Греческий язык

Распространение древнегреческой цивилизации

Древние греки, возводившие своё происхождение к мифическому Эллину и чётко противопоставлявшие себя другим народам (варварам), и в пору зарождения, и в пору подъёма и полного расцвета своей культуры и этнического самосознания, никогда не имели единого государства, были разрозненны политически, раздираемы внутриэллинскими войнами, но всегда чувствовали своё этническое единство в общности быта, обычаев, преданий, религии и культуры. Древнегреческая (эллинская) цивилизация распространялась в другие страны — на север к близкородственным македонянам и фракийцам, на запад в Италию, на восток в Малую Азию.

Древние македоняне и фракийцы имели, как и эллины, палеобалканское происхождение, диалект (язык) македонян был особенно близок к эолийскому и дорийскому диалектам древнегреческого языка, однако первоначально их всё же считали варварами. Их царь Архелай (прав. 439—399), сплотивший под своей властью всю Македонию, искал сближения с греческими городами и добился допуска своих подданных к Олимпийским играм, т. е. признания македонян эллинами. При его дворе жил великий трагик Еврипид. Выходцем из греко-македонского города Стагиры (на п-ове Халкидике) был философ-энциклопедист Аристотель (384—322), родившийся в семье македонского придворного врача, но учившийся, а потом и преподававший в Афинах в платоновской Академии, названной так по имени священного сада божественного героя Академа, где располагался гимнасий, в котором Платон занимался со своими учениками.

Продолжая и развивая исследования своего великого учителя, Аристотель по-своему их переосмысливал, дополняя новыми изысканиями. В своём сочинении "Поэтика" Аристотель дал лог ический анализ сорвесного высказывания: "Во всяком словесном изложении (речи) есть следующие части: буква ("стойхейон" –‘элемент’), слог, союз, имя, глагол, член (артикль), падеж ("птосис" – ‘отклонение’), предложение ("логос" – ‘высказывание’). Элемент (буква) — это "неделимый звук, но не всякий, а такой, из которого может возникнуть разумное слово" (ср. в наше время представление Л. В. Щербой фонемы как потенциальной значимой единицы, потенциальной морфемы или потенциального слова). Гласный элемент "слышится без прикладывания (толчка) языка", а "безгласный" — "при наличии прикладывания языка, но не даёт, однако, никакого звука, а делается слышимым в соединении (с гласным)". "Слог есть незначащий (не имеющий самостоятельного значения) звук, состоящий из безгласного и гласного". "Союз есть незначащий звук, не препятствующий и не содействующий составлению звука значащего" (речь идёт о служебных частицах). "Член есть незначащий звук, показывающий начало, конец или разделение высказывания (предложения)"."<Имя есть звук сложный (составной), значащий, без признака (оттенка) времени, части которого сами по себе незначащи". "Глагол есть составной (сложный) звук, значащий, с признаком (оттенком) времени, части которого, как и в именах, сами по себе незначащи". "Отклонение (падеж) имени или глагола—это когда они означают ‘кого?, кому?’ и подобные отношения, или обозначают ‘один’ или ‘много' <...>, или же отношения выразительности, приказания". <...>. "Логос же (речь, высказывание предложение) есть составной значащий звук, части (члены) которого также значащи".

В 352—336 гг. до. н. э. царь эллинизированной Македонии Филипп II подчинил все эллинские города, создав на юге Балканского полуострова большое объединённое государство, доставшееся после убийства Филиппа (336 г.) его сыну Александру, воспитаннику Аристотеля Стагирита. После гибели Филиппа Аристотель уехал в Афины, где в роще Аполлона Ликейского  основал учебное заведение, ("Афинский Лицей", его же царственный ученик приступил к грандиозным завоевательным походам (334—324) на Персидское царство.

Завоевания Александра Македонского привели к образованию в Восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке гигантского конгломерата эллинистических с греко-македонским правящим слоем и эллинизированных государств. С этого времени начинается эпоха эллинизма, когда распространившаеся на огромных пространствах позднеэллинская культура теряла древние региональные различия и особенности, диалекты сближались и создавалась общегреческая койнэ, общий диалект, в основу которой лёг др евний аттический с сильным влиянием ионийского. В традиционном письменном языке соблюдались строгие аттические нормы.


Страница 4 - 4 из 8
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру