Славянские языки

Распадение древнеславянской общности. Западные славяне

Несмотря на сопротивление каролингских (немецких) епископов, глаголица распространялась с Моравы на Влтаву и верхнюю Лабу (к чехам) и в более северные области—на верхнюю Одру (в Силезию—Шлёнск) и верхнюю Вислу (будущую Малую Польшу), также на юго-восток — на Дунай и оз. Блатен (совр. Балатон), на Муру, Драву (к предкам словенцев) и на юг за Саву (к хорватам).

Но, подобно тому, как в Древнеболгарском царстве она встретилась с употреблявшимся "без устроения" греческим алфавитом, здесь она встретилась с традиционными попытками записывать славянскую речь латинскими буквами. Эта "встреча" двух видов письма не привела, однако, к созданию старославянской письменности на латинской основе, подобно тому, как на греческой основе создалась кириллица.

В областях, подчинённых Римской церкви, богослужение велось только на латинском языке, и древний церковнославянский (старославянский) язык не получал широкого употребления. "Устроенное" латинское письмо (латиница) стало складываться позднее, уже для выделившихся и оформляющихся отдельных славянских языков. Лишь у далматинских хорватов церковнославянский (церковнохорватский) язык допускался в богослужении; в хорватских костёлах на острове Истрии и острове Крк-Велья он удержался до наших дней. По решению Ватиканского собора 1962—1965 г. во всех католических церквах (костёлах) латинский язык заменён национальными; церковнохорватский (с глаголическим письмом) заменён современным хорватским (с хорватской латиницей), а глаголическое письмо стало употребляться в быту и в светской литературе. Дальнейшее развитие славянской письменности связано с выделением, становлением и развитием отдельных славянских наций.

К северу от Хорватии земли словенцев (хорутан и др.) управлялись немецкими (баварскими) графами, образовавшими Восточную Марку—Ostmark (будущее эрцгерцогство Австрийское) и воевавшими с наступавшими из Паннонии венграми. Севернее Австрии в пределах западноевропейской Германской Римской империи в X в. произошло политическое объединение чехов и лучан во главе с пражским князем Пржемысловичем—Болеславом I (прав. 935—967) и его сыном Болеславом II (прав. 967—999). В 973 г. в Праге было основано епископство, а в 966 г. к владениям Пржемысловичей были присоединены и зличане. Так возникло Чешское королевство, где продолжалась традиция глаголической письменности.

В степи к югу от Киева происходило движение кочевых племён. Венгры (угры, предки которых пришли около 800 г. из Заволжья), теснимые огузским (тюркским) племенем печенегов, продвигались к Карпатам и Дунаю, совершая набеги на болгарские и византийские владения. К 890 г. они перешли Карпаты и обосновались на обширных травянистых равнинах Пусты (венгерск. Puszta от славянск. Пусто Поле ‘Дикое поле’) на реке Тисе (север Среднедунайской низменности). В 906 г. они захватили входившие в Великую Мораву области словаков (к северу от Пусты) и Блатенское княжество (Паннонию—на западе от Пусты, за Дунаем). Великоморавское княжество распалось; между мораванами (Велеград, Оломоуц), зличанами (левобережье верхней Лабы, Либице, Литомышль), чехами (Вышеград и Прага на Влтаве, впадающей в Лабу ниже, т. е. западнее зличан) и лучанами (на реке Одре, впадающей в Лабу ниже, т. е. Севернее впадения Влтавы) шли затяжные междоусобицы, продолжавшиеся до конца X в., но в этих удельных княжествах, признававших над собой власть Германского императора и Римской церкви, ещё продолжала употребляться кирилло-мефодиевская глаголица.

Северо-восточнее этих земель, в которых через столетие начала зарождаться чешская нация, были области обособленных племён: слензян (на верхней Одре), к востоку от них — полян (поляков — на Варте и Верхней Висле), далее на северо-восток—мазовшан (мазуров — на средней Висле и нижнем Буге) и др. Христианство начало проникать на Верхнюю Одру, а оттуда к истокам Вислы и Варты, с Влтавы, Лабы и Моравы на рубеже IX—X вв. На северо-западе от этих племён (предков поляков), оттеснив или ассимилировав балтийцев-прусов и германцев-саксов, селились поморяне (Померания между нижней Вислой и нижней Одрой), ободриты (бодричи—от устья Варны и нижней Одры до Лабы-Эльбы), валенты (лютичи—южнее бодричей, на Лабе); ещё выше (южнее) по Лабе и на правобережье Заале—сербы (сорбы, предки современных лужичан—вплоть до границ лучан и слензян). Юго-западная часть этих областей постепенно входила в сферу политического и религиозного влияния герцогства Саксонского и Магдебургского епископства (входившего в состав Римской церкви); области на северо-востоке оставались разрозненными, независимыми и языческими до XII в.

Вторжение венгров в Пусту, приведшее вначале к ослаблению Великоморавского княжества и его подчинению немецкому политическому и римскому церковному влиянию, а в 906 г., после захвата венграми Словакии и Блатена,— к окончательному его крушению, разъединило ареалы западных и южных славян. Предки словенцев вошли в Баварское герцогство. В IX—X вв. Австрийская Марка была особой частью герцогства Баварского, которое вместе со Швабским, Франконским, Саксонским и Лотарингским герцогствами входило в состав выделившегося из распавшейся Каролингской империи Восточногерманского (Немецкого) королевства, ставшего с 962 г. "Священной Римской империей Германской нации". Римская церковь духовно объединяла все немецкие и присоединённые к ним западнославянские земли с другими странами Западной Европы.

К северу от Австрии, в областях, традиционно называвшихся Богемией, в IX в. укреплялась пражская княжеская (графская) династия Пржемысловичей. Князь Болеслав I (прав. 935—967) включил в свои владения область лучан и распространил свою власть на княжество зличан и Моравию, а его сын Болеслав II (прав. 967—999), истребив весь род мятежных зличанских князей Славниковичей, присоединил их земли и образовал единое Чешское (Богемское) герцогство (великое княжество). В Чехии в X в. в некоторых монастырях ещё продолжали употреблять древнецерковнославянский язык и глаголическое письмо: единственными дошедшими до нас памятниками древнечешской редакции старославянского языка являются так называемый "Киевский миссал" (X в.) — глаголический текст мессы по римскому обряду и Пражские глаголические отрывки песнопений, датированные концом XI—началом XII в.

На северо-востоке от Чехии и Моравии и на севере захваченной венграми Словакии, на верхней Одре, находились земли слензян (силезян), а у верховьев Одры и на верхней Висле—владения ополян (вислян), которые отделились от распавшегося Великоморавского княжества; к северу от них, на Варте, расселялись независимые и разрозненные племена серадзан и полян, на средней Висле—мазовшан и куявов. Ополяне-поляне-поляки приступили к организации государственности сначала в верхних, более южных областях, включавшихся в Великоморавское княжество—в верховьях Одры, Варты и Вислы. Эти исходные области получили впоследствии традиционное название Малая Польша, т. е. "коренная, первичная"; ср. Малая Русь — в противоположность Великой, т. е. "вторичной, новой").

Позже (с X в.) эпицентр государственной консолидации переместился к северу вниз по Варте, где полянский род Пястов сплотил под своей властью окрестные племена в единое княжество Великая Польша со столицей Гнезно. Пястовский князь Мешко I (прав. 960—992) в 966 г. вступил в брак с чешской княжной Дубравкой (Домбравкой) Болеславной и принял христианство. Признав над собой, как и чешские Болеславы Пржемысловичи, протекцию немецкого короля, которого папа венчал в 962 г. "железной" императорской короной, он расширял свои владения и присоединил к ним Силезию, вёл борьбу за земли поморян на севере и вислян (ополян) на юге. В 968 г. было основано Познаньское епископство, подчинявшееся непосредственно римскому престолу. Из Чехии в Пястовское княжество стали завозиться богослужебные книги, жития святых на латинском языке; славянское глаголическое письмо дальше верхней Вислы не проникало.

При Мешке I Пясте и Болеславе II Пржемысловиче проходила деятельность Войтеха (в монашестве Адальберта) Пражского. Происходя из знатной чешской семьи, св. Адальберт Войтех посвятил жизнь борьбе за чистоту христианской веры, проповеди бескорыстия и смирения среди всех сословий. Оставив престол епископа Пражского, он отправился на Вислу и оттуда в Поморье (Померанию) и к язычникам-прусам, у которых принял мученическую смерть (997). Прах его был выкуплен германским императором (немецким королём) Оттоном III и князем Мешком и перенесён в Гнезно, где в 999 г. была учреждена архиепископия.

Ни княжество Пржемысловичей, ни княжество Пястов ещё не были национальными чешским и польским государствами; это были ещё только политические образования над консолидирующимися славянскими племенами, подходившими к пути образования отдельных славянских наций; общеславянское этническое самосознание и самосознания племенные ещё существовали.


Страница 4 - 4 из 6
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру