После Воскресения

Митрополит Николай (Ярушевич)

Радостные, торжественные дни пережили мы с вами, дорогие мои. Окончилась Светлая Неделя с ее особой Пасхальной службой, с отверстыми Царскими вратами, целодневным колокольным трезвоном. Но мы знаем, что еще предстоит ряд недель до дня Вознесения Господа, когда пасхальные песнопения будут оглашать наш слух и ниспадать в наши верующие сердца.

В эти сорок дней от дня Своего Воскресения до дня Вознесения Воскресший Господь Иисус Христос неоднократно являлся Своим ученикам и другим верующим. Во время этих явлений Господь не безмолствовал, открывал не один раз Свои уста, чтобы назидать учеников и всех, кто слушал Его.

И если бесценны для каждого из нас, бесценно дороги последние слова, какие Господь Иисус Христос, умиравший на кресте, произнес с креста, эти последние семь слов, о которых мы недавно вспоминали, окружая гроб Господень, то не менее дороги для нас те слова, какие Воскресший Господь Иисус Христос, как записано у святых евангелистов, произнес при Своих неоднократных явлениях по Воскресении.

В кратком церковном слове сразу нельзя объять все эти слова Христовы. Но мы сейчас остановим с вами, мои дорогие, свое благоговейное внимание на двух повествованиях святых евангелистов.

Какое первое слово произнес Воскресший Спаситель, когда явился ученикам? В первый день Своего Воскресения, при закрытых дверях, когда собрались все ученики, кроме Фомы, явившийся воскресший Христос сказал: "Мир вам!" и еще раз, показав им руки и ноги свои, произнес: "Мир вам!" И в восьмой день, когда апостолы собрались вместе с апостолом Фомой, Господь Иисус Христос, так же неожиданно представ перед ними, первое слово сказал то же самое: "Мир вам!"

Говоря так, Господь Спаситель не только преподал Свой Божественный мир, не только благословил миром тех, к кому Он обратился с этими словами: Он в этих словах напомнил Своим ученикам о том, что принес на землю тот мир, о котором воспевали еще ангелы в ночь Рождества Христова: "Слава в вышних Богу и на земле мир..."

Разве не было мира до Воскресения Христова? Был. Был мир, когда первые люди жили в раю и еще не знали греха. Они жили в мире с Богом, друг с другом; и в своих сердцах, в своей совести носили только мир. Не было никаких внутренних и никаких внешних причин, которые могли бы нарушить мир и спокойствие первых блаженных людей. Но они познали грех. Вошел грех в природу человека, и мира не стало. Каин убил Авеля; появились пороки и страсти на земле. Все глубже внедрялись они в немощную, слабую человеческую природу и все большая стена вырастала между человеком и между Богом, стена, которая состояла из грехов, пороков и страстей человеческих. И уже Господь Бог не был любящим Отцом для людей: Его чистота, Его святость отвращались от грехов и беззаконий, которыми преисполнялись люди на земле.

И вот пришел на землю Спаситель мира. "Он спасет людей Своих от грехов их", — сказал Ангел Иосифу Обручнику (Мф. 1, 21). Он пришел для того, чтобы спасти нас от вечной смерти, от власти над нами греха, той власти, под которую подпали люди, не имея в себе сил или не желая освобождаться от греха. Господь Иисус Христос взял на Себя грехи всех людей на земле. Он понес искупительный подвиг, в жертву принес Самого Себя, умирая на кресте за грехи людей, чтобы грешники не сами страдали за свои грехи, если они каются в них, но чтобы пострадал за них однажды Господь, Сын Божий, сошедший на землю во имя спасения людей.

Этот подвиг спасения, искупления от грехов окончен. Распятый и погребенный Христос воскрес из мертвых. И теперь опять: Бог наш, как и для первых людей до греха, — любящий нас Отец; мы — дети Его; разрушена стена, которая создана грехами и беззакониями человеческими между душой человека и между правдой Божией, между Отцом Небесным. Мы — дети Его, и Господь Иисус Христос повелел нам называть Бога Отцом нашим, научил молиться так: "Отче наш, иже еси на небесех...".

И празднуя Светлое Христово Воскресение, мы празднуем и прославляем примирение человека с Богом, откровение Бога, как Отца, любящего своих детей; и радостью наполнены наши сердца. Мы не одиноки: над нами и с нами наш Небесный Отец. Не только каждый час, но каждое мгновенье — знаем мы теперь — с нами наш Небесный Отец; не только около нас, но, если мы этого достойны, Он обитает и в наших сердцах. Такова близость наша к нашему Небесному Отцу. И радость о том, что стали мы детьми Небесного Отца, о том, что есть у нас Сладчайший Спаситель, Который Своим Подвигом и Воскресением из мертвых даровал нам это, — изливается во многократных пасхальных песнопениях, в которых мы воспеваем это величайшее событие.

Господь Иисус Христос примирил нас не только с Небесным Отцом: Он примирил и людей между собой. Вы знаете, что древний еврейский народ, который только один сохранял веру в Единого истинного Бога среди целого языческого мира, поклонявшегося идолам, часто сам впадал в идолопоклонство и в тяжкие пороки. И не было мира на земле среди людей: иудеи ненавидели язычников, язычники презирали иудеев; иудеи даже не считали за людей язычников. И те, и другие презирали рабов, презирали женщину — для них она была как бы получеловеком.

Но пришел на землю Господь Иисус Христос и сказал Свою Божественную правду. Он сказал о том, что у всех людей один Творец, один Промыслитель, один Отец. Он сказал о том, что перед лицом Божиим никакой разницы нет между язычниками и иудеями, между рабами и свободными, между мужским полом и женским полом: в каждого человека вложена одна та же бессмертная душа, у каждого человека одна цель, одно назначение — приготовить себя к жизни будущего века. И мы все стали братьями после того, как Господь Иисус Христос открыл нам эту Божественную истину и повелел нам называть и почитать друг друга, как своих братьев. В праздник св. Пасхи мы, знаемые и незнаемые, родные по плоти и чужие, приветствуем друг друга взаимным целованием в знак этой радости, в знак сознания того, что мы братья в Воскресшем Господе Иисусе Христе.

О, если бы это сознание нашего братства во Христе достигло до глубины сердец всех христиан на земле — какое бы счастливое время наступило! Увы, еще не до каждого христианского сердца на земле доходит эта заповедь Христова и потому не сходят с лица земли и страх перед войнами, и угроза атомной войны; потому что есть люди, которые называют себя христианами, но до сих пор не хотят признавать, что все мы братья между собой, и что Отец наш Небесный повелел нам любить ближнего своего, как самого себя.

Господь Иисус Христос примирил нас не только с Отцом Небесным, не только примирил друг с другом, Господь даровал и дарует мир и каждому из нас.

Когда первые люди не знали греха, тогда силы духа не враждовали между собой. А когда грех вошел в природу человека, тогда плоть стала восставать против духа, страсти подняли свою голову и перестали подчиняться нашему духу; внутри человеческого духа наступили несогласие и борьба. Чтобы грех не препятствовал дарованному Господом людям миру, Воскресший Господь Иисус Христос даровал апостолам власть: "Приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Иоан. 20, 22 — 23). Господь даровал власть апостолам, а через них преемникам от имени Божия даровать прощение и мир кающейся грешной душе. И каждый грешник, и самый тяжкий, покаявшийся перед лицом Божиим, приобретает этот мир в своей совести вместе с радостью прощения от лица Господа Бога.

Еще была причина, которая нарушала мир в душе человека. Это — страх перед смертью. Люди не знали, что ждет человека после смерти, и могли только бояться ее. Господь Иисус Христос, Победивший смерть, Воскресший из мертвых, сказал в Своем благовестии о том, что за порогом смерти нас ждет нескончаемая жизнь; Он всех нас призвал к вечному блаженству в Своем Небесном Царстве. И какой мир преисполняет нашу верующую душу при одной мысли о том, что мы не умрем, что мы перейдем из этой жизни в жизнь будущего века, уйдем отсюда к Спасителю своему, с Которым здесь живем, с Которым здесь пребываем каждый час, каждое мгновенье в нашей жизни земной!

И Святая Церковь много раз за своими Богослужениями говорит: "Мир всем". Она в этих словах не только приносит мир каждой душе, которая с верою склоняет голову свою навстречу этому благословению, но и напоминает о том, что Господь Иисус Христос, воскресший тридневно из мертвых, принес мир на землю, примирил нас с Небесным Отцом, примирил людей между собой, соделал их братьями и вносит мир в каждую душу человека, которая кается в своих сквернах и ищет этого мира у Господа Спасителя, с верою прибегая к Нему.

Вот это первое слово, с которым Господь наш Иисус Христос, Воскресший из мертвых, обратился к Своим ученикам.

И еще остановлю ваше внимание на другом. Св. апостол евангелист Лука говорит о том, что Воскресший Спаситель, являясь ученикам Своим, беседовал с ними о Царствии Божием. О Царствии Божием на земле беседовал Спаситель с учениками Своими. Он говорил им о том, ради чего Он приходил на землю: для того, чтобы основать здесь Царствие Божие вопреки царству греха, злобы и ненависти, о Своей Церкви Святой на земле. Его мысли простирались в безмерную даль; Он уже видел, сколько людей, сколько тысяч людей войдут в ограду Св. Христовой Церкви. Он говорил ученикам Своим о том, что они прежде всех будут распространять слово Божие на земле, они будут устраивать Церковь Христову. А потом, после их кончины, их преемники будут трудиться над этим, чтобы до скончания века стояла Святая Церковь, чтобы она была матерью для всех, кто входит в ее ограду и кто ищет в ее незримых стенах, в ее незримой ограде спасения для своей души, вечного счастья, какое дает Господь всем Своим верным детям.

Воскресший Господь желал, жаждал устроить на земле Церковь Свою, чтобы люди спасались для вечности, не погибали во грехах своих, чтобы не знали отчаяния и уныния в скорбях и грехопадениях.

Вот и мы, мои дорогие, в эти сорок дней прославления Воскресшего Господа, подобно тому, как Воскресший Господь беседовал о Царствии Божием с учениками, будем беседовать со своей собственной душой об этом Царствии.

Пусть каждый самому себе скажет: Я родился в ограде Христовой Церкви. Сколько миллионов людей рождаются вне Церкви, не носят в себе счастья веровать в Единого Бога и не спасаются для вечности в ограде Святой Церкви. А я родился и воспитывался под благодатным ее покровом. Умею ли я дорожить этим? Чем я благодарю Своего Господа Спасителя за эту радость быть членом Царства Божия на земле, сыном Святой Христовой Церкви, которая ведет меня к вечному спасению, к вечному общению с Воскресшим и Вознесшимся на небо Господом Спасителем? Я член Царства Божия на земле. Но живой или мертвый? Дошло ли до глубины моей души учение Христово, и сердце мое отзывается ли на зов Господень; готово ли мое сердце исполнять заветы Господа моего Иисуса Христа? Или я только мертвый член Церкви Христовой?

Живет ли в моем сердце Христос? Приготовил ли я свое сердце покаянием, своими добрыми делами, своей молитвой быть чистым обиталищем Небесного Отца моего и Сына Божия Господа Иисуса Христа? С внешней стороны я принадлежу к Церкви Христовой. Я посещаю храм Божий, я приступаю к Святым Таинствам, с радостию встречаю праздники и с особой радостью встречаю праздник Святой Пасхи. Но может быть только в этом моя принадлежность к Церкви Христовой? А много ли я плачу о своих грехах? Много ли я старюсь над тем, чтобы моя молитва была горячее, усерднее? Много ли я стараюсь побороть в себе греховные искушения? Или я легко отдаю себя, свою бессмертную душу во власть греховных страстей и беззаконий? Тружусь ли я над тем, чтобы быть чище и светлее, достойным Господа, призвавшего меня в Свою Церковь, это духовное царство на земле, которое станет для верного раба Божия вечным и духовным Царством Небесным?

Пусть каждый из нас так беседует со своей душой особенно в эти дни, когда Господь Спаситель в Своих явлениях ученикам говорил о Царствии Божием, о Церкви Его на земле, которая будет спасать людей, будет радовать людей, будет счастливить их и приводить к Нему в Его вечное небесное жилище.

Вот я и пожелаю всем вам, мои дорогие, из глубины моей любящей вас души, чтобы Воскресший Господь Иисус Христос жил в сердце каждого из вас! Чтобы радость о том, что Господь с нами во все дни до скончания века, сохраняла нас от уныния, от отчаяния, от грехов, чтобы она утешала нас, поддерживала, вдохновляла и вела нас за собой к Воскресшему Спасителю, туда, куда Он вознесся после сорокадневного пребывания на земле после Воскресения.

И Он, Воскресший Спаситель наш, да будет для каждого из нас неиссякаемым источником нашей непреходящей, никогда не умаляющейся радости, внутреннего благодатного мира и силы духовной на всем нашем жизненном пути — до дня, когда Он повелит окончить нам земную жизнь.

А там, в Новом Небесном Иерусалиме, да соединит Он нас с Собою навеки.




 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру