Естествознание и техника в России XIX в.

ОТКРЫТИЕ АНТАРКТИДЫ


Последний материк планеты, почти полностью расположенный внутри Южного полярного круга, был открыт 28 января 1820 г. русской экспедицией под командованием мореплавателя Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена (1778–1852) и флотоводца Михаила Петровича Лазарева (1788–1851), ставшего впоследствии блестящим командующим Черноморским флотом. Не случайно этот период (1833–1851) в истории Черноморского флота принято называть "лазаревской эпохой".

Экспедиция продолжалась 751 день (из них ходовых дней — 527, якорных — 224). Она состояла из двух небольших кораблей-шлюпов "Восток" и "Мирный" и была укомплектована добровольцами из русских моряков: матросов и офицеров. В ней участвовали также астроном профессор Казанского университета И. М. Симонов и живописец М. Н. Михайлов.

Экспедиция собрала этнографические, зоологические и ботанические коллекции, переданные в различные музеи России.

Именами мореплавателей названы окраинные моря в Тихом и Атлантическом океанах, полярные станции у берегов Западной и Восточной Антарктиды.

Открытием шестого материка экспедиция положила начало его изучению и всех связанных с ним физических явлений в океане.


ПЕРВОЕ КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

 
Составило целую эпоху в истории русской географической науки, русского военно-морского флота.

Состоялось в 1803–1806 гг. на кораблях "Надежда" и "Нева" под командованием опытных мореплавателей Ивана Федоровича Крузенштерна (1770–1846) и Юрия Федоровича Лисянского (1773–1837). Выйдя из Кронштадта, корабли направились в Тихий океан вокруг мыса Горн. Капитанами были нанесены на карту восточный, северный и северо-западный берега острова Сахалин, исследованы острова Кадьяк, Курилы, открыт один из Гавайских островов. Кроме того, исследователи составили статистические описания Камчатки и Маркизовых островов, проложили трассы новых путей в русской  североамериканской колонии. Географические результаты путешествия были изложены в сочинениях мореплавателей, изданы карты и рисунки, иллюстрирующие природу далёких стран, нравы и быт их жителей ("Путешествие вокруг света в 1803, 1805 и 1806 гг. на кораблях "Надежда" и "Нева"", 1809–1812; "Путешествие вокруг света в 1803–1806 гг. на корабле "Нева"", ч. 1–2, 1812).

И. Ф. Крузенштерн — автор фундаментального "Атласа Южного моря" (ч.I,1824; ч. II, 1826), удостоенного полной Демидовской премии Петербургской АН.

Именем И. Ф. Крузенштерна назван пролив, соединяющий Охотское море с Тихим океаном, Ю. Ф. Лисянского — полуостров на северном побережье Охотского моря. Исследования первых русских кругосветных мореплавателей явились важным вкладом в фонд мировой географической науки и положили начало её новой отрасли — океанографии.

 

ПЕТРОВ ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1761–1834).


Замечательный русский физик и электротехник, вошедший в отечественную историю науки и техники как создатель крупнейшей для своего времени гальванической батареи и один из первых, кто наблюдал электрическую дугу.

Сын приходского священника, В. В. Петров учился в Харьковском коллегиуме и учительской семинарии в Петербурге. В 1788–1791 гг. преподавал в Колывано-Воскресенском горном училище на Алтае, а с 1791 — в в Петербурге. В 1809 г. был избран в Академию наук.

Занимался математикой, физикой, химией, метеорологией. Однако известность ему принесли исследования по электричеству. Пытаясь задачу, поставленную еще М. В. Ломоносовым: "…сыскать подлинную электрической силы причину и составить ее теорию", ученый использовал батарею, состоявшую из 4 200 горизонтально расположенных в специальных ящиках медных и цинковых кружков, между которыми помещались бумажные кружки, пропитанные водным раствором нашатыря. В 1803 г. он издал первое русское руководство по гальванизму, содержащее описание его оригинальных опытов, идей и открытий —  "Известие о гальвани-вольтовских опытах, которые производил Профессор физики Василий Петров, посредством огромной наипаче баттареи, состоявшей иногда из 4 200 медных и цинковых кружков и находящейся при Санкт-Петербургской Медико-Хирургической Академии".

В. В. Петров известен также и тем, что организовал в Медико-хирургической академии образцовый для своего времени физический кабинет, ставший важным центром русской физики, а в 1810–1827 гг. возглавлял физический кабинет Петербургской АН.

 

ПЕТРОВ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ (1836–1921).


Создатель гидродинамической теории трения.

Инженер-генерал, почетный член Петербургской АН (1894). Дал математическую трактовку этой теории, предложил методы количественного определения коэффициентов трения. Результаты его работ оказали влияние на дальнейшее развитие машиностроения, легли в основу современных представлений о трении и изнашивании.


ПИРОГОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1810–1881).


Занимает в истории медицины такое же место, какое Менделеев в истории химии, Сеченов и Павлов — в истории физиологии, Лобачевский — в истории математики.

Он заложил основы топографической анатомии в труде "Топографическая анатомия" (1851–1854), содержащем четыре тома рисунков и четыре тетради текста. Являлся основоположником военно-полевой хирургии. Ему принадлежит заслуга в изучении и применении наркоза: в Севастополе во время Крымской войны он произвел во фронтовых условиях около 10 тысяч операций с применением обезболивания.

Окончив медицинский факультет Московского университета (1828), в течение ряда лет возглавлял кафедру хирургии в Дерптском университете. Защитил диссертацию и получил диплом доктора. С 1841 г. работал на кафедре хирургии в Медико-хирургической, ныне Военно-медицинской академии. В 1860-х гг. занимал пост попечителя сначала Одесского, а затем Киевского учебного округа. Во время Крымской (1854–1856), франко-прусской (1870–1871) и русско-турецкой (1875–1876) войн выезжал на театры военных действий.

Автор многочисленных научных трудов: "Хирургическая анатомия артериальных стволов и факций", "О перерезке ахиллова сухожилия как оперативно-ортопедическом средстве лечения", "Полный курс прикладной анатомии человеческого тела", "Начала общей военно-полевой хирургии".

Последние годы жизни правел в своем имении, продолжая работать над автобиографией "Дневник старого врача".

Еще при жизни Пирогова ученый европейский мир признал его, и признал не только великим ученым, но в известных областях своим учителем.

 

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ


Один из старейших научно-технических музеев, который был создан в 1872 г. на основе первой в России Политехнической выставки. Она была организована в связи с 200-летием со дня рождения Петра I при активном участии выдающихся русских ученых П. Н. Лебедева, А. Г. Столетова, П. Н. Яблочкова и др.

В экспозиции музея нашли отражение основные этапы общей истории развития техники и естественных наук.

С 1992 г. музей функционирует как научное образование и культурно-досуговый центр.

 

ПОПОВ АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ (1859–1906).


Ежегодно 7-ое мая мы отмечаем как День радио, изобретателем которого был русский ученый Попов.

Родился он на Урале и с детства увлекался техникой. После окончания физико-математического факультета Петербургского университета преподавал физику и электронику в Минном офицерском классе, а затем в Техническом училище Морского ведомства в Кронштадте. В последние годы жизни был профессором Петербургского электротехнического института на кафедре физики и директором этого же института (1905). Был избран почетным членом Русского технического общества (1901). В начале 1895 г. создал первый в мире радиоприемник – "прибор для обнаружения и регистрирования электрических колебаний", пригодный для беспроводной сигнализации. На заседании Физического отделения Русского физико-химического общества 25 апреля (7 мая) ученый выступил с докладом о своем изобретении и продемонстрировал его в действии. Он предположил, что "прибор при дальнейшем усовершенствовании его может быть применен при передаче сигналов на расстояние при помощи быстрых электрических колебаний". Уже весной 1897 г. прибор достиг дальности 600 м., а при испытании на кораблях летом того же года — 5 км. В 1899–1900 гг. дальность связи была 45 км, а в 1901 г. — в корабельных условиях — 150 км.

Изобретение радиосвязи не было случайным, т. к. имело глубокие исторические корни (еще труды Ломоносова и Рихтера внесли вклад в мировую электротехническую систему), опиралось на хорошее электротехническое образование в России и отвечало потребностям быстро развивающегося русского флота.

Памятны слова ученого: "Я — русский человек, и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я имею право отдавать только моей родине. Я горд тем, что родился русским. И если не современники, то, может быть, потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи."

 

ПРЖЕВАЛЬСКИЙ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ (1839–1888).


Первый исследователь природы Центральной Азии, крупнейший представитель сравнительной физической географии.

В 1864 г., став членом Русского географического общества, связал свою дальнейшую жизнь с исследованием территорий. В 1867 г. получил командировку в Уссурийский край. Пржевальский писал: "... я еду на Амур, оттуда на реку Уссури, озеро Ханка и на берега Великого океана, к границам Кореи. Да! На меня выпала завидная доля и трудная обязанность — исследовать местности, в большей части которых еще не ступала нога образованного европейца". Во время следующей экспедиции в северные окраины Китая и в восточные части Южной Монголии (1870–1875) им было пройдено 11 800 км. Эта экспедиция упрочила славу Пржевальского как замечательного исследователя. Его труд "Монголия и страна Тангутов" был переведен на европейские языки и получил самую высокую оценку научного мира. В 1876 г. во время путешествия в Тянь-Шань и Гималаи открыл огромный хребет Алтын-Таг, признанный географами мира крупнейшим географическим открытием. Затем, в 1879 г., он исследовал водораздел между Хуанхэ и Янцзы.  Эта местность не была известна не только в Европе, но и в Китае. Исследованные им хребты он назвал хребет Колумба, хребет Московский, хребет Русский, хребет Загадочный, впоследствии переименованный в хребет Пржевальского. В ноябре 1888 г, во время экспедиции, скончался на руках своих сотрудников. Перед смертью сказал: "Об одном прошу: не забыть, чтобы похоронили меня непременно на берегу Иссык-Куля, в походной экспедиционной форме...".

Благодаря Пржевальскому наука обогатилась понятиями об орографии Монголии, Северного Тибета, истоков реки Хуанхэ, Восточного Туркестана. Он дал описание времен года и общую характеристику климата Центральной Азии, собрал гербарий, начитывающий 15 тысяч растений (1700 видов). Его научное наследие велико: более 2 тысяч печатных страниц географических описаний, ставших классическими.

Заслуги ученого признаны во всем мире: 24 научных общества мира избрали его своим почетным членом.

Наказом звучат слова знаменитого путешественника: "... не щадить ни сил, ни здоровья, ни самой жизни..., чтобы сослужить службу как для науки, так и для славы дорогого Отечества".


РЕФОРМА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ


В 1802 г. в России создается Министерство народного просвещения и вводится единая система народного образования. Она предусматривала организацию начальных церковноприходских школ в сельских местностях, в которых обучались грамоте и счёту, четырехклассных училищ в уездных городах и семиклассных гимназий в губерниях.

Начало века было ознаменовано также появлением университетов: Тартусского (1802), Вильнюсского (1803), Казанского (1804), Харьковского (1805), Петербургского (1819) и Киевского (1834).

Совершенствуется система подготовки медицинских кадров. Открытая в 1798 г. в Петербурге Медико-хирургическая академия вместе с основанным еще в 1764 г. медицинским факультетом Московского университета играют важную роль в развитии медицинского образования и медицинской науки в России.

Во второй половине 30-х гг. увеличивается количество университетских кафедр, резко поднимается уровень преподавания и требований к студентам. Вводятся ученые степени магистра и доктора наук, защита соответствующих диссертаций становится обязательной для занятия должностей доцента и профессора университета, усиливается исследовательская работа в университетах. По типу высших школ организуются лицеи: Демидовский (1806, в Ярославле), Царскосельский (1800, под Петербургом) и Ришельевский (1817, в Одессе). В 1804 г. был открыт Горный кадетский корпус, преобразованный в 1806 г. в Горный институт. В 1810 г. был основан Институт инженеров путей сообщения.

Создается система профессионально-технического образования. При уездных училищах и гимназиях открываются специализированные классы и курсы – коммерческие, сельскохозяйственные, мореходные.

Технические высшие учебные заведения открываются в Петербурге (институты – лесной, 1803; корпуса инженеров путей сообщения, 1809; технологический, 1828) и в Москве (Высшее техническое училище, 1830).


РЕЧНОЕ ПАРОХОДСТВО


Начало его строительства относят к 1813 г. В 1815 г. было открыто речное пароходство по Неве, в 1820 г. — по Каме и Волге. С 1826 по 1855 гг. были шлюзованы реки на протяжении 271 версты и сооружены внутренние каналы протяженностью 324 версты.

 

РОЗИНГ БОРИС ЛЬВОВИЧ (1869–1933).


Автор системы ТВ с электронно-лучевой трубкой, известной в качестве физического прибора с конца XIX в.

В 1907 г. получил в России привилегию (патент) на этот метод, закрепившую за ним право первенства. К 1912 г. разработал все основные элементы современных черно-белых телевизионных трубок. Его патент на изобретение был признан в Германии, Великобритании и США.

Окончив физико-математический факультет Петербургского университета (1891), преподавал физику в Константиновском артиллерийском училище в Петербурге, читал лекции в Женском политехническом институте и в Вольной высшей школе. В течение 1894–1900 гг. занимался разработкой новой системы аккумуляторов с подвижным слоем электролита, создал систему электрической сигнализации с автоматическими выключателями. Русское техническое общество присудило ему в 1912 г. золотую медаль и премию имени К. Ф. Сименса. В 20-е гг. начал работать в Ленинградской Экспериментальной электротехнической лаборатории (ЛЭЭЛ). В течение ряда лет был экспертом по вопросам телевидения в Комитете по делам изобретений. Заглядывая в будущее, ученый писал: "Несомненно, наступит, наконец, такое время, когда электрическая телескопия распространится повсеместно и станет столь же необходимым прибором, каким является в настоящее время телефон. Тогда миллионы таких приборов, таких "электрических глаз", будут всесторонне обслуживать общественную и частную жизнь, науку, технику и промышленность...".


"РУССКИЙ СВЕТ"


Так в прошлом веке называли на Западе электрическое освещение, в создание которого наибольший вклад внесли русские ученые и инженеры Павел Николаевич Яблочков (1847–1894) и Александр Николаевич Лодыгин (1847–1923).

Первый приспособил электрическую дугу Петрова для освещения помещений и улиц, а второй изобрел современную лампочку накаливания.

Заметный прогресс в создании электрических осветительных приборов наступил в последней трети XIX в.: в течение 1873–1874 гг. Лодыгин неоднократно устраивал временное электрическое освещение на улицах и в общественных зданиях Петербурга с помощью созданных им светильников. В качестве тела накала в них использовались стержни из ретортного угля. Изобретатель первым продемонстрировал практическую пригодность и эксплуатационное удобство ламп накаливания, преодолев барьер скептического отношения многих ученых и инженеров к принципиальной возможности осуществления этого вида освещения. В 1874 г. он получил патент на свое изобретение, а Петербургская АН присудила ему Ломоносовскую премию. В 1899 г. ему было присвоено звание почетного инженера-электрика. Однако конструкции электронно-дуговых светильников с регуляторами, на усовершенствование которых было затрачено много усилий, не могли служить для массового применения.

Радикальное решение проблемы было найдено Яблочковым, предложившим в 1875 г. дуговую лампу без регулятора — "электрическую свечу". Решение ученого было гениально просто: расположить электродные угли, изолировав их тонким слоем каолина, параллельно один другому и поставить вертикально. В таком положении по мере сгорания углей расстояние между ними не менялось — они сгорали подобно свече, а необходимость в регуляторе отпадала. Первая проба электрического освещения по системе Яблочкова была осуществлена в 1877 г. в парижском магазине "Лувр", а в 1879 г. свечами была освещена набережная реки Темзы в Лондоне. Так была положена основа для развития городского наружного электрического освещения. Одновременно предпринимались опыты освещения электрическими свечами заводов, шахт, кораблей.

Введение электрического освещения ускорилось после основания в 1878 г. в Петербурге Товарищества электрического освещения и изготовления электрических машин и аппаратов ("П. Н. Яблочков — изобретатель и К0"). В этот период (1878–1880) постепенно вводится электрическое освещение в Петербурге — Дворцового моста, перед Александрийским театром, в промышленности — на крупнейших заводах: кронштадтском пароходном, Балтийском, Ижорском, на кораблях военно-морского флота.

Лодыгин и Яблочков были в числе основателей Электротехнического отдела Русского технического общества и журнала "Электричество". С 1947 г. учреждена премия им. Яблочкова, которая присуждается за лучшую работу по электротехнике.

 

СЕВЕРГИН ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ (1765–1826).


Известный минералог и химик.

В 1798 г. опубликовал "Первые основания минералогии или естественной истории ископаемых тел", в котором дана сводка знаний по минералогии того времени, а также сведения о минералах и полезных ископаемых России. Его труд "Опыт минералогического землеописания Российского государства" (1809) является подробной сводкой геолого-минералогических сведений о России.

Севергин — автор "Начертания технологии минерального царства" (1821–1822) и многих других работ по различным отраслям химической технологии — о добывании минеральных щелочных солей (1796), пробирном искусстве (1801), производстве селитры (1812). Большие заслуги принадлежат ему в разработке русской научной терминологии. Ученым составлен "Подробный словарь минералогический" (1807) и переведен на русский язык "Словарь химический". В ботанике им введен в употребление ряд терминов (чашечка, венчик, тычинка и другие).

Был одним из организаторов и почетным членом Минералогического общества (1817).


СЕДОВ ГЕОРГИЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1877–1914).


Гидрограф и исследователь Арктики.

В 1912–1914 гг. организовал и возглавил экспедицию к Северному полюсу на судне "Святой Фока" и трагически погиб на пути к нему. Его экспедиция собрала наблюдения над образованием льда и доставила ценный геологический и метеорологический материал.

Полярный исследователь родился в семье рыбака. Окончив мореходные классы и получив звание штурмана дальнего плавания (1898), участвовал в гидрографических экспедициях в Северном Ледовитом океане (1902–1903), морских операциях во время русско-японской войны (1905).

Его имя носят остров в Баренцевом море и мыс в Антарктиде.

 

СЕМЕНОВ-ТЯН-ШАНСКИЙ ПЕТР ПЕТРОВИЧ (1827–1914).


100 лет отделяют нас от того времени, когда загадочный Тянь-Шань прошел молодой русский географ и натуралист Петр Петрович Семенов. Ему принадлежит честь первого исследователя этой замечательной страны.

Закончив Петербургский университет (1848), он совершил первую научную ботаническую экскурсию, пройдя пешком из Петербурга в Москву. В 1849 г. избран в члены Русского географического общества, в котором проработал 65 лет. В 1852–1853 гг. совершил поездку в Берлин, в 1854 г. в Италии совершил 17 восхождений на Везувий. В 1856 г. отправился в Тянь-Шань: сначала в Верный (ныне Алма-Ата), на Иссык-Куль и Западный Алатау, затем к истокам реки Нарым, перевалу между озерами Балхаш и Лобнор.

Ему принадлежит заслуга в собирании геологической коллекции, гербария и коллекции насекомых. В 1870 г. ученый организовал Первый статический съезд, который обсудил основания ко всеобщей переписи населения и заложил основы русской земской статистики. С его именем связаны первая Всероссийская перепись населения, произведенная в 1897 г., составление 5-ти томного географического словаря, издававшегося в России Русским географическим обществом с 1863 по 1888 гг.

Работа ученого "История полувековой деятельности Русского географического общества", написанная в соавторстве с А. А. Достоевским в 1896 г., до сих пор является незаменимым источником при изучении русских географических исследований в XIX в.

В 1906 г. в ознаменование 50-летия со времени путешествия в Тянь-Шань было установлено законом право на наименование его со всем нисходящим потомством "Семенов-Тян-Шанский". Признанием заслуг ученого являются: название в его честь 11 географических местностей в Азии, Северной Америке и на Шпицбергене, 27 видов растений и около 70 видов животных.

 

СЕЧЕНОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ (1829–1905).


Русский естествоиспытатель, основоположник первой отечественной физиологической школы и естественно-научного направления в психологии.

Окончил Главное инженерное училище в Петербурге (1848) и медицинский факультет Московского университета (1856). В 1856–1859 гг. работал в физиологических и биохимических лабораториях Германии и Австрии. Защитив докторскую диссертацию (1860) стал профессором физиологии Петербургской академии. За курс лекций "О животном электричестве" удостоен Демидовской премии Петербургской АН (1863). В 1871–1876 гг. заведовал кафедрой физиологии в Новороссийском университете (Одесса), а в 1876–1888 гг. был профессором кафедры физиологии Петербургского университета. В это же время начал читать лекции на Бестужевских высших женских курсах, одним из основателей которых он был. С 1891 г. — профессор кафедры физиологии Московского университета. В 1901 г. вышел в отставку и прекратил педагогическую деятельность в университете.

К началу 60-х гг. им была экспериментально проверена гипотеза о влиянии центров головного мозга на двигательную активность и открыто центральное торможение, получившее название Сеченовского торможения. Статья, в которой ученый описал это явление, появилась в 1863 г. Затем была подготовлена и напечатана в "Медицинском вестнике" работа "Рефлексы головного мозга" (1863). Спустя три года он публикует еще одну знаменательную работу "Физиология нервной системы" (1866). В 90-х гг. ученый был известен как автор многих фундаментальных исследований в области физиологии человека и животных: "Физиология нервных центров" (1891), "Физиологические критерии для установки длины рабочего дня" (1894), "Очерк рабочих движений человека" (1901). Его жизненный путь — человека и ученого — изложен в автобиографических записках (1904). Размышляя, он писал: "Любовь, уважение, доверие — вот главные представители морального чувства и вместе с тем драгоценных уз, которыми держится семья и общество: любовь к добру и правде, верность и снисходительность к ближнему — вот главные залоги моральности человека, в каком бы кругу он ни действовал.

... Общество должно заботиться о просвещении разума своих членов, должно учить их добру, правде и труду и непременно примером, потому что моральное чувство, подобно эстетическому, требует неизбежно наглядного обучения".

 


Страница 3 - 3 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру