Как российские журналисты допрашивали документы (об употреблении сочинительных союзов не только в связи с пунктуацией)

Вместо введения. Предлагаемая для разбора тема не рассматривается в пособиях по русскому языку специально, отдельным параграфом. Однако в последнее время наблюдается значительный рост как пунктуационных ошибок в этом достаточно простом случае, так и стилистических, связанных с непониманием роли союза в тексте. Мы давно собирались предложить для анализа в старших классах собранный и составленный нами материал на обозначенную тему – употребление сочинительных союзов, а не только запятые при сочинительных союзах. И вот 9 февраля 2006 неожиданно получили дополнительный толчок, подтвердивший актуальность такого материала.

Итак, в программе "Сегодня" (НТВ, 9 февраля, 22.00) корреспондент, рассказывающий о захвате в Северной Осетии российских военных, произнес следующее: "[по грузинскому телевидению показали] кадры, где допрашивают задержанных российских военных, а также документы, отобранные у них".

Представители моего поколения хорошо помнят чудовищные по содержанию, но удивительно лингвистически обучающие анекдоты про Штирлица (когда герой "выстрелил *в упор, а упор упал"). Знающим эти анекдоты очень удобно было рассказывать про слитное и раздельное написание некоторых слов, фраза "он надел фуражку набекрень" всегда писалась верно при сопровождающей просьбе указать пальцем место, куда надевается фуражка. Поэтому фраза нашего журналиста, с одной  стороны, привела меня лично к желанию ехидно продолжить в стиле анекдотов про Штирлица "Документы молчали и не отвечали на вопросы грузинских военных", а с другой - в очередной раз подтвердила актуальность обращения к теме употребления в текстах сочинительных союзов.


Часть 1. Парные (двойные) сочинительные союзы. Следим и за знаком, и за положением в предложении.

Сначала разберем градационные парные союзы НЕ ТОЛЬКО…НО И, НЕ ТО ЧТО (БЫ)…А/ НО, парные противительные союзы ЕСЛИ…ТО, ХОТЯ И …НО, парный соединительный КАК …ТАК И.

Общее правило о знаках препинания при парных (двойных) союзах говорит нам о необходимости ставить запятую только один раз, а именно перед вторым компонентом союза. Баба Яга не только не съела Ивана-царевича, но и помогла ему найти правильный способ уничтожения Кощея. Подойдя к замку Кощея, Иван не то чтобы струсил, но испугался. Жены братьев Ивана были если и не красавицами, то и не лягушками. Василиса умела как пироги печь, так и рубашки шить. Царь хотя и не хотел признавать первенство лягушки над купчихой и дворянкой, но был вынужден признать поражение старших невесток.

Вроде бы очень простое и не вызывающее трудностей правило. Однако количество ошибок при употреблении парных союзов говорит против такого утверждения.

1. Самой распространенной ошибкой будет неуместная постановка запятой после всей группы однородных членов, соединенных парным союзом. Эта ошибка возникает при помещении группы однородных членов с парным союзом в середину предложений, обычно в правилах это формулируется так: "после группы однородных членов предложение продолжается". Баба Яга хотя и не любила кормить непрошеных гостей, но для Ивана сварила суп из лесной травы и зажарила пойманного её котом голубя. Кощей на самом деле не только не был бессмертным, но и не скрывал наличие иглы со своей смертью и только хвалился, что её никому не найти. Опасность подстерегает в выделенном месте, где возможна постановка совершенно неуместной запятой перед союзом "и". Пишущий не видит здесь разных ситуаций объединения однородных членов и ставит знаки по количеству однородных сказуемых (а во втором предложении предполагает еще и повтор "и", забывая, что первое "и" относится к парному союзу). Мы советуем при затруднениях выписывать группу однородных членов и разбираться с ними отдельно. Например: "[хотя и не любила …, но ..сварила] … и зажарила ..."; "[ не только не был …, но и не скрывал] … и только хвалился..".

Еще чаще лишняя запятая возникает в случае, когда парный союз соединяет не однородные сказуемые, а однородные определения. В этом случае желание поставить "закрывающую" запятую связано с наложением на рассматриваемое правило правила на обособление. Рассмотрим пример: Василиса Премудрая испекла если и не самый дорогой на свете, то уж точно самый оригинальный по замыслу (*,)  праздничный пирог. Несмотря на то что даже интонационно запятая в выделенном месте не нужна, многие ставят её, считая необходимым "*обособить отделенное от опорного слова другим словом определение". Необходимо разобрать этот случай, предложив увидеть здесь именно однородные члены, а не обособленные (Для этого логичнее всего предложить пишущим заменить парный союз синонимичными – союзами "но", "а").

2. Другой распространенной ошибкой будет постановка лишней запятой перед первым членом парного союза. Особенно часто такая ошибка возникает при использовании союзов ЕСЛИ…ТО, ХОТЯ И …НО. Первый компонент союза имеет сходство с подчинительным союзом ("если" - условный, "хотя" - уступительный). Не видя верной модели предложения, пишущий руководствуется простейшим правилом "*ставь запятую перед "хотя", "если"", не понимая, что в русском письме запятые ставят не перед союзами, а между частями предложения. Именно поэтому мы всегда говорим о необходимости при  обучении грамотности говорить о строении предложений и о теории русского языка, а не о выучивании схем, таблиц и условно придуманных правил.

В нашей коллекции ошибочной постановки запятой перед первым компонентом союза в сочинениях (мы приводим реальные фразы из сочинений слушателей подготовительных курсов при филологическом факультете МГУ за 1996-2002 годы) есть такие примеры: *Наташа Ростова, если и не любила по-настоящему Анатоля, то была слишком увлечена его мнимой влюбленностью, которую девушка приняла за настоящее чувство. *Катерина, хотя и понимала, чем закончатся её тайные свидания с Борисом, преступные во всех отношениях, но не могла противостоять силе чувства. Для сдающих устный экзамен по русскому языку в данном случае речь идет не только о неверной пунктуации, но и о возможном неверном выделении лишней придаточной части.

Как помочь школьникам не допускать подобной ошибки? На наш взгляд, надо обязательно предлагать разобрать общий смысл предложения и значение союза в нем. Простейший случай показать, что используется не подчинительный, а сочинительный союз, - это предложить школьнику заменить парный союз на синонимичный одиночный. Тогда замена по смыслу приведет к "а" или "но", что покажет сложносочиненную структуру предложения. Подчинительные "если" и "хотя", включающие необязательную вторую часть ("то" и "но"), заменяются союзами "когда" (в значении "если") и "несмотря на то что".

Сравните примеры: Владимир Ленский если и не стал бы обычным помещиком, то вполне мог, по мысли Пушкина, оказаться таким после брака с Ольгой. = ..не стал бы, но мог…; Ленский как романтик, если только видел танцующую с другим Ольгу, то предполагал самое страшное развитие событий, например измену любимой. = ..когда видел, то предполагал…. Другой пример: Онегин хотя и попытался стать помещиком, но его натура всячески противилась стандарту провинциальной жизни. = …пытался, но [не смог]… Пример с "хотя…но" в качестве подчинительного увидеть намного проще. Обычно введение придаточного при помощи "хотя = несмотря на то что" с использованием дополнительного "но" бывает при расположении придаточного уступительного внутри другого придаточного, чаще всего изъяснительного. В этом случае мы имеем стык союза "что + хотя", а наличие "но" ведет к непостановке перед "хотя" запятой. То есть пример выглядит так: Онегин понимал, что хотя Татьяна и была бы для него идеальной спутницей жизни, но сам он отнюдь не создан для брака, о чем и поведал бедной влюбленной девушке.
 
Наше первое задание будет связано с расстановкой знаков при перечисленных парных союзах. Предлагаем не только расставить запятые, но и добиться верного объяснения, почему знаки расставлены именно так.

Задание 1.
1. Колобок как узнал о том что рожден лишь для того чтобы быть поданным деду на ужин так и спрыгнул с подоконника и сбежал в лес.

2. Хитрая Лиса не только не собиралась слишком долго слушать рассказ Колобка о его нелегкой жизни но и вообще ни одного сказанного им слова не слышала и лишь плотоядно облизывалась.

3. Волк был по мнению всех жителей леса самым опасным хищником и хотя чаще всего его поступки свидетельствовали о глупости Волка но внешний вид зубов наводил на мысль что сила зверя отнюдь не в уме. (В данном примере содержится не рассмотренный специально в данной статье случай, но в разборе знаков препинания на стыке союзов в большинстве пособий о стыке "и+подчинительный союз" говорится.  Есть об этом и в справочниках по пунктуации Д.Э.Розенталя.).

4. Иванушка долго смотрел на стрелу в лапках лягушки а та если и не ехидно то с долей иронии уже третий раз спрашивала когда же он поцелует невесту.

5. Купеческая дочь была если и не самой ленивой то уж наверняка самой ненаблюдательной девушкой в тридевятом царстве и если бы стрела не упала ей в блюдечко с чаем то девушка и не заметила бы её появления и проспала бы свое счастье.

6. Царь прожил долгую жизнь и догадывался что хотя лягушка и не слишком привлекательна внешне но внутри под зеленой шкуркой может скрываться все что угодно.

7. Кощей хотя и считался бессмертным но все же точно знал где прячется его смерть.

8. Иван не знал что если бы он подождал еще три дня то Василиса осталась бы его женой навсегда и ему не пришлось бы подвергаться не то чтобы смертельным но все же самым опасным сказочным трудностям.

 9. В сказках обычно не только не называют точно место куда следует направиться но и то что надо найти тоже определяют весьма расплывчато.

10. Младшему из сыновей царя не повезло как в распределении очередности стрельбы так как выступать последним на любых соревнованиях неприятно так и в выборе лука и стрелы ибо ему достался старый лук прадедушки – большого растяпы и известного неумехи.

11. Чацкий если и не совсем одинок среди консервативно настроенного общества то борется все же в одиночку и не может победить именно в силу неравного соотношения сил.

12. Софья хотя и потрясена вероломством Молчалина и его отзывом о себе но не требует немедленной расправы над изменником и именно поэтому Чацкий бросает Вы помиритесь с ним.

13. За поведением Печорина стоит не столько желание бросить вызов всему обществу сколько нежелание мириться как с принятой лицемерной моралью так и с двуличием большей части его знакомых и Вера единственная кто видит эти мотивы в поведении Печорина.

14. В поведении Бэлы в эту её первую встречу с Печориным мы угадываем если и не возникшее большое чувство то все же первые его проблески и в этом героиня Лермонтова превосходит Татьяну Ларину долго таившую чувства в себе.

15. На фоне той силы внезапно нахлынувшего чувства единения с Богом которое испытал Андрей Болконский глядя в небо Аустерлица Наполеон кажется не только ложным кумиром которого князь сам сотворил себе но и ничтожнейшим из людей вообще так как взгляд Наполеона устремлен вниз на землю а он – князь Андрей – общается с Небом.

3. Но оказывается, что правильная расстановка знаков препинания в предложениях с парными союзами, - это не единственное, чему необходимо учить школьников. Думаю, все словесники много раз видели случаи стилистических ошибок, возникающих при употреблении этих союзов (больше всего "достается" союзу НЕ ТОЛЬКО…НО И). Проблема заключается в неумении правильно ввести союз в текст, соединив им именно однородные члены предложения (реже в самостоятельных сочинениях и изложениях появляются конструкции с использованием парных союзов в сложносочиненных предложениях).

Обратите внимание на такие примеры, достаточно типичные и с каждым годом все увеличивающиеся во вступительных сочинениях: *Онегин не только не собирался в деревню, но жизнь в Петербурге стала невыносимой для него. Абитуриент создавал сложное предложение, но ошибочно решил, что "не только" перед сказуемым первой части и "но" между частями создают единый союз. *Онегин не только не любил ходить в театр, но и балет не смотрел. Здесь, создавая антитезу, абитуриент выбрал верный союз, но соединил им не однородные члены, а грамматически разные – сказуемое и дополнение. Та же ошибка отмечена в таком предложении: *Онегин не только "был ученый малый, но педант"… Пытаясь ввести цитату, абитуриент не смог верно ввести в нее союз.

Для работы над такой ошибкой мы предлагаем следующее задание. Поскольку исправление неверно построенной фразы методически не представляется удачным ходом, мы оставим в тексте свободные места, задачей будет ввести союз в правильное свободное место предложения. (Предлагаем преподавателям перед выполнением задания повторить, что такое однородные члены предложения и как их найти.)


Задание 2.

1.Задачей Грибоедова … было … показать … жизнь в семье Фамусова, но и создать панораму дворянской Москвы начала века.

2.Грушницкий … хочет … выглядеть … несчастным разжалованным офицером, но и героем какой-нибудь необычной романтической истории.

3.Русское офицерство … показано … Лермонтовым … во время сражений, но даны и картины отдыха офицеров, разговоры их о смысле жизни, о времени и о самих себе. (Данное предложение нетипично по своему строению, но, как ни странно, такие фразы школьники часто выстраивают в сочинениях.)

4.Традиции … Лермонтова … и других пишущих о войне русских писателей … были … продолжены … Львом Толстым в романе "Война и мир" … и развиты далее советскими писателями, пишущими о Великой Отечественной войне. (надо найти место для "не только…но и", а может быть, и для какого-нибудь другого парного союза).

5.В романе показана … жизнь … столичного высшего общества, но и московские жители и очень их напоминающие образом жизни обитатели русской провинции.

6. … мнения … княгини Марьи Алексеевны  … боится … Фамусов, ее суждения страшны для каждого члена фамусовского общества. (Надо ввести "не только…но и", в данном случае можно использовать лишь его первую часть, тогда "не только" рассматривают как ограничительную частицу, хотя ничто не мешает говорить об опущении второй части союза, тем более что "но" вполне можно ввести в предложение).

Далее ребятам можно предложить самим составить фразы такого рода, отмечая возможные "ошибкоопасные" места.

 

Часть 2. Присоединительные союзы, их слитное и раздельное написание, место присоединительного союза в предложении.

В данном разделе речь пойдет о союзах ТАКЖЕ  и ТОЖЕ, которые относятся к разряду присоединительных сочинительных союзов вместе с союзом ДА И, ПРИТОМ, в присоединительном значении употребляется союз И. Союзы ТАКЖЕ и ТОЖЕ вообще-то сами по себе не вызывают вопроса о правописании – они пишутся в одно слово, то есть слитно. При проверке слов на частиречную принадлежность рекомендовано заменить их на "И" и "ДА И", да и взаимозаменяемость приведенных слов будет критерием их принадлежности именно к союзам: Баба Яга устала от борьбы с Иваном, избушка на курьих ножках тоже (=также, =да и избушка) готова была остановиться "к лесу задом, к Ивану передом".
 
Употребляются приведенные выше союзы в сложносочиненных предложениях, когда необходимо дополнительно указать, что вторая часть практически аналогична по содержанию первой, изменился лишь субъект (=подлежащее). При неполном параллелизме частей (полным параллелизмом будет строение: "Мама любит булочки, а папа любит шоколад") общий смысл второй сопоставлен со смыслом первой, выводим из него. Поэтому предложение Старшая невестка не смогла испечь праздничный пирог, средняя тоже (=да и средняя) вполне логично рассматривать как сложносочиненное, считая вторую часть неполным предложением с опущенным сказуемым (просто фантазии автора не хватило на то, чтобы описать рассказанное другими словами).

При проверке такого характера, когда пишущий видит смысл всего предложения, а не пытается механически проверить написание слова "то же" путем присоединения к нему "самое", никаких сложностей в слитном или раздельном написании нет. Кстати, заметим, что у особенно нечутких к языку, зато знающих разные механические правила школьников подставить лишнее слово получается почти всегда! Поэтому мы просто обязаны научить его отказаться от нелепых правил, а показать смысл введения присоединительного союза.


Задание 3. Необходимо разобраться в смысле предложения и решить, можно ли употребить вместо "и" союзы "также" и "тоже".

1. Стрела старшего царевича попала на боярский двор, и боярская дочь была этому очень рада.

2. Лягушка трудилась всю ночь и к утру сшила рубашку, и следующая ночь у жены младшего царевича оказалась бессонной, ведь надо было печь пирог.

3. Медведь попросил Ивана отпустить его, и все другие встреченные царевичем звери просили пощадить их, а потом они все вместе помогли Иванушке.

4. Иван крайне неосторожно открыл упавший с дуба сундук, и утка вылетела и упорхнула высоко в небо.

5. Колобок смог обмануть Зайца и Волка, и оба они, обидевшись, решили позвать на помощь Лису.

6. Лиса нежно смотрела на рассказывающего историю своей короткой жизни Колобка, и голос её, когда она задавала вопросы нашему герою, звучал очень нежно.

Дополнительное задание: попробуйте составить аналогичные нашим примеры, показав возможность использования союзов ТАКЖЕ и ТОЖЕ как присоединительных.

Возможность ошибочного раздельного написания представляет использование в предложении присоединительных союзов ПРИЧЕМ и ПРИТОМ (в качестве союзов они пишутся слитно). Они могут использоваться как в сложных предложениях, присоединяя вторую часть, так и в простых, вводя второстепенный член с тем же значением. Разница в употреблении этой пары и рассмотренных ранее "также" и "тоже" будет такой: введение ПРИТОМ или ПРИЧЕМ предполагает не отождествление и сопоставление, а добавление новой, дополнительной к уже сказанной информации: Колобок сбежал с окошка во время обсуждения стариками, с каким вареньем есть новое блюдо, причем скорость его движения была адекватна испытанному ужасу. Предложение Лисы перебраться к ней на нос было любезным и притом весьма неожиданным для не привыкшего к вниманию со стороны противоположного пола Колобка. В последнем примере "притом" как самостоятельное слово должно быть охарактеризовано, вероятно, как частица. Другой вариант – рассмотреть его вместе с "и" как единый союз, тогда возможна двоякая пунктуация:

Первый вариант представлен в составленном нами предложении о Лисе, в нем "и притом" соединило две однородных именных части составного сказуемого, поэтому запятая отсутствует. Но возможен и второй вариант – использовать обособленную конструкцию, то есть употребить две запятые. (В правилах используется термин "присоединительный член", что, вероятно, не совсем удачно, так как создает ненужную омонимию.)  Почему-то второй вариант пользуется у школьников особенной любовью, а формулировка "для уточнения", как кажется многим, позволяет практически свободно расставлять запятые.

Действительно, предлагаемая в справочнике Д.Э.Розенталя (в классических изданиях "Справочника по правописанию и литературной правке" правило дано в § 98, п.1, отдельное издание – "Справочник по пунктуации" - то же правило излагает в  § 24, п.1)  формулировка допускает эту вольную расстановку, но только двух запятых, а не одной, которую часто ставят школьники. Если вчитаться в примеры, то становится более чем очевидной возможность обособления присоединительного члена с "причем" в конце предложения, а не в середине, а главное – в случае присоединения нового члена предложения, аналога которому еще нет. Сравните: Он был уже известным писателем, причем именно в жанре комедий. Присоединительным членом будет не часть сказуемого, после которого оказался союз, а определение. Гости Фамусова обижались на едкие выпады Чацкого в адрес их самих и их близких, причем справедливо. Присоединительным будет обстоятельство, которое в основном предложении отсутствует.

Аналогичное правило действует в случае использования в присоединительном значении "и". Царь решил испытать невесток и сразу после сыгранных свадеб дал первое задание. "И" соединило однородные сказуемые, запятая при одиночном "И" не ставится. Опасность в нашей фразе представляет оборот "после сыгранных свадеб", который многие пишущие пытаются обособить. Невозможность обособления следует объяснить!

Только из главы "Фаталист", и то при самом внимательном анализе её, станет понятна причина негативного отношения автора к своему поколению. Здесь "И" присоединительное, вводит обособленный присоединительный член (и выделяется двумя запятыми!).

Правила рассматривают как особый случай пунктуацию при союзе "ДА И" в присоединительных конструкциях. По основному правилу перед союзом ставится запятая, то есть конструкция отделена от предшествующей части предложения, но не обособляется целиком. Поздно теперь, да и не к чему возвращаться к этому вопросу.(Все примеры в этом фрагменте взяты нами из пособия Д.Э.Розенталя "Справочник по пунктуации", мы пользуемся изданием АСТ,1997, с.89; в других полных изданиях указанной работы см. § 24, п.2.)

Ниже предлагается рассмотреть иную пунктуационную ситуацию. Сравнивая предложения: В этом предложении, да и в двух соседних, сказуемое выражено краткой формой прилагательного. – В этом, да и в двух соседних предложениях сказуемое выражено краткой формой прилагательного, Розенталь говорит о невозможности во втором из примеров "выделить оборот да и в двух соседних, так как нарушится связь между определением и определяемым словом – получится: в этом… предложениях". Нелогично, ведь по изложенному выше правилу надо объяснить пунктуацию именно в первом предложении, где оборот непонятно зачем оказался обособлен.

Именно такое необъяснение причин для обособления вызывает у изучающих правила ощущение, что обособить легко, надо лишь заметить, что делается это с целью "уточнения". Объяснять надо, наоборот, причины невыделения группы слов. На деле же все оборачивается противоположным образом и объяснений требуют случаи неуместного обособления. Можно ли найти причину для использования двух запятых?

Для объяснения можно обратить внимание на смысл приведенных примеров. В самом первом (Поздно теперь, да и не к чему…) "да и" может быть без ущерба для смысла заменено соединительным "и", в случае этой замены не нужна была бы и запятая. Постановка запятой перед "да и" фактически передает иной разряд, к которому относится этот союз. То же самое объяснение можно применить для третьего примера. Второй пример, где присоединительный оборот обособлен, может быть изменен путем замены "да и" на "как и" и даже на "так же (,) как и". А это соотносит наш пример со сложноподчиненным предложением (естественно, оно не становится таковым, но использование союза указывает на неравнозначный характер контактно расположенных членов предложения). Появляется идея не просто присоединения, а сравнения и сопоставления с уже известным. Именно в необходимости специально подчеркнуть, что обособленный элемент включает известную говорящему информацию, к которой он присоединяет новую (она-то, по иронии судьбы, и составляет большую часть предложения).   В этом предложении (как это мы видели по двум соседним) сказуемое выражено краткой формой прилагательного. В этом романе Тургенева, да и предыдущем, в центре событий оказывается жизнь дворянина. ═ В этом романе, как было и в двух предыдущих,… В поэме "Мцыри", да и во всех других поэмах Лермонтова, главной темой будет одиночество героя.  ═ В "Мцыри" опять, как это было и в других поэмах Лермонтова, главной темой будет одиночество героя. Мы получили существенное дополнение к формулировке правил обособления вообще: логика обособления должна быть не только формальная ("за словом или перед словом" стоит оборот), но для выделения оборота надо сформулировать причину такого выделения.

Задание 4. Расставьте знаки препинания, пытаясь сформулировать причины возможного обособления оборотов с "и", "причем", "да и".

1. Представители фамусовского общества причем все без исключения сразу подхватывают версию о безумии Чацкого.

2. Женские образы в поэме "Кому на Руси жить хорошо" да и во всей предшествующей лирике Некрасова отражают в первую очередь авторское представление об идеальной русской женщине причем этот идеал отнюдь не равен пушкинскому или тургеневскому.

3. Манеры Павла Петровича да и весь его облик вообще настолько противоположен поведению Базарова что мы заранее догадываемся о будущем конфликте между героями.

4. Вскоре весь город и не только от Коробочки и Ноздрева но и от других любителей разносить сплетни узнает о сути аферы Чичикова.

5. Школьники не любили его да и не скрывали этого и придумывали Беликову обидные прозвища.

6. Несчастливцев в этом монологе да и в некоторых других своих репликах вперемешку цитирует трагических персонажей и понемногу вживается в разыгрываемую роль.

7. Большая часть жителей Москвы охвачена патриотическим подъемом но некоторые из них и Берг в том числе пользуются настроениями москвичей в корыстных целях.

8. Поэма "Медный всадник" да и многие стихотворения 30-х годов раскрывае/ю(?)т одновременно и тему Петра в истории России и тему власти вообще поэтому кажется возможным провести многие причем иногда неожиданные параллели между "Медным всадником" и "Капитанской дочкой".

Для самостоятельной творческой работы можно предложить школьником придумать свои примеры с обособлением или необособлением оборота.

 

Часть 3. Противительные союзы, их место в предложении.

Сколько их, этих союзов?

Рассказ о знаках препинания при использовании противительных союзов традиционно начинается с их перечисления. Пункт 4 § 86 "Справочника по правописанию" и п.6 § 12 "Справочника по пунктуации" предлагают практически одинаковый набор, цитируем: "а, но, да (в значении "но"), однако, зато и др.". Др. – это союзы в то время как, между тем как, тогда как и союз если…то, разобранный нами выше. Отсутствие перечисленных союзов в списке дает нам первую из проблем – многие школьники пытаются оформить их как расчлененные подчинительные. Вторая проблема связана с видимой легкостью правила постановки запятой перед союзой (то есть между членами предложения, связанными им). Пункт про то, что после введенной группы запятая не стоит, есть в "Справочнике по пунктуации", но специально оговаривается отнюдь не во всех пособиях с упражнениями, которые в основном используются при работе. Еще более запутывает ситуацию обычное для справочников Розенталя информация о возможном "обособлении при уточнении", что стандартно переводится школьниками как "если нельзя, но очень хочется, то можно".

1. Начнем с группы ТОГДА КАК, В ТО ВРЕМЯ КАК, МЕЖДУ ТЕМ КАК. Чтобы понять, почему эти союзы относят к сочинительным, достаточно заменить их в предложении на "а" - их стилистически нейтральный аналог. Проведите такую замену в предложениях: Купеческая дочь с утра до вечера грызла орешки, тогда как боярская дочь сидела на строгой диете. Иван лег спать, в то время как лягушка, скинув лягушачью кожу, принялась за стряпню. Испеченные белоручками пироги нельзя было даже на стол поставить, между тем как лягушкина выпечка просто просилась в музей.

Если каждый раз, используя эти союзы, школьник будет проверять возможность замены их на "а", ошибок, связанных с расчленением, удастся избежать. К тому же есть еще союз ОДНАКО, необходимость проверки при использовании которого связана с его омонимией с вводным словам "однако". Чтобы избежать лишней запятой, закрывающей ОДНАКО, мы должны заменять его на "но": Иванушка испугался, услышав новое распоряжение отца, однако виду не подал и просто печально побрел домой.

Обратим ваше внимание, что первые три приведенные в это разделе союза имеют еще и конкретное место в предложении – они стоят между частями сложносочиненного предложения (поэтому употребление "в то время как" в начале предложения будет говорить о том, что это не сочинительный, а подчинительный союз). А вот место "однако" в предложении не фиксировано, его позиция в начале предложения вполне может быть аналогична сочинительному союзу "но" в начинательной функции.

2. Ошибочность постановки запятой после слова, следующего после противительного союза, показана нами выше, на примере парных союзов (смотри часть 1, п.1). Как при двух однородных членах, соединенных "и", запятая не ставится, а при изъятии запятой появляется ОДНА запятая, так и при любом введении противительного союза нужна только одна запятая – разделяющая однородные члены. Например: Стукнув оземь изодранным, но все еще имеющим устрашающий вид помелом, Баба Яга приказала избушке повернуться к Ивану задом. Запятая в нашей фразе – это конец деепричастного оборота, однородные члены, соединенные противительным союзом, мы подчеркнули, после этой группы запятая отсутствует.Ивану достался очень старый, зато обладающий довольно высокой сказочной точностью прадедушкин лук, единственным, но при этом главным минусом которого была удивительная способность выкидывать разные смешные, по мнению лука, штучки.

3. Вопрос о слитном или раздельном написании встает по отношению к союзу ЗАТО. Он используется при соединении как однородных членов, так и частей ССП и вводится не только с противительным оттенком, но и с оттенком компенсации (поэтому перед его введением часто есть отрицание или слово с "отрицательным" смыслом). Иван был младшим сыном царя, зато самым красивым. "С лягушкой нельзя разговаривать, зато закатить скандал такая жена не сможет", - подумал Иван, увидев свою стрелу в лапках лягушки.

В два слова пишется союз А ТАКЖЕ, он по значению относится к присоединительным, но многие почему-то видят здесь сочетание А+ТАКЖЕ, и именно возможность раздельного написания ТАК ЖЕ (не союза!) начинают применять к "а также". Вообще-то смысл употребления союза "а также" - добавление, присоединение к перечню, поэтому стандартной позицией союза будет его употребление при однородных членах: Испеченный лягушкой пирог, а также сшитая ею рубашка до сих пор хранятся в Историческом музее Тридевятого царства, так как после окончательного превращения в царевну Василиса больше ничего не испекла, а также не сшила.

Если вспомнить вступление нашей статьи, то станет очевидна стилистическая ошибка журналиста, фраза которого, напомним, звучала так: "[по грузинскому телевидению показали] кадры, где допрашивают задержанных российских военных, а также документы, отобранные у них".  Ошибка заключается в постановке А ТАКЖЕ в позицию после такого слова, которое грамматически способно было занять позицию однородного члена по отношению к слову "документы" (это вин.п. мн.ч., в той же форме "кадры", но в той же и "военных", что и создало "*штирлецеподобный" вид).

На этой веселой ноте мы закончим изложение материала, хотя есть еще одна сложность, возникающая при употреблении сочинительных союзов. Поэтому в следующей статье речь пойдет о двоеточии и принципах его использования в простом предложении. Ждите!

 Задание 5, в котором надо расставить знаки в предложениях с противительными союзами.

1. Базаров не мог проводить время в бездействии и ежедневно начинал утро с работы в то время как Аркадий наслаждаясь возвращением в родной дом ничего не делал со времени приезда.

2. Одинцова заинтересовалась Базаровым однако ее интерес был вовсе не похож на настоящую любовь.

3. Аркадий не изменился под влиянием Кати, просто он всегда был романтическим но играющим в циничного нигилиста молодым человеком.

4. Все эти модные и обсуждающиеся в обществе но совершенно не представляющие подлинной духовной ценности журналы и книги Обломов довольно быстро забросил между тем как Ольга продолжала следовать внешнему течению жизни а не наслаждаться чистым любовным потоком в котором утонул Илья Ильич.

5. Менее романтичный зато обладающий практическими талантами и житейской хваткой Андрей Штольц сделал Ольгу счастливой однако воспоминания об Обломове часто заставляют внешне счастливую героиню загрустить.

6. Николай Ростов гордится тем что стал гусаром зато стремящийся не только свершать подвиги но и делать карьеру Борис мечтает стать чьим-нибудь адъютантом.

Ну и последнее задание. Необходимо ввести конструкцию с использованием союза А ТАКЖЕ в нужное место предложения.

7.Олигарх Перов купил на аукционе полотно Дали, на котором его более всего впечатлили неверные пропорции женских рук (а также старинный кулон с изумрудами).

8.На каникулах Ваня прочитал "Войну и мир", среди героев которого особенно полюбил Денисова и Долохова (а также "Каштанку").
9.Вася пригласил на день рождения Машу и Лену, которые подарили мальчику настоящую саблю, пиратскую шляпу и коллекционных оловянных солдатиков (а также их подругу Катю).

10.Ира встретила в читальном зале Антона и Володю, которые сосредоточенно конспектировали труды Маркса и Энгельса (а также их однокурсника из Бразилии Педро).
Имейте в виду! Последнее задание шуточное!!! Наша цель - чтобы ребята поняли, почему возникла ошибка, и сами стремились следить за правильностью создаваемых текстов.

 


Страница 1 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру