Древнерусская литература

Таинственная поэтика «Сказания о Мамаевом побоище»
Часть первая. Куликовская битва: самообман или правда? (вместо предисловия) На рубеже XV-XVI ст., было создано самое подробное и самое популярное среди древнерусских книжников описание Куликовского сражения — "Сказание о Мамаевом побоище". >>
Слово о св. Меркурии Смоленском
Слово о Меркурии Смоленском принадлежит к мученическим житиям, но по своей структуре может быть также отнесено и к сказаниям о чудесах, произошедших от иконы Пресвятой Богородицы. Некоторые из ранних списков Слова "озаглавлены как сказание о чуде Смоленской Божьей Матери" (Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995. С. 64). Праздник иконы Смоленской Богоматери был установлен в 1525 г. >>
Слово о Меркурии Смоленском
Слово о Меркурии Смоленском принадлежит к мученическим житиям, но по своей структуре может быть также отнесено и к сказаниям о чудесах, произошедших от иконы Богородицы. Некоторые из ранних списков Слова "озаглавлены как сказание о чуде Смоленской Божьей Матери" (Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995. С. 64). Праздник иконы Смоленской Богоматери был установлен в 1525 г. >>
Творчество митрополита Московского Даниила
След, оставленный митрополитом Даниилом в истории русской литературы, достаточно глубок. Однако, несмотря на это, его наследие до сих пор было мало привлекательным для учёных. >>
Повесть о Петре и Февронии Муромских
Целый ряд сюжетных моментов роднит "Повесть о Петре и Февронии" с разными типами народной волшебной сказки. И все же "Повесть о Петре и Февронии" была обработкой житийных легенд о муромских святых. >>
Формирование официальной идеологии Московского государства
С самого начала XVI в. происходит формирование официальной идеологии Московского государства. Примерно в одно и то же время, в 20-е гг. XVI в. появляются "Послание о Мономаховом венце" Спиридона-Саввы, впоследствии переделанное в "Сказание о князьях Владимирских", и "Послание" псковского старца Филофея с обоснованием доктрины "Москва - третий Рим". >>
Обобщающие произведения
Основная тенденция XVI в. – формирование государственной идеологии Московского государства – привела к появлению произведений, регламентирующих разные стороны общественной и частной жизни граждан этого государства. Эти произведения получили в литературоведении наименование «обобщающих». >>
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским
Литературное наследие Ивана Грозного, как и наследие Андрея Курбского, не исчерпывается перепиской, включающей пять посланий (три написаны Курбским и два – Грозным). Оба корреспондента были весьма плодовитыми авторами, заслуживающими внимания и вне зависимости друг от друга >>
"Казанская история"
К обобщающим произведениям примыкает "Казанская история", непосредственным предметом которой является одно из самых значительных событий начального периода самостоятельного царствования Ивана Грозного - завоевание русским войском Казанского царства. Но при этом внимание автора сосредотачивается не только на взятии Казани, но и на всей истории этого царства. >>
"Иосифляне" и "нестяжатели"
В конце XV в. на Руси оживились разнообразные еретические движения. Самым активным из них было движение жидовствующих - антитроическая рационалистическая ересь, отвергавшая церковную иерархию, обряды, поклонение иконам как "руками человеческими сотворенным вещам" и утверждавшая, что Христос - не Сын Божий, а такой же человек, как Моисей. Обстановка все более настоятельно требовала решительных действий от русской Церкви. >>

51 - 60 из 95
Начало | Пред. | 4 5 6 7 8 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру