Козельщанская икона Божией Матери


Предание

Еще задолго до того, как в знатной украинской семье графов Капнистов произошло удивительное чудо, приведшее к всероссийскому прославлению Козельщанской иконы Божией Матери, в графской фамилии установилось особо благоговейное почитание своей родовой святыни. Издавна существовал обычай молящемуся перед образом чистить ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем. Особенно чудотворная икона помогала девушкам, прибегавшим к ней с мольбой, устроить свое семейное счастье.

Согласно сохранявшемуся в семье преданию, икона Божией Матери принадлежала фрейлине императрицы Елизаветы Петровны, итальянке, которая была выдана замуж за писаря гетмана Полуботка Сиромаху. Часть земли в Запорожье (Полтавская губерния), ставшая, по милости Государыни, родовым владением семейства Сиромахи, перешла по наследству к Павлу Ивановичу Козельскому (отсюда название села «Козельщина»), который, в свою очередь, по дарственной записи передал ее семье Капнистов.

В 1880 году в семействе графа Владимира Ивановича Капниста случилось большое горе: тяжко заболела старшая дочь графа Мария, воспитанница Полтавского института благородных девиц. Сначала болезни девушки не придали особого значения. Местный врач определил лишь незначительный вывих ноги от неправильного уклона в сторону и наложил гипсовую повязку. Спустя некоторое время Марию осмотрел харьковский хирург, также подтвердивший вывих. Этот врач надеялся уменьшить боль ноги при ходьбе путем ношения особого башмака со стальными пружинами, обхватывавшими ногу выше колена, однако больная так и не почувствовала облегчения.

После Пасхи графская дочь ощутила сильную боль и в другой ноге, искривившейся, как и первая. Граф Капнист снова обратился к доктору, который нашел вывих и в левой ноге и надел на эту ногу стальные пружины, посоветовав немедленно везти девушку на Кавказ для лечения минеральными водами и горным воздухом. Путешествие на Кавказ и лечение причинили Марии еще большие страдания, ее руки и ноги потеряли всякую чувствительность. При осмотре, кроме прежних повреждений организма, были выявлены также вывихи в плечевых суставах, в левом бедре и крайняя чувствительность в позвоночном столбе на всем его протяжении. Такая сильная степень болезни и неизвестность ее причины заставили Капнистов возвратиться домой.

В октябре 1880 г. граф Капнист поехал с больной дочерью в Москву, где он обращался к известнейшим докторам, но и они оказались бессильны перед этой таинственной болезнью. Последней надеждой уже отчаившихся родителей был известный профессор доктор Шарко, практиковавший в Париже. Так как до его приезда в Москву оставалось продолжительное время, отец отпустил больную вместе с матерью в деревню, взяв с супруги слово привезти дочь в Москву, как только получит извещение о приезде профессора.

В феврале 1881 г. в имение Капнистов была доставлена телеграмма о возвращении Шарко. Графиня, решив ехать на следующий день, сказала дочери, указывая на семейный образ Пресвятой Богородицы: «Маша, завтра мы едем в Москву, возьми этот образ Божией Матери, почисть его ризу и покрепче помолись пред нашей Заступницей. Проси Матерь Божию, чтобы помогла нам благополучно совершить путь и излечить твою болезнь». Мария, с помощью матери, протерла чудотворный образ и излила пред святым ликом Пресвятой Богородицы всю скорбь и отчаяние своей души. Усердная, пламенная молитва девушки была тотчас услышана. Она сразу почувствовала силу в руках и ногах и громко закричала: «Мама! мама! я чувствую ноги! Мама, я чувствую руки». Больная сорвала металлические упорки и бинты и стала совершенно свободно ходить по комнате. Немедленно был приглашен приходской священник и совершен благодарственный молебен перед образом Божией Матери.

Радостное событие сделалось скоро известным не только в окрестных селах, но и в самой Москве. По особому промыслу Божию, благоволившему прославить новую чудотворную икону, графиня с выздоровевшей дочерью поехали в Москву, взяв с собой святой образ Божией Матери. Народ стал стекаться сначала в номер гостиницы, где остановилось семейство, а потом в церковь, куда перенесли икону. От образа там произошло еще несколько исцелений.

По возвращении Капнистов в Козельщину, хранить далее икону в доме не было возможности, так как вся окрестность уже знала о чудесных исцелениях, совершившихся в Москве, и толпы народа собирались для поклонения образу. Тогда граф, с разрешения Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Полтавского, 23 апреля 1881 г. торжественно перенес икону в специально устроенную временную часовню на территории имения. Каждый день с раннего утра не умолкало пред образом молебное пение и чтение акафистов. В 1882 году в Козельщине для святого образа был построен храм, а 1 марта 1885 г., определением Святейшего Синода, здесь была учреждена женская община, преобразованная в женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в феврале 1891 года.

В настоящее время Козельщанская икона Божией Матери находится в Красногорском Покровском женском монастыре Киевской епархии. Празднование образу совершается 21 февраля / 5 марта.

Иконография

По преданию, сохранявшемуся в семействе Капнистов, икона Козельщанской Божией Матери была привезена его первой российской владелицей из Италии и являлась образом итальянского происхождения.

На иконе изображена Пресвятая Богородица, на коленях Которой в полулежащем положении покоится Предвечный Младенец, держащий в правой руке крест. Украшенный многочисленными «звездами» мафорий Божией Матери, Ее открытое чело, а также крест в руке Богомладенца указывают на несомненно западное происхождение образа.

В стороне от фигур Богородицы и Христа написана чаша и рядом с ней лжица. Можно сделать предложение о двояком замысле художника, пожелавшего прославить Предвечного Младенца как будущего установителя таинства Святого Причащения и саму Евхаристическую Жертву, а также воспеть Пресвятую Богородицу, именуемую, согласно известному стиху акафиста, «Чашей, черплющей радость».

Списки с иконы

Чтимые списки с чудотворного образа Козельщанской Божией Матери до революции находились в Москве, в освященном в 1904 году больничном храме для неизлечимо больных ( копия образа была написана в Полтаве), а также в Городецком Свято-Никольском женском монастыре.

Тропарь, глас 4

Веселися, земле Полтавская / и все Отечество наше православное:/ се бо яко светозарное солнце,/ явися пречудная икона Твоя, Преблагословенная Богомати,/ мир озаряющи множеством чудес Твоих,/ Тою убо обретаем яже на земли, вся благая и полезная,/ и сущих, яже на Небеси, сокровищ сподобляемся./ Сего ради вопием Ти:/ радуйся, Похвало наша приснопокланяемая,/ спаси ны, Тебе молящияся, // Едина Надеждо и Радование вечное поющих Тя.

Молитва первая

Богородице Дево, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, Заступнице всего рода христианского! Чудотворней иконе Твоей благоговейне предстояще, молим Тя: услыши нас молящихся Тебе, приими благодарения наша недостойная о всех неизреченных Твоих к нам благодеяниях, в месте сем и во многих весях и градех земли Российския явленных и являемых. Ты бо еси больных исцеление, скорбящих утешение, заблуждших исправление и вразумление. Буди всем нам покров и утешение, пристанище от всяких зол, бед и обстояний, от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменник, смертоносныя язвы и от злых человек озлобления. О, Премилосердая Мати, буди присно молитвенница любвеобильная о благостоянии святаго храма сего, о мире и тишине жительства общины сея, укрепи и поддержи священнодействующия и служащия во святем храме сем; осени вседержавным покровом Твоим строители и благотворители святаго храма сего, воздаждь им вечными дары щедрот Твоих; заступи от всякия напасти и сохрани с верою и благоговением притекающия к чудотворней иконе Твоей и молящияся Тебе с любовию зде и на всяком месте. Вознеси молитвы наша, яко кадило благовонное, ко Престолу Всевышняго, дарующаго нам здравие, долгоденствие и в трудех благочестивых поспешение, да Твоим окормлением управляеми и покровом Твоим осеняеми, прославим Отца, Сына и Святаго Духа и Твое Матернее о нас заступление, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О Пресвятая Дево, Владычице Богородице, добропослушная Божественному Слову, Мати Пречистая от всех родов избранная, на небеси и на земли ублажаемая, приими и сие благодарение наше и всеблагоговейное поклонение чудотворней иконе Твоей юже яко многоцелебный источник Твоея благодати благоизволила еси явити стране нашей православней и святей обители сей. Архангельский глас вопием Ти, Чистая, Обрадованная, радуйся, с Тобою Господь и Тобою с нами, предстательством Твоим и наступлением. На Небеси у Престола Всеблагаго Бога никтоже да изыдет отсюда упования своего тощ и неуслышан.

О, Пречудная и высшая всех тварей небесных и земных Богомати Дево, благодарне поминая преславная чудеса от святого образа Твоего дарованная, молим Тя, Всеблагая, не лиши от него и нас дивного знамения во спасение наше. Помяни щедроты Твоя древния, в судьбах Отечества нашего явленная, и да престанем вси от лукавств своих имидже прогневахом Тя в век сей мятежный удалением от любве еюже возлюби и возрасти нас Церковь святая. О, Премудраянебесная началоводительнице ко спасению инокинь обители именем Твоим нареченной юже избрала еси в достояние Свое на месте сем Тобою благословеннем, яви ю пристанище тихое всем скорбящим и обремененным и чающим блаженныя вечныя жизни. Озари убо души наша светом Божественныя благодати Твоея, покрый нас от всякого зла, скорби и печали, огради от всякия напасти, клеветы человеческия и навета вражия. Немощным и болящим здравие даруй, кающихся грешников прости и от плена страстей свободи, отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя светом богопознания просвети и святей Апостольстей Церкви причти. Молим Тя, умиленно, сохрани и помилуй пастырей Церкви Православныя и всех верных чад ея, утверди житие наше в мире, управи пути и советы наша в правде, во еже открытися в них Царству Христову; даруй нам кончину христианскую, безболезненну, непостыдную, мирну, Божественных Таин причастну, и Сама нам в час той предстани и спаси посреди мытарств воздушных от мрака и скорби лютыя; в страшный же день Суда сподоби ны стати одесную Сына Твоего Христа Бога нашего. Молим Тя, Дево Всепетая, призри благосердием Твоим на обитель сию и сохрани ю до века целу и неврежденну, да выну чистотою возвышается и славится в ней величество Единосущныя Троицы и Твое препетое и преблагословенное имя во веки.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру