"Гарри Поттер": стоп

В ПОИСКАХ ЖАНРА

В  начале  наших  скромных   изысканий    мы    пытались разобраться с жанром "Гарри Поттера" и пришли к выводу,  что это не сказка, обещав попозже ответить, что  же  это  такое.

Теперь можем честно признаться: мы тогда  и  сами  не  знали ответ. Конечно, мы могли написать про популярный сейчас жанр фэнтези, но что-то нас  останавливало,  почему-то  казалось, что это лишь отговорка.

Подсказку дала сама Ролинг. Цитируя название  учебников в школе магов, мы вдруг обратили внимание  на  то,  что  эти учебники уж больно  странно  называются.  Не  "Занимательная магия" или "История призраков", а так, как может  называться художественная детская литература (мы имеем в виду  языковую конструкцию, а не смысл): "Заговор  вампиров",  "Каникулы  с каргой", "Духи на дорогах".

Это  с  одной  стороны.  С  другой,  реальные  школьные учебники все чаще пишутся в форме приключений,  в  них  есть некие сквозные герои: мальчики, девочки, зверюшки. Почему бы и детскому  пособию  по  оккультизму  не  называться  "Гарри Поттер и тайная комната", "Гарри Поттер и  узник  Азбакана"? Такая гипотеза все ставит на  место.  Пособие  и  не  должно отличаться высоким литературным мастерством:  композиционной стройностью,  самобытностью   персонажей,    оригинальностью сюжета, тонким психологизмом, богатством языка. Главная цель учебника  -  максимальная   усвояемость    материала.    Чем увлекательней  материал,  тем    лучше    он    усваивается. Волшебство, магия - сам по себе  материал  увлекательный,  а если еще и подать его  в  форме  приключенческих  историй  с героями-школьниками,  да  еще  с  помощью  убойной   рекламы внушить, что только читатель "Гарри Поттера" имеет право  на звание человека, то можно  не  сомневаться:  материал  будет усвоен  на  пять  с  плюсом  и  переход  в  следующий класс гарантирован.

О ВКУСАХ СПОРЯТ

Читающий эти строки,  наверное,  подумал:  "Но  что  же делать, если детям действительно нравится?!"  Это, между прочим, один  из  самых  частых  аргументов.

Предупреждаешь родителей о какой-нибудь  гадости,  о  чем-то безусловно вредном для ребенка, а в ответ слышишь:  "Но  ему же нравится!"

Но  детям  (как,  впрочем,  и  взрослым)  очень   часто нравится дурное. "Горе  мне  несчастному!  Как  увлекательно зло!" - восклицает преп. Феодор Студит.1  А  у  ребенка, который находится в стадии активного познания мира,  к  тому же еще не разработана оценочная шкала. Он, глядя на мухомор, тянет руку к новому и яркому,  еще  не  зная,  что  это  яд.

Взрослый тоже может оказаться в такой ситуации,  но  гораздо реже. И ему это гораздо менее извинительно, особенно если он родитель, т.е. лицо ответственное.

Мало  ли  что  еще  понравится    детям:    взрывчатка, наркотики?  Некоторым  детям  нравится    обижать    слабых, некоторым - мучить животных.

Не надо кривить душой: тут  дело  в  системе  ценностей взрослых.  Почему-то  родители  не  рассуждают  о  том,  что запрещать  бессмысленно,  когда  маленький  ребенок   рвется встать на подоконник открытого окна или  тянется  к  коробке лекарств.  Не  рассуждают,  ибо  такие   интересы    ребенка осознаются ими как несомненная опасность, несомненное зло. И не стоит себя оправдывать тем, что одно  дело  трехлетка,  а другое  -  одиннадцати-двенадцатилетний   школьник,    почти подросток. Эти дети  еще  полностью  зависят  от  родителей, хотя, конечно, справиться  с  ними  бывает  труднее,  чем  с малышами. Особенно если долго потакать их своеволию.  Но  не желая "связываться" и трепать себе нервы, мы обрекаем себя в дальнейшим на  гораздо  более  затяжные,  тяжелые  бои.  Так устроена жизнь, что, пытаясь избежать скорбей, человек терпит еще худшие  скорби.  И  лучше  осознать  это,  не  дожидаясь вразумления свыше.

Еще совсем недавно  подавляющее  большинство  родителей уверяло нас, что никакая сила не может оторвать их детей  от телевизора. Складывалось впечатление, что это  новый  Молох, электронный  удав,  который  сначала  гипнотизирует   бедных кроликов, а  потом  заглатывает,  заглатывает...  ненасытное чудище...

Но  в  последнее  время  в  умах  взрослых    произошли подвижки,  и  все  чаще  в  ответ  на  наш  вопрос:   "Какие телепередачи предпочитает ваш сын или дочь?"  интеллигентные родители недоуменно и даже с легким  оттенком  превосходства отвечают: "Я ему (ей) ВООБЩЕ НЕ РАЗРЕШАЮ СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР. Мы и сами не смотрим. Мультики на кассете  иногда  включаем. Но только наши, советские, нормальные."

Хорошо, когда  побеждает  здравый  смысл,  который  так убедительно воспел Честертон. Тоже англичанин.

КОЕ-ЧТО ИЗ ЛИЧНОЙ ПРАКТИКИ

Прошло полтора года. За это время нам  довелось  своими глазами увидеть, как "милая сказка" влияет на психику детей.

Уже  не  раз  к  нам  приводили   мальчиков    и    девочек, патологическое поведение которых было прямо связано с "Гарри Поттером" - книгой или  фильмом.  Приведем  всего  несколько случаев.

Алик  В. до  пяти  с  половиной  лет  был    нормальным ребенком, не имел никакой  склонности  к  страхам,  спокойно засыпал без взрослых, темноты  не  боялся.  После  просмотра фильма о Гарри Поттере  появились  сильные  страхи,  энурез. Ребенок перестал засыпать с погашенным светом и даже днем не желал ни на минуту остаться один в комнате. Мать отмечает не характерную  для  него  раньше  плаксивость,    капризность, раздражительность. Несмотря на фобические симптомы,  мальчик будто заворожен тематикой "Гарри Поттера": часто  говорит  о нем, просит купить товары  с его  изображением,  доходит  до истерики, требуя вновь и вновь показать ему по  видео  фильмт или почитать книгу. Если он все-таки добивается  своего,  то после просмотра или прочтения страхи и  энурез  усиливаются.

Однако ребенка это не останавливает. Налицо  так  называемый "виктимный  комплекс"  ("комплекс  жертвы"),    который    в дальнейшем  может  привести  к  серьезной  сексопатологии  - мазохизму - и изуродовать судьбу ребенка. Такие дети  входят в группу риска  по  наркомании,  чаще  становятся  объектами преступлений.  Сломленная  психика  всегда  тянет  за  собой сломленную судьбу.

Восмилетний Валя Г., увлекшись "Гарри  Поттером",  стал проявлять такую агрессивность, что  его  хотели  выгнать  из школы. Причем  мальчика  явно  притягивало   зло.    Он    с удовольствием, сверкая глазами, рассказывал о своих  драках, смеялся,  вспоминая,  как  он  причинил  кому-то  боль,    с гордостью говорил взрослым,  что  он,  затеяв  драку,  ловко сваливает вину на  других.  Очень  показательными  были  его ответы на диагностическом  приеме.  Из  большого  количества предложенных кукол Валя выбрал Бабу-Ягу, которую часто берут дети с повышенной агрессивностью, возбудимые  психопаты  или шизофреники с повышенной агрессивностью. Причем диагностичен не только выбор куклы, но и то, что и  каким  тоном  ребенок говорит от ее лица, отвечая на наши вопросы.

Поначалу ответы были обычными: живет Баба-Яга в лесу  в избушке на курьих ножках. Живет одна. " А  где  же  твои  родители,  Баба-Яга?"  -  задали  мы очередной вопрос.

Как правило, дети отвечают что-то  уклончивое:  "Я  уже старая" или: "А у меня их и не было", или: "Живут в соседнем лесу". В крайнем случае ребенок может сказать, что  родители умерли. Последнее встречается нечасто, ибо детям свойственно отождествлять себя с кукольным персонажем, и даже если у них есть психическое отклонение, им все  равно  безумно  страшно говорить о смерти родителей. Такого же ответа, какой дал Валя, мы не слышали никогда.

Цитируем дословно: "Когда я была  маленькая,  -  все  больше  распаляясь,принялся  рассказывать  он  от  лица  Бабы-Яги,  -  ко   мне прилетела ведьма. Это было во сне, вернее, не совсем во сне, вообще-то по правде...  Она  предложила  научить  меня  злым чарам, а я за это буду ей служить. Я согласилась, узнала  ее колдовские секреты и... прикончила своих родителей!"

Последние слова мальчик прокричал в каком-то  неистовом восторге, будто упиваясь своим жутким сообщением. Да, такое и от шизофреника не услышишь...

Но  у  Вали,    судя    по    результатам    детального психоневрологического  обследования,  как    раз    никакого психиатрического диагноза не было! Что полностью подтвердило и наше дальнейшее общение с  ним.  Валя  оказался  вовсе  не злым, а наоборот, добрым,  впечатлительным  ребенком,  нежно любящим своих родителей.  А  еще  он  мечтал  о  подвигах  и самопожертвовании  - мечты, довольные редкие для современных мальчишек - воодушевленно, со слезами на глазах  рассказывал о партизанах. Это был мальчик времен  Великой  Отечественной войны или Петя  Ростов,  каким-то  чудом  попавший  в  такой неромантический  век,  как  наш.  Знакомство  с   "Поттером" нанесло ему психическую  травму.  Хорошо,  что  помощь  была оказана своевременно. Иначе завороженность злом могла бы  не сойти, как наваждение, а стать привычной, врасти  в  душу  и грубо ее исковеркать.

А вот шестилетняя Алина С. Ребенок как  ребенок.  Сразу даже  непонятно,  с  чего  это  вдруг  мама  привела  ее  на консультацию. Только  игры  у  нее    довольно    необычные, мистически окрашенные. И в глазах, когда она говорит о своем любимом Гарри Поттере и о том, как она тоже мечтает  обрести сверхспособности,  научиться  колдовать  и   стать    магом, вспыхивают какие-то искорки. А девочка как будто знает о них и отводит глаза в сторону. Такое странное мерцание и косящий взгляд мы видели у детей, показанных в фильме об  оккультной секте Бронникова. Они могли  читать  с  черной  повязкой  на глазах любой текст, в  том  числе  на  незнакомом  языке.  А потом,  сняв  повязку,  объясняли  журналисту,  что  им  все подсказывает компьютер, находящийся в голове.

Впрочем, маму меньше всего волновали  игровые  интересы дочери. "Да у них в детском саду все девочки играют в мистику. Одна игра даже так и называется  -  "Зачарованные".  Знаете, сейчас такой мистический сериал по телевизору  показывают...Алина, правда, телевизор не смотрит. А "Гарри Поттер" -  да, у нее любимая книжка. Все время просит ей почитать. Что, она и вам уже рассказала?  Она  и  всех  кукол  переименовала  в учеников школы волшебства".

Волновало маму совсем, как ей казалось, другое. Полгода назад (позже выяснилось, что  примерно  в  это  время  Алина увлеклась "Гарри Поттером") девочка ни  с  того  ни  с  сего начала буквально бесноваться.

"Представляете?  Только  что    все    было    хорошо: обнималась, говорила: "Мамочка, ты  моя  самая  любимая!"  И вдруг лицо перекашивается, ногами топает, иногда даже на пол плюет. "Ненавижу! - кричит. - Я вас всех ненавижу!" Потом  в себя придет - такое впечатление, что ничего не помнит. Опять ласкается, целует меня, нежным голосочком  разговаривает.  В общем, делается прежней". – "Вы ее в храм водите? Причащаете?"- спросили мы.

"Раньше водила, а в последнее  время  ей  прямо  плохо становится в церкви. И от причастия норовит  уклониться:  то колбасы перед уходом из дома съест, то надо идти,  а  у  нее живот болит.  То  перед  выносом  Чаши  начинает  ныть,  что устала, что стоять больше не  может.  Хотя  пришли-то  всего минут пятнадцать назад. Ну, я ее увожу домой, не дождавшись, иначе скандал затеет. А раньше так ждала воскресенья!.."

Предположим, кто-то возразит: "Где тонко, там и рвется. Значит, у этих детей была аномалия, только в скрытой  форме, а благодаря "Гарри Поттеру" все вылезло наружу."

А даже если и так? Почему тонкую психику надо рвать  на части, а не оберегать и укреплять? Или  нездоровые  дети  не достойны заботы,  и  на  них  стоит  махнуть  рукой,  втайне пожалев,  что  мы  живем  не  в  древней  Спарте,   где    с неполноценными,  по  тогдашним   меркам,младенцами не церемонились?

И все же  приведем  в  ответ  на  возможное  возражение случай с  тринадцатилетнем Андреем  М.  Он  впервые  прочитал "Поттера" в двенадцать, а в тринадцать его  привели  к  нам. Как правило, в этом возрасте  даже  самые  что  ни  на  есть латентные психические заболевания уже  так  или  иначе  себя обнаруживают. За Андреем же ни родители, ни педагоги  ничего не замечали. Но по прочтении четырех  книг  "Гарри  Поттера" мальчик начал,  как  он  сам  выражался,  видеть  в  темноте "сущности". И это настолько его пугало,  что  маме  пришлось перебраться на ночевки к нему в комнату. Но несмотря на это, Андрюша перестал спать, его работоспособность упала, учителя стали поговаривать о необходимости поменять школу.

А еще у  одной  из  нас  недавно  состоялся  интересный разговор с девушкой из подмосковного города. Во время лекции она прислала записку с вопросом о "Гарри Поттере".  А  после подошла со словами: "Я не Вам первой задаю этот  вопрос,  но никто пока еще не сказал  всей  правды.  "Гарри  Поттер"  не просто знакомство детей с  оккультизмом.  Это  приобщение  к сатанизму. Видите ли... - тут она немного замялась, - я сама в подростковом возрасте попала в сатанинскую  секту.  Потом, когда у меня родился ребенок, я поняла,  что  не  смогу  его вырастить, не порвав с сатанизмом. И пришла в  церковь.  Так вот, я хочу вам сказать,  что,  заинтересовавшись  полемикой вокруг "Гарри Поттера", я  решила  прочитать  все  книги.  И увидела те же самые ходы, те же самые приманки,  на  которые когда-то уловили меня. Те, кто рассуждают о "Поттере", очень часто  делают  несколько  умозрительные  заключения.  И  это понятно. У них, к счастью, нет того страшного опыта, который есть у меня. Нет УЗНАВАНИЯ.  Можете  не  сомневаться, автор "Гарри Поттера" действует очень грамотно. Она  точно  знает, на какие кнопки нажать, чтобы разжечь гордыню, жажду  власти и сверхспособностей. Кстати, особенно опасны такие книги для детей тонких, чувствительных, духовно одаренных."

Для таких, как Валя  - лучших детей нашего времени.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Есть люди, то ли наделенные полемическим даром,  то  ли распаляемые  полемическим  жаром.  Они  всегда  найдут,  что ответить, так как им важнее всего отстоять свою правоту.  Но мы пишем не для них, а обращаемся к родителям,  для  которых важно другое - вырастить нравственно и психически  сохранных детей. Им  мы  и  хотим  напоследок  сказать:  "В   нынешней печальной ситуации, когда государство  попустительствует,  а то и активно содействует духовному растлению  детей,  защита полностью ложится на ваши плечи. И последствия психической и нравственной порчи (кстати, далеко  не  всегда  поправимые), тоже придется расхлебывать только вам. Не полемистам и  даже не специалистам, которые, в отличие  от  Гарри  Поттера,  не оканчивали школу волшебства".

1 Преп. Феодор Студит. Малое оглашение. Слова.  -  М.:
Издательство имени свт. Игнатия Ставропольского, 2000,  стр.
34.


 


Страница 5 - 5 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру