Раздельное обучение - шаг от пропасти

Интервью с доктором мед. наук КОЗЛОВСКОЙ Г.В.

В последнее время в прессе активно обсуждается  проблема раздельного обучения и воспитания  мальчиков  и  девочек.

Как обычно, мнения разделились. Но  вот  что  примечательно:в полемике мелькали имена известных киноактеров,  звезд  эстрады и даже футболистов, но почти не  звучали  высказывания психологов, педагогов и  врачей, профессионально  изучавших данный вопрос.

Мы хотим хоть немного восполнить этот  пробел и публикуем мнение крупнейшего детского психиатра, зав.  отделом Центра психического здоровья доктором мед.  наук  Козловской Г.В. Можно сказать, это тоже звезда, причем  мировой величины, поскольку Галина  Вячеславовна  одна  из  немногих психиатров в нашей стране и за рубежом занимается  изучением психики детей раннего возраста. А ведь именно раннее  развитие ребенка во многом определяет его личность весь  дальнейших ход его жизни...

Г.К.: Новое часто бывает хорошо забытым старым. А в данном случае и забыть-то старое почти не  успели,  потому  что история совместного воспитания мальчиков и девочек очень невелика. В нашей стране, например, раздельное воспитание стало директивно применяться примерно с конца 50-х годов. А  до
этого воспитание традиционно было раздельным. Можно сказать, что таковым оно практиковалось испокон веку. Почему, спрашивается? - Да потому  что  традиционно  каждый  народ  ставил своей целью сохранение и преумножение  здорового  потомства.

Поэтому  воспитанию  молодого  поколения  уделялось    очень большое внимание. И не только среди аристократической  прослойки общества, но и  в  среде  бедняков  детей  старательно ориентировали на мужской и женский образы, считавшиеся идеалом данной культуры. Интересно, что у всех народов,  несмотря многообразные различия между ними, женщины и мужчины резко различались в своих  обязанностях,  задачах,  работах,  и внешне и внутренне. Это безусловно имеет под  собой  глубинную основу.

Корр.: Какую?

Г.К.: Женщина и мужчина - по-разному  устроенные  организмы. У них разный обмен веществ, разные характеристики поведения. Женщине, например, свойственны  нежность,  грациозность, мягкость, уступчивость, ранимость, терпимость,  нерешительность. Мужчине,  наоборот,  присущи  резкость,   решительность, азартность, увлеченность, обуянность идеями, бесшабашность, удаль и так далее. Надо сказать, что  в  трудные моменты женщина вполне могла  проявить  очень  большую  смелость, и находчивость. Но это именно в трудные моменты. А  в сновном, главенствующую роль в обществе  традиционно  играл  мужчина. Хотя при этом женщина  тоже  всегда  была  активным строителем общества, но со своими задачами и со своими  особенностями. И казалось, что эти  особенности  присущи  полам изначально, а значит, они могут быть сохранены, невзирая  ни на какие педагогические новшества и социальные эксперименты.

Поэтому-то в свое время общественность  так  легко  согласилась на совместное обучение мальчиков и девочек. Было приведено множество доводов, почему раздельное обучение  тормозит развитие общества. Говорилось, например, что при  раздельном обучении не удается использовать задатки женского  ума,  что уровень образования, которое получают женщины занижен,  и  в результате они бывают невостребованными в обществе, где правят мужчины.

Корр.: Что ж, теперь, по прошествии пятидесяти лет, пожалуй, пора подвести некоторые итоги.

К.Г.: Сторонникам совместного обучения мальчиков и  девочек казалось, что новация безопасна и от нее общество  получит одни только выгоды. Но выяснилось,  что  это  не  так.

Выяснилось, что подобное вмешательство в воспитательные процессы вызывает большие изменения не только  в  поведенческом плане, но и на уровне биологии. В поведенческом плане  отход от принципов раздельного обучения и воспитания меняет  половую ориентацию, делая ее смешанной:  феминизирует  мужчин  и маскулинизирует, омужествляет женщин.  У  женщин  появляется стремление играть мужскую, доминирующую роль, а мужчины соглашаются на второстепенную роль, роль ведомого.  И  женщина, сама того не подозревая, обрекает себя на одиночество.  Ведь такой феминизированный мужчина не очень-то ей  и  нужен!  Ей нужен защитник -  активный,  сильный,  бесшабашный.  Короче, настоящий мужчина. А у нее под боком не мужчина, а  ребенок,который сам требует защиты и помощи. Так возникает  опасный перекос  ролей.  Феминизированный  мужчина,  будучи   инфантильным, женственным, ведет себя как зависимый человек.  Тем более с женщиной, претендующей на роль командира. Это ,  естественно, порождает проблемы в семье и в воспитании детей.

Корр.: Давайте остановимся на воспитании  поподробней.

К.Г.: Феминизированный папа уже не может быть авторитетом в семье. Это уже не наказующее звено,  к  которому  мама может обратиться за помощью, когда ребенок плохо себя ведет.

Нет, теперь во многих семьях мама выполняет наказующую  функцию: бьет ребенка, ставит его в угол... А папа  жалеет  его и, смягчая факт наказания начинает с  ним  играть.  А  мама, соответственно,  в  присутствии    ребенка    делает    отцу замечания... Вот и получается, что смешанное воспитание привело к нивелировке ролей мужчин и женщин в обществе.

Корр.: Но ведь, с другой стороны, сейчас активно  внедряется ранняя сексуализация детей и подростков -  так  называемое "половое воспитание", а точнее - "сексуальное просвещение". Мальчикам и  девочкам  доходчиво,  наглядно,  с  использованием видеофильмов и муляжей объясняют, чем они отличаются друг от друга и что из этого следует. Может быть, это поможет восстановить нарушенный баланс?

К.Г.: Отнюдь. Ранняя сексуализация - особенно при  смешанном воспитании! - оказывает отрицательное воздействие  на формирование личности. Как мужской, так и женской. У  мужчин она вызывает изменение половой ориентации, интерес к  своему собственному полу и отвращение к противоположному. А у  женщин возникают, видимо, другие, сейчас пока еще  мало  фиксируемые осложнения, потому что женщина, в основном,  является страдательной фигурой в этом процессе  ранней  сексуализации общества. Женщина становится предметом сексуальной  эксплуатации, она должна принимать противозачаточные средства,  которые оказываются далеко не безобидными  для  ее  организма.

Ранний сексуальный опыт приводит ее в группу риска здоровью.Такие женщины больше подвержены  гинекологическим  заболеваниям, у них развивается бесплодие,  постепенно  утрачивается интерес к семейной жизни, в том числе и к сексуальным  отношениям с мужчиной. Недаром в западных странах, где вовсю пожинают плоды сексуальной революции, так много фригидных женщин. Казалось бы, они чуть ли не с пеленок осваивают  технику секса, а результат прямо противоположный.

Корр.: Ну, хорошо, поведенческие изменения - это понятно. Но  вы упомянули и изменения на уровне биологии...

К.Г.: В развитых странах были  проведены  исследования: ученые пытались понять, почему происходит такая массовая феминизация мужчин и маскулинизация женщин. Мы это видим  повсеместно, в том числе и в области высокой  моды.  Исказились эталоны женской красоты. В основном, женщины сейчас  излишне худые, без материнского начала. У них неразвитая грудь, растрепанные волосы, резкие манеры, мальчишеский облик.  Многие из них не только курят, но и пьют наравне  с  мужчинами.  "В чем дело?" - задались вопросом западные ученые и изучали это на уровне хромосом.  Обнаружилось,  что  мужская  хромосома, Y-хромосома, которая, по сути, обуславливает мужской  облик, имеет склонность к редуцированию, уменьшению. А  феминизация мужчин приводит к нивелировке полов,  конвергенции,  сближению мужчин и женщин, к появлению этакого гермафродита -  существа, в котором нет четкого разделения женских  и  мужских
признаков. Отсюда напрашивается вывод, что формирование женщины и мужчины требует строгих воспитательных,  традиционных приемов.

Корр.: Неужели воспитательными, педагогическими приемами можно повлиять даже на хромосомы?

К.Г.: Да! Кому-то это покажется  невероятным,  но  факт остается фактом. Кстати сказать, научная мысль развивалась в данном направлении уже давно. Еще последователь Дарвина  Ламарк говорил о том, что смена видов в природе может происходить достаточно быстро. А наш ученый Лысенко утверждал,  что даже с помощью воздействия внешней среды можно  повлиять  на генетическую информацию и в пределах одного поколения  получить изменения генетической программы.

Корр.: Но над Лысенко так смеялись в последние годы...

К.Г.: Смеялись-смеялись, а тем не менее селекционеры во всем мире до сих пор пользуются его открытиями  и  методами.

Напр., яровизацией для повышения урожайности. Как к нему  ни относиться - а фигура это, конечно,  неоднозначная  -  вклад Лысенко в науку неоспорим. Да и потом, сходных  мнений  насчет воздействия на генетическую программу  придерживались  и другие генетики. И на примере такого, казалось бы,  безобидного эксперимента, как смешанное воспитание полов -  особенно в западных странах,  где  под  влиянием  феминисток,  оно внедрялось очень жестко - мы сталкиваемся с серьезными  биологическими проблемами: с уменьшением воспроизводства потомства, с массовым бесплодием, с феминизацией мужчин...

Корр.: Иными словами, с деградацией,  которая  ведет  к вырождению рода?

К.Г.: Совершенно верно, это элементы вырождения. И возникает вопрос: что же ожидает человечество,  если  дифференциация полов сглаживается? - Увы,  ничего  хорошего!  Больше того, оказывается, такое бывает и в животном мире. В некоторых популяциях обезьян вожак выбирает себе пару  и  производит потомство только с ней. А у остальных женских особей даже не развиваются вторичные половые признаки. Если же  "супруга" вожака умирает, то он выбирает другую самку. Это очень напоминает процесс, происходящий в пчелином  рое.  В  случае смерти пчелиной матки кормят особым образом другую пчелу,  и тогда она становится маткой. Так и в этих популяциях обезьян у самки могут появиться  вторичные  половые  признаки  лишь, когда она становится востребованной для производства на свет потомства. То есть, половая ориентация - вещь хрупкая. И  не только на протяжении жизни одного поколения, но и в  течение жизни каждого отдельно взятого человека она может быть изменена, нарушена. А с другой стороны, женское и мужское  нача-
ло - это настолько традиционно,  серьезно  и  фундаментально для человеческого общества, что, конечно, в наших генетических программах наверняка заложена половая ориентация. И  хотя под воздействием внешних  факторов  она  изменяется,  это можно исправить, если придерживаться правильных,  традиционных моделей поведения.

Корр.: И как же теперь быть? Снова сделать  поворот  на 180 градусов и вернуться к отдельным школам для мальчиков  и девочек? Но резкие перемены всегда вызывают  недовольство  в обществе. А у нас и так сейчас напряженности хватает.

К.Г.: Перед встречей  с  вами  в  нашем  отделе  прошла блиц-конференция по проблеме раздельного воспитания. И  одна из наших коллег, педагог с очень большим  стажем,  высказала очень интересное предложение.  Не  нужно  специальных  школ, можно в рамках одной школы организовать классы для девочек и классы для мальчиков. На переменах и после уроков  дети  могут  общаться, а учатся пусть раздельно.

Корр.: Кое-где по этому пути уже пошли. В  Москве  есть такие школы, в республике Коми их уже 500. Теперь и  Ставрополье решило перенять опыт раздельных классов.

Г.К.: По-моему, это очень щадящий метод. Хотя и он потребует определенных изменений. В частности, изменений  педагогического состава. Сейчас этот состав почти  целиком  женский, что крайне отрицательно сказывается на мальчиках. Ведь мальчики психологически и физически более ранимы, а значит, более уязвимы для педагогического воздействия. Они легко перенимают женский тип  поведения  воспитателей  и  педагогов, становятся нерешительными, боятся девочек, попадают  под  их прессинг. Девочки развиваются быстрее  мальчиков,  подчиняют их себе, начинают проявлять к ним агрессию. А тут еще и учителя, в основном, женщины, которым психология девочек гораздо ближе и понятней. В результате  мальчики  не  могут  вырваться из-под женского давления.

Корр.: Есть и еще один аспект. В начальных классах  девочки лучше учатся за счет аккуратности, большей  собранности, лучшего почерка и т.п. У мальчиков же на этом фоне  формируется комплекс неуспешности.

К.Г.: Да, еще и поэтому раздельное  обучение  целесообразней.  Пусть мальчик будет равным среди равных,  в  ситуации, когда различия обусловлены    только  разным  уровнем способностей и характерологическими особенностями, а не разным уровнем психофизического развития мальчиков и девочек.

Корр.: А на какие особенности при  раздельном  обучении мальчиков и девочек стоило бы обращать внимание?

К.Г. : Психитрам нередко приходится сталкиваться с последствиями так называмой  дидактогении.  Это  педагогические ошибки, вызывающие у ребенка стресс,  который  в  дальнейшем может перерасти в психическое расстройство.  Одна  из  самых распространенных дидактогений в нашей школе -  установка  на послушность ребенка, на то, чтобы он был малозаметен, молчалив, не мешал. А мальчики, как правило, совсем  другие.  Они обычно гораздо более шумные, подвижные,  активные,  чем  "идеальный ученик". И,  находясь  в  ситуации  педагогического давления, когда нужно тридцать пять - сорок минут  просидеть в однообразной позе, не вертеться, не разговаривать, они испытывают стресс. Кто такие послушные, незаметные дети? - Это дети, неуверенные в себе, дети с  какими-то  комплексами.  А здоровый мальчишка обычно - жизнерадостный,  веселый шалун.

Вспомните знаменитый рассказ  О'Генри  "Вождь  краснокожих". Вот типично мальчишеское поведение, поведение здорового  ребенка. А если в школе установка на  незаметность  и  послушность? - Кого  это  воспитывает?  Здесь  возникает  порочный круг: мальчишка, у которого потребность в  разрядке  больше, чем у девочек, на уроке вертится. На него  прикрикивают,  он нервничает и от этого еще хуже усваивает материал.  Ему  пишут замечание в дневник. Он приходит  домой,  где  его  тоже ждет за это наказание. Потом родителям выговаривают  за  то,что они неправильно воспитывают ребенка и вообще он умственно недоразвит. Мальчик начинает заниматься с репетиторами. В результате еще меньше отдыхает. Вот  вам  и  порочный  круг, когда дидактогения переходит в школьный  невроз.  У  ребенка возникает отвращение к школе. Обратите внимание, чаще всего - в 90% случаев! - школьный невроз наблюдается у  мальчиков.

При раздельном обучении этой дидактогении можно было бы  избежать. Например, уроки для мальчиков можно было бы  сделать короче, грамотно чередовать физическую и умственную  нагрузку, даже посреди урока давать  им  возможность  двигательной разрядки. Ведь сейчас  очень  многие  дети  страдают  двигательной расторможенностью из-за минимальной мозговой дисфункции. И это опять-таки чаще бывают мальчики.

А в смешанных классах от мальчиков требуют,  чтобы  они даже на переменах ходили по струнке. Это же совершенно  неприемлемо! Нормальному мальчику, отсидевшему  урок,  проявить двигательную активность, попрыгать по коридору, побороться, повозиться с товарищами. И девочки начинают  ему  подражать, перенимают мальчишечьи привычки. А им это совершенно не нужно. У них должен быть другой тип поведения  -  более  разумны, степенный, скромный.

Корр.: Я замечала, что мальчики охотней слушаются  мужчин. Тут есть какая-то закономерность?

К.Г.: Когда к нам обращаются с жалобами на  неуправляемость, непослушание ребенка, мы  всегда  интересуемся  взаимоотношениями в семье. Как правило выясняется, что папа, даже при его наличии, исключен  из  воспитания  ребенка.  Мама выступает во всех ипостасях, а папа лежит на  диване,  смотрит телевизор и ни во что не вмешивается, не пользуется  авторитетом. Ребенок же в таком случае проявляет яркое неповиновение. Он хамит, дерзит, может даже набрасываться на мать, кусаться, рвать ее вещи. Так агрессивно он реагирует на  то, что мать пытается им командовать. В конце  концов,  измученная мать приводит его к врачам, и мы первым  делом  советуем ей изменить взаимоотношения в семье. Если она следует  нашему совету, то вдруг выясняется, что когда те же самые указания дает ребенку отец,  ребенок  подчиняется.  А  маму  слушаться отказывался! Причем как правило, такую  реакцию  дают именно мальчики. Они подсознательно чувствуют,  что  положение, при котором в семье командиром  является  мать,  ненормально, и бунтуют. Аналогичную картину мы наблюдаем и в школе.  Например, учительница разрывается, а у мальчишки на его скучающей физиономии написано: "Да кто ты  такая,  чтобы  на меня орать?" А учителю-мужчине часто даже голоса повышать не надо - мальчишки и так его слушаются. Если  же  он  вдобавок интересно ведет уроки - мальчики вообще смотрят ему в рот  и ходят за ним следом. Так что раздельное обучение (при условии, что в мальчуковые классы  придут  преподавать  мужчины) может способствовать существенному улучшению  школьной  дисциплины.

                                        

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру