Литература XIX века

М.Ю. Лермонтов: жизнь и творчество
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в ночь со 2 (14) на 3 (15) октября 1814 г. в Москве. Раннее детство Мишеля было исполнено драматических событий, придавших общеромантическим мотивам одиночества и отверженности глубоко личный, нетрафаретный смысл. >>
С. Т. Аксаков и А. С. Пушкин
Парадоксальность проблемы творческого соотношения этих двух больших писателей состоит в том, что, будучи старшим современником Пушкина, С. Т. Аксаков, начавший писать в позднем возрасте, сформировался как писатель на основе творческих открытий Пушкина. Пушкину не суждено было дожить до появления книги «Детские годы Багрова-внука», до рождения такого замечательного явления, какое представляет собой С. Т. Аксаков-прозаик. Художественное развитие этих двух замечательных современников, если можно так выразиться, пришлось на разные эпохи. И тем не менее, история их в значительной степени заочных взаимоотношений чрезвычайно многообразна и интересна. >>
«Афинская звезда»
Николай Гнедич Неопубликованное письмо Гнедича от конца апреля – начала мая 1811 года содержит описание эффекта, произведенного его публичным чтением отрывков из «Илиады», над переводом которой поэт начал работать с 1807 года: «Старик Гомер довел старика Строг<анова> до того, что он кидался мне на шею; графиня Строганова молодая прогнала графа Мейстера, который начал было читать по-французски то место, которое читал я им в своем переводе… Здесь кружатся головы, или это действие моды, или афинская звезда взошла над нашею страною». На основе малоизвестных материалов в статье воссоздается филэллинистическая атмосфера, царившая в русском обществе в 1810-е годы, и творческий путь Н.И.Гнедича к совершению его «единого, высокого подвига» – созданию «Русской Илиады». >>
К литературной истории стихотворения Н.А.Некрасова «Родина»
В статье прослеживается сентиментально-романтическая традиция русской поэзии, на разрушении которой была построена лирика Н.А.Некраова, в том числе и такое прочно вошедшее в классический канон его стихотворение, как «Родина». >>
Достоевский и Гоголь
О повести «Дядюшкин сон» Как известно, в повести Достоевского «Дядюшкин сон» отразились впечатления писателя от знакомства с жизнью провинциальной России. Впрочем, в ней складывается скорее обобщенный, типический образ провинции. >>
Из разборов лирики А.А. Фета: «Одним толчком согнать ладью живую…»
В составе четвертого выпуска «Вечерних огней» стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую…», четвертое по счету, входит в своеобразный формально не выделенный «цикл» или пласт стихотворений, посвященных теме призвания поэта и поэзии. >>
Творчество Достоевского в контексте европейской литературы
Во второй половине Х1Х века русская литература вошла в свой зенит, принесший ей мировую славу. Начав с робких подражаний западной литературе, которые продолжались еще до начала 19 века, русская литература быстро сравнялась со своими учителями, а затем и перегнала их. Мировой известностью и предметом для поклонения и подражания стали прежде всего Достоевский, Толстой и Чехов. >>
Достоевский, петрашевцы и утопический социализм
(«Село Степанчиково и его обитатели») Явный пародийный характер повести Ф.М.Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» и его главного героя Фомы Фомича Опискина побуждал исследователей, начиная с момента появления ее в печати, пытаться ответить на вопрос, на кого или на что направлена эта пародия. Их ответы на него отличались весьма разительно. >>
Замысел античной виньетки у А.С. Пушкина
В 1825 году, находясь в ссылке в Михайловском, Пушкин не имел возможности сам контролировать процесс издания собрания своих стихотворений. Он поручил это брату Льву и Плетневу и, полагаясь на них полностью, лишь выразил самые общие пожелания в письме от 15 марта 1825 г., объясняя, какой бы он хотел видеть будущую книгу: он просил брать пример с только что вышедшего собрания сочинений В.А. Жуковского, подчеркивал необходимость печатанья каждого из стихотворений на отдельной странице и умолял украсить книгу иллюстрацией, причем вполне конкретной – античной виньеткой – «Психея, которая задумалась над цветком». Однако пушкинская просьба осталась неисполненной. >>
Гоголь и Пушкин
О стихотворении «С Гомером долго ты беседовал один» Стихотворение Пушкина «С Гомером долго ты бедовал один» было впервые напечатано В.А.Жуковским в девятом томе посмертного собрания сочинений Пушкина под заглавием «К Н**». Хотя многие современники Пушкина полагали, что оно обращено к к Н.И.Гнедичу, в «Выбранных местах из переписки с друзьями» Н.В.Гоголь назвал совсем другого адресата этого стихотворения. В статье «О лиризме наших поэтов (Письмо к В.А.Ж………му)» он писал: «Как метко выражался Пушкин! Как понимал он значенье великих истин! Это внутреннее существо – силу самодержавного монарха он даже отчасти выразил в одном своем стихотворении, которое между прочим ты сам напечатал в посмертном собраньи его сочинений, выправил даже в нем стих, а смысла не угадал. >>

91 - 100 из 271
Начало | Пред. | 8 9 10 11 12 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру