Алфавитные главы. Часть первая

Перевод с сербского Сергея Фонова

Согласно христианскому учению, человек выше звезд.

А

 Америка выздоровеет [лишь] тогда, когда молитва займет свое достойное место наряду с трудом, а Церковь утвердится в окружении заводов и фабрик.

+   +   +

 Апостолы говорят не как светские мудрецы и не как философы, а еще менее как теоретики, строящие гипотезы о чем-то таком, что надлежит обнаружить или изобрести. Они благовествуют то, что не искали, но очевидцами чего, сверх всяких ожиданий, стали: ведь, строго говоря, не они нашли истину, а Истина их внезапно посетила, объяла и наполнила всё их существо. Не посвящали они себя духовным исследованиям, не изучали психологию и, разумеется, не вторгались самочинно в область духов. [Единственным] их занятием была рыбная ловля, труд сугубо чувственный [и] телесный. И когда они ловили рыбу, к ним пришел Богочеловек и постепенно, [со всей] осмотрительно[стью] начал вводить их в новую сферу деятельности, на служение Себе. Уверовали они в Него [букв. "Поверили ему". — Ред.] не сразу, но со страхом, недоумением и многими колебаниями, то есть еще осторожнее, без всякой поспешности приближались к нему, усвояя Его заповеди: для этого им было необходимо еще не раз увидеть и рассмотреть Его своими глазами и осязать своими руками.

+   +   +

 Берегитесь астрологии, ведь по своей сути она означает слепой фатализм. Согласно христианскому учению, человек выше звезд.

Б

 Географическое положение, культура, наука, мусульманство, политика, земные устремления и амбиции раздирают Балканы между Востоком и Западом. Вера же — и причем только вера православная — возносит этот полуостров над Востоком и Западом.

+   +   +

 Зло боится [любого] света, [опасаясь даже] человеческого суда, [поэтому] творящие злое любят пути мрачные и беспросветные. Безбожники действуют из тьмы, [но всячески отпираются,] не переставая заявлять: "Не наших рук это дело". — Точно кроты, роющие [ходы] под землей, но утверждающие обратное. Но ведь если кротов не видно, то норы [безобразно зияют].


 Иногда человеку может показаться, что путь безбожников истинен: вот, дескать, всё им удается, и они умножают свое состояние. О, если бы довелось ему увидеть финал этого пути!


 Безбожник страшится скоропостижной смерти, вор-карманник боится взломщика, убийца трепещет меча, гордый ужасается [публичного] позора, клеветник [не находит себе места, предчувствуя грядущий] суда Истины.


 С безбожником случается именно то, чего он больше всего опасается.


 Даже тени деревьев наводят на безбожников какую-то жуть, они представляются им вооруженными солдатами. Безбожник вздрагивает при любом шорохе, ожидая прихода мстителя. В шуме леса слышится ему позвякивание цепей, в птичьих трелях распознаёт он воинственные кличи приближающихся охотников.


 Трудно спорить с безбожным, разговаривать с безумным, убеждать озлобленного. Ибо не понимают они слов. Гораздо скорее убедишь их делами. Тем, которые хотят с вами спорить, сделайте доброе дело — и вы выиграете спор. Одно дело милосердия быстрее вразумит безумного и смягчит сердце озлобленного, чем многие часы бесед. Безбожие, безумие и злоба приходят от невежества. Последнее же подобно беснованию, которое лучше всего обуздывается добродетелью. Если с безбожным будешь спорить по его же буйным правилам, то еще больше воспалишь его наглость, отрицающую всё и вся. Если с безумным говоришь повышенным тоном, мрак безумия сгущается. Если злобного думаешь убедить гневом, то еще больше разжигаешь огонь ненависти. Кроткое и благое дело — вот та вода, которой угашается весь этот пожар.

+   +   +

 Вера в бессмертие имеет особую силу благотворно воздействовать на людей. Человеческая душа, окруженная злом всякого рода, полна сомнений и полагается на волю обстоятельств, но в своих сокровенных глубинах, под толстым слоем неверия и косности, она тщательно сберегает одну тихую полутемную комнатку, куда хотя и не прорывается яркий луч света, но и тьма не может ее целиком заполонить. Там живет надежда на лучшую жизнь.

+   +   +

 Люди говорят: "Читай Библию!" А я бы добавил: "После прочтения не прикасайся к ней пять лет, все эти годы читай другую литературу, а затем вновь прочитай Библию — и ты увидишь ее действительное величие, силу и красоту".

+   +   +

 Обладатель величайших благ обладает и малыми.


 Не способный удовлетвориться малым благом не верит и не ищет блага большего.

 Недовольный благом большим не верит и не ищет блага величайшего.
 Но кому даже величайшее благо не принесет мира и радости, тот не уверует ни в какое благо и не станет его искать.

+   +   +

 Научившийся быть благодарным научится быть и милостивым. А милостивый человек свободнее шагает по этому мiру.

+   +   +

 Если мы вне Божией благодати, то мы и вне себя — и в сравнении со своей благодатной натурой пребываем в состоянии не лучшем, чем какой-нибудь сумасшедший перед лицом так называемого "здорового" человека. Лишь благодатный человек — человек естественный, т. е. [принадлежит он к] высшей, неповрежденной, природе, которой владычествует и управляет Божия благодать. А жить без благодати — значит быть вдалеке и от Бога, и от реалий собственной природы... Поэтому на грешников нужно взирать как на больных, как на немощные тени, лишенные [подлинного] бытия и разума.

+   +   +

 Не всё равно, вкушать ли свою пищу с благословением или без него.

+   +   +

 Из всех грехов блуд — наиболее ярко выраженный и самый полный сатанизм... Блуд — ближайший, самый прямой путь к помрачению ума. Блуд — ядовитый микроб, всю душу обращающий в тление.

+   +   +

 Не Бог свидетельствует о красоте небосвода, а красота небосвода о Боге.


 Пока человеческую душу наполняют богопротивные мысли, чувства и хотения, она вообще не способна слушать и принимать слова о Боге. Сверх того, кто не имеет Бога в себе [самом], тот, повинуясь какому-то адскому инстинкту, всячески пытается искоренить Его из душ тех, кто Его в себе носит.

 


 В отношении к Самому Себе бытие Бога парадоксально, над-умно [букв. "драматично", "[исполнено] драматизма, внутреннего и внешнего". — Ред.] — в этом истинное значение догмата о Святой Троице: Бог един [по существу. —Пер.] и все-таки не един [по Лицам. — Пер.]: Он, в первую очередь — множество в единстве. Он соболезнует личной драме каждого человека, оставаясь при этом Богом всей вселенной. Он может страдать, оставаясь при этом совершенным [всегда]. В мiре Он вездесущ, но не отождествляет Себя с мiрозданием.


 Утративший веру в Бога получает взамен глупость. А из всех родов глупости едва ли отыщется более жалкий, чем тот, когда кто-то, называя себя христианином, идет и подбирает ничтожные "доказательства" бытия Бога и бессмертной жизни в других верах и философиях. Кто не нашел золота у богатого, как найдет его у нищего? Откровение бессмертной жизни, факты, свидетельства, знамения, реальные явления мiра духовного — вот что не только полагает фундамент христианской веры, но и созидает стены, кровлю, купол, всё наполнение и украшение величественного здания Церкви.


 Бог на земле обитает лишь с теми, кто носит в себе сокрушенное сердце и смиренный дух. Им Он и открывает тайны бытия и мiроздания, а также духовную глубину всецелого Своего Писания, [нередко] используя [для этого] [земные] события и категории.


 Бог сотворил людей не на погибель, а к спасению. Есть ли такой огородник, который, сажая овощ[ную рассаду], хочет, чтобы она засохла и не принесла никакого плода? Одно желание у Бога: чтобы все люди покаялись и отвратились от зла.


 Надлежит славить Бога Всевышнего, истинного, а не земных идолов. От правильного прославления [т. е. от Православия. — Пер.] истинного Бога зависит мир на земле и добрая воля среди людей. Сам по Себе Христос — воплощенная Божия Слава. Он — Князь мира и Мир наш. Он — добрая Воля и Мир в человеках. Своим предельно логичным домостроительством спасения Бог Слово раскопает [и разрушит] анти-логичные дела дьявола. Посему и достоин Он всякой славы и похвалы неба и земли.


 Забывающий Бога взваливает на себя Божии заботы, вовсе не предназначенные для немощных людских плеч. Если же вы [и впрямь] хотите взять на себя попечения о конечном благе человечества, то старайтесь не о том, что будут люди иметь, а каковы они будут.
 Бог, избавив нас Христом от греховного растления и смерти, оказал нам милость гораздо большую, чем когда сотворил нас из ничего. Так и земные родители: если примут они своего развратного и пропащего сына и, простив ему всё, излечат его от недугов, очистят, воспитают и снова сделают своим наследником, то эта их последняя милость превзойдет по значимости ту, которую оказали они ему при рождении на свет.


 Бог наказывает человека не потому, что Ему [якобы] доставляет удовольствие причинять ему скорбь [букв. "уничтожать", "уничижать". — Ред.]. Причины наказания лежат в области Божественной целесообразности (домостроительства) бытия мiра; две самые очевидные из них — это (1) посредством наказания исправить грешника и наставить его на путь спасения и (2) показать другим, к чему приводит греховная жизнь.


 Прежде чем дать какой-нибудь обет Богу, человек должен тщательно взвесить [собственные силы], чтобы не взять на себя чего-то неразумного или неподъемного.


 Любовь человека к кому бы то или чему бы то ни было, да и к самому себе, может временами охладевать, угасать и даже переходить в ненависть. Но любовь человека к Богу, однажды приобретенная и утвердившаяся, с трудом истощается, если только кто-то не сойдет с ума. В первом случае человек умаляет или вытравляет свою любовь вследствие перемен либо в нем самом, либо в предмете любви. Во втором же — человек способен оскудеть в своей любви к Богу только по причине перемен в нем самом, ибо в Боге таковых нет.


 Бог не подаст духовного дарования: ни дара разумения, ни дара веры, ни любви, ни чистоты, ни пророчества, ни чудотворения, ни власти над демонами, ни прозорливости, ни видения небесного света, — тому, кто расточил и во зло употребил дар телесного здоровья, или дар земного богатства, или славы, или высокого положения среди людей, или познания материального мiра, или какого бы то ни было другого искусства и ремесла.


 Бог — единственный Царь людей. А потому и начальствующие, и подчиненные — в одинаковой мере рабы Божии. Этим заложено основание соборности, основание общества ангельского: подчинение младших старшим, взаимное послушание равных между собой и смиренномудрие всех. Этим устраняются два страшных зла в мiре сем: тирания — насильственное господство одного над всеми (моно-тирания), и анархия, т. е. власть многих (поли-тирания).


 Вся вселенная — не пантеон и не пандемониум, а храм одного и Того же Бога.


 Откроет ли человек глаза и обратит взор на себя — увидит Бога, закроет ли их и всмотрится в себя — опять увидит Бога: и тело его, и дух носят в себе и являют собой два пути богопознания.


 Мы замечаем присутствие Бога в кристалле и цветке, зная, однако, что Бог — не кристалл, не цветок, не химическое соединение, не математическая формула и не планета.


 У вас и волосы на голове все сочтены (Лк. 12, 7), а тем более ваши друзья и враги на земле! И потому не смущайтесь, если будет у вас слишком много тех или других, не бойтесь, что ваши враги возьмут над вами верх, и не надейтесь, что ваши друзья вас защитят. Старайтесь лишь иметь другом Бога — и более ни о чем не тревожьтесь.


 Богу не столько дела до государств и наций, сколько до людей, ибо хочет Он спасти каждую отдельную живую душу.

 Бог — не камень, который, будучи однажды вброшен в человека, остается в нем навсегда, даже вопреки воле последнего. Бог — сила тончайшая и сильнейшая света и воздуха, либо наполняющая человека — по безмерной Божией благости, либо покидающая его — по его добровольному выбору. Так что не бывает даже двух дней подряд, когда человек в равной степени наполнен Богом.


 Бог желает не погубить людей, а пробудить их, предостеречь, научить и спасти. Бог сотворил людей не для того, чтобы они на протяжении всей своей земной жизни пребывали в примитивной простоте и монотонности существования, [оставаясь] исключительно пастырями и земледельцами, но чтобы они росли, восходя от силы в силу.


 Бог карает, но Бог и веселит. Одна покаянная мысль уже смягчает Божий гнев, потому что Бог гневается на людей не как какой-то свирепый враг, а как любящий отец. Его гнев мимолетен. Его милость бесконечна.


 Нет Бога, кроме Бога Единого. Нет и Мессии, кроме Единого. Нет ни Бога, ни Мессии, явившегося во плоти, кроме Единого, т. е. Иисуса Христа. Нет истины вне той, какую возвестил Он мiру. Нет ни жизни, ни спасения без Него и вне его.


 От Бога — благодать, а от нас — труд. Пусть, следовательно, никто не подумает, что Апостолы утверждались лишь на ниспосланной им от Бога благодати, что им было легко и что они без труда совершали свое великое служение в мiре.


 Доверяй Богу больше, чем матери: исповедай Ему всё — и Он тебя не выдаст, все Его заповеди немедленно прими как добрые и благие — и Он тебя не обманет. Но сколь доверчив ты к Богу, столь же будь осмотрителен к врагам: к мiру, плоти и дьяволу.


 Даже наихудший человек трижды в жизни вспоминает о Боге: когда видит праведника, страдающего по его [т. е. этого наихудшего человека. — Пер.] вине, когда он сам терпит скорби по чужой вине и когда наступает для него час смерти.

 И звезды движутся, и звери живут, и воздушные потоки управляются в согласии с установленным от Бога порядком. И лишь человек, самое разумное творение, нередко впадая в безумие, оставляет Божий путь и, пленяясь собственными грёзами, придумывает себе новые траектории развития. Как следствие этого и дети, презрев старцев, могут становиться вождями, и женщины, вместо мужчин, вступать во власть. Но когда правят дети — господствует насилие, и когда властвуют женщины — обычно царит хаос.


 Бог насколько имманентен мiру, настолько и трансцендентен ему, то есть Он и в нем, и выше его. Как Бог личный Он никогда не растворяется в мiроздании. Личным [Личностью] Он не перестает быть и не имея в мiре никакого завершения.


 Ни жаждущий человек не может напиться из высоко плывущих облаков, ни человек благочестивый — удовлетвориться Богом вдалеке. Первый хочет принять воду на язык, а не смотреть на нее глазами; второй уповает сочетаться с Богом всем сердцем, а не устами.


 Крепость и здоровье дал Бог сильному, чтобы тот помогал слабому; достаток и преизбыток богатому — чтобы тот творил дела милосердия; мудростью наделил рассудительного — чтобы тот назидал неученых и наставлял неразумных.


 Опыт свидетельствует, что некоторые первые по чести на земле остались первыми по чести и у Бога. Были цари, угодившие Богу со своего престола, и были люди, лишенные всякой власти и вплоть до своей смерти Бога прогневлявшие. Были и богачи, спасшиеся благотворительностью и верой, и нищие, за свою злобу и неверие принявшие осуждение. Были и люди образованные, соблюдшие веру и добродетель, и неграмотные, отвергшие то и другое.

+   +   +

 Скрывай свое духовное богатство и без нужды не выставляй его напоказ. Посмотри, как не спешат люди обнародовать подлинные размеры своего материального достатка, так что даже в крайних обстоятельствах всегда скрывают основные суммы, заявляя лишь о незначительных. Очень мало тех, кто желает публично представить всё, что имеет, и еще меньше тех, кто завышает сумму прибыли. 

 Это для тебя ясное указание к тому, что должен ты хранить вдали от людских глаз и ушей свои духовные дарования и подвиги: посты, бдения, молитвы и вообще все добрые дела. Почему мудрые дети века сего не трубят о своих накоплениях? По двум причинам: чтобы не проведали о том жулики и грабители и чтобы не вызвать зависть у людей желчных. Но и в отношении к благам духовным есть свои воры и завистники: духи злобы. Только проговорись о каком-нибудь духовном прибытке — они тут же постараются растоптать его или пустить по ветру. Собственно, как только объявил ты о нем без всякой нужды (скажем, из тщеславия, чтобы просто похвалиться) — считай, что они уже отняли его у тебя и расточили. И ты, избыточествующий духовными стяжаниями, вдруг — даже не осознавая того — делаешься нищим и убогим. Многие духовные богачи, святые, были в глазах мiра юродивыми, чтобы за мнимым безумством скрыть свою великую мудрость и душевную силу. Авва Исаия пишет: "Те добродетели приятны Богу, которые совершаются втайне". А преп. Нил Синайский говорит: "Покрытая кожа на теле белая, а открытая — опаленная и черная". Так обстоит дело и с нашими добрыми делами.

 


 Большое богатство обнаруживает нищету.


 Чем больше богатства вы собираете, тем вы жальче и ничтожнее, и чем больше знаний в себя впитываете, тем меньше у вас радости. Все притчи — на поверхности, но их смысл — в глубине.


 Богатство — не жизнь, а лишь подпорка, [костыль] этого кратковременного земного существования.


 От многих стремящихся к стяжанию богатства часто слышишь такое оправдание: "Скоплю деньги — смогу творить добрые дела!" Не верь им, потому что обманывают они и тебя, и себя.


 Богатство — великое благо и мощное оружие против зла. Но [есть] богатство [и такое], которое по своей силе уступает даже моли. [Оно] не стоит ровным счетом ничего.


 Богатство — благо, когда его можно обратить в доброе дело.


 Богатство — зло, когда, вместо того чтобы наделить человека свободой, оно ставит своего собственника себе в услужение.


 Собирающий себе земные богатства нагнетает в свою душу тревогу и страх. Такой губит себя в собственном имении, и его сердце покрывается толстым слоем пыли.


 Те, кто не умел делиться богатством, пока им обладал, должен будет научиться просить, когда оно будет у него отнято.


 Погибло богатство, но не погиб ты!


 О том, что богатому трудно войти в Царство Божие, сказал Сам Господь. Трудно — да, но это не значит, что невозможно.


 Жадные богачи живут с ложной уверенностью, что мiр сей — утлое суденышко без капитана, без штурвала и кормчего, покинутое всеми, тонущее и гибнущее, которым пользуются только для того, чтобы как можно больше из него забрать и перенести в свою лодку.


 Богатым напоминаем мы о долге милосердия и просим оказать помощь тем, кто ее от них ожидает. Родители, имеющие детей сытых, одетых и помещенных в теплые комнаты, пусть вспомнят, что есть и такие дети, родители которых не в состоянии обеспечить им ни достаточного пропитания, ни теплой одежды, ни сухой обуви, ни удобной постели, ни натопленного дома, и пусть сделают что-то и для них.

+   +   +

 Богословие — это слово о Боге. Поэтому оно — либо всё, либо ничего. Вся природа, а также всё, что выше и ниже ее, — всё это богословие. Богословие — необозримое поле и каждый растущий на нем цветок, Сириус и Млечный путь, туманности и метеоры, Дунай и Копаоник, море и полярное сияние, история планет и хроника жизни людей, радиолярии, бабочки, песчинки, капли воды, лучи света. Если вся природа — не богословие, то либо первая, либо второе не имеют никакого смысла. Если вся природа не возвещает о Боге, кто тогда поверит Исаии и Павлу, Карлейлю и Кнежевичу?

 Любая наука — это целостное богословие, систематизированное свидетельство о Боге, и каждый ученый — богослов, ибо каждый говорит о Боге, раскрывая Его дела. А потому не чужды сей науки и Лавуазье, и Вольтер, и Никола Тесла, и Штроссмайер. 

+   +   +

 Божие действие — поэзия, Божие произведение — песнь. Эта песнь всегда совершенна, [стройна, благозвучна], лишена каких-либо недоработок. Ее дух неизменен, непреложен, ибо это дух поэзии совершенства. Ее форма — всегда новая, всегда иная, но одно в ней постоянно — ее безупречность [букв. "совершенство". — Ред.] в каждый момент времени.


 Мы уже не верим в то, что дуб, или орел, или изумруд, или море, или огонь — боги, но считаем их выражением Божия замысла, Божия духа.


 Если мы в своих мыслях исполним Божий закон, то легко сможем исполнить его и в чувствах, то есть если не согрешим мы помыслами, то тем более не погрешим и делами. Или еще: если сердце наше с Богом, то и язык, и руки, и ноги, и всё тело не может быть против Бога.

+   +   +

 Болезнь — лечебное средство от греха.


 Предсмертная болезнь очень важна. Многим грешникам она принесла вечное спасение. Тысячи из них узнали о Боге и о собственной душе лишь в предсмертном недуге.


 Православная Церковь неизменно утверждает, что причины всех болезней, страданий и самой смерти лежат в сфере нравственной. Потому и прописываемые ею лекарства от всего этого направлены исключительно на уврачевание нравственности. Таковы суть покаяние, пост, молитва, милосердие, исповедь, прощение.

+   +   +

 Борьба — либо внешняя, либо внутренняя — не прекращается ни на минуту. [Ибо] враг [наш] иногда действует видимо, через людей и другие создания, а порой и невидимо, через помыслы. То, что происходит на войне, в сражении между двумя противоборствующими армиями, то же самое имеет место и в каждом отдельном человеке, когда борется он с прелестями мiра сего.


  Борьба за свободу наполняет всю историю человечества.
 Поначалу человек боролся с окружающей его природой, так как первая его неволя сводилась именно к рабству стихиям.

 Затем к ней добавилась борьба с другими подобными ему людьми, навязавшими ему свою власть и силу и ставшими для него господами и тиранами.

 Наряду с этим не переставала и вечная борьба человека с самим собою, с собою худшим во имя себя лучшего, с собою как рабом во имя себя как свободного.

 В борьбе с природой человек стал умнее, в борьбе с людьми — гуманнее, в борьбе с самим собою — выше и благороднее.

 Но, тем не менее, ни одна борьба для человека еще не завершена.


 Борьба за власть и право — болезненное явление в человеческой истории.
 
 Жизнь и борьба — синонимы.


 Жить в этом мiре — значит сознательно или инстинктивно бороться.


 Легко людям бороться со зверями: ведь у них есть оружие, которым звери не обладают. Но трудно тем же людям вести брань с духами злобы, потому что эти последние прибегают к тому оружию, которого у людей нет.

 +   +   +

 Братья мои, брак — таинство великое и удивительное, один из преславных устоев Божия домостроительства. Чистый и честный брак, сопряженный со страхом Божиим, — это сосуд благодати Святого Духа; такой брак преисполнен высоты [и совершенства]. Презирающий брак пренебрегает Духом Божиим. А кто воздерживается от брака ради Божия Царства, тот обязан как-то иначе сделать себя сосудом Духа Святого и именно в духовной области стать плодоносным, чтобы не быть посеченным, как бесплодная смоковница.

 Брак по плоти — тайна любви и жизни. Ее превосходит лишь тайна Христовой связи с Церковью, где Христос именуется Женихом, а Церковь невестой.


 Бог благословил брак сначала в раю, а затем в Кане [Галилейской]. В браке две плоти становятся плотью единой, два храма Духа Святого обретают единый кров.


 Брак по плоти — лишь образ, символ брака духовного. В первом сначала наступают радости, а затем скорби; во втором же — сначала скорби, а затем радости.


 

Быть и трудиться — в чем здесь смысл?

 На Востоке, особенно на Среднем востоке, быть акцентировано сильнее, чем трудиться. Что лучше: быть или трудиться? То и другое — благо; но в обособленности друг от друга и первое, и второе утрачивают совершенство и зачастую оказываются даже опасными. Совершенство заключается в единстве обоих. Ведь половина яблока — это не целый плод, и потому быстро сгнивает. Некоторые исследователи заявляют: "Восток есть Восток, а Запад есть Запад, они никогда не пересекаются". Я не сказал "никогда" но [сказал бы] "редко".

 Посмотрите на нашего Господа и Спасителя: Восток и Запад встретились в Нем паче всех чаяний. Он вмещал в Себя то и другое, будучи одновременно как совершенным азиатом, так и совершенным американцем. Быть и трудиться обитали в Нем неразлучно... Днем Он обращался в мiре, ночью беседовал со Своим Небесным Отцом. Трудиться принадлежит времени, быть — вечности. Мы созданы и для времени, и для вечности, сотворены из праха и духа. Восточный архетип готов погрузиться в вечность и в ней безмолвствовать, западный же склонен скорее пребывать во времени и трудиться. Что истинно в том и другом архетипе? Какой из них более правильный? — Тот, который приращает свойства соседа к своим собственным; тот, кто соединяет то и другое воедино.

 Сущность Евангелия [тоже] двухмерна: и ее составляют бытийствование и труд. Те, кто стремится только работать, не прилагая никакого труда к тому, чтобы быть, — разрушительны и для общества, и для самих себя.

 В наше время утрачено равновесие между быть и трудиться. Это в той или иной степени относится к любому народу. Каждый спрашивает: "то делать?" Значительно реже услышишь вопрос: "Как жить (т. е. как быть)?"


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру