Учение о священном Предании. Определения понятия Священное Предание в Ветхом Завете

С. Алферов

Определение понятия Священное Предание в Ветхом Завете.

1.1. Период от Адама до пророка Моисея.

«Бог сотворил человека непричастным злу ..., природой безгрешной и волей самовластной ..., то есть он имел возможность пребывать и преуспевать во благе, получая содействие от Божественной благодати, равно как и отвращаться от добра и оказываться во зле, поскольку Бог попускает это из-за свободы воли - ведь совершаемое по принуждению не есть добродетель»2.

«Итак, поскольку Бог по природе украсил его свободой воли, Он дал ему закон: не вкушать от дерева познания ..., пообещав, что если тот сохранит достоинство своей души, доставив победу разуму, признавая Создателя и соблюдая повеления Его, то он будет причастником вечного блаженства и будет жить вовек, став сильнее смерти. А если он душу подчинит телу и предпочтет телесные услады, не уразумев своей собственной чести, и уподобится скотом несмысленным (Пс. 48;13), ... то будет подвластен смерти и тлению, и будет подвержен необходимости трудится, влача бедственную жизнь. Ибо не было полезно, чтоб он, будучи еще неискушенным и неиспытанным, получил нетление, - чтобы он не впал в гордость и осуждение диаволово (1Тим. 3;6) ... Итак, надлежало, чтобы человек, в начале пройдя проверку и достигнув совершенства путем испытания через соблюдение заповеди, тогда уже стяжал нетление как награду за подвиг добродетели»3.

Как пишет В.Н. Лосский: «В раю согласие человеческой свободы и Божественной благодати могло стать светозарным мостом над тем «бесконечным расстоянием», которое, как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, отделяет тварь от Творца. Адам был непосредственно призван к обожению»4.

Но после грехопадения состояние человека и всего мира изменилось. Грех, тление, страдание и смерть вошли в мироздание; изменилась природа человека, оторвавшись от Бога, она стала не естественной, противоестественной. В этом состоянии небытия и смерти человек не мог больше оставаться на уровне своего призвания, объективно не мог достигнуть своей конечной цели - обожения. Поэтому, только Сам Бог, по неизреченной любви, мог спасти род человеческий. Возникает естественная необходимость в Откровении Божием человеку.

Посмотрим, как раскрывалось и распространялось Божественное Откровение в истории человечества, в чем оно состояло, то есть что же собственно передавалось от Бога людям и людьми друг другу, и как передавалось.

Здесь можно сразу дать самое общее определение Священному Преданию - «это общая форма сохранения и распространения Божественного Откровения»5. (Предание - понятно, то что открыто, дано и передано; Священное - что освящено Богом, то есть Божественное. И вот это Божественное Откровение должно быть сохранено в роде человеческом и распространятся из поколения в поколение по всему миру для спасения рода человеческого.)

Уже в момент осуждения Адама и Евы Бог дает им первооткровение - обетование о том, что «семя жены сотрет главу змия» (Быт.3,15). Вера в обещанного Спасителя становится отличительным признаком всех праведников Ветхого Завета. С этого момента род человеческий разделяется на две категории: одни, будут сохранять веру в Единого Бога и вдохновляться обетованием о Спасителе; другие, забудут Единого Бога и пойдут своим путем: окончательно утонув в грехе и водах потопа, а после будут блуждать в потьмах ложных религий или строить рай на грешной земле.

Итак, Церковь Божия - то есть люди, верующие в Единого истинного Бога, чтущие Его верой, надеждой и любовь, жертвами и различными добрыми делами угождавшие Ему, сохранявшие обетования Божии - существовала на Земле с сотворения первых людей. И эта Церковь Божия становится вместилищем Божественного Откровения. В ветхозаветное время до пророка Моисея это были праведники и патриархи, потом избранный народ еврейский, а в Новом Завете быть в Церкви Бога Живого призван весь род человеческий.

Первоначально Откровение Божие держалось в человеческом роде без писаний и распространялось среди людей единственно через устное слово (устное предание). Во дни от Адама до пророка Моисея Священных Писаний, Священных книг не было6. Бог говорил с избранными им праведниками, а они уже слова Бога передавли остальному народу. Это видно из книги Бытия.

Так Господь говорил к Ною, предупреждая его о потопе и повелевая сделать ковчег; спасая его от потопа; заключая первый завет со всем миром, равным образом со всеми животными и людьми в том, «что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошенной Земли» (Быт. 9,11). «Итак, три поколения людей заняли Землю; и одно из них (Хама) находилось под проклятием, а два (Сима и Иафета) - под благословением; но первое благословение сделалось уделом Сима, потомство которого жило на востоке и занимало землю Халдеев. И после того, как пришли определенные времена, то есть в десятом веке после потопа, является Авраам, который ищет того, что принадлежало ему от благословения его предка; и Бога, для него достойного(поклонения). Икогда он по внутреннему влечению своей души прошел всю вселенную, расспрашивая, где Бог; и когда он оказался слабым и не достиг цели, то Бог умилосердился над ним, только тайно искавшим Его, и явился Аврааму, давая ему познать Себя посредством слова, как посредством луча»7. Ибо Он говорил с ним с неба, и сказал: «... выйди из твоей земли, от родства твоего и из дома отца твоего, и иди в землю, которую Я укажу тебе ...» (Быт. 12,1). И после Господь неоднократно являлся Аврааму различным образом и говорил с ним. С Авраамом - «отцом всех верующих» (Рим. 4,1), «другом Божиим» (Иак.2.23) - заключен был и Ветхий Завет еще до книг, до каменных скрижалей. Тогда же было дано людям «знамение обрезания, печать правды веры» (Рим.4,11). Авраам же все то, что открыл и повелел сделать ему Бог «... заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд...» (Быт.18.19).

Являлся Бог после Исааку, Иакову и другим праведникам, открывая им Свою волю и говоря о будущем, а они словом передавали об этом потомкам.

1.2. Период от пророка Моисея до Христа Спасителя.

«Первые Священные книги были написаны пророком Моисеем спустя 3900 лет после сотворения мира» 8.

«Моисей первый, по ясному повеления Божию, возвестил богоизбранному народу и «записал на память в книгу» (Исх. 17,14) Синайское законодательство» 9.

«И пришел Моисей (с горы), и пересказал народу все слова Господни и все законы» (Исх. 24,3).

«И написал Моисей все слова Господни» (Исх. 24,4).

«И взял книгу завета, и прочитал вслух народу» (Исх. 24,7).

«Закон - обязательства, запечатленные в письменной форме, (регулировавшие всю нравственную, социальную и религиозную жизнь народа Божия); которым он должен подчинятся»10. «В пустыне Моисей получил от Бога закон, - Десятословие, написанное на каменных скрижалях перстом Божиим; перст же Божий есть то, что простирается от Отца к Святому Духу (несомненно разумеется Слово Божие - Сын, посредник всех ветхозаветных Откровений); равным образом и заповеди, и оправдания, которые Он повелел сынам Израилевым соблюдать. И поставил Моисей по повелению Божию скинию откровения, видимый образ на Земле того, что духовно и невидимо на Небе; вместе с тем представление образа Церкви и пророчество о будущем; подобно тому также сосуды и жертвенные столы, и ковчег, в который он положил скрижали. Вместе с тем он поставил во священники Аарона и его сыновей, предоставляя священство всему роду; они были из колена Левия. Также все колено, по повелению Божию, он призвал на служение при храме Божием, давши им левитский закон, как норму для того, как и каким образом должны вести себя те, которые непрерывно имеют в своем распоряжении служение во храме Божием...»11.

Пятикнижие ,по еврейски Тора - Закон. Можно сказать, что он сформировался в промежуток времени от Синая до смерти Моисея, так как после Синайского законодательства Господь еще давал закон израильскому народу. Например в книге Чисел говорится: «Сии суть заповеди и постановления, которые дал Господь сынам Израилевым чрез Моисея на равнинах Моавитских, у Иордана, против Иерихона» (Числ. 36,13).

«Когда исполнилось сорок лет (странствования), ... Моисей собрал народ и еще раз повторил все...; возобновив законодательство, которое он присоединил к данному прежде, он возложил на них. И это названо было «Второзаконием», в котором вписаны многие обетования как о нашем Господе Иисусе Христе, так и о народе, и о призвании язычников, и о царстве» 12.

Святитель Кирилл Александрийский в «Объяснениях избранных мест из Пятикнижия Моисея» говорит, что «всеми писаниями Моисея прообразовательно указуется таинство Христа»13.

Закон сопровождается Божественными обетованиями, которые непрестанно уточняются пророками (их избранный народ, кроме Закона, также принимает на протяжении дальнейшей своей истории).

«Пророки - люди, избранные Богом, чтобы возвещать глубинный смысл Закона. Фарисеям, которые постепенно превращали закон в какую-то статическую реальность и средство оправдания, пророки изъясняли его дух, его исторический динамизм и содержащийся в нем эсхатологический призыв, заставляя человека осознать свой грех и свое бессилие перед ним»14, то есть пророки о Христе и о Новозаветной Церкви проповедовали.

«… Были посланы Богом пророки, которые Духом Святым наставляли народ на путь и возвращали к всемогущему Богу отцов; они явились провозвестниками нашего Господа Иисуса Христа, Сына Божия…»15. Далее приведем несколько примеров этому.

«И что Этот Христос, Который был у Отца, так как Он есть Слово Божие, определен был соделаться плотию и человеком, и принять на себя рождение и родится от Девы, и жить между людьми, когда Отец всего Сам соделывает Его воплощение, - об этом Исаия говорит таким образом: «поэтому Господь Сам даст тебе знамение: се, Дева зачнет и родит Сына, и вы наречете Его Эммануил; Он будет есть масло и мед; прежде чем Он в состоянии будет узнать и различить злое, Он изберет благое…» (Ис. 7, 14-16),»16.

«Также и о рождении Его тот же пророк говорит в другом месте: «прежде чем наступили боли, она родила сына» (Ис. 45,7); этим он возвестил неожиданное и недомыслимое рождение Его от Девы. Снова тот же пророк говорит: «младенец родился нам, Сын дан нам, и Он назван: чудный Советник, Бог крепкий…» (Ис. 9,6),»17.

«И пророк Михей указывает место, где Христос должен родится, то есть Вифлеем иудейский, говоря так: «и ты, Вифлееме иудейский, не мал между вождями Иуды; ибо из тебя произойдет вождь, который упасет народ Мой Израиля» (Мф. 2,6; Мих. 5,2). Вифлеем же – область Давида, так что Он – потомок Давида не только ради Девы, Которая родила Его, но также и потому, что Он родился в Вифлееме – области Давида…»18.

«Также, указывая на Его вход в Иерусалим, который был главным городом Иудеи, где находился царский престол и храм Божий, пророки Исаия и Захария говорят: «Скажи дщери Сиона: се, Царь твой грядет к тебе, короткий, сидящий на осле, на жребяти, сыне ослицы» (Ис. 42,11; Зах. 9,9). Ибо Он пришел в Иерусалим, сидя на жребяти ослином, когда толпа возложила (на жребя) свои одежды и Его посадила на него. Под дочерью же Сиона разумеется Иерусалим.

Теперь мы скажем об исцелениях Его. Об этом Исаия говорит так: «Он понес наши немощи и наши болезни возложил на Себя» (Ис. 32,4), то есть понесет их и возложит на Себя… И для обозначения образа исцеления он говорит следующее: «в тот день глухие услышат написанные слова и прозрят во тьме, и во мраке глаза слепых» (Ис. 29,18).

О мертвых, что они восстанут, он говорит таким образом: «воскреснут мертвые и те, которые во гробах, восстанут» (Ис. 26,19).

О том, что он будет поруган и мучим, и, наконец, даже умерщвлен, Исаия говорит так: «по истине сын Мой признан, возвышен и вознесен. Сколь многие изумлялись относительно Тебя – так бесславен лик Его среди людей, - так многие народы будут изумляться и цари заградят уста свои; ибо узрят Его те, которым не было возвещено о Нем, и уразумеют те, которые не слышали. Господи, кто поверил тому, что нам возвещено, и мышца Господня – кому она открылась? Возвестихом яко отроча пред ним, как отпрыск от корня в сухой земле; Он не имел ни вида, ни красоты; но вид Его презрен и умален больше других людей; муж в язвах и привыкший переносить страдания, ибо отвращено лицо Его; Он был призираем и ни во что ставили Его. И Он грехи наши носит и ради нас терпит болезни; а мы думали, что Он в болезнях, в язвах и в страданиях (от Бога), тогда как Он язвлен за наши грехи и мучим за наши беззакония; наказания мира нашего на Нем, и язвами Его мы исцелились» (Ис.32,13-33,5)…

Итак, ясно, что это произошло с Ним согласно с волей Отца ради нашего спасения. Потом же он говорит и о страданиях Его:

«Он не открывает уст своих, как овца Он веден был на заклание, как агнец пред стригущими безгласен» (Ис. 32,7). Вот, смотри, так он возвещает добровольное шествие Его на смерть.

Слово же пророка: «во смирении Его суд Его взят (от Него)»-(Ис. 33,8) – указывает на Его смиренное явление… И… Давид о смерти и воскресении Христа говорит так: «я лег, и уснул, я восстал, ибо Господь защитил меня» (Пс. 3,6).

И о кресте Его Исаия говорит так: «целый день Я простирал руки Мои к неразумному и непокорному народу» (Ис. 45,2). Ибо это – знамение креста. И еще яснее говорит Давид: «псы окружили Меня, скопище злых обступило Меня; пронзили Мои руки и ноги» (Пс. 21,17). И опять он говорит: «сердце Мое как воск, растаяло во внутренности Моей и рассыпались кости Мои» (Пс. 21,15).

… Опять Давид говорит: «они смотрели на Меня, они разделили между собой Мои ризы и об одежде Моей бросали жребий» (Пс. 21,19). Ибо при Его распятии войны разделили Его ризы, как у них было в обычаи и разорвали одежду Его и таким образом разделили. Но о хитоне бросили жребий, чтобы тот, на кого он упадет и получил его (Ин. 19,23).

И что Он, воскресши из мертвых, вознесется на небо, об этом Давид говорит так: «колесниц Божиих тьмы тем, тысячи управляющих ими. Среди них Господь, на Синае, во святилище. Он восшел на высоту, пленил плен; Он… одарил людей дарами» (Пс. 47,18-19)…

Так, воскресши и вознесшись, Он пребывает одесную Отца, доколе в установленное Отцом время все враги будут покорены Ему… И об этом пророк Давид говорит таким образом: «Так говорит Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих под ноги Твои» (Пс. CIV,1),»19.

«Эта двоица – закон и пророки – уже выражает некоторым образом завершающее действие Логоса и животворящее действие Духа (в Новом Завете). В Ветхом Завете дух пророчества явно приоткрывает перед нами действие третьего Лица Пресвятой Троицы»20.

Но история Ветхого Завета – не только история прообразов спасения, - это и история избраний. «На протяжении этой истории Бог спасает некий «остаток», ожидание которого достигает все больше чистоты… вплоть до всепревосходящей чистоты Девы, способной родить Спасителя всего человечества»21.

Однако Ветхий Завет не знал внутреннего благодатного освящения 22. Он только готовил человечество к принятию Спасителя и спасения. Бог действовал на народ извне. И все же Ветхий Завет знал святость, потому что благодать, действуя извне, вызывала ее в душе, как некий плод этого воздействия; 23 а иначе, как бы явилась в мире Пресвятая Дева. Но в Ветхом Завете человек, даже будучи праведным, не мог освободится от своего состояния греховности, тленности и смертности.

«Закон же, данный чрез Моисея, приходя и свидетельствуя о грехе, так как человек есть грешник, хотя устранил его царство, обличая, что он разбойник, а не царь, и показал его человекоубийцей, но отягчил человека, имевшего в себе грех, показывая его повинным смерти. Ибо хотя закон был духовен, но он только обнаружил грех, но не уничтожил, ибо грех господствовал не над духом, а над человеком. Ибо Тому, Кто предпринял убить грех и искупить человека, повинного смерти надлежало сделатся тем, чем Он был, то есть Человеком, Который был приведен в рабство грехом и находился под властью смерти, дабы грех был умерщвлен человеком и человек ушел от смерти…»24.

«Святость, как активное освящение всего существа и свободное употребление природы человеческой природе Божией сможет проявится только после подвига Христа…»25.

Подведем некоторый итог: а именно, в чем состояло Божественное Откровение и что передавалось из рода в род в Ветхом Завете. Так как нас больше интересует то, что именно содержалось Ветхозаветной Церковью и передавалось, потому что это собственно и есть Священное Предание.

Избранному народу (Ветхозаветной Церкви) до Рождества Христа Спасителя была открыта, содержалась и передавалась из рода в род:

- вера в Единого Бога и вера в будущего Спасителя.

- было дано Слово Божие в виде записанного пророком Моисеем Закона и вообще всех Священных книг Ветхого Завета, которые все были написаны богодухновенными мужами и пророками, движимыми Святым Духом. Апостол Петр говорит: «ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы духом Святым» (2Петр. 1,21). Апостол Павел пишет к Тимофею: «Притом же ты из детства знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание Богодухновенно…» (2Тим. 3,15-16).

- Даны от Бога и пророки, - истинные истолкователи Слова Божия, провозвестники веры в будущего Спасителя и Его Царство.

- Народ знал праведность, как исполнение Закона по вере в будущего Спасителя. (Например в евангелии от Луки говорится о родителях пророка и предтечи господня Иоанна; что Захария и Елизавета «оба были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» (Лк. 1,6).)

А также святость, как некий плод в душе от внешнего действия благодати.

Все это необходимо было для Домостроительства спасения рода человеческого, и все это передавалось из поколения в поколение. Избранный народ жил единой жизнью по Вере и Закону, который был записан; дети воспитывались в Законе; пророки, священники, учителя наставляли народ в Законе; существовали пророческие школы; школы по изучению и сохранению Священных Писаний, в которых они переписывались и сохранялись от искажений до единой йоты. Таким образом передавалось Откровение Божие. Вообще всей ветхозаветной историей человечество подготавливалось к принятию Спасителя и спасения. Как пишет преподобный Иоанн Дамаскин: «… человека, обольщенного нападением злоначального беса и не сохранившего заповеди Творца, и лишившегося благодати, и совлекшего с себя дерзновение к Богу, и прикрытого суровостью бедственной жизни…, и облаченного омертвлением, то есть смертностью и грубостью плоти…, и по праведному Божию суду ставшего изгнанником из рая, и осужденного на смерть, и подчиненного тлению, - не презрел Сострадательный, давший ему бытие и даровавший блаженное бытие; но прежде воспитал многими способами и призвал к обращению через стон и трепет, водный потоп и чуть ли не совершенную гибель всего рода (Быт.6,13), через смешение и разделение языков (Быт. 11,7), надзор ангельский (Быт. 18,1 и далее), сожжение городов (Быт. 19,1), прообразовательные Богоявления, войны, победы, поражения, знамения и чудеса, разнообразные силы, через закон, через пророков, целью чего было истребление греха, многоразлично разлитого и поработившего себе человека, и нагромоздившего в жизни всякий вид порока, а также и возвращение человека к благой жизни»26.

Таким образом под Священным Преданием в ветхозаветный период можно понимать сохранение и передачу веры в Единого Бога и будущего Спасителя, Закона Божия писанного; истинного истолкователя этого Закона; жизни по Закону Божию и вере, и связанный с этим некий плод освящения в душе от внешнего действия благодати.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру