06  1913
Родился выдающийся советский летчик трижды герой Советского союза А.И. Покрышкин

Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта 1913 г. в  Новониколаевске (ныне Новосибирск) в бедной семье рабочего. Его отец, каменщик по специальности, в 1908 г. получил травму на стройке и стал инвалидом. После этого занимался случайным заработком. В семье было десять детей, из которых выжило семеро.

 Саша Покрышкин рос как обычные деревенские ребята того времени. О самом сильном впечатлении детства Покрышкин пишет: «Десятилетним я увидел первый самолет. Это был агитсамолет, прилетевший в мой родной город… Не только мы, мальчишки, но и взрослые бежали к пустырю у военного городка, но разве можно нас, босоногих, обогнать? Дотронувшись до дюралевых крыльев, я открыл для себя мечту в жизни: только летать, быть летчиком. И эта мечта стала целью моей жизни. Вся она была подчинена претворению этой мечты в действительность. Но чтобы быть летчиком, надо иметь крепкое здоровье и высокую техническую грамотность. В школе меня мои соученики за мою еще в то время одержимость называли Сашка - летчик, чем я гордился».

 В 1928 г. А.И. Покрышкин окончил семилетнюю школу, параллельно работая кровельщиком на стройках. В 1932 г. окончил Фабрично-заводское училище по специальности слесарь-инструментальщик. В этом же году он поступил на летное отделение Пермской военной авиационной школы. Однако здесь его вскоре ждало разочарование. Летное отделение в школе было закрыто, и все курсанты были переведены на отделение авиатехников. Таким образом, окончив в 1934 г. техническое образование, Покрышкин начинал служить старшим авиатехником авиазвена 74 стрелковой дивизии.

 Но мечта стать летчиком не покидала Покрышкина. Он занимался в Аэроклубе, летал на планерах, усиленно занимался физкультурой, тренировался в стрельбе, т.е. всесторонне готовил себя к тому, чтобы стать летчиком. И его упорство было вознаграждено. В 1937 г. появился Приказ Наркома обороны СССР, разрешавший направлять лучших авиатехников для переучивания в летные школы. Решительность и целеустремленность Покрышкина позволили ему поступить в 1938 г. в одну из лучших в стране Качинскую школу летчиков. Окончив Школу в декабре 1939 г., А.И. Покрышкин в звании старшего лейтенанта поступил на службу младшим летчиком в 55-ый истребительный авиаполк. С этим полком Покрышкин начал свой путь летчика-истребителя в Великой Отечественной войне 1941-45 г.г.

 Уже с первых дней войны А.И. Покрышкин проявил себя как вдумчивый летчик, серьезно относящийся к тактике воздушного боя. Он видел недостатки принятых в армии тактических приемов и находившихся на вооружении самолетов. Наиболее слабыми местами наших самолетов Покрышкин считал отсутствие радиосвязи и низкую вооруженность. Покрышкин непрерывно совершенствовал свое мастерство, после каждого боя анализировал свои ошибки и ошибки товарищей. В этом анализе рождались новые тактические приемы, эффективно внедрявшиеся в его эскадрилье и полку. Покрышкин становился признанным авторитетом среди летчиков полка.

 В тяжелом 1941 г., именно Покрышкину командование поручает подготовку к боевым вылетам молодых летчиков, слабо подготовленных к суровым боевым условиям. В этой работе ярко проявился талант Покрышкина - педагога, и многие летчики, ставшие потом мастерами своего дела и Героями, считали его своим учителем.

 Первый год войны для А.И. Покрышкина был тяжелым, но в то же время удачным. Он был дважды подбит в воздушных боях, но, выходя из окружения, возвращался в полк. В многочисленных воздушных боях росло его мастерство, ярко проявлялись его человеческие качества. Один из летчиков полка, в котором служил Покрышкин, писал: « Для нас, тех, кто дрался в небе войны, вопрос «кто чего стоит» решался просто: война была жестокая, кровавая, и она как на ладони, несравненно яснее, чем в обычной жизни, высвечивала внутреннее содержание человека и прямо отвечала на этот вопрос.

 Для нас, летчиков, было ясно, чего стоит Саша Покрышкин, когда он еще не был прославлен, знаменит, а был равным среди равных, внимательным и заботливым о более молодых. Мы видели его надежность в любом боевом вылете, самоотверженность, настойчивость и всегда были уверены в том, что в бою Саша никого и никогда не бросит, не подведет, как бы ни было сложно и тяжело. Это для летчиков главное, и в этом весь Покрышкин!».
 В конце 1941 г. А.И. Покрышкин получает первый боевой орден – «Орден Ленина».

 К началу 1943 г. А.И. Покрышкин фактически завершил разработку новых тактических принципов воздушного боя истребителей. Его «система» была оформлена в виде схем и пояснений к ним. Это была покрышкинская  «наука побеждать», основанная на принципе «Высота – скорость – маневр – огонь». Одной из тактических находок была ставшая знаменитой «этажерка» – боевой порядок истребителей, разнесенных по высоте и фронту, но действующих как единый механизм, подчиненный воле командира. Отличительной особенностью тактики Покрышкина был ее наступательный характер. Это была тактика навязывания противнику своей воли, своего плана действий, приемом захвата инициативы в бою.

 Происшедшие к началу 1943 г. изменения в управлении советской авиацией создали благоприятные условия для применения новой тактики воздушного боя. Первым крупным воздушным сражением, где А.И. Покрышкину удалось полностью реализовать свои идеи, была битва на Кубани (апрель – август 1943 г.), которая стала «звездным часом» Покрышкина. Здесь мир узнал его как выдающегося летчика-истребителя, а противник – как страшную угрозу. Недаром в небе над Кубанью впервые зазвучали взволнованные слова немецких офицеров наведения: «Ахтунг (внимание), ахтунг – в небе Покрышкин».

 Одним из основных принципов Покрышкина в борьбе с бомбардировщиками был «соколиный удар». Он стремительно «падал» с высоты на ведущего и с минимальной дистанции наносил сокрушительный удар одновременно из пушки и пулеметов. Однополчане говорили: «Разве он стреляет? Он наваливается всем огнем, сжигает, как доменная печь».

 В небе Кубани Покрышкин творил чудеса. В первом же бою он с тремя звеньями (шесть самолетов) сбил девять бомбардировщиков, не потеряв ни одного. В штабе дивизии отказались этому верить, но, удостоверившись в правильности информации, представили его к награждению Орденом Красного Знамени.

 24 мая 1943 г. А.И. Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза, а уже 15 июля он был представлен к присвоению звания Дважды Героя. В официальном представлении командования указано, что вторая звезда Героя присваивается Покрышкину за 17 самолетов врага, сбитых в период с 21 апреля по 15 июля. На самом деле число сбитых самолетов было намного большим, так как в официальных документах того времени не учитывались сбитые самолеты, упавшие на территории, занятой врагом. Покрышкин был признан «самым искусным мастером воздушных боев».

 В августе 1944 г. А.И. Покрышкину первому в нашей стране было присвоено звание трижды Героя за 53 лично сбитых самолетов врага. В наградном листе командующего армией написано: «Храбрый из храбрых, вожак, лучший советский асс». Редкостное сочетание в личности Покрышкина великого воина, мыслителя и атлета ставило его на голову выше всех в доблестной кагорте наших летчиков - истребителей.

 В августе 1943 г. газета «Нью-Йорк таймс» опубликовала статью о А.И. Покрышкине под названием «Лучший летчик-истребитель в нынешней войне – русский», а Президент США Ф. Рузвельт назвал Покрышкина лучшим летчиком -истребителем союзных армий, наградив его медалью США «За выдающиеся заслуги».

 Маршал Советского Союза И.С. Конев писал о Покрышкине: «Он показал себя на фронте не только человеком  большой личной храбрости, но и искуснейшим организатором боевых действий. Александр Иванович владел не только высочайшим личным искусством воздушного боя, не только превосходно руководил этими боями в воздухе, выбирая каждый раз наиболее выгодные боевые порядки и уничтожая максимальное количество вражеских самолетов, но умел еще на земле наилучшим образом подготовить летный состав к действиям в воздухе, быстрее и точнее всех перебазироваться, лучше всех организовать аэродромную службу… Покрышкин – гордость нашей авиации…»

 После войны А.И. Покрышкин, окончив Военную академию им. М.В.Фрунзе, занимал ряд командных должностей в системе противовоздушной обороны страны, вел колоссальную общественную работу как депутат Верховного Совета СССР. Последние годы жизни на посту Председателя Центрального комитета Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту СССР он блестяще организовал работу по подготовке нашей молодежи к службе в армии.

 Александр Иванович Покрышкин скончался 13 ноября 1985 г. Он прожил замечательную жизнь, начав ее простым сибирским пареньком и окончив всемирно известным Маршалом авиации. Все его достижения – это результат целеустремленности, твердости духа, колоссального труда, стойкости и храбрости в бою. Покрышкин стал национальным героем и его имя и подвиги должна знать и помнить наша молодежь. Обращаясь к ней, А.И. Покрышкин на пороге смерти писал в 1985 г.: «Любите Родину и свою профессию, укрепляйте себя физически, никогда не останавливайтесь на достигнутом. Умейте получать в повседневном труде высшее моральное удовлетворение. И слава вас сама найдет».


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру