Музыка
Традиции старообрядческого церковного пения. Формы реализации богослужебного репертуара
Весь годовой репертуар в старообрядческих храмах воспроизводится различным образом. Основное число стихир поется на глас (то есть на самогласен, подобен, согласно указанию в Минеях и Уставе). В тех общинах, где крюковая грамотность низкая и хористы не могут петь стихиры на подобен, все поется только на глас. В каждом месте, особенно там, где много грамотных певцов, существует традиция исполнения определенных стихир в праздники по крюкам.
>>
Традиции старообрядческого церковного пения. Средства музыкальной выразительности
На протяжении всей моей работы в старообрядческих общинах я не раз задавался вопросом, почему в разных храмах разнится продолжительность богослужений, одних и тех же песнопений? Время, скорость движения в музыке, как известно, определяется темпом. На собственном опыте я убедился в том, что у старообрядцев из всех средств музыкальной выразительности именно темп выполняет одну из самых важных, определяющих функций.
>>
Традиции старообрядческого церковного пения. Методика обучения крюкам и пению
В ходе обследования общин выяснилось, что существует два типа обучения пению по крюкам. К первому относится систематическое изучение крюков в специальной школе по определенной программе с проверкой знаний и т. д. Другой тип, наиболее распространенный, представляет собой индивидуальное обучение на дому у знатоков пения.
>>
Традиции старообрядческого церковного пения. Владение знаменной нотацией
При изучении певческих традиций общины во время экспедиционной работы непременным условием является описание состава хора по разным параметрам: по знанию певцами крюков, опыту пения в хоре, по происхождению певцов (в данном ли месте они родились и воспитывались или приехали из других приходов) и т. д. Знание крюков, профессиональное владение знаменной нотацией — важная характеристика хора и традиций пения общины.
>>
Традиции старообрядческого церковного пения. Унисон
В храмах Поволжья, Москвы, Новосибирска, Клинцов, Гомеля в пении доминирует унисон, или монодия. Особенно чисто поют в Костроме, Нижнем Новгороде, Казани. Чистая монодия звучала в Кисловодской общине, так как в 1980-е годы там руководили пением новосибирские певцы.
>>
Традиции старообрядческого церковного пения. Хоры
В настоящее время у старообрядцев приняты смешанные хоры. Женское пение стало вводиться в храмах в начале XX века, и это сопровождалось рядом сложностей. Вопрос выносился для обсуждения на Освященные Соборы епископов. По нему много спорили, прежде чем принять решение о допустимости женских голосов в храмах. Сейчас в российских приходах это стало обычным явлением. В Стрельниковской и Костромской общинах, по установленной традиции, левые клиросы — только женские.
>>
Традиции старообрядческого церковного пения. Певческие источники
Во всех обследованных мной общинах пение в основном совершается по книгам калашниковского издания. В начале XX столетия они быстро распространились по всей России. Количество певческих книг в храмах разное — в одних местах их лишь столько, сколько необходимо для проведения богослужений и пения по ним, в других существуют солидные библиотеки.
>>
51 - 60 из 66
Начало
|
Пред.
|
3
4
5
6
7
|
След. |
Конец