Благая весть

Рассказ о Тихвинской иконе Божией Матери

В хронологии чуда, которую и представляет собою вся история Чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери, не хватало пока последней самой важной записи…

 

26 июня 2004 года…

 

Дня, когда Икона должна прибыть в Тихвинский Успенский Богородический мужской монастырь.

 

 

 

I. ШЕСТЬ СТОЛЕТИЙ НАЗАД

Еще не встало солнце…

 

Тусклый свет белой ночи озарял пустынные воды Ладоги, рыбацкую лодку, фигуры рыбаков, устанавливающих сеть на рыбной луде. Тусклая серая вода стекала с их рук.

 

— Однако припозднились севодня, — проговорил один из рыбаков, заметив пробежавшие по озерной воде вспышки света. — Не управились до восхода…

 

— Пошто? — ответил другой рыбак. — В самый раз выехали…

 

И, глядя в небо, осенил себя крестным знаменьем.

 

Его товарищ удивленно оторвал глаза от играющей светом воды, и сеть выпала из рук…

 

Прямо над лодкой в ореоле дивного света стояла в небе икона Богородицы!

 

 

1.

Тихвинская икона Божией Матери…

 

Этот образ был написан евангелистом Лукой еще при земной жизни Пресвятой Богородицы.

 

В V веке икону перенесли в Константинополь. Здесь для иконы была выстроена знаменитая Влахернская церковь.

 

В VIII веке, спасая икону от еретиков-иконоборцев, ее перенесли в Пантократорскую обитель. Замуровали здесь в стене вместе с горящей перед иконой лампадой. Через шестьдесят лет, когда опасность миновала и тайник раскрыли, лампада продолжала гореть перед образом, как будто и не было страшных десятилетий иконоборческой ереси…

 

А потом икона исчезла из Константинополя, и снова увидели ее уже в небе над Ладогой.

 

Словно чистый свет, возникает Тихвинская икона Божией Матери в евангельски-простом северном пейзаже.

 

Озеро… Рыбацкие лодки… Неземное сияние.

 

Произошло это в 1383 году.

 

Сопровождаемая толпами ладожских рыбаков и местных крестьян, священников и монахов, женщин и детей, Чудотворная икона Божией Матери шествовала по Русской земле, и «июня в 26 день в лето 6891 от Сотворения мира, — как свидетельствует летопись, — явися во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфин».

 

Здесь сразу начали рубить лес для строительства часовни.

 

До ночи заготовили бревна и сложили три венца… Больше ничего не успели — всех сморила усталость.

 

Когда же проснулись, ни иконы, ни сруба, ни бревен не оказалось на месте, все исчезло неведомо куда.

 

После долгих поисков в болотистом месте, за рекой Тихвинкой, нашли и приготовленные для постройки бревна, и сложенный на три венца сруб. На восточной стене сруба, никем не поддерживаемая, сияя светом, стояла сама икона.

 

Здесь и поставили церковь, вокруг которой предстояло вырасти монастырю, называвшемуся Великой лаврой Успенья Пресвятой Богородицы.

 

Не святыми, не подвижниками Церкви, не земными царями был основан он, а самой Царицей Небесной, Ее Чудотворным образом…

 

 

2.

Из сокровенной глубины святоотеческих преданий разгорается над Россией свет Чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери…

 

Из жития русского святого Антония Дымского мы знаем, что задолго до появления иконы над Ладогой он устроил на безлюдном берегу Дымского озера, что всего в двадцати верстах от Тихвина, обитель, и в любую погоду приплывал он на лодке к выступающему из воды камню и подолгу молился здесь.

 

Если мы вспомним о пяти годах, проведенных Антонием в Константинополе, где он — в этом не может быть сомнения! — молился и во Влахернском храме перед Чудотворным образом, то, не рискуя ошибиться, можно предположить, что именно написанная евангелистом Лукой Одигитрия и открывалась духовному зрению инока во время молитвенного стояния посреди Дымского озера, раскинувшегося всего в нескольких километрах от Тихвинки?

 

И получается, что Тихвинскую икону ждали на Руси молитвами преподобного…

 

Получается, что она была вымолена для Руси на Дымском озере…

 

 

3.

Тихвинская икона явилась к нам, как благая весть.

 

Всего три года прошло после Куликовской битвы, и икона как бы знаменовала начало нового этапа в истории нашей православной страны.

 

Нет-нет!

 

После блистательной победы на поле Куликовом Московская Русь не освободилась от ордынского ига. Через два года, как раз накануне явления Тихвинской иконы Божией Матери, хан Тохтамыш взял Москву и сжег ее. Тогда, опасаясь происков тверского князя, Дмитрий Донской отправил в Орду своего сына.

 

Снова возобновилась выплата дани.

 

И казалось, что все возвратилось на круги своя и ничего не изменилось в подвластной татарам русской земле.

 

Но в Москве услышали и постигли смысл благой вести раньше других. Московские князья сумели понять, что сохранение духовной самостоятельности важнее даже сохранения самостоятельности государственной. И Московская Русь выдержала экзамен на духовную самостоятельность.

 

Когда один из инициаторов заключения Флорентийской унии, глава Русской церкви митрополит Исидор, прибыл в Москву, великий князь Василий Темный объявил его еретиком.

 

Низложение митрополита укрепило церковную самостоятельность Руси, но главное, еще точнее в череду святых благоверных князей оказалась встроенной личность великого князя. Она ассоциировалась теперь с образом истинного защитника веры и опоры православия, даже независимо от личных качеств князя.

 

Именно этот образ благоверного служения и позволил московским князьям столь успешно продолжить свое дело собирания и соединения Руси.

 

В этом и заключалось духовное содержание принесенной на Русь Чудотворной иконой Тихвинской Божией Матери благой вести…

 

И, конечно же, не случайно, так точно совпадает по времени постижение новгородскими купцами подлинной истории Чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери (их разговор с Константинопольским патриархом!) с пророчеством псковского игумена Филофея, сформулировавшего в послании к великому князю национальную идею Святой Руси…

 

«Теперь во всей поднебесной один православный христианский царь — государь русский, — писал Филофей. — И святая Вселенская церковь вместо Рима и Константинополя сияет светлее солнца в Москве. Два Рима пали, третий — Москва — стоит, а четвертому не быть! Все христианские царства пришли в конец и сошлись в одно царство нашего государя…»

 

Но если мы обратимся к дальнейшей истории, мы обнаружим, что и даты устроения монастыря очень точно совпадают с датами важнейших в истории Русского государства событий…

 

 

 


Страница 1 - 1 из 7
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру