Культурологические дисциплины в школе

В Ульяновске прошел выпуск на епархиальных педагогических курсах

Педагоги, обучавшиеся на епархиальных педагогических курсах по подготовке преподавателей Основ православной культуры (ОПК), успешно сдали все зачеты и комплексный экзамен и получили свидетельства в Епархиальном управлении Симбирско-Мелекесской епархии.

Программа в 170 учебных часов отнюдь не была легкой. Сам Высокопреосвященнейший Владыка, архиепископ Симбирский и Мелекеский Прокл, вручая свидетельства, сказал: "Вам здесь вычитали почти такой же курс, как в Духовной Семинарии".

Будущие преподаватели ОПК изучали Священное Писание Ветхого и Нового Завета (22 учебных часа), богословскую антропологию и православную психологию (18 часов), введение в вероучение (16 часов), литургику (14 часов), историю Христианской Церкви (8 часов), церковнославянский язык (6 часов), возрастную психологию (6 часов), православную педагогику (14 часов), методику преподавания православно-ориентированных дисциплин (12 часов) и юридические основы преподавания ОПК в светской школе (4 часа). По этим предметам слушатели курсов сдавали зачеты.
А комплексный экзамен сдавался по следующим предметам: история Русской Церкви (8 учебных часов), православная архитектура (4 часа), православная живопись и иконография (4 часа), церковное пение и Богослужебный Устав (4 часа), эсхатология (4 часа), древнерусская литература с агиографией русских святых (8 часов), православные мотивы в русской литературе 19-го века (6 часов), православные писатели 20-го века (4 часа), сектоведение (4 часа), агиография (6 часов), образование и развитие Симбирской епархии (8 часов).

Этот комплексный экзамен проходил 24 марта. До него "дошли", 19 педагогов (заявление о приеме на курсы подавало 25). Экзаменационная комиссия, состоявшая из пятнадцати человек, среди которых были и священнослужители, и преподаватели светских ВУЗов Ульяновска, отметила очень высокий уровень подготовки выпускников. По словам профессора УлГПУ Майи Павловны Чередниковой, студенты в университете отвечают гораздо слабее.

Хорошие ответы на экзаменах (а комиссия ни один ответ не оценила ниже, чем "хороший") - это заслуга и преподавателей куров, и самих слушателей. Конечно, преподавательский состав на курсах был очень сильный - преподавали самые авторитетные и уважаемые педагоги города - профессора, кандидаты и доктора наук.

Но вызывает невольное уважение и желание слушателей преподавать православную культуру, нести свет Православия в городе, наиболее пострадавшем во времена сталинских гонений на Церковь и хрущевской "оттепели". Ведь сегодняшние выпускники, поступая на курсы, знали, что тридцати пяти педагогам, закончившим первые православные педагогические курсы (тогда они еще не имели статуса епархиальных), было очень непросто устроиться на работу в школы и другие общеобразовательные учреждения. Приходилось отстаивать каждый учебный час, объяснять право на проведение православных праздников, которые давно уже имеют статус государственных (как, например, Рождество и День славянской письменности и культуры) - к сожалению, в нашем городе еще есть завучи, директора и работники районо, гороно и облоно, настроенные весьма антирелигиозно, точнее даже сказать, - антиправославно.

Больше половины православных педагогов первого выпуска работают воистину во славу Божию, то есть абсолютно бесплатно, не фигурируя в каких-либо расписаниях и журналах. Но это активное противостояние работников "отделов народного образования" православным педагогам не мешает, по милости Божией, активнейшей работе выпускников курсов. Уже больше года существует методическое объединение преподавателей основ православной культуры. На их "счету" и первый в епархии православный детский лагерь, работавший с июня по август 2004 года в родовой усадьбе русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, и общегородская Рождественская елка (охватившая более шестисот школьников), и множество паломнических поездок детей по святым местам Симбирской епархии, и выезды с праздничными мероприятиями и домашней выпечкой к подросткам, отбывающим заключение в детской колонии, и две общегородские педагогические конференции (на которые приглашались, в том числе, православные педагоги и священнослужители из других городов), и ежемесячные собрания самих педагогов за "круглым столом" и неизменным чаепитием, где находится время и место и для дружеского общения, и для обучения, обсуждения итогов прошедшего и планов на будущее, и для знакомства с новыми интересными людьми.

Безусловно, это общение, эта постоянная связь необходима в условиях, когда для вчерашних коллег-учителей один из них вдруг становится "белой вороной", не стесняющейся говорить о своей вере, не стесняющейся приводить к ней других. Как верно сказала выпускникам преподаватель возрастной психологии (кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры политической и социальной психологии УлГУ) Елена Анатольевна Ходырева: "Вы призваны быть педагогической элитой. Это нелегко: теперь на вас всё время будут устремлены глаза: заинтересованные, удивленные, неодобряющие". И этим учителям, многие из которых сами сделали еще только первые шаги к пониманию веры, к познанию Бога, к воцерковлению своей жизни, теперь предстоит самим встречать взгляды таких разных глаз, обращенных на них, выслушивать и отвечать на такие разные, но почти всегда непростые вопросы: о вере, о христианской жизни и о жизни вообще. Вопросы, которые будут задавать и дети, и их родители, и коллеги, и собственные домочадцы.



 Судьба курса основ религий в школе решится через 2 года

 В школах Севастополя с 1 сентября будут преподавать "Основы религиозных культур"

 В Испании секуляристы развернули кампанию против религиозных предметов в школах

 Директора школы восстановили после увольнения за православный факультатив

 Патриарх Кирил: Церковь беспокоят показатели выбора основ православной культуры в школах

 Рособрнадзор предлагает проверить квалификацию преподавателей религии


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру