Славянские языки

Распадение древнеславянской общности. Восточные славяне

В то время, когда действовала моравская миссия святых солунских братьев и принимали христианство ославянившиеся болгары, великие события происходили и на северо-востоке славянского мира.

Скандинавским германцам, называвшимся в Западной Европе норманнами, а в Восточной Европе—варягами (по-видимому,  через греческий из др.-сканд. voeringjar, ед. ч. voeringr − ‘союзник, товарищ, побратим'), страна восточных славян была известна под именем Gardarikr ‘Страна градов’. Грады (древнескандинавск. gardar, ед. ч. gardr ‘укреплённая огороженная усадьба’) строились по всему открытому в начале IX в. великому торговому пути "из Варяг в Греки", контролируемому варяжскими дружинами: по Варяжскому (Балтийскому) морю, реке Неве и Нево-озеру (Ладожскому), реке Волхову, озеру Ильмень, реке Ловати волоком до Днепра и по Днепру вниз до лимана и Чёрного моря, к Корсуни (Херсонесос, совр. Севастополь) и другим торговым византийским городам.

По сообщению Несторовской "Повести временных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киев нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть", написанной спустя два с половиной столетия после первых упоминаемых в ней событий, сообщается, что "въ лето 6367 (т. е. в 859 г . н. э.) имаху дань варязи из заморья на Чюди и на словенех, на Мери и на всех кривичехъ. А козари имаху на полянех и на северех, и на вятичех имаху по беле и веверице от дыма".

Ильменские словене сначала изгнали захвативших власть варяжских викингов-витязей (славянск. витязь из скандинавск. vikingr), но позже, устав от раздоров, послали совместно с примирившимся с ними большим славянским племенем кривичей, жившим в верховьях Ловати, Волги, Зап. Двины и Днепра, и Чудью (соседними финскими племенами) в 862 г.за море посольство к Руси: "Сице бо ся зваху тьи варязи на Русь, яко се друзии зовутся свие, друзии же урмане, анъгляне, друзии гъте, тако и си. Реша Русь, Чюдь, словени, и кривичи и вси: ,,Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидете княжитъ и володети нами"". Содержащаяся в этом летописном предании формула приглашения на княжение почти дословно совпадает с подобными же словами, якобы сказанными тремя столетиями раньше кельтами-бриттами (согласно хронике Видукинда Корвейского, написанной по-латыни), когда кельты звали в свои земли для установления сильной власти в Британии.

Предполагаемое происхождение этнонима Русь—из скандинавского Roth (roothsmenn, rothskarlar ‘гребцы, мореходы’), откуда финск. Ruotsi 'Швеция’. Это название могло носить племя (или династический клан, род), вышедшее из Скандинавии (либо находившееся в числе варяжских дружин, либо пришедшее на славянские земли ещё раньше, при продвижении по Днепру готов) и передавшее со временем своё имя приобретённой земле, населявшим её и стремившимся в неё славянским племенам. Византийцы-ромеи (греки) и сарацины (арабы) знали на Чёрном море варяжских купцов и пиратов русов или росов (лат. Rusios, quod alio nos nomine Nordmannos appellamus—‘Русы, которых мы иначе  называем норманами’; ещё в конце VIII в. и Чёрное море называли Русским.

Летописец Нестор продолжает своё повествование: "И изъбрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю Русь, и придоша; старейший Рюрикъ седе Новегороде, а другий Синеусъ на Белеозере, а третий в Изборьсте, Труворъ. И от техъ варягъ прозвася Руская земля, новугородьци, ти суть людье ноугородьци от рода варяжьска, преже бо беша словени".

В этом летописном предании, восходящем к более ранним устным традициям новгородских (ильменских) словен, отражены реальные события—возникновение добровольного союза прежде враждовавших племён: славянских (словене и кривичи), финского-чудского (Весь) и скандинавского-варяжского (Русь). Русь составляла династическую основу возникавшей государственности, славяне—этническую.

Из жития св. Стефана Сурожского известно, что рать русов во главе с "новгородским" князем (конунгом) Бравлином в 790 г. разорила весь юго-восток Крыма. Русами были послы хазарского хакана (кагана) в Константинополь в 839 г.; когда они возвращались к себе кружным путём через Западную Европу в них признали "свеонов" (т. е. шведов, варягов).

На юге земель, занятых восточнославянскими племенами, завоеватели-хазары играли сначала такую же организаторскую роль у нижнеднепровских и поокских славян, как их родичи булгары — у славян нижнедунайских и балканских. Но в описываемые начальной русской летописью времена булгары сливались со славянами и принимали от византийцев-греков христианство; их государство объединяло южных славян, вливаясь в общеевропейский культурный мир. У хазар же, прочно обосновавшихся в низовьях Волги, Терека, Кубани и Дона, политическое превосходство приобретали еврейские купцы-землепроходцы (рахдониты) во главе с пехом (беком), а в духовной жизни древнетюркское язычество (культ единого неба Тенгри) заменялось (через браки и усыновления) иудаизмом, исключавшим миссионерство и прозелитизм (добровольное приобщение к своей вере других народов).

Хазары вместе с породнившимися с их верхушкой евреями-рахдонитами правили подчинёнными племенами на расстоянии, не объединяя их духовно. Однако в их каганате (царстве) распространялось и христианство: Константин Философ (св. Кирилл) за два года до своей моравской миссии посещал самого кагана − священного тюркского владыку из хазар, царствовавшего, но не управлявшего, и пеха  − верховного хазарского правителя-еврея в их столице на северо-востоке современного Дагестана и в богословских спорах отстаивал христианские догматы.

В Несторовой летописи далее сообщается, что под властью Рюрика объединились Новгород (словене), Полоцк (полочане), Ростов (большое чудское племя Меря), Бело-озеро (Весь), Муром (чудское племя Мурома); в 864 г. от него отделилась группа варягов-Руси во главе с Аскольдом (скандинавск. Hoskurdr) и Диром (скандинавск. Dyri). Отправившись в поход на Константинополь, они обосновались в граде полян Киеве, признав себя хазарскими данниками (но весь контекст летописи показывает, что этноним Русь был известен на среднем и нижнем Днепре задолго до походов Аскольда и Дира). Большой набег на Константинополь (славянск. Царьград) Аскольд и Дир совершили в 866 г. (до них нападения русов на Босфорские берега происходили в 860 г.).

Во время их княжения в среднее (лесостепное) Поднепровье начало проникать христианство, уже распространявшееся у хазар и давно утвердившееся в Крыму. К этому же времени относятся и первые упоминания о христианстве у скандинавских варягов и норманнов: св. Ансгарий начал проповедовать на берегах Балтики с 826 г. Тогда, по-видимому, начала складываться христианская легенда о путешествии апостола Андрея Первозванного из Русского (Чёрного) моря через Днепр и Волхов до Варяжского (Балтийского) моря, и оттуда — в Западную Европу и Рим. Позже косой Андреевский крест стал символом единства всех земель Руси и русского "окна в Европу".

Рюрик умер в 879 г.; ему наследовал малолетний Игорь (сканд. Ingvarr), а верховная власть была передана князю Олегу (Ольгъ, скандинавск. Helgi ‘святой’). В 882 г. Олег завоевал г. Смоленск (столицу кривичей) и вышел, таким образом, на Днепр, спустился на Любеч и Киев и, убив Аскольда и Дира, перенёс в Киев столицу всех русских земель. Зависимость южных племён (полян, древлян, северян, радимичей) от хазар кончилась (883—885).

Древнеболгарское царство, павшее в 1018 г., было надплеменным южнославянским государством. Славянским межплеменным политическим объединением, стоявшим над ещё сохранявшими этническую самостоятельность словенами, кривичами, дреговичами, радимичами, древлянами, полянами, северянами и др. была в X в. и Киевская Русь.

Болгарское великое княжество (а с 925 г.—царство) было сильным раннесредневековым южнославянским государством, объединявшим разные племена. Вторым таким же сильным и ещё более обширным славянским государством становилась поднимающаяся Киевская Русь, куда христианство только начинало спорадически проникать. Её верховный властитель князь Олег был суровым язычником (о чём говорит утвердившееся за ним прозвище Вещий, т. е. ‘ведун, волхв, кудесник’). В 903 г. он выдал за наследного великого князя Игоря Рюриковича свою родственницу из Пскова (согласно одной из позднейших летописных версий—свою дочь) Ольгу (скандинавск. Helga), утвердив тем самым единство династии. В 907 г. под водительством Олега русские (варяго-славяно-чудские) дружины дошли на кораблях до Босфора и осадили Царьград-Константинополь, вынудив императоров Льва и Александра заключить выгодный для русских купцов мир. И хотя имена Олеговых послов, заключавших мирный договор (911), были варяжские (скандинавские), но переданный летописью текст показывает, что он был составлен, написан по-славянски, причём некоторые его языковые особенности указывают на влияние диалекта восточных (днепровских) славян. После смерти Олега (912) власть полностью перешла к Игорю, продолжавшему централизацию государства и укрепление монархии, предпринявшему два похода на Владимир (941 и 944). При Игоре усилились в южных степях печенеги, часто поддерживаемые византийцами в борьбе с Русью.

Князь Игорь Рюрикович был убит возмутившимся племенем древлян (на правобережье Припяти, север. Полесье) в 945 г., и на Киевское княжение взошёл юный Святослав Игоревич—первый из рода Рюриковичей, имевший чисто славянское имя. Энергичный и воинственный, он вынужден был делить фактическую власть в стране со своей не менее энергичной, мудрой матерью Ольгой. Они подавили смуту, отомстили древлянам за смерть князя Игоря. В 955 г. Ольга отправилась с миром в Константинополь, где приняла крещение. (На Руси и прежде уже были отдельные христиане среди варягов и славян).

Святослав и его княжеская дружина оставались язычниками. В 964—966 гг. они отвоевали у хазар земли вятичей на Оке и верхнем Дону, завоевали и разрушили в Приазовье хазарскую опорную крепость Белую Вежу (Саркел), разгромили и прогнали к Волге хазарское войско и победили хазарских союзников — христиан-ясов (алан, предков осетин) и касогов (адыгов, предков черкесов и кабардинцев). В разгроме хазарского каганата принимали участие и печенеги, напавшие затем (968) и на Киев. Отогнав печенегов, Святослав после смерти матери, св. Ольги (969) направил свои войска через земли уличей и тиверцев (на нижнем Буге, Днестре и у Прута, по-видимому, уже христиан) на ослабевшее от войн с Византией и венграми, а также от внутренних смут и раздоров Болгарское царство. Его целью было создание объединённого славянского государства, и своей временной столицей он сделал Переяславец (Малый Преслав) у дунайской дельты. Византийский император, армянин Иоанн Цимисхий (Оганес Чемешгик) сумел с помощью хитрой дипломатии сорвать экспансивные планы Святослава, дошедшего со своими дружинами и союзными отрядами болгар и венгров до Адрианополя и самого Царьграда. Святослав оставил завоёванные земли и отправился назад на Русь, но по дороге был убит внезапно напавшими печенегами (972). Возможно, здесь сыграла свою роль византийская дипломатия, вступившая в переговоры с настроенной против Святослава христианской партией при Киевском дворе. Воспользовавшись поражением войск Святослава, Иоанн Цимисхий оккупировал все восточнобалканские и причерноморские земли до нижнего Дуная, объявив их присоединёнными к Византии.

На Руси в это время (973) на великое Киевское княжение взошёл в соответствии с обычаями наследства старший сын Святослава и любимый внук Ольги христианин Ярополк, против которого восстал его младший сводный брат, князь новгородских словенов Владимир; он "собра вои многие, варяги и словени, чюдь и кривичи", покорил Полоцк и, осадив "матерь градовъ русьскихъ", овладел столицей и убил брата, великого князя Ярополка. Владимир принёс с собой культ чуждого киевлянам балтийского языческого бога Перуна (литовск. Perkunas), соответствующего скандинавскому богу разящего грома Тору. Далее из летописи известно, что Владимир укреплял свою власть по всей Руси, подавляя мятежных вятичей и радимичей, воевал с волжско-камскими булгарами, потомками той части прикаспийско-приазовских булгар, которые не отошли от хазар к Дунаю, а признали их верховенство и переселились к Каме, с балтийским племенем ятвягов и с польскими (ополянскими, вислянскими) князьями, отвоевал у них Червоную Русь, бывшую землю белых хорватов и дулебов: Перемышль, Червень, Волынь, Холм; над остальными польскими землями господином в то время был князь вартовских полян Мешко I. В честь побед кумирам Перуна в Киеве и Новгороде приносились человеческие жертвы.

В 983 г. произошёл первый засвидетельствованный христианский мученический подвиг на Руси: в Киеве христианин-варяг отказался выдать для жертвоприношения своего сына, и оба были растерзаны фанатичной толпой. К 986 г. относится легенда об испытании Владимиром послов от разных вер — от волжских булгар, принявших ислам в 922 г., от христиан-немцев, придерживавшихся римского обряда, от хазарских евреев и от проповедника-философа из Царьграда. Это предварительное испытание (беседы с послами и философом) побудило князя отправить десять послов в разные страны — к булгарам, немцам и грекам. Вернувшиеся послы выше всего поставили христианскую веру по греческому обряду: "Аще бы лихъ законъ гречьский, то не бы баба твоя прияла, Ольга, яже бе мудрейши всехъ человекъ". Эту легенду можно сопоставить со скандинавской сагой о викинге Олафе, служившем девять лет при дворе конунга Валдамара и убедившего его креститься после своей поездки к грекам. Но в том же 986 г. в Болгарии войска Самуила нанесли византийцам тяжёлое поражение при Сардике (Сердике, совр. Софии) и устремились к центру материковой Греции. Император Василий II не мог оказать Самуилу должного сопротивления, так как был занят у границ Месопотамии подавлением мятежного склира Варды Фоки, стремившегося захватить императорский престол.

Воспользовавшись этим, Владимир в 988 г. вошёл в Крым и захватил Херсонес (Корсунь). Греки заключили мир с Русью, выдав за Владимира младшую сестру императора Анну; старшая же сестра, Теофано (Феофано), была женой германского императора Оттона II и после его смерти (983) стала императрицей-регентшей при малолетнем сыне, Оттоне III. Владимир, таким образом, вступал в родство сразу с двумя величайшими императорскими домами — Македонской династией в Византии и Саксонской династией в Западной Европе. Для этого он должен был креститься (988). Это событие —принятие великим князем Владимиром христианства — не было неожиданным для Руси, где христианская традиция насчитывала уже целое столетие, и соседние восточноевропейские государи также принимали крещение (в 966 г. польский князь Мешко I был крещён по римскому обряду; в 973 г. венгерский хан Гейза был крещён по греческому обряду). Всеобщее крещение Руси по греческому обряду, началось в 989 г. Владимир, признанный впоследствии равноапостольным святым, устраивал первые школы, в Киев были привезены славянские рукописные книги, старославянский (древнецерковнославянский) язык был принят на Руси как родной общеславянский литературный язык. Последние годы жизни Владимира были посвящены внутреннему укреплению государства, строительству и борьбе с печенегами.

Император Василий II в 1014 г. наголову разбил Самуила и был прозван Болгаробойцей (для устрашения он ослепил и отпустил на родину всех пленных — 15 тыс. человек). Окончательно царство Самуила со столицей в Охриде пало в 1018 г. Таким же межплеменным политическим объединением, как павшее Древнеболгаркое царство, была в X в. и Киевская Русь Владимира, стоявшая над ещё сохранявшими этническую самостоятельность словенами, кривичами, дреговичами, радимичами, древлянами, полянами, северянами и др. Она была самым большим и сплочённым славянским княжеством. Вторым по значению славянским надплеменным государственным образованием становилось великое княжество сына Мешка I — Болеслава Храброго, окончательно подчинившего всё Поморье, присоединившего Малую Польшу, Моравию и отвоевавшего у венгров север Словакии, а у немцев—Лужицу (между верхней Шпревой-Шпрее и Лабой-Эльбой).

Но в том же 1014 г. против Владимира поднял мятеж один из его сыновей — новгородский князь Ярослав. В это же время в приазовские степи впервые прорвался новый враг — куманы или кыпчаки, называвшиеся на Руси половцами, по-видимому, по масти их лошадей: древнерус. половъ, ст. слав. плавъ ‘желтоватый, блёклый, цвета мякины’; ср. литовск. palvas ‘буланый’). После смерти Владимира (1015) киевский престол захватил Святополк, прозванный Окаянным: убив своих братьев Бориса (которого Владимир прочил в преемники) и Глеба. Юных братьев-мучеников стали на Руси почитать как защитников от усобиц, раздоров и смут. Мятежный Ярослав, как в своё время и его отец Владимир, выступил из Новгорода в 1016 г. и в 1017 г. вошёл в Киев, но Святополк в союзе со своим шурином Болеславом I снова отвоевал великокняжеский престол в 1018 г. (в этот год византийцы взяли Охрид, так перестало существовать Древнеболгарское царство).

Окончательно Ярослав разбил Святополка и поляков и утвердился в Киеве в 1019 г. Сделавшись великим князем, он стал бороться за абсолютную власть на Руси; его упорным противником был брат Мстислав Удалой, княживший в Тмутаракани (ныне Тамань, область, населённая ославянившимися потомками хазар-христиан, отошла к Руси после распада каганата, разгромленного Святославом и печенегами). После междоусобной войны сферы влияния были окончательно поделены: в 1024 г. Мстислав был признан автономным князем на днепровских землях к югу от Десны и к востоку от Днепра. После смерти Мстислава в 1036 г. единовластие Ярослава распространилось на всю Русь.

В это же время утвердилась монархия в Польше: под конец своего княжения, в 1025 г., Болеслав I был коронован в Гнезне королевской короной (Гнезно—древняя польская столица; в 1038 г. Казимир перенёс столицу на юг, в Краков).

За время Ярославова великого княжения (1019—1054) на Руси возводились дворцы и церкви, в том числе храм Софии в Киеве, строились новые города (Ярославль на Волге, Юрьев в земле Чуди — современный Тарту-Дерпт), распространялось христианство у чудских (финских) племён, открывались школы, в Киеве был основан Печерский монастырь — крупнейший центр духовной жизни и просвещения; переводились на славянский язык греческие книги и писались оригинальные произведения: начала писаться летопись, было составлено собрание первых писаных законов, так называемая "Русская Правда". Ярослав добился назначения собором русских епископов в 1051 г. на митрополичьей кафедре русского священника Иллариона, автора блестящего литературного древнерусского (старославянского) памятника "Слова о законе и благодати", не дожидаясь присылки от Царьградского патриарха в русские земли митрополита-грека.

При Ярославе устанавливались междинастические связи с Западной Европой: его женой была норвежская королевна Ингигерда, его сестра Мария стала королевой польской, дочь Анастасия—венгерской королевой, Елисавета—норвежской, Анна—французской.

Но одновременно в христианском мире назревал раскол. Ещё во второй половине VII в. в Испании в текст латинского перевода христианского символа веры в слова о Святом Духе, исходящем от Отца, было добавлено слово "Filioque" — букв.: ‘и от Сына’. Против этой вставки, по-особому трактующей соотношение ипостасей Святой Троицы, не стали возражать церковники в Римской церкви, и в империи Каролингов в IX в. Filioque стало приниматься повсеместно.

Эту формулу, а также некоторые различия в обрядах (причащение опресноками, а не квасным хлебом и др.) не могла принять Константинопольская церковь, и это привело — как раз во время Моравской миссии святых солунских братьев и начала распространения христианства на Руси — к разрыву Константинопольской и Римской церквей: патриарх Фотий предал анафеме (церковному отлучению) в 863 г. римского папу, а папа Николай I в 867 г. предал анафеме Константинопольского патриарха. Константинопольский собор 869 г. не был признан римской курией Вселенским, первоначально единое Соборное Православие начинало разделяться на восточную (греческую, константинопольскую) ортодоксальную, православную церковь и римскую католическую (‘соборная, всеобщая, вселенская’).

Окончательный раскол (схизма), сопровождаемый взаимными обвинениями в ереси, произошёл в 1054 году — в год смерти Ярослава. Русь, Болгария, Македония, Сербия, Валахия примкнули к греческой православной церкви, как и Северный Кавказ (абхазцы и языги-асы); Польша, Чехия, Венгрия, Хорватия, как и вся Западная Европа — к Римской католической церкви. Смерть Ярослава была началом конца единства Киевской Руси, раскол церквей — окончательным распадом славянского единства.

Со второй половины XI в. начинают складываться отдельные славянские нации, национальные культуры и национальные языки

Славянская письменность возникала в эпоху распадения общеславянского праязыка, расхождения и обособления его диалектов и накануне выделения отдельных славянских языков. Мы можем говорить о сохранении относительной общности близкородственных диалектов до тех пор, пока в их историческом развитии ещё происходят общие процессы. Последними общеславянскими процессами, происходившими уже после создания славянского письма в эпоху первоначального развития общего для всех славян древне-церковнославянского литературного языка, были деназализация носовых гласных  и падение редуцированных (ъ, ь).

Утрата назализации у гласных и их переход в у, э отражён уже в первых древнерусских памятниках. Византийский император Константин Багрянородный в своём сочинении "О народах пограничных с Византией" (949г.) сообщает названия днепровских порогов, где рефлексы славянских  [он], [ен] переданы через гр. ou, a, e (т. е. уже с утратой носового призвука).

Утеря назальности, по-видимому, раньше началась на северо-востоке. Она не затронула Польшу (ср. gęś—гусь, dąb—дубъ, ręka—рука, ząb—зубъ, mięta—мята, pięeta—пята, rząd (род. п. rzędu)—рядъ. В Словакии, Чехии, на Лужице соответствия [он]  у, [ан] ä (с позднейшими изменениями  [e], [a]: слц., чеш., в.-луж. hus, н.-луж. gus, слц., чеш., луж. dub, zub; слц. mäta, päta, rád, чеш. mata, pata, rád, в.-, н.-луж. mjate, в.-луж. pjata, rjad, н.-луж. pĕta, rĕd). По другую сторону Карпат, в словенском [он] o, [ан] e (gôs, dôb, rôka, zôob; môotva, pêta, rêd); в сербском [он]  o, [ан] e (гуска, дуб, зуб, рука; метва, пета, ред).

Больше всего отличий — в славяномакедонском и болгарском, где деназализация [он], [ан] наступила позже, чем в большинстве других славянских языков (а её результаты совпали с рефлексами сильных ъ и ь): макед. р[aн]ка, з[ам]б, п[ен]та, бол. ръка, зъб, пета (ср. рефлексы сильных ъ) и ь: макед. сан, ден, бол. сън, ден).

Последним общеславянским процессом, приведшим уже к разным конечным результатам в разных славянских языках, было падение редуцированых, отражённое в поздних старославянских памятниках. Суть его заключалась в следующем. Узкие краткие гласные ъ, ь (редуцированные, т. е. ненапряжённые, вялые, произносящиеся нечётко) в слабых позициях стали произноситься совсем кратко и вяло, а в быстрой речи просто "проглатывались". Слабыми для них были позиции в конечном слоге и такие позиции в середине, после которых шёл слог, не содержащий редуцированных. Так, в словах дьнь и сънъ (день, сын) в последних слогах редуцированные были слабыми и имели тенденцию к выпадению, но в начальных слогах дь-, съ- гласные ь, ъ оказывались в сильной позиции и поэтому сохранялись. Но в формах дьнє, съна срединные ь, ъ оказывались уже перед слогами с полноценными гласными, т. е. попадали в слабую позицию — и начинали выпадать.

Начальные этапы падения редуцированных происходили одинаково во всех славянских диалектах XI в. Но дальнейшее развитие проходило по-разному в разных славянских землях. Редуцированные, оказавшиеся в сильной позиции, по-разному прояснялись в разных славянских диалектах (языках).

В диалектах сербов, хорватов, словенцев, чехов, поляков, полабских славян рефлексы сильных ъ и ь совпали. В сербском языке и в штокавском диалекте хорватского (на основе которого развился современный литературный хорватско-сербский язык) сначала на месте ъ, ь возник гласный среднего ряда среднего подъёма [ə]. Он сохраняется в южносербских и черногорских диалектах (звучит похоже на англ. tongue, cut, other или на first, bird, third). [ə] в большинстве диалектов изменился в [а] (в некоторых говорах чакавского диалекта хорватского в [е].

Старославянским бъчьва, въшь, дъждь, лъбъ, лъжь, мъхъ, ръжь, сънъ соответствуют сербские (и хорватские) бачва, ваш, дажд, лаж, мах, раж, сан, словенские bеcvа (beckа, bacva), dzdz, leb, lez (laz), mah (meh), rez, sen; такое же соответствие гласных и у ст. слав. вьсь, дьнь, льнъ, пьнь, пьсъ, шьвьць: серб. дaн, лaн, пaњ, пас, шавац -’портной’, словенск. vаs _деревня’, ves _весь’, dan, lan, panj, pes. В чешском и польском языках сильные ъ, ь перешли в е: чеш. becva (becka), ves, desc (dest’), leb, lez, mech, rez, sen, пол. beczka, wesz, deszcz, leb, lez, mech, rez, sen; чеш. ves _деревня’, den, len, pen, pes, svec ‘cапожник’, пол. wies ‘деревня’, dzien, len, pien, pies, szewc.

Первоначально не было различий между рефлексами _ъ и _ь в тех восточнобалканских диалектах, из которых образовался болгарский язык, здесь возникал тот же неопределённый гласный, который первоначально был на западе и северо-западе Балкан (в сербском и словенском языках), в болгарском письме он обозначается буквой ъ (эту фонему нельзя отождествлять со старославянской редуцированной ъ): бъчва, въшка, дъжд, мъх, ръж, сън, также пън ‘пень’, пъс ‘пёс’; но в большинстве диалектов это ъ, произошедшее из ъ, под влиянием предшествующей мягкой согласной перешло в е: ден, лен, пес. В славянских диалектах Македонии и в русских (великорусских, украинских, белорусских) диалектах сохранилось различие рефлексов сильных ъ (давших о) и сильных ь (давших е): рус.бочка, вошь, дождь, лоб, ложь, мох, рожь, сон (мак. бочва, дожд и др.) — но весь (местоимение; от омонимичного существительного — бел. вёска ‘деревня’), день, лён, пень, пёс, укр. швець (бел. швец) ‘сапожник’, мак. ден, лен, пес и др. Такие же различающиеся рефлексы (ъ  в o,  ь в e) есть в архаических среднесловацких диалектах и верхнелужицком (южном серболужицком), в то время как в западнословацких (под моравским влиянием), восточнословацких (под польским влиянием) и в нижнелужицком (северном серболужицком) присутствует единый рефлекс е.

В отличие от деназализации, раньше всего начавшейся (ещё в IX—первой половине X в.) на северо-востоке и распространявшейся на юго-запад, падение редуцированных раньше началось на юге (ещё в X в.) и позже всего закончилось на северо-востоке (к середине XIII в.). Это был  последний общеславянский процесс. Значительные различия между славянскими диалектами были и раньше, но одновременно проходили и общие языковые процессы, т. е. Ещё продолжало существовать относительное единство этих диалектов. После полного завершения падения редуцированных общих процессов для всех славянских диалектов уже не было. Единство славян полностью распалось, и с XIII в. начинается история отдельных самостоятельных славянских языков, разных славянских народов и стран.

 


Страница 5 - 5 из 6
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру