|
Интервью с Попковым Владимиром Андреевичем.
На вопросы нашего корреспондента отвечает Попков Владимир Андреевич, академик РАО, профессор, доктор фармацевтических и педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ, председатель экспертной комиссии конкурса.
Где больше уделяется внимание проблеме нравственного воспитания – в провинции или столице?
Вопрос нравственного воспитания, на мой взгляд, лучше решается в регионах. К сожалению, как в одной, так и в другой столице (я имею в виду Москву и Санкт-Петербург) этой проблеме уделяется значительно меньше внимания. Это, видимо, связано с рядом исторических причин. В столице всегда больше людей, любящих мыслить, но иногда нужно не рассуждать, а просто верить, особенно если речь идет о религии. Люди порой не понимают, что без религии, без веры жить тяжело. Один поэт написал:
Без Бога нация – толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Или – еще страшней – жестока.
И пусть на трон взойдет любой
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу1.
К сожалению, в нашей столице большинство принадлежит толпе. А в провинции люди ближе к Богу.
Связано ли нравственное воспитание с преподаванием какого-то определенного цикла наук (гуманитарных, в первую очередь), основ православной культуры или же на любом уроке, на любом материале можно учить нравственности?
Беда нашего воспитания всегда была в том, что им занимались, как правило, только на уроках по гуманитарным дисциплинам (истории, литературе), которые располагают к разговору о нравственности. На мой взгляд (а у меня большой опыт работы в высшей школе), нравственное воспитание должно быть неразрывно связано с профессиональным обучением. Нужно не только давать студенту специальность врача или инженера, но и воспитывать. Профессиональное образование должно сочетаться с профессиональным воспитанием.
На конкурс подают работы и учителя естественных наук, и математических. Конечно, они занимаются нравственным воспитанием не через свой предмет непосредственно, а в дополнение к ему. Среди призеров есть и физики, и химики. Очень много интересных программ предлагают учителя труда (или, как это сейчас называется, технологии). Любой учитель может заниматься духовным воспитанием. К примеру, ученик одной дмитровской учительницы начальных классов стал победителем в международном конкурсе «Лучший юный богослов».
Что касается вопроса о предмете «Основы православной культуры», конечно, его преподавание необходимо. Однако у нас страна многоконфессиональная, и, в силу исторических причин, у нас немало атеистов, следовательно нравственным воспитанием нужно заниматься с учетом воззрений учащихся. Для православных это должны быть «Основы православной культуры», для мусульман – соответствующий предмет, основанный на их вере, не извращенной экстремистскими идеями; для людей, исповедающих иудаизм, – также свой предмет. Даже для атеистов должны проводиться уроки нравственности.
Вы считаете, в проведении этого конкурса должна принимать участие не только Православная Церковь, но и представители разного рода религиозных конфессий?
Нет, данный конкурс – «За нравственный подвиг учителя» – проводится Министерством образования РФ совместно с Московской Патриархией. Однако ничто не мешает тем же буддистам или мусульманам проводить подобные конкурсы. Понятие нравственности, я думаю, лишено конфессионального смысла.
Конкурс «За нравственный подвиг учителя» проводится не первый год. Увеличилось ли за это время число участников и качество работ?
Конкурс проводится уже третий год. Вначале он проходил только в Центральном федеральном округе, в прошлом году он охватил уже четыре округа, а в этом году все федеральные округа принимают участие в конкурсе. Качество присылаемых работ, несомненно, возросло. Самые интересные приходят из глубинки, как это ни странно. В прошлом году меня поразила работа, занявшая второе место, она принадлежала учителю из одного села Курганской области. В этом году впечатлила работа И. П. Чепурышкина, учителя из Смоленской области.
Беседовала Юлия Линде.
|