Закон о монетизации льгот и финансирование высшего образования

Некоторые предложения.

Мне представляется, что не следует продолжать ветхозаветную игру в "козлов отпущения", обвинять в сложившейся ненормальной ситуации с реформированием и модернизацией образования, бесконечными преобразованиями, бессмысленными и беспощадными, действующих представителей власти, равно как и их предшественников. Все мы образовывались в одной стране, в одном обществе и, по-видимому, нам всем еще только предстоит в полной мере осмысливать принципиально новое положение, в котором Россия оказалась впервые за свою тысячелетнюю историю.

Все это время "верхи" эксплуатировали "низы", а те – природу. Повышенная по сравнению, как с Востоком, так и с Западом, реальная автономия "низов" явилась причиной особенно напряженных отношений в рамках "административного торга по вертикали", существовавшего в нашей стране всегда, стремлению "верхов" к независимости от "низов", которые, в свою очередь, тоже старались всячески минимизировать контакты вовне. Наконец, появилась Труба, нечаянно сбылась вековая мечта "верхов".

Они теперь могут "играть на понижение", выступать в каком-то смысле в роли биржевых "медведей", что и делают многие представители "верхов" независимо от своей "ведомственной принадлежности", практически ничего не опасаясь – "низы" не бунтуют, а вымирают.

И, все-таки, ситуация представляется не совсем безнадежной. Невоспроизводимость благ, поступающих из "Трубы", равно как и угроза не столько окончательного исчезновения "низов", сколько их замещения на иных, со своими "верхами", рано или поздно может подвигнуть тех, кто не утратил чувства самосохранения, на выстраивание принципиально иных отношений "по вертикали".

Когда-то, в 20-е годы XX века, а затем в период оттепели, в нашей стране экономисты теоретики активно обсуждали проблему "азиатского способа производства", который они обнаружили в рукописях К. Маркса. Эти обсуждения оба раза прекращались по инициативе "сверху" потому, что строй складывавшийся в стране "верхами", озабоченными выживанием во враждебном окружении, слишком походил на то, что было еще "до античного рабовладения" в рамках хозяйствования великих "речных цивилизаций". "Верхи" были правы – в эпоху "позднего социализма "министерство мелиорации осваивало огромные средства, превышающие вложения в фундаментальную науку, а последним проектом этой эпохи стал поворот больших зауральских рек в республики Средней Азии.

Но это захлебнувшееся институциональное "движение на Восток" надстроечного доиндустриального типа было не единственным. Параллельно закладывалась материальная основа для институционального движения в том же направлении базисного индустриального типа, связанная как раз с Трубой. Сюда вкладывались, в "топливно-энергетический комплекс (ТЭК)" еще большие средства. На фоне общего "брежневского застоя" нефть и особенно газ росли почти сталинскими темпами. Россия из "жандарма Европы" превратилась в ее топливно-сырьевого поставщика в ряду прочих аналогичных поставщиков.

Есть известное институциональное различие между "рыночным хозяйством" и "рыночно-ориентированным хозяйством". Первое из них идеально соответствует только обрабатывающему сектору экономики. В добывающем секторе при определенных условиях, которые вполне присутствуют в нашей стране, преимущество имеет вторая модель. Она-то и представляет собой "институциональный Восток" в рамках мировой индустриально-рыночной экономики. Кроме того, постиндустриальное общество одновременно является и пострыночным обществом в том смысле, что в нем растет понимание того, что рыночный фундаментализм так же опасен, как любой другой фундаментализм, если не еще больше. Ведь за ним – ни с чем не сравнимая материальная сила, отнюдь не являющаяся силой разума.

По-видимому, нашей изначально невысокой экономической грамотностью объясняется то, что наши беспечные обеспеченные "верхи" в перестроечные времена взяли "курс на рынок" в предельно чистом, абстрактном виде, нигде, даже в самых экономически развитых обществах не существующем.
Ситуация проще и жестче, чем это хочется большинству из нас: либо мы все вместе сможем преобразить самих себя и все наши институты, начиная с государства,  и начать новую страницу, даже не страницу, а принципиально новую эпоху в истории страны, либо также вместе исчезнем вместе со страной во вполне обозримом будущем, при жизни большей части ныне существующих поколений.

В истории нашей страны уже бывало так, что "низы" и "верхи" действовали вместе и результатом было преодоление кризисной ситуации с долговременными положительными последствиями. В связи с юбилеем МГУ вспоминаются  архангельский мужик Ломоносов и вельможа Шувалов, результат активности которых – становление российской науки как мирового явления, шанса страны на будущее в XXI веке. Сейчас, к сожалению, нет ни Ломоносова,  ни того Шувалова, и этот шанс может быть упущен, как и многое другое, потерянное за последнее время.

"Народ безмолвствует" – было сказано поэтом о стремлении наших "низов" не участвовать в сомнительных делах "верхов" за века и на века. Выражение "царь Борис" сейчас – не только о Годунове, и не только о царях. А впитанные всеми советскими поколениями как молитва слова П. Корчагина – "самое дорогое у человека – это жизнь…"  – только из-за почти поголовного атеистического невежества не связывается нами с формулой: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин-15-13).

Выстраивание полноценного "рыночно-ориентированного" хозяйства в России потребует решения совершенно нетривиальной цивилизационной задачи. "Институциональный Восток", о котором говорилось выше, своей культурной основой имеет до-христианскую этику. Россия же прошла большой путь именно как страна христианской православной культуры (пропитанной техникой мышления, свойственной традиционному натуральному хозяйствованию). Идеал личности, не зависимой от искушений богатством, властью, равно как и бедностью, подневольностью, – это также важная часть нашей традиции. Сейчас эта часть исчезает, во многом – целенаправленно уничтожается.

Главный вопрос, как представляется: сохранилось ли в нашем народе достаточно здравого смысла, элементарного ума для того, чтобы понять всю глубину кризиса, прежде всего духовного, в котором мы находимся, что бы ни говорили нам масс-медиа. Если да, то у нас найдутся силы и средства, чтобы помочь самим себе, а тем самым, возможно, и другим.

Сказанное выше об образовании и его проблемах в нашей стране позволяет уже сейчас обозначить некоторые первоочередные меры.
Прежде всего, необходимо как можно быстрее ввести в законы об образовании нормы, гарантирующие не снижение имеющихся затрат бюджета на образование в целом и на высшее образование как основное средство решения всех стоящих перед страной проблем в особенности, отменив квазинормы, не гарантирующие в действительности ничего.

Далее, следует вернуть в практику высшего образования советскую практику условно бесплатного образования, точнее, натуральной мены "высшее образование – отработка" в масштабах, необходимых для обеспечения жизнедеятельности общества и функционирования государства, сохранив, безусловно, бесплатное образование лишь для весьма небольшого количества молодых людей и предоставив всем остальным реальную возможность получения доступных государственных образовательных кредитов.

Если современное российское законодательство препятствует выдаче таких кредитов, то надо внести соответствующие изменения в бюджетный кодекс и любые другие законы, кроме Основного закона, чтобы сделать реально возможным то, что практикуется во всех странах, с которыми мы так хотим интегрироваться в высшем образовании. Президент России неоднократно указывал на возможность и необходимость внесения изменений в любые законы, если они диктуются интересами общества, личности и государства, однако на деле в данном случае ничего похожего не происходит.
Ситуация, когда государство может неограниченно брать в долг у населения, причем иной  раз и без возврата, а сами его граждане в отношениях с ним поражены в правах по сравнению с юридическими лицами, а именно так сейчас обстоят дела, больше напоминает карикатуру на "восточную деспотию", а не равнение на лучшие образцы юридической мысли Запада. В СССР, где граждане вообще не имели юридического лица, а "юридические лица" получали права "сверху" в порядке делегирования, а не "снизу" со стороны полноправных физических лиц, такая ситуация была по-своему нормальна и логична. В современной России это нечто иное. И мы хотим, чтобы кто-то нас держал за ровню себе? По-видимому, нам и на "правовом поле" предстоит еще долго по капле выдавливать из себя того раба, который отнюдь не представляет собой образ и подобие Творца.

Представляется также необходимым, во-первых, юридически четко оформить особый статус государственных и муниципальных образовательных учреждений и учреждений здравоохранения, предусмотренный конституцией, и, во-вторых, изменить образовательное законодательство в сторону его расширения на всю сферу реального образования, охватив государственными образовательными стандартами ключевые факторы воздействия на людей всех возрастов . Среди этих стандартов должны быть и этические наподобие тех, о которых шла речь в Бухарестской декларации. Что это вполне выполнимая задача, подтверждают и некоторые из законопроектов, рассматривавшихся в декабре 2004 года в "нулевом чтении". Так, в законопроектах по образовательным организациям предусмотрены меры по предотвращению конфликта интересов, имеющие вид определенного стандарта.

Сейчас, когда рабочие места в федеральных органах власти, расположенных в Москве, в массовом порядке замещаются жителями иных регионов, есть реальная опасность, что отчасти реальное, но во многом кажущееся московское чванство будет замещаться отнюдь не более привлекательным и, скорее всего, менее конструктивным чванством провинциальным, точнее, соединением этих чванств "в одном флаконе". Такая кадровая политика, как представляется, может вести только к превращению России в мировую провинцию.

Для повышения квалификации таких работников существует Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, имеющая разветвленную по стране сеть учебных заведений. Среди материалов, которые необходимо преподать "под оценку" современным чиновникам от образования, должны быть, во-первых, материалы международного сообщества, начиная с доклада ЮНЕСКО "Образование – сокрытое сокровище", многочисленные рабочие материалы "Болонского процесса", материалы конкретных стран, явно опережающих Россию по уровню управления образованием. Среди них, прежде всего, бывшая часть Российской империи – холодная Финляндия – которая по весьма авторитетным исследованиям PISA вышла на первое место по уровню общей грамотности школьников, а также Япония и Корея, которые лидируют по математической и научной подготовке . Причем, что еще важнее, все три перечисленные страны также относятся к государствам с самым малым разрывом между наиболее и наименее грамотными школьниками. Это особенно важно, если учесть долгосрочный характер террористических угроз, о которых у нас часто говорится, но из наличия которых не делается должных выводов для изменения образовательной политики. Скорее всего, было бы крайне желательно в качестве обязательного "кейс-стади" проработать с этими обучающимися Стратегический план Департамента образования США на 2002-2007 годы, также в полной мере учитывающий стратегическую важность недопущения больших ножниц в уровнях образования различных социальных слоев подрастающих поколений. Краткие выдержки из этого плана приводились выше.

По-видимому, в значительной степени в ликвидации образовательной безграмотности нуждается все наше общество, безропотно взирающее на все, что делается властями в сфере образования и не делается за его "законодательно оформленными" пределами. Только по ЕГЭ еще продолжают бушевать страсти, отчасти вызванные непониманием сути проблемы.

Наконец, в период до очередных выборов федеральной законодательной власти и президента представляется необходимым разработать и, как раньше говорили, но не делали, всенародно обсудить программу развития образования России на ближайшие 50 лет, за которые будут полностью разработаны ныне известные месторождения полезных ископаемых. В ней наше общество должно поставить вполне вразумительные и не подлежащие чуть ли не ежегодной корректировке стратегические цели не только и не столько перед чиновниками, сколько перед самим собой.

50 лет – это гораздо меньше, чем нам кажется. Бабушки середины XXI века уже ходят в школу, или даже рожают детей, и их представления о том, как воспитывать внуков, которые встретят XXII век, уже сформировались в том числе и под влиянием СМИ. Если учесть, что перед экранами телевизоров и мониторов школьники проводят сейчас больше времени, чем в классе, начать следовало бы именно с этих каналов получения образования, отложив серьезные реформы содержания образования непосредственно в учебных заведениях до того момента, когда мы, родители и общество в целом, сами поймем, что такое образование XXI века, и как учить учителей, других работников просвещения, включая все учреждения культуры.

Чтобы почувствовать всю глубину проблемы реформы содержания школьного образования в нашей стране, достаточно спокойно вдуматься в результат выполнения нашими 15-летними школьниками всего одного математического задания в рамках международного исследования PISA, о котором выше уже упоминалось: "В телевизионной передаче журналист показал следующую диаграмму и сказал: "Диаграмма показывает, что по сравнению с 1998 годом в 1999 году резко возросло число ограблений". (Диаграмма приводится в материалах к публикации).

Считаете ли вы, что журналист сделал правильный вывод на основе данной диаграммы? Запишите объяснение своего ответа".

Диаграмма является ярким примером манипуляции общественным мнением. Большой масштаб и изображение только верхней части столбцов целенаправленно наводят на мысль о значительном увеличении числа ограблений, хотя на самом деле прирост составил чуть более одного процента ("на глазок"), что никак не является резким ростом, поэтому журналист врал, манипулировал. Верно выполнили это задание в 2000 г. – 6%, в 2003 г. – 3% российских участников (данные приведены Центром оценки качества образования ИСМО РАО [www.centeroko.ru] на семинаре РОС РО 04.02.2005). Поскольку разработчики задания, выполнявшегося школьниками всех стран, участвовавших в исследованиях, ставили дидактическую задачу: проверить уровень манипулируемости проверяемых, авторы доклада на семинаре РОС РО сделали вывод о высокой манипулируемости наших старшеклассников. В принципе это конечно, так. Но одновременно это и подтверждение относительномти  неумения школьников из стран с плановой экономикой решать задачи на применение информации в непредвиденных ситуациях, которая в данном случае заключалась в том, что надо было мысленно заменить зигзаг на оси ординат соответствующим отрезком прямой или спроецировать на эту ось и количественно оценить реальные значения представленного в графической форме показателя.

Неудача наших школьников с представленной графической задачей  на проценты тесно коррелирует с общей слабостью наших школьников в решении "задач на проценты", обнаруженной учителями, начавшими преподавать в школах основы экономических знаний, а также в тесно связанных с ними более сложных разделах школьного курса математики показательных функциях и логарифмах.

Общим для всего этого блока математических операций является саморефлексивное отношение – отношение объекта ("субъекта") к самому себе, во времени или в пространстве "часть – целое". В физике естественным проявлением этого является период полураспада радиоактивных изотопов. В экономике – редко используемый показатель периода удвоения ВВП, поскольку в отличие от стабильных во времени физических процессов распада радиоактивных атомов экономические процессы крайне нестабильны. Экономисты этот показатель чаще используют "для внешнего пользования", применяя нехитрое "правило 70" (чтобы оценить период удвоения какой-либо величины в годах, надо число 70 разделить на процент годового темпа ее прироста). При этом конечно, предполагается, что темп прироста все период остается неизменным. Можно решать и "обратную задачу": задаваясь периодом удвоения величины, определять необходимый для этого среднегодовой темп ее прироста. Например, для удвоения ВВП за (каждые!)10 лет темп прироста должен быть стабильным и составлять 7-8 процентов в год.

То, как в нашей стране обращаются с этим "удвоением ВВП", подтверждает не только вывод аналитиков о высокой манипулируемости выпускников российских школ, сложившейся задолго до нашего времени, но и о крайне слабой культуре целеполагания, также связанной со слабым развитием саморефлексивых операций, причем  не только математических, но и "гуманитарных". То, что психологи называют эффектом "сдвига мотива с цели на  средства", в массовом порядке воспроизводилось в "плановой экономике" и лишало людей способностей проводить обратную операцию – со средств на цели, в конечной "инстанции" – на ценности. Можно сказать, что вопрос "Зачем?" был просто лишним, так как ответ был заранее известен: "Так надо!".  По-видимому, диагноз нашей болезни напрашивается такой: "дефицит субъектности", причем очень запущенный. Рецепт – "лечиться, лечиться и лечиться", не ожидая уроков "сверху" или "стороны", без самолюбования и не щадя самолюбия. Помня, однако, мудрость святых отцов – врачевателей душ человеческих, – указывавших, что "уничижение паче гордости", то есть бездумное самобичевание – грех еще больший, чем гордыня, стоящая первой среди грехов человеческих.

Можно также сказать, что результаты международных сравнений работы систем общего образования говорят о следующем. В СССР была поставлена и нашими педагогами успешно решена дидактическая задача подготовки хорошо вооруженных знаниями и в то же время хорошо поддающихся манипуляциям членов общества. Продолжительность применения соответствующих педагогических технологий (более полувека) исключает для нашего общества надежду на быстрое изменение ситуации  к лучшему. Нам даже трудно понять, насколько тревожна ситуация, поскольку нам до сих пор толком не с кем было сравнивать себя. Наше поведение (не только СМИ, продолжавших вовсю веселить народ в период сверхдолгих новогодних праздников, и экономных туристов, "за все уплативших вперед") во время трагедии "юго-восточного цунами" нас самих совсем не шокировало. Мы по-прежнему продолжаем считать себя самыми добрыми и отзывчивыми…

Обескураживает спокойствие, с которым мы относимся к самим себе. Спокойствие, граничащее с равнодушием, нелюбовью. Если мы сами не сможем защитить детей от самих себя (и себя от себя же), если продолжим доверять самое дорогое, что у нас есть, "системе образования" как она прописана в наших законах, то никакой гражданской жизни у нас никогда не будет и, скорее всего, не будет жизни вообще. В современном жестком мире "ленивым и нелюбопытным" уже нет места на этом празднике – жизни. Думаю, что образование – это последний наш шанс на будущее как таковое, даже не говоря о качестве этого будущего.

Два ключевых момента этой программы, относящиеся соответственно к отраслевому и территориальному аспектам, видятся следующим образом. Учитывая специфику места России в мировом хозяйстве на ближайшие десятилетия как источника природных ресурсов, прежде всего невоспроизводимых – топлива и минерального сырья, – образование в целом должно отличаться от "среднемирового" в сторону выработки более комплексного подхода к любым проблемам, избегая узкоспециализированного мышления, свойственного экономикам с высоким уровнем разделения труда в обрабатывающих отраслях. Это соответствует традициям фундаментальности нашего образования и комплексности натурального хозяйствования, во многом сохранившиеся в период планового хозяйствования и усилившиеся в последние годы.

Учитывая неблагоприятный для конкуренции фактор наших расстояний, а также экологическую опасность большинства добывающих производств, целесообразно делать упор на повышении наукоемкости добычи и первичной обработки природных ресурсов. Соответствующие заявления руководства страны по этому поводу имеются, но долгосрочные и сверхдолгосрочные выводы для системы образования пока отсутствуют. А выводы эти должны касаться в первую очередь подготовки кадров для науки и самой системы образования, профессорско-преподавательского состава вузов, целевой поддержке элементов сети образовательных заведений, размещенных в местах развития экономической и рекреативной деятельности.

Территориальный аспект этой программы видится в формировании специального раздела, посвященного развитию Дальневосточного региона, из которого сейчас наблюдается наиболее активная миграция населения (чистое отрицательное сальдо за период между двумя последними переписями – более 10%), во многом связанная с тем, что средние расходы на одного обучающегося ниже средних по России, а цена авиабилета в европейскую часть России (туда и обратно) превышает годовой заработок и учителя средней школы, и преподавателя вуза. Поэтому доступность качественного образования, во многом ассоциирующегося со столицами, остается мифической.

В Федеральной программе развития образования на 2006-2010 годы и далее необходимо предусматривать заметные для вузовской общественности средства на осуществление прямых международных связей преподавателей и управленческого персонала вузов, равно необходимых и для развития экспорта российского образования, и для повышения эффективности импорта образовательных услуг.

Целесообразная деятельность, которая так сильно отличает человека от его "братьей меньших", наряду с холодным рассудком предполагает и некий сплав чувств, который в концентрированном виде выражается формулой "вера, надежда, любовь". Только любовь к цели – в данном случае, сохранению России не только в истории человечества, но и в ее будущем – может вдохновить на самоотдачу, на "затраты", без которых никогда не бывает "результата". Только вера в то, что коллективными усилиями разработан правильный план действий, позволяет не шарахаться из стороны в сторону при каждом новом, неожиданном повороте событий внутри и вне страны, а оперативно использовать новые благоприятные возможности и компенсировать за счет заложенных резервов отрицательные тенденции. Только надежда на соответствие предполагаемых результатов поставленной цели дает силы действовать тогда, когда до самих результатов еще очень далеко и человеческой жизни не хватит на то, чтобы дожить до них.

В целом, есть надежда, что мы пока еще способны найти в себе духовные силы для того, чтобы преодолеть очередной цивилизационный кризис, впервые в нашей истории принявший такую глубину.

Литература

Аузан А.А. Экономические основания гражданских институтов // Публичные лекции, 2004 http://www.polit.ru/lectures/2004/05/19/auzan.html

Гребнев Л.С., "Российское образование в зеркале демографии", Вопросы экономики, 2003, №7,

Гребнев Л.С., "Образование в России: документы и размышления" // Высшее образование в России, №1, 2005.

Гребнев Л.С., Попов В.П., "Об организации высшего технического образования в США" // Высшее образование в России, №11, 2004 г.

Гребнев Л.С., Попов В.П., "Аккредитация и контроль качества образовательных программ в США" // Высшее образование в России, №2, 2005 г.

Замулин О.А., Капустин Б.Г., Константиновский Д.Л., Покровский Н.Е., Почта Ю.М., Радаев В.В., "Трансформация университетов: американские академические свободы и российские теснины" // Высшее образование сегодня, №10, 2004.

Засурский Я., декан факультета журналистики МГУ, интервью в газете "Единая Россия" 2005, №2 (75), 17 января, с. 2.

Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования (1885). Глава VIII "Образовательный процесс как выражение внутренней самодеятельности человеческого организма" // Избранные педагогические сочинения. М. Педагогика. 1982. с 351-355.

Сабуров Е.В. (руководитель авт. коллектива) "Методика расчета стоимости образовательной услуги общего образования" (проект) // Материалы заседания Ученого совета по проблемам развития системы образования ГУ-ВШЭ, 20.10.04 (рукопись).

Федоров И.Б., "Проблемы и перспективы современного образования" // Машиностроение и инженерное образование. 2004, №1, с. 54.


Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все



 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру