Интервью с Петраковой Татьяной Ивановной

 

Петракова Татьяна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией интеграции ценностей религиозной культуры в систему образования Федерального института развития образования (ФИРО) Минобрнауки РФ.

 Как вы считаете, в школе должно быть введено религиозное образование или нравственное? И возможно ли говорить о нравственности вне религии?

Мне кажется, нужно вводить и религиозное образование, и нравственное, в зависимости от подготовленности учащихся, согласия их семей. Там, где есть необходимые условия, стоит говорить о религиозном образовании. Опыт преподавания основ православной культуры, основ других религий в нашей стране есть, эти предметы изучаются в российских школах около десяти лет, поэтому нужно поддерживать данную тенденцию. Но там, где нет необходимых условий для введения основ религии (к примеру, родители учеников – атеисты), можно ввести преподавание этики. Существует множество программ нерелигиозного обучения, они более поверхностны; на мой взгляд, они ориентированы больше на этикет – как вести себя в обществе. Мы должны понимать, что сегодня далеко не все родители хотят, чтобы их ребенок приобщался к именно религиозной культуре, к православной традиции, в частности, поэтому пусть ребенок из такой семьи изучает хотя бы этикет или этику. Сейчас существует масса подобных программ, и эта альтернатива поддерживается концепцией РПЦ. 

Возможно ли изучение религии без веры?

Конечно, религия вне веры невозможна, это приводит к выхолащиванию понятия «религия». Многие предлагают ввести изучение предмета «Религиоведение», но, мне кажется, это будет слишком сложно для ребенка, и особенно – для ребенка, чье мировоззрение еще не сформировано.

Помимо преподавания основ православной религии, мы должны пытаться привить ребенку и благоговейное отношение к православным святыням, знать примеры из жизни подвижников благочестия. Этого не достичь путем передачи ученику отвлеченного теоретического знания. 

То есть в преподавании «Основ православной культуры» есть и миссионерский аспект?

Пожалуй. Сейчас мы видим перед собой выжженную землю, на которой предстоит много потрудиться, ведь мы столько лет находились вне Церкви. Миссионерский аспект невольно возникает, ведь мы стремимся, чтобы наши дети приобщились к нашим, православным, святыням, к нашим духовным сокровищам. 

Как вы считаете, для осуществления религиозного образования должен быть введен отдельный предмет или же о религии, о духовности, о нравственности можно говорить на любом уроке?

Конечно, специальный предмет должен быть. О нем РПЦ говорит в «Концепции включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура». Этот предмет уже существует, и нам не нужно выдумывать ничего нового, задача состоит в том, чтобы сохранить и развивать существующую практику преподавания. 

С чего вы бы посоветовали начать учителю, который решил преподавать детям основы религии?

Во-первых, я бы посоветовала не играть с самим собой в прятки и называть свой предмет открыто: основы православия, основы ислама или иудаизма. В Татарстане, Башкирии, Чеченской республике, например, подобный предмет называется прямо: основы ислама.

На уроках по основам православия неоценимую помощь учителю дадут жития святых, это богатейший источник, дающий высочайшие нравственные примеры, показывающий подлинные, яркие, неожиданные поступки людей, их духовный опыт. Мы с коллегами были в Нелидово в профессиональном колледже, где священник вел урок истории, который начинался и заканчивался примерами из житий святых, это новаторский и очень перспективный подход, к сожалению, пока что он не очень широко практикуется. Житийная литература может дать очень много положительных примеров ученику.  

Знание о вере, о религии должно начинаться со школы или же раньше, с детских дошкольных учреждений, и продолжаться в вузах?

Веру ребенок должен впитывать с молоком матери, считал свт. Феофан Затворник. Это то, чему человек может учиться в течение всей своей жизни. Но если мы говорим о системе знаний, начинать стоит с дошкольников, постепенно, говоря вначале о простых вещах, понятных и интересных маленькому ребенку. Есть такой закон педагогики: знание обязательно должно быть востребовано, да и многие святые отцы говорили, что лишнее знание – грех.

Неоднократно предпринимались попытки создания системы непрерывного религиозного образования, пока что они не увенчались успехом, однако в будущем, думаю, это станет возможным.  Отдельные элементы реализуются уже сейчас. Подобный проект должен быть грандиозным, ведь и взрослые люди нуждаются в знании своей веры.

Сейчас возникла очень сложная ситуация: идет борьба за сохранение предмета «Основы православной культуры», поскольку был отменен национально-региональный компонент, в 2009 году появятся новые образовательные стандарты, и неизбежно появляется вопрос: что делать тем школам, где уже был введен предмет «Основы православной культуры»? Ведь уже есть масса специальных педагогов, разработано множество учебников.

Еще одна проблема: необходимость введения теологии в список специальностей ВАКа, чтобы выпускники высших духовных заведений имели возможность защитить диссертацию по теологии.

Будем надеяться, что новый Патриарх продолжит путь, заповеданный нам Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.


Беседовала Юлия Линде. 


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру