Как российские журналисты допрашивали документы (об употреблении сочинительных союзов не только в связи с пунктуацией)

Часть 2. Присоединительные союзы, их слитное и раздельное написание, место присоединительного союза в предложении.

В данном разделе речь пойдет о союзах ТАКЖЕ  и ТОЖЕ, которые относятся к разряду присоединительных сочинительных союзов вместе с союзом ДА И, ПРИТОМ, в присоединительном значении употребляется союз И. Союзы ТАКЖЕ и ТОЖЕ вообще-то сами по себе не вызывают вопроса о правописании – они пишутся в одно слово, то есть слитно. При проверке слов на частиречную принадлежность рекомендовано заменить их на "И" и "ДА И", да и взаимозаменяемость приведенных слов будет критерием их принадлежности именно к союзам: Баба Яга устала от борьбы с Иваном, избушка на курьих ножках тоже (=также, =да и избушка) готова была остановиться "к лесу задом, к Ивану передом".
 
Употребляются приведенные выше союзы в сложносочиненных предложениях, когда необходимо дополнительно указать, что вторая часть практически аналогична по содержанию первой, изменился лишь субъект (=подлежащее). При неполном параллелизме частей (полным параллелизмом будет строение: "Мама любит булочки, а папа любит шоколад") общий смысл второй сопоставлен со смыслом первой, выводим из него. Поэтому предложение Старшая невестка не смогла испечь праздничный пирог, средняя тоже (=да и средняя) вполне логично рассматривать как сложносочиненное, считая вторую часть неполным предложением с опущенным сказуемым (просто фантазии автора не хватило на то, чтобы описать рассказанное другими словами).

При проверке такого характера, когда пишущий видит смысл всего предложения, а не пытается механически проверить написание слова "то же" путем присоединения к нему "самое", никаких сложностей в слитном или раздельном написании нет. Кстати, заметим, что у особенно нечутких к языку, зато знающих разные механические правила школьников подставить лишнее слово получается почти всегда! Поэтому мы просто обязаны научить его отказаться от нелепых правил, а показать смысл введения присоединительного союза.


Задание 3. Необходимо разобраться в смысле предложения и решить, можно ли употребить вместо "и" союзы "также" и "тоже".

1. Стрела старшего царевича попала на боярский двор, и боярская дочь была этому очень рада.

2. Лягушка трудилась всю ночь и к утру сшила рубашку, и следующая ночь у жены младшего царевича оказалась бессонной, ведь надо было печь пирог.

3. Медведь попросил Ивана отпустить его, и все другие встреченные царевичем звери просили пощадить их, а потом они все вместе помогли Иванушке.

4. Иван крайне неосторожно открыл упавший с дуба сундук, и утка вылетела и упорхнула высоко в небо.

5. Колобок смог обмануть Зайца и Волка, и оба они, обидевшись, решили позвать на помощь Лису.

6. Лиса нежно смотрела на рассказывающего историю своей короткой жизни Колобка, и голос её, когда она задавала вопросы нашему герою, звучал очень нежно.

Дополнительное задание: попробуйте составить аналогичные нашим примеры, показав возможность использования союзов ТАКЖЕ и ТОЖЕ как присоединительных.

Возможность ошибочного раздельного написания представляет использование в предложении присоединительных союзов ПРИЧЕМ и ПРИТОМ (в качестве союзов они пишутся слитно). Они могут использоваться как в сложных предложениях, присоединяя вторую часть, так и в простых, вводя второстепенный член с тем же значением. Разница в употреблении этой пары и рассмотренных ранее "также" и "тоже" будет такой: введение ПРИТОМ или ПРИЧЕМ предполагает не отождествление и сопоставление, а добавление новой, дополнительной к уже сказанной информации: Колобок сбежал с окошка во время обсуждения стариками, с каким вареньем есть новое блюдо, причем скорость его движения была адекватна испытанному ужасу. Предложение Лисы перебраться к ней на нос было любезным и притом весьма неожиданным для не привыкшего к вниманию со стороны противоположного пола Колобка. В последнем примере "притом" как самостоятельное слово должно быть охарактеризовано, вероятно, как частица. Другой вариант – рассмотреть его вместе с "и" как единый союз, тогда возможна двоякая пунктуация:

Первый вариант представлен в составленном нами предложении о Лисе, в нем "и притом" соединило две однородных именных части составного сказуемого, поэтому запятая отсутствует. Но возможен и второй вариант – использовать обособленную конструкцию, то есть употребить две запятые. (В правилах используется термин "присоединительный член", что, вероятно, не совсем удачно, так как создает ненужную омонимию.)  Почему-то второй вариант пользуется у школьников особенной любовью, а формулировка "для уточнения", как кажется многим, позволяет практически свободно расставлять запятые.

Действительно, предлагаемая в справочнике Д.Э.Розенталя (в классических изданиях "Справочника по правописанию и литературной правке" правило дано в § 98, п.1, отдельное издание – "Справочник по пунктуации" - то же правило излагает в  § 24, п.1)  формулировка допускает эту вольную расстановку, но только двух запятых, а не одной, которую часто ставят школьники. Если вчитаться в примеры, то становится более чем очевидной возможность обособления присоединительного члена с "причем" в конце предложения, а не в середине, а главное – в случае присоединения нового члена предложения, аналога которому еще нет. Сравните: Он был уже известным писателем, причем именно в жанре комедий. Присоединительным членом будет не часть сказуемого, после которого оказался союз, а определение. Гости Фамусова обижались на едкие выпады Чацкого в адрес их самих и их близких, причем справедливо. Присоединительным будет обстоятельство, которое в основном предложении отсутствует.

Аналогичное правило действует в случае использования в присоединительном значении "и". Царь решил испытать невесток и сразу после сыгранных свадеб дал первое задание. "И" соединило однородные сказуемые, запятая при одиночном "И" не ставится. Опасность в нашей фразе представляет оборот "после сыгранных свадеб", который многие пишущие пытаются обособить. Невозможность обособления следует объяснить!

Только из главы "Фаталист", и то при самом внимательном анализе её, станет понятна причина негативного отношения автора к своему поколению. Здесь "И" присоединительное, вводит обособленный присоединительный член (и выделяется двумя запятыми!).

Правила рассматривают как особый случай пунктуацию при союзе "ДА И" в присоединительных конструкциях. По основному правилу перед союзом ставится запятая, то есть конструкция отделена от предшествующей части предложения, но не обособляется целиком. Поздно теперь, да и не к чему возвращаться к этому вопросу.(Все примеры в этом фрагменте взяты нами из пособия Д.Э.Розенталя "Справочник по пунктуации", мы пользуемся изданием АСТ,1997, с.89; в других полных изданиях указанной работы см. § 24, п.2.)

Ниже предлагается рассмотреть иную пунктуационную ситуацию. Сравнивая предложения: В этом предложении, да и в двух соседних, сказуемое выражено краткой формой прилагательного. – В этом, да и в двух соседних предложениях сказуемое выражено краткой формой прилагательного, Розенталь говорит о невозможности во втором из примеров "выделить оборот да и в двух соседних, так как нарушится связь между определением и определяемым словом – получится: в этом… предложениях". Нелогично, ведь по изложенному выше правилу надо объяснить пунктуацию именно в первом предложении, где оборот непонятно зачем оказался обособлен.

Именно такое необъяснение причин для обособления вызывает у изучающих правила ощущение, что обособить легко, надо лишь заметить, что делается это с целью "уточнения". Объяснять надо, наоборот, причины невыделения группы слов. На деле же все оборачивается противоположным образом и объяснений требуют случаи неуместного обособления. Можно ли найти причину для использования двух запятых?

Для объяснения можно обратить внимание на смысл приведенных примеров. В самом первом (Поздно теперь, да и не к чему…) "да и" может быть без ущерба для смысла заменено соединительным "и", в случае этой замены не нужна была бы и запятая. Постановка запятой перед "да и" фактически передает иной разряд, к которому относится этот союз. То же самое объяснение можно применить для третьего примера. Второй пример, где присоединительный оборот обособлен, может быть изменен путем замены "да и" на "как и" и даже на "так же (,) как и". А это соотносит наш пример со сложноподчиненным предложением (естественно, оно не становится таковым, но использование союза указывает на неравнозначный характер контактно расположенных членов предложения). Появляется идея не просто присоединения, а сравнения и сопоставления с уже известным. Именно в необходимости специально подчеркнуть, что обособленный элемент включает известную говорящему информацию, к которой он присоединяет новую (она-то, по иронии судьбы, и составляет большую часть предложения).   В этом предложении (как это мы видели по двум соседним) сказуемое выражено краткой формой прилагательного. В этом романе Тургенева, да и предыдущем, в центре событий оказывается жизнь дворянина. ═ В этом романе, как было и в двух предыдущих,… В поэме "Мцыри", да и во всех других поэмах Лермонтова, главной темой будет одиночество героя.  ═ В "Мцыри" опять, как это было и в других поэмах Лермонтова, главной темой будет одиночество героя. Мы получили существенное дополнение к формулировке правил обособления вообще: логика обособления должна быть не только формальная ("за словом или перед словом" стоит оборот), но для выделения оборота надо сформулировать причину такого выделения.

Задание 4. Расставьте знаки препинания, пытаясь сформулировать причины возможного обособления оборотов с "и", "причем", "да и".

1. Представители фамусовского общества причем все без исключения сразу подхватывают версию о безумии Чацкого.

2. Женские образы в поэме "Кому на Руси жить хорошо" да и во всей предшествующей лирике Некрасова отражают в первую очередь авторское представление об идеальной русской женщине причем этот идеал отнюдь не равен пушкинскому или тургеневскому.

3. Манеры Павла Петровича да и весь его облик вообще настолько противоположен поведению Базарова что мы заранее догадываемся о будущем конфликте между героями.

4. Вскоре весь город и не только от Коробочки и Ноздрева но и от других любителей разносить сплетни узнает о сути аферы Чичикова.

5. Школьники не любили его да и не скрывали этого и придумывали Беликову обидные прозвища.

6. Несчастливцев в этом монологе да и в некоторых других своих репликах вперемешку цитирует трагических персонажей и понемногу вживается в разыгрываемую роль.

7. Большая часть жителей Москвы охвачена патриотическим подъемом но некоторые из них и Берг в том числе пользуются настроениями москвичей в корыстных целях.

8. Поэма "Медный всадник" да и многие стихотворения 30-х годов раскрывае/ю(?)т одновременно и тему Петра в истории России и тему власти вообще поэтому кажется возможным провести многие причем иногда неожиданные параллели между "Медным всадником" и "Капитанской дочкой".

Для самостоятельной творческой работы можно предложить школьником придумать свои примеры с обособлением или необособлением оборота.

 


Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру