Интервью с протоиереем Александром (Кузиным).

На вопросы нашего корреспондента отвечает протоиерей Александр (Кузин), руководитель сектора по связи с епархиями Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ. 

о. Александр, каким образом сейчас осуществляется религиозное образование в школах России?   

Религиозное образование осуществляется как в церковно-приходских, так и в общеобразовательных школах.  В начале 90-х годов произошла деидеологизация образования, и православные ответили на это созданием новых школ, где духовно-нравственное воспитание было основано на православии. Таких школ около двухсот в России. Это своего рода творческие лаборатории, деятельность которых распространяется далеко за пределы собственно православных школ.

В светских школах сейчас широко распространено изучение основ православной культуры. По данным 2005 года, около шестисот тысяч школьников изучало этот предмет, в 2008 году их число увеличилось приблизительно до миллиона. Самую активную деятельность ведут Центральный и Южный регионы. Из 68 епархий Русской Православной Церкви этот предмет изучается в 56, он преподается с общего согласия учителей, школьников и родителей.

Поэтому странно звучит вопрос, разрешать или не разрешать преподавание основ православной культуры. Это не мероприятие, навязываемое сверху госчиновниками, потребность в нем реально существует в современной школе. Мы уже столкнулись с проблемой деидеологизированной школы, как местом получения знаний – и только. Школа должна не только обучать, но и воспитывать. 

Как Вы считаете, должны ли учителя по основам православной культуры иметь специальное образование и где его можно получить? 

Да, должны. Существуют курсы повышения квалификации учителей, епархиальные духовные училища, православные вузы, в светских педагогических вузах создаются специальные отделения, факультеты.  Учебные заведения для учителей по основам православной культуры есть в каждом регионе, но, к сожалению, их не хватает, поскольку спрос на обучение чрезвычайно высок. Преподавание этого предмета ведется под контролем и с благословения священноначалия. Многие боятся, что за преподавание примутся плохо подготовленные учителя и начнется мракобесие, но этого нет. Хотя, конечно, преподаватели могут быть разного уровня компетентности. Вопрос аккредитации учителей, экспертизы учебных пособий мы решаем, однако процесс столь масштабен и так быстро развивается, что мы порой не успеваем его контролировать.  

Учитель по основам православной культуры обязательно должен быть воцерковленным человеком и иметь специальное благословение? Или это необязательно? 

Обязательно. Учителя должны быть воцерковлены и иметь благословение. 

Расскажите, пожалуйста, о конкурсных работах "За нравственный подвиг учителя". Каким образом этот подвиг совершает современный учитель?  

Сейчас быть учителем – это уже нравственный подвиг. На наш конкурс учителя присылают письменные образовательные проекты: программы, методические рекомендации, учебные пособия. Фактически этот конкурс собирает работы по основам православной культуры. Работы в большинстве своем достаточно высокого уровня. Так что мысль о том, что какие-то захолустные учительницы будут морочить детям голову, не верна. 

Как Вы оцениваете деятельность форума, прошедшего в Ярославле? 

Форум прошел успешно. Главное, что на нем присутствовали одновременно представители государственной власти, представители Церкви и школьные учителя. Замечательно, что они вместе собрались решать задачи, без которых Россия погибнет. Это очень радует. Да, собравшиеся не всегда были готовы к дискуссиям, к диалогам, но это нормально, ведь нам нужно привыкнуть друг ко другу. Прекрасно, что работы учителей по нравственному воспитанию были поощрены, что их оценили очень высоко. Сейчас это один из самых успешных церковно-государственных проектов.


Беседовала Юлия Линде. 


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру