Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России. Часть VI

1. Рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом иллюстраций.

Цель: Формировать представление о том, что во все времена Русь нуждалась в защите своих границ. Уточнить знания детей о разных видах оружия эпохи Древней Руси. Закрепить в речи детей названия оружия русского воина (боевой топор, секира, кинжал, копьё, стрелы, меч, палица, щит, лук, булава), а также других средств защиты государства от врагов: сигнальные башни, оборонительные стены, рвы, наполненные водой. Воспитывать интерес к истории Руси.

Материал: Иллюстрации.

Ход: Воспитатель рассказывает и показывает иллюстрации.

В разные времена Российское государство всегда нуждалось в защите своих границ от внешних врагов. Правители Древней Руси заботились не только о расширении границ: захвате новых территорий, но и об их укреплении. Особенно большое внимание укреплению границ земли русской, обороне уделял Великий князь Владимир Красное Солнышко. При правлении Владимира рубежи Киевской Руси охраняли богатырские заставы. В те годы больше всего бед русским землям доставляли набеги кочевников-печенегов. Для того, чтобы защитить свой народ от их безжалостных нападений по приказу князя Владимира на границе было построено много крепостей, в которых поселялись храбрые воины. Кроме того, было сооружено много сигнальных башен, на которых в случае появления печенегов зажигались сигнальные костры. Благодаря этому в Киеве уже через несколько часов узнавали о грозящей опасности. Князь быстро собирал дружину и отправлялся на защиту границ.
Каждый большой город Древней Руси имел свою оборонительную систему. Город защищала высокая оборонительная стена. Стены чаще всего были окружены водой. Для этого, в том месте, где не было реки, выкапывался глубокий ров и заливался водой.
Для защиты от многочисленных врагов древним славянам требовалось оружие: железные мечи, стрелы, копья, палицы и т. д. Всё это делала мастера-оружейники. Славянские воины-ратники облачались в кольчуги, защищавшие тело, и в железные шлемы, защищавшие головы.

2. Чтение былины "Добрыня и Змей".

Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах из жизни древних славян на основе былины "Добрыня и Змей". Используя разные средства выразительного чтения, передать напевность, колорит, своеобразие слога былины.
Обогатить словарь детей словами и выражениями: Рязань, меч булатный, копьё муравчатое, палица булатная, Пучай-река.

Материал: Иллюстрации с изображением старинного оружия.

Ход: Воспитатель читает былину и беседует по вопросам:

• В каком русском городе жил Добрыня Никитич?
• Чем отличался маленький Добрынюшка от своих сверстников?
• Куда отправился Добрынюшка, когда исполнилось ему двадцать годков?
• Как называлась река, к которой спустился Добрыня?
• Почему Добрыня не испугался Змея?
• Почему Добрыня поверил Змею в первый раз?
• У какого князя Добрыня Никитич служил в дружине?
• Какую службу задал князь Владимир Добрыне Никитичу?
• Как встретил Змей Горыныч Добрыню Никитича?
• Кто одержал победу в поединке?
• Кого ещё освободил Добрыня Никитич вместе с Забавой Путятичной?

3. Состязание в ловкости, силе, выносливости "Будь отважным, не теряйся, сзади всех не оставайся".

Цель: Упражнять детей в ловкости, силе, выносливости. Воспитывать чувство здорового соперничества, взаимопомощи.

Ход: Воспитатель предлагает организовать состязание. Для этого детей делят на две команды.

Примерные игры-эстафеты.

1. "Попади в цель"
2. "Не упади" (ходьба по мягкому бревну с закрытыми глазами).
3. "Перетяни канат", "Отжимание".
4. "Будь ловким" (пролезание в обруч, перепрыгивание через "ров").
5. "Определи на слух" (определение с помощью слуха предметов, издающих звуки).

4. Чтение пословиц и поговорок о добре и зле.

Цель: Познакомить детей с пословицами, поговорками русского народа о добре и зле. Подвести к пониманию того, что в каждой пословице, поговорке заключена народная мудрость.

Ход: Воспитатель предлагает послушать пословицы, поговорки и поразмышлять над их содержанием.

Жизнь дана на добрые дела.
Учись доброму - худое на ум не пойдёт.
Добру расти, а худу ползком ползти.
Добро наживай, а худо изживай.
Добро на худо не меняют.
Доброго чти, а злого не жалей.
За добро плати добром.
Добро помни твёрдо.
Добро творить - себя веселить.
Добра желаешь - добро и делай.
Час в добре проживёшь, всё горе позабудешь.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Добрый человек придёт, словно свету принесёт.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Доброе дело два века живёт.

5. Нравственно-этическая беседа о добре и зле.

Цель: Продолжать формировать у детей умение вести диалог на нравственно-этическую тему. Поощрять желание детей рассуждать о нравственных ценностях, анализируя поступки героев и свои собственные.

Ход: Вопросы к беседе.

• Как вы понимаете, что такое добро (зло)?
• Что побуждает людей совершать хорошие (плохие) поступки?
• Какие качества характера сопутствуют доброму (злому) человеку?
• Каких добрых (злых), героев вы можете назвать из знакомых сказок, былин?
• Назовите примеры хороших (плохих) поступков героев былин.
• Совершали ли вы когда-нибудь в своей жизни хорошие (плохие) поступки?
• Какие чувства вы испытывали при совершении хороших (плохих) поступков?
• Какие чувства вы испытывали, когда по отношению к вам другие люди совершали хорошие (плохие) поступки?
• Какие пословицы и поговорки о добре и зле вы знаете?

6. Дидактическая игра "Герои русских былин".

Цель: Упражнять детей складывать из отдельных кубиков картину. Развивать восприятие.

Материал: Кубики, набор иллюстраций.Ход: Дети выбирают понравившуюся иллюстрацию и собирают из кубиков такую же картину по выбранному образцу.

7. Конкурс знатоков поговорок и пословиц о храбрости, силе, мужестве, смелости.

Цель: Закрепить знания детей о русских пословицах и поговорках.

8. Конструирование из бросового материала "Возводим крепость".

Цель: Закрепить знания детей о способах защиты русских городов в Древней Руси от врагов. Продолжать формировать умение создавать постройки из бросового материала, используя уже известные способы построения. Развивать умение планировать свою работу при коллективном творчестве, обсуждать этапы работы. Поощрять интерес к обыгрыванию построек.

Материал: Пустые небольшие картонные коробки, пластиковые бутылки, цветной картон и бумага, клей, ножницы.

Ход: Воспитатель просит вспомнить детей, что придумали славяне, чтобы защитить русское государств от врагов.
Затем делит детей на две-четыре группы, предлагает каждой из них подумать какую крепость они будут строить, какой материал для этого необходим, а также предлагает распределить обязанности между собой.
По завершении работы оценивается прочность возведённой постройки.

9. Открытие галереи "Портреты былинных героев".

Цель: Развивать художественное восприятие произведений искусства. Подвести детей к пониманию единства содержания (о чём произведение) и некоторых средств выразительности (как изображено). Формировать у детей зрительную "насмотренность" художественными образами, эмоциональную отзывчивость, способность к соотнесению увиденного с собственными представлениями о красоте, добре, зле. Формировать способность к элементарному эмоционально-эстетическому суждению и оценке увиденного.

Материал: Иллюстрации и репродукции картин русских художников Васнецова, Васильева, Репина, Венецианова.

Ход: В группе выделяется место для экспозиции иллюстраций и репродукций.
Воспитатель проводит с детьми экскурсию по галерее, обращая внимание на художественные особенности каждого произведения.

Добрыня и Змей.

Как доселева Рязань слободой слыла!
А как ноне Рязань славным городом стала.
А жила-то во Рязани вдова Омелфа Тимофеевна.
И был у неё сын Добрынюшка, а по батюшке Никитьевич.
Как от роду Добрынюшке было пять годков,
Стал ходить Добрынюшка по улочкам,
Да с ребятами малыми бороться.
А с кем силушкой он да не померяется,
Не находит себе равных среди сверстников
И среди старших товарищей во всей округе.
А как минуло Добрынюшке 20 годков,
Так отправился Добрыня в чисто поле
На добром коне богатырском.
Захотелось Добьрынюшке к Пучай-реке спуститься.
Как на эту пору из далека налетел на Добрыню Змей-Горынович.
Проклятый змей о трёх да головах.
И говорит он Добрыне таковы слова:
"А теперь ты в моей власти, добрый молодец,
Что хочу с тобою, то и сделаю!"
Сердце Добрынюшки не дрогнуло.
Он горазд был плавать, да и нырять-то
От одного-то бережка к другому.
Тут стал Змеище искры сыпать,
Стал жечь тело да белое.
Тут схватил Добрынюшка меч свой булатный,
Ударяет Змеище по его головам.
Испугался гад, да и взмолился:
"Не убей меня, не буду я губить людей честных!"
Поверил ему Добрынюшка.3аписали договор меж собою.
И расстались они да по-хорошему.
Разошлись они да в разны стороны.
Приезжает Добрыня в стольный Киев-град.
Стал служить в дружине князя Владимира.
Вот проходит Время недолгое,
Зовёт князь Добрыню в палаты белые,
Говорит князь Добрыне таковы слова:
"Снова Змей на земли русские похаживает,
Деревни да города сжигает,
Малых детушек да сиротит,
Красных девиц в полон берёт.
Высвободи из змеиных нор
Любимую племянницу мою - Забаву Путятичну"
Молодой Добрыня собирается, на коня садится.
И в путь отправляется - выручать Забаву Путятичну!
Приезжает он к норам да змеиным,
Становит коня, да сходит на сыру землю.
На бело плечо кладёт копьё муравчатое,
А под леву запазушку - палицу булатную.
А подпоры он железные откидывает,
Да затворы-то он медные отвинчивает.
Видит Добрыня множество воинов пленённых.
И дошёл он до логова Змеища.
Говорит Змей-Горыныч: "Не отдам тебе Забаву Путятичну!"
Отвечает Добрыня: "Ты зачем наш договор нарушаешь?
Ты зачем людей неповинных губишь?
Не будет тебе более пощады!"
Три дня и три ночи они сражаются.
Победил Добрыня Змеища,
Отрубил он головы поганые.
А и брал он Забаву за белы рученьки,
Да и вывел её из нор змеиных.
На белый свет, к солнцу красному!
Говорит он таковы слова:"Ай вы же полоны, да русские,
Выходите-ка из нор да из змеиных,
По своим землям, да по своим домам!
Тут сделалась радость великая
Да по всей Руси!
А и садил Забаву на добра коня,
Да и приехал к князю на широкий двор.
Да и сходил он с доброго коня.
И повёл Забавушку ко князю Владимиру!
Тут садились все за пир честной,
Славу пели Добрыне Никитьевичу!

Методические разработки "Все для детского сада"


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру