в связи с ... необходимостью дальнейшего хирургического и консервативного лечения". В августе того же года он просит отца ректора позволить ему проживать на частной квартире ввиду того, что "после перенесенной болезни жить в общежитии по медико-санитарным условиям ... временно не показано". Резолюция, положенная на прошении Шиманского протоиереем Александром Смирновым, гласила: "Необходимо пойти навстречу лучшему студенту МДА".

В 1951 г. Гермоген Шиманский успешно защитил кандидатскую диссертацию "Православное учение о спасении по богослужебным книгам", которую он написал под руководством профессора протоиерея Сергия Савинского. Ученый Совет МДА дал этой работе высокую оценку.
Ректор МДА, протоиерей Александр Смирнов, в своей характеристике, данной выпускнику МДА Гермогену Шиманскому, писал: "В нравственном отношении характеризуется высокими моральными качествами, безукоризненным поведением, строгою дисциплинированностью. Глубоко религиозен. Обладает незаурядными умственными способностями и хорошим общим развитием. По успешности в проходимых курсах является лучшим студентом. Вследствие слабого здоровья и периодического обострения туберкулеза он был переведен с 3 на 4 курс по некоторым предметам без экзаменов. Оставить его профессорским стипендиатом нельзя, так как усиленная умственная работа и неподходящие климатические условия Загорска могут надорвать и без того слабые физические его силы. Можно было бы рекомендовать на духовно-педагогическую работу на юг (Одесса, Киев)".
Пожелание ректора было учтено: Шиманского направили на преподавательскую работу в Киевскую духовную семинарию. Там же, в Киеве, жили самые близкие ему люди: духовник, мать и старший брат.

Именно в Киеве, преподавая Литургику, Шиманский активно работал над составлением пособия по этому предмету. Его главный интерес как богослова лежал в области исследования православного богослужения. В работе над этим курсом он пользовался советами выдающегося литургиста, профессора Киевской духовной академии М. Н. Скабаллановича.

В письме от 18 января 1952 ректору академии, протоиерею Константину Ружицкому, Шиманский писал: "Тема эта (имеется в виду тема кандидатской диссертации — и. Е.) настолько меня увлекла и пришлась по душе, что я и сейчас не оставляю мысли ее разрабатывать дальше. Правда, для богословствования на такую тему и самому богослову надо много иметь сил духовных и телесных. И даже и теперь я всегда вспоминаю и чувствую всю высоту слов св. Иоанна Златоуста, сказавшего, что "кто хочет быть богословом, в том должны соединиться все добродетели". И здесь полагаюсь только на милость, благую волю и благодать Божию, "немощная врачующую и оскудевающая восполняющую".

К этому же письму было приложено прошение на имя ректора академии, протоиерея Константина Ружицкого, в котором Шиманский ходатайствует перед советом академии об утверждении своей темы как темы магистерской диссертации и обосновывает необходимость ее дальнейшей разработки: "Прошу Вас и Ученый совет академии утвердить к разработке в качестве магистерской тему по кафедре догматического богословия в следующей формулировке: "Учение о спасении по богослужебным книгам Православной Церкви (Праздничной и Месячной минеям, Постной и Цветной Триодям, Октоиху, Требнику и Литургиям древним и ныне совершаемым)".
В 1950–1951 учебном году я окончил Московскую духовную академию магистрантом. Темой написанного мной кандидатского сочинения было: "Учение о спасении по службам двунадесятых праздников, Постной и Цветной Триоди и Октоиха (воскресным и св. Кресту, среды и пятка)".

Дальнейшая разработка этой темы как магистерской имеет в виду заполнить существующий большой пробел в православном отечественном богословии в части изучения православного богослужения как важнейшего источника научно-богословского ведения и еще мало использованной сокровищницы богословия.

Литургическое богословие, находимое в богослужении, менее всего разработано в центральном своем вопросе, а именно в учении о спасении, что и выдвигает необходимость постановки такой темы для дальнейшей углубленной разработки как магистерской.
По сравнению с выполненным кандидатским сочинением в выдвигаемой магистерской теме расширяется список основных первоисточников и таким образом охватывается основной круг богослужебных книг Православной Церкви в той своей части, которая дает материал к теме.

При разработке темы автор полагает основной своей задачей дать углубленно-научное, приведенное в стройную систему изложение учения о спасении по богослужебным книгам Православной Церкви, а также показать тесную связь его с учением святоотеческим. При этом намечается к более углубленной разработке на основе первоисточников ряд вопросов, а именно:
Об обожении человека и кенозис Сына Божия в Его воплощении.
О земной жизни Спасителя и тайне спасения.
О Кресте Христовом, сошествии во ад, воскресении, вознесении Иисуса Христа и сошествии Святого Духа и тайне спасения и др.".
Эта тема была утверждена советом академии на заседании 31 марта 1952 г. Характерно, что Шиманский просил закрепить свою тему по кафедре догматического богословия, что говорит о том, что изучение богослужебных текстов помогало восходить ему на высоты богословия, открывало глубину православных догматов. К сожалению, автору не удалось воплотить свой замысел в жизнь. Не известно, в каком состоянии осталась работа над магистерской диссертацией. Известно лишь, что степень магистра богословия он так и не получил — определенную роль в этом, очевидно, сыграли непростые обстоятельства церковно-государственных отношений в те годы.

После закрытия Киевской духовной семинарии Шиманский продолжал свою педагогическую деятельность в Волынской духовной семинарии. А после того как и эта духовная школа была закрыта, он жил в Киеве, вплоть до самой кончины работая над обширным трудом "Учение святых отцов и подвижников Церкви о главных страстях и борьбе с ними, и о главнейших христианских добродетелях: любви, смирении, кротости, терпении, воздержании и целомудрии". Часть этого труда вышла недавно отдельным изданием . Вскоре болезнь подорвала силы талантливого богослова, он скончался 8 марта 1970 г. в Киеве.

На страницах издаваемого ныне учебного пособия подробно говорится о богослужениях годового круга и раскрывается их внутренний смысл. Особое внимание уделяется тому, какое значение имели празднуемые события в истории Церкви. На основе праздничных песнопений дается обширный материал, который может быть использован в проповедях.

Поскольку данное учебное пособие составлено на основе лекций по литургике, читанных автором в Киевской духовной семинарии в 50-е годы минувшего столетия, этим, в частности, объясняется то, что Шиманский часто в качестве примера указывает на богослужебную практику Киево-Печерской Лавры.

Автор также часто ссылается на издания: "Богослужебные указания на 1950 год" и "Богослужебные указания на 1951 год", что в наше время может показаться анахронизмом. Однако редакция в целях сохранения авторского замысла сочла целесообразным не изменять структуру работы.

Иеромонах Евфимий (Моисеев)

 

 

 

 

 

 

 


 

Понятие о годовом богослужении, богослужение праздничное и великопостное, двунадесятые праздники.

Церковные службы на особые дни богослужебного года называются годовыми, потому что совершаются один раз в год. Они посвящены воспоминаниям особых событий Священной Истории, суть которых раскрывается в изменяе¬мых частях суточного богослужения.

Богослужебные дни годового круга — это дни праздников и дни постов, поэтому годовые службы разделяются на службы праздничные и великопостные. В дни праздников Святая Церковь воспоминает о событиях земной жизни Христа Спасителя, о домостроительстве Божием, о нашем спасении и о спасительных плодах его. Поэтому праздники в Церкви имеют особое значение, через них раскрываются важнейшие историко-догматические и нравственно-религиозные истины.

Церковные праздники по важности соединенных с ними воспоминаний и по торжественности богослужения разделяются на великие, средние и малые (о подобном их разделении и о различии в службах этих праздников см. Типикон, гл. 47). Великие праздники в богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в красном круге — "имже бдение и вся служба праздника совершается по уставу".

Двенадцать великих праздников установлены во славу Господа и Бога нашего Иисуса Христа и в честь Пресвятой Богородицы. Соответственно они называются Господскими, или Господними двунадесятыми праздниками, и Богородичными двунадесятыми праздниками. Двунадесятые праздники, в свою очередь, разделяются на переходящие и непереходящие (неподвижные). Непереходящие праздники празднуются всегда в один и тот же день месяца, переходящие зависят от дня празднования Пасхи. Все Богородичные двунадесятые праздники — неподвижные.

Двунадесятыми неподвижными праздниками являются:

Богородичные праздники:

Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября);
Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря);
Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля);
Сретение Господне (2/15 февраля) — праздник Господский, но отнесен к Богородичным праздникам по построению (уставу) богослужения;
Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа).

Господские праздники:

Рождество Христово (25 декабря/7 января);
Богоявление (Крещение Господне) (6/19 января);
Преображение Господне (6/19 августа);
Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября).

Службы этим неподвижным двунадесятым праздникам помещены в Минее месячной.

Подвижными двунадесятыми Господскими праздниками являются:

Вход Господень во Иерусалим;
Вознесение Господне;
Пятидесятница — день Святой Троицы.

В Минее месячной нет служб на эти три двунадесятых праздника — они помещены в Постной Триоди и Цветной Триоди.
Праздник Пасхи как "праздников праздник" имеет особую службу, и его нет в числе двунадесятых праздников.
Кроме перечисленных великих двунадесятых праздников есть великие недвунадесятые праздники:

Обрезание Господне (1/14 января);
Рождество Иоанна Предтечи (24 июня/ 7 июля);
День святых апостолов Петра и Павла (29 июня/ 12 июля);
Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа/ 11 сентября);
Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября).

В нашем курсе мы рассмотрим богослужение двунадесятых праздников, праздника Святой Пасхи, а также Постной и Цветной Триодей. Непереходяшие Господские и Богородичные двунадесятые праздники будут рассмотрены в первой части книги, переходящие Господские праздники — во второй и третьей частях, а также при изучении Постной Триоди (Вход Господень во Иерусалим) и Цветной Триоди (Вознесение Господне и Пятидесятница).

 
ЧАСТЬ I. НЕПЕРЕХОДЯЩИЕ ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ БОГОРОДИЧНЫЕ И ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Богослужение в дни великих двунадесятых праздников посвящается празднуемому событию, что выражается в изменяемых частях богослужения — чтениях, молитвословиях, песнопениях.

Богослужение в эти дни, сообразно со светлостью и величием воспоминаемых событий, совершается со всей торжественностью. Церковь "облекается в одежды светлыя" (во "весь светлейший сан", как говорится в уставе о Пасхальном облачении) и совершает богослужение при полном освещении храма. Священнослужители облачаются в священные одежды соответствующего празднику цвета: в Господские праздники — золотого (символ торжества), в Богородичные — голубого или белого (символ невинности и девственной чистоты).

В Господские праздники, в целом, принято золотое облачение, но на праздники Богоявления, Преображения и Вознесения Господня — облачения белого цвета, на Воздвижение Креста Господня — фиолетового или красного, а на вечерне в день Пятидесятницы — цвет зеленый, "в цветах". На Пасху цвет облачения — белый и красный. В ангельские праздники облачения белые, в апостольские — желтые, в святительские — золотые (в Киево-Печерской Лавре — голубые), в преподобнические праздники цвет облачения — зеленый (символ надежды и мирного подвига среди зеленых пустынь и лесов), в мученические — красный (символ страданий).
В богослужении великих праздников пение — как выражение радостного состояния души — преобладает над чтением. В некоторые двунадесятые праздники Церковь с глубокой древности определила не совершать коленопреклонений, ибо торжествующим приличнее стоять прямо, чтобы тем самым подчеркивать высокое значение торжества. В уставе так и указано: "При богослужении в Неделю и во Владычний праздник и в Пятидесятницу колена не преклонять" (Типикон, гл. 2).
Церковь приносит свою духовную радость и торжество праздника в дома христиан, ослабляя или совсем разрешая пост в эти дни.

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ДВУНАДЕСЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ

Во все великие праздники положено совершать всенощное бдение, причем на утрене всегда поются каноны только праздничные, из Минеи (в средние праздники с бдением читается кроме праздничного также канон Богородице).
Если Господский праздник случится в воскресенье — воскресная служба отменяется, и поется только служба празднику по Минее или Триоди. Если в воскресенье случится великий Богородичный праздник, то его служба совершается в соединении со службой воскресной (см. Типикон, последование под 8 сентября, 14 сентября, 6 августа и др.). При этом схема воскресного всенощного бдения и Литургии остается без изменений, но к воскресным стихирам, тропарям и канонам присоединяются стихиры и другие молитвословия Богородичного праздника.

Если Богородичный праздник случится в воскресенье, то богослужение имеет следующие особенности.
На вечерне, на входе вместо догматика поется стихира праздника; затем читаются паремии праздника, и служится лития. На благословении хлебов поется трижды тропарь праздника.

На "Бог Господь" поется тропарь воскресный дважды, на "Слава, и ныне" — тропарь праздника Богородицы.
После полиелея поется величание праздника с избранными стихами, затем — воскресные тропари "Ангельский собор удивися".
Степенны антифоны поются рядового гласа (а не первый антифон 4 гласа, как в том случае, если бы Богородичный праздник пришелся в будний день); затем поется прокимен праздника.

Евангелие читается праздника, а не воскресное утреннее.
Поется Воскресная песнь по Евангелии "Воскресение Христово видевше", но вместо "Воскрес Иисус от гроба" во все двунадесятые Богородичные праздники в воскресенье поется стихира праздника.

После канона воскресного (на 4 с ирмосом) поется канон Богородице из Октоиха (на 2) и затем — праздника из Минеи (на 8). Крестовоскресный канон Октоиха опускается.

По 8-й песни канона в воскресенье на утрене поется "Честнейшую Херувим", но на Литургии поется задостойник.
После великого славословия — тропарь воскресный гласа.

Перед первым часом на "Слава, и ныне" поется стихира евангельская.
На часах — тропарь воскресный, на "Слава" — праздника; кондаки — попеременно.
На Литургии после малого входа — тропарь воскресный и тропарь Богородичного праздника, затем — кондак воскресный и праздника, прокимен воскресный (дважды) и праздника (один раз), Апостол, аллилуарий, Евангелие и причастен — воскресные и праздника.
В отличие от Богородичных праздников в Господский праздник, если он случится во вторник, в среду, четверг, пятницу и субботу, на великой вечерне не стихословится Псалтирь. Если Господский праздник случится в воскресенье, то стихословится первая кафизма, а если в понедельник, то на великой вечерне поется первый антифон первой кафизмы ("Блажен муж").
На великой вечерне стихиры на "Господи, воззвах" обычно поются на 8.
По полиелее всегда бывает величание праздника (за исключением Кириопасхи, когда не поется полиелей и не бывает величания Благовещению).

Перед Евангелием поется первый антифон 4-го гласа — "От юности моея" (кроме воскресных дней, в которые случится двунадесятый Богородичный праздник, когда поются антифоны текущего гласа).
В Господские праздники Вознесения Господня и Воздвижения Креста Господня и в Богородичные праздники, случившиеся в воскресенье, после Евангелия поется песнь "Воскресение Христово видевше".

Каноны праздника по уставу следует петь с ирмосами на 14 или на 16 (например, тропари читаются на 12, ирмосы поются дважды в начале и в конце каждой песни), а катавасия для каждой песни — это те же ирмосы или ирмосы, особо указанные в службе праздника.
На утрене по 8-й песни во все двунадесятые праздники "Честнейшую Херувим" не поем, а поется припев и ирмос 9-й песни (или только один ирмос), за исключением Богородичных праздников, которые приходятся на воскресенье.
Во все двунадесятые Господские праздники (а также на Пасху и в Пасхальную седмицу) на Литургии, вместо изобразительных, поются антифоны праздничные (Типикон, гл. 21). Они поются только в самый день праздника. В попразднство же и на отдание праздника поются антифоны изобразительные ("Благослови, душе моя, Господа", "Хвали, душе моя, Господа" и "Блаженны"). В те праздники, когда поются антифоны праздничные, на малом входе на Литургии всегда возглашается "Входное", или "Входный стих" праздника (исключением являются праздники Сретения и День Святого Духа, когда на Литургии полагается "Входное", но праздничные антифоны не поются).

При архиерейском служении Литургии в день Господского праздника на малом входе после входного стиха хор поет "Приидите, поклонимся" — причем, припев берется из второго антифона Литургии. Например, на Рождество Христово: "Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: Аллилуиа". После этого поются тропарь и кондак праздника.
В двунадесятые Господские праздники произносится особый праздничный отпуст (указанный в Служебнике), где нет поминовения седмичных святых (напр.: Небесных сил, или Предтечи, или Честного Креста). Малый отпуст (например, в конце 1-го часа) произносится обычный, без праздничного начала.

В воскресные дни отпуст (и великий, и малый) всегда воскресный, кроме случаев, когда на воскресенье приходится Господский праздник; тогда великий отпуст произносится с праздничным началом, а малый — как в будние дни.
На Литургии во все двунадесятые праздники (даже при совпадении с воскресными днями) вместо "Достойно" поется задостойник — припев с ирмосом 9-й песни или один ирмос (в праздники Входа Господня во Иерусалим и Пятидесятницы) .
В самый день Господского праздника, вечером положено служить великую вечерню со входом и пением особого великого прокимна.
Но если двунадесятый Господский праздник случится в субботу, то в эту субботу вечером (т.е. в самый праздник) на вечерне поется великий прокимен воскресный "Господь воцарися", а великий прокимен, который обычно поется в вечер праздника, поем под праздник на всенощном бдении — "в пяток вечера".

Общей особенностью всех двунадесятых праздников является то, что они имеют дни предпразднства, попразднства и отдания (за исключением праздника Входа Господня во Иерусалим, который этих дней не имеет). Предпразднства и попразднства появились в Церкви в глубокой древности. Попразднства и отдания были приняты в IV веке преимущественно для главных праздников: Пасхи, Пятидесятницы и Рождества Христова. В дальнейшем Церковь для большей торжественности богослужения присоединила их и к другим великим праздникам.

Предпразднство как бы пророчески предуказывает на день великого праздника и самим богослужением подготавливает верующих к достойной встрече праздника.
В последованиях Минеи для дней предпразднства в соединении со службой святым находятся стихиры, тропари и иногда каноны в честь наступающего праздника, которые отчасти заменяют собой песнопения Октоиха. Октоих в дни предпразднства и попразднства не поется. Песнопениями праздника заменяются также Богородичны как Октоиха, так и Минеи.
Все двунадесятые праздники (кроме праздников Рождества Христова, Богоявления (Крещения Господня), Пятидесятницы) имеют по одному дню предпразднства. Предпразднство Рождества Христова имеет пять дней, Богоявление — четыре дня; праздник Пятидесятницы предпразднства не имеет.

Попразднство — это продолжение праздника. На следующий день после многих Господских и Богородичных праздников чтутся и прославляются участники события, воспоминаемого в день праздника. Так, после праздника Рождества Пресвятой Богородицы следует праздник в честь Святых Богоотец Иоакима и Анны; после праздника Рождества Христова — Собор (т. е. собрание верующих на славословие) Пресвятой Богородицы; после праздника Крещения Господня — Собор Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; после праздника Сретения Господня совершается память святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны; после Благовещения Пресвятой Богородицы — Собор Архангела Гавриила.

В последованиях Минеи в дни попразднства вместе с песнопениями святому помещаются песнопения самого праздника или песни попразднственные, прославляющие событие праздника. В дни попразднства, как и в дни предпразднства, Октоих не поется.
Число дней попразднства вместе с днем отдания может быть от одного до восьми. Причиной неравномерного установления Церковью дней попразднства служит разное соотношение праздников и других дней богослужения. Например, небольшой временной промежуток, отделяющий один праздник от другого (Рождество Пресвятой Богородицы, празднуемое 8 (21) сентября, и Воздвижение Креста Господня, празднуемое 14/27 сентября), или периода поста (например, Благовещение).

Последний день попразднства называется отданием праздника. Отдание отличается от дней попразднства более торжественной службой и тем, что в этот день поется последование праздника с большей частью тех молитв и песнопений, которые пелись в самый праздник. Но на отдание, в отличие от службы праздника, не положено всенощного бдения, на вечерне нет входа и чтения паремий,на утрене нет полиелея и чтения праздничного Евангелия. На отдание вместо "Честнейшую Херувим" поется запев и ирмос 9-й песни (кроме воскресных дней). Утреня служится на отдание с великим славословием. На Литургии нет праздничных антифонов, не читается праздничный Апостол; только в Богородичные праздники читается праздничное Евангелие (на Господских — не читается).
На Литургии в отдание праздника поются задостойник, прокимен, аллилуарий и причастен праздника. В день отдания праздника поется служба только тем святым Минеи, которым по уставу положено бдение, полиелей или великое славословие.

Остановимся более подробно на особенностях богослужения в предпразднства, попразднства и отдания двунадесятых праздников, случившихся в седмичные дни (когда нет праздника с бдением, полиелеем или великим славословием).
Стихиры на "Господи, воззвах" и на стиховне вечерни, на хвалитех и на стиховне утрени поются не Октоиха, а предпразднства или попразднства, обычно в соединении со стихирами святому Минеи. На "Слава, и ныне" — всегда стихиры праздника, но в субботу поется догматик настоящего гласа (кроме предпразднства и попразднства Рождества Христова, Богоявления, Вознесения Господня и отдания Пятидесятницы).

После "Ныне отпущаеши" поется тропарь предпразднства или попразднства; иногда первым поется тропарь святому и на "Слава, и ныне" — тропарь предпразднства или попразднства (в воскресные дни — "Богородице Дево, радуйся" (дважды), а затем — тропарь предпразднства или попразднства). На отдание праздника в седмичные дни — только тропарь праздника (трижды).
На утрене на "Бог Господь" после "И ныне" поется всегда тропарь предпразднства или попразднства, даже в воскресные дни.
Вместо канонов Октоиха (а в воскресные дни вместо канона крестовоскресного из Октоиха) — канон предпразднства или попразднства.
Если в воскресенье празднуется и полиелейный святой, то канон Богородице из Октоиха не читается (начиная с шестеричной службы), а читается вместо него канон святому. По третьей песни канона — кондак и икос предпразднства или попразднства.
В попразднство (в седмичные дни) до отдания поется "Честнейшую Херувим" (за исключением 26 декабря и 7 января), но на отдание вместо "Честнейшую Херувим" поется припев и ирмос 9-й песни (кроме воскресных дней).

На Литургии поются антифоны изобразительные. Прокимен праздника (трижды) поется вместо дневного прокимна в попразднство и на отдание. На малом входе в попразднство Господских праздников поется "Приидите, поклонимся" с особым праздничным припевом в конце; припев берется из второго антифона Литургии праздника.

В предпразднство и попразднство Богородичных праздников (но не Господских) на Литургии Апостол и Евангелие праздника читаются после рядовых зачал. Причастен поется празднику в попразднство (но не в предпразднство) и на отдание. На Литургии задостойник поется во все дни попразднства до отдания включительно, в том числе и в воскресенье.

В дни попразднства до отдания праздника включительно полагается отпуст праздника полный, но без дневных молитвенных обращений, таких, как "Бесплотных сил", так как Октоих в попразднство не поется (см. Указание в Служебнике "Отпуст дневной во всю седмицу"). Но в воскресные дни бывает отпуст воскресный, а не праздника.


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру