Аркадий Новгородский

АРКАДИЙ, епископ Новгородский (1156—1163 или 1164).

Биографические сведения об Аркадии до его избрания на новгородскую кафедру скудны. Из его Жития, сохранившегося в списке второй половины XIV в., известно, что еще в юности он принял пострижение в новгородском Юрьевом монастыре, где достиг сана диакона, затем пресвитера, "и не по колице лет поставленъ бысть игуменомъ". Вскоре, однако, "от зависти и от наважения дьяволя" Аркадий был изгнан из Юрьева монастыря. К этому времени он, очевидно, получил широкую известность в Новгороде, и прибывший в город князь Изяслав Мстиславич (брат новгородского князя Всеволода Мстиславича) поручил ему игуменство в Пантелеимоновом монастыре, находившемся по соседству с Юрьевым. Об этом свидетельствует грамота князя Изяслава Мстиславича Пантелеимонову монастырю, сохранившаяся в списке XVI в.: "…и устроил Святому Пантелеимону монастырь, и посадил есми в нем игумена Аркадия". В литературе предложены две возможные датировки грамоты, связанные с поездками князя Изяслава в Новгород: 1133/34 г. (датировка В. Л. Янина; в этом случае речь должна идти об основании в этом году Пантелеимонова монастыря) и 1148/49 г. (традиционная датировка, поддержанная С. М. Каштановым; в этом случае речь идет об обустройстве уже существующего монастыря, вероятно, пришедшего в запустение). Соответственно, по-разному должно датироваться и предшествующее игуменство Аркадия в Юрьевом монастыре: либо в коротком промежутке между 1128 и 1132 (или даже 1130) гг. (при датировке Янина), либо между 1134 и 1148 гг. (при традиционной датировке); отметим, что в историю Юрьева монастыря вторая датировка вписывается лучше.

Как бы там ни было, по прошествии нескольких лет Аркадий покидает и Пантелеимонов монастырь ("изиде на пусто место") и в 1153 г. основывает новый Успенский монастырь, получивший по его имени название "Аркаж" (т. е. Аркадиев), о чем сохранилась запись в Новгородской Первой летописи: "Съруби Аркадъ игуменъ церковь Святыя Богородиця Успение и състави собе манастырь; и бысть крестьяномъ прибежище, ангеломъ радость, а дьяволу пагуба". Имя Аркадия, игумена, "а творяшеся и епископа" (т. е. "ставшего епископом"), упоминается в "Вопрошаниях Кирика" в числе лиц, к которым новгородские иеромонах Кирик и священник Илья (будущий архиепископ) обращались за разъяснением различных трудных вопросов канонического характера.

После кончины в Киеве новгородского архиепископа Нифонта (21 апреля 1156) новгородцы решают поставить на епископскую кафедру "мужа Богомь избрана Аркадия": "събрася всь град людии… и шьдъше всь народъ, пояша и (его. — А. К.) из манастыря от Святыя Богородиця, и князь Мьстиславъ Гюргевиць (Мстислав Юрьевич, сын Юрия Долгорукого; княжил в Новгороде с 1155 по 1157. — А. К.), и всь клиросъ Святыя Софие, и вси попове городьстии, игумени и церньци (чернецы. — А. К.), и въведоша и, поручивъше епископью въ дворе Святыя Софие, дондеже придеть митрополитъ в Русь; и тъгда поидеши ставитъся".

Это был первый случай избрания новгородского владыки самими новгородцами (со времени Аркадия он становится традиционным). Однако прибывший в Киев летом 1156 г. митрополит грек Константин, по-видимому, не спешил признать совершившийся выбор. Лишь спустя два года, летом 1158 г., Аркадий наконец отправился в Киев "ставитъся епископомь", и 10 августа (по Житию, 6 августа) был рукоположен митрополитом Константином. Но в отличие от своего предшественника на кафедре Нифонта и преемника Илии, он не получил сан архиепископа, оставшись только епископом. На обратном пути, в пределах Смоленского княжества, Аркадий встретился со смоленским князем Ростиславом Мстиславичем, выступившим было в поход против прежнего полоцкого князя Ростислава Глебовича (в помощь своему союзнику полоцкому князю Рогволоду Борисовичу), и сумел отговорить его от этого военного предприятия. 13 сентября того же года, "на канонъ Святого Въздвижения", Аркадий вернулся в Новгород.

В годы святительства Аркадия в Новгороде "заморскими" (т. е. немецкими) купцами была поставлена церковь Св. Параскевы Пятницы на Торгу (1156).

Сохранилась печать епископа Аркадия с изображением Божьей Матери Знамения и русской надписью: "Арькад[ии, еп]иск[опъ] Нов[город]сь[кии]". Стоит отметить, что Аркадий первым из новгородских владык (и вообще из известных нам русских иерархов) стал использовать на своих печатях вместо греческого русский язык.

По летописи, епископ Аркадий скончался 19 сентября 1163 г. и был похоронен "съ честью великою" в притворе новгородского Софийского собора (т. н. Мартирьевской паперти). Несколько по-другому (и, вероятно, точнее) сообщает Житие: святитель скончался 18 сентября, в среду, "по вечернии", а 19-го числа был погребен "с фумьяномь, и с кандилы, и с свещами, и с людми, и со всемъ причтомъ". Сочетание числа и дня недели дает основание предположить, что кончина святителя случилась в 1164 г. (в Житии назван также индикт — 2-й; возможно, ошибочно, вместо 12-го, соответствующего 1164 г.).

Вероятно, уже вскоре после кончины начинается его местное почитание, свидетельством чему является проложное Житие св. Аркадия, составленное, как полагают, не позднее 1188 г. (в нем упоминается как существующая "до сего дне" построенная им церковь Пресв. Богородицы, замененная в 1188 г. новым каменным храмом). В XV в., при новгородском архиепископе Евфимие II, Аркадий был причтен к лику святых (местно). Его церковная память празднуется ныне в 3-ю неделю по Пятидесятнице — в Соборе новгородских святых.

В литературе высказывалось мнение, согласно которому имя Аркадия упоминается в берестяной грамоте (№ 672), стратиграфически датируемой второй половиной XII в.; однако для этого, как представляется, недостаточно оснований.


ИСТОЧНИКИ:
Орлов А. С. Житие св. Аркадия, епископа Новгородского, в списке второй половины XIV в. // Чтения в Обществе истории и древностей Российских. 1899. Кн. 3. С. 1—16; Корецкий В. И. Новый список грамоты великого князя Изяслава Мстиславича Новгородскому Пантелеймонову монастырю // Исторический архив. 1955. № 5. С. 204—207; Семенов А. И. Неизвестный новгородский список грамоты князя Изяслава, данной Пантелеймонову монастырю // Новгородский исторический сборник. Вып. 9. Новгород, 1959. С. 245—248; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 496, 498; НПЛ. С. 29—31, 79, 473; РИБ. Т. 6. Изд. 2-е (Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1). СПб., 1908. Стб. 34, 62.


 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру