Какие специалисты в России не нужны

Министерство образования выступило с новой инициативой. На этот раз чиновники собираются реализовать проект, в рамках которого число специальностей, которые можно будет получить в вузах, сократится с 500 до 100. О том, как будет проводиться сокращение, порталу «Слово» рассказала Ирина Всеволодовна Абанкина, кандидат экономических наук, доцент факультета государственного и муниципального управления ГУ ВШЭ, директор Института развития образования Высшей школы экономики.

- Ирина Всеволодовна, с какой целью планируется сократить список профессий?

- На самом деле эта идея не нова, в России не раз сокращали список профессий. Раньше у нас было около тысячи специальностей, сейчас их вдвое меньше, но многие все равно никак и нигде не используются. Так что эта работа проводится систематически на протяжении всего времени. Ведь некоторые профессии устаревают, вместо них появляются другие. В наше время также важно понять, какое в разных сферах требуется образование – где эффективнее обучать по программам бакалавриата и магистратуры, а где нельзя обойтись без специалитета, как, например, в медицине.

В России существует справочник, который называется «Общероссийский классификатор специальностей по образованию», если проще – ОКСО. В нем содержится информация по специальностям и направлениям подготовки. По сути, это то, что будет написано у выпускника высшего или средне-специального образовательного учреждения. В связи с сокращением списка профессий идет работа по усовершенствованию этого справочника. Невостребованную часть специальностей из него уберут, а те, которые нужно внести, добавят. В последнее время появилось немало профессий, которые действительно популярны, но не зафиксированы документально.

К тому же недавно в Законе об образовании зафиксировали многоуровневую систему высшего образования. Теперь если абитуриент идет на бакалавриат или в магистратуру, то он обучается по направлениям подготовки. Специальность можно получить только в рамках специалитета. А так как большая часть профессий уже переведена на программы бакалавриата, то и справочник необходимо привести в порядок в соответствии с этими изменениями.

В Европе сейчас тоже обновляют справочники, являющиеся аналогами нашего квалификационного справочника по должностям и профессиям. Конечно, их классификаторы сделаны по другим принципам: у них есть специальности и крупные образовательные поля, в которые входят целые группы специальностей. Европейцы этим занимаются потому, что очень многое сегодня происходит на стыке разных наук. Сейчас совершается много междисциплинарных открытий, связанных с физикой, химией, биологией. И для того, чтобы поощрить работу по междисциплинарным предметным областям, европейцы обновляют свои программы. Мы тоже движемся в этом направлении, ведь чтобы студенты были востребованы, нужно чтобы и их профессия котировалась на рынке труда. Естественно, это связано также и с проблемой признания российских дипломов и вообще российского образования за рубежом. Мы хотим, чтобы наши вузы ценились за границей, это поможет повысить академическуюмобильность преподавателей и студентов.

- Кто занимается разработкой нового классификатора?

- Выполняет эту работу Федеральный Институт Развития Образования (ФИРО), в частности, Александр Наумович Лейбович, первый замдиректора института, уже много лет занимается со всем, что связано со специальностями. Над справочником по высшему образованию работает Борис Сазонов, который раньше работал в НИИ высшего образования, а сейчас является научным сотрудником ФИРО. Он отличный специалист в области систем классификации и стандартизации в образовании. Также постоянно проходит экспертное обсуждение вариант проекта, который сейчас разрабатывается. Я была приглашена именно как эксперт.

- Как именно будет происходить сокращение?

- На самом деле, это будет больше перегруппировка, чем сокращение. Сейчас все специальности, которые есть, распределены в 28 укрупненных групп. В современном вузе обычно представлено как минимум 20 укрупненных групп. Если смотреть по специальностям, то в тех ническом вузе их обычно до 60. Но теперь с сентября студенты будут обучаться по направлениям подготовки и лишь совсем немного по специальностям. Так что нужно делать современный справочник, который учитывал бы все изменения. При этом дробный перечень специальностей становится уже невостребованным, поэтому было принято решение увеличить количество укрупненных групп специальностей с двадцати восьми до, по крайней мере, пятидесяти. В них будут входить другие подгруппы. Планируется сделать так, чтобы эти специальности были сопряжены с направлениями подготовки. Онидолжны быть достаточно общими, чтобы туда могли попадать и междисциплинарные профессии, которые находятся на стыке наук, но при этом отличаться друг от друга некоей методологической и предметной базой.

В результате должен получиться квалификационный справочник по должностям и профессиям, который будет регулировать рынок и отвечать новой многоуровневой системе образования и тенденциям, сложившимся в сфере труда. Готовить людей по узкой специальности становится не так важно. Границы между науками становятся очень прозрачными, разделять их иногда становится все труднее: очень тесно взаимосвязано между собой все, что связано с микробиологией, биотехнологиями, нанотехнологиями. Поэтому ребята будут поступать на описанное направление подготовки, получать более широкопрофильного образование. И уже потом они смогут определиться с будущей профессией.

- Какие профессии попадут под сокращение?

- Раньше на факультете экономики МГУ, на отделении экономической кибернетики, были специализации на кафедрах планирования и математических методов в экономике. У выпускников первой в дипломе было написано «экономист, плановик-синтетик», второй – «экономист-математик». По сути все могли получить диплом экономиста. Таких примеров очень много. Сейчас есть в списке профессии, связанные с конструированием паровозов, но у нас сейчас почти нет паровозов, новые технологии не разрабатываются, это не нужно. Куда важнее готовить выпускников, обладающих современными профессиями, связанными с областями дизайна, городского планирования, креативными индустриями, банковским сектором и другими.

- Повлияет ли уменьшение количества специальностей на бюджетные места? Сейчас нередко ведутся разговоры об их сокращении.

- Бюджетные места распределяются с помощью огромнейшей матрицы, которая сейчас включает около 500 профессий на 83 региона страны. Прогнозируется востребованность той или иной специальности по регионам, причем это делается с учетом обучения студента на бакалавриате, а потом и в магистратуре. Потом на основе аналитических данных составляются контрольные цифры приема, и это общее число дробится по специальностям и направлениям подготовки. К сожалению, диагностическая способность этой матрицы мала, никто не может точно предсказать потребность в тех или иных профессиях и наличии рабочих мест через несколько лет.

Количество бюджетных мест и наши обязательства диктуются принятыми нормами. Норма с годами изменилась как раз в интересах самих выпускников. Раньше она составляла 170 человек на 10 тысяч населения, сейчас же количество мест составляет 800 человек на те же 10 тысяч. Сокращение списка профессий не должно повлиять на этот процесс, потому что норма меняется с учетом возрастных когорт.

Тут есть свои нюансы, нередко ректоры вузов жалуются, что им дали, допустим, 11 мест на социологию и 24 на дизайн, а они считают, что на социологию надо было дать 15 мест. В этом смысле, конечно, вузам следует обеспечить некоторую свободу действий, ведь ректору на месте куда виднее ситуация, чем из центра, который диктует цифры прием с точностью до человека.

- Как сокращение списка скажется на работе вузов? Что будет с преподавателями, специализацию которых сократят?

- Конечно же,вузам потребуется менять программы и подстраивать их под новые стандарты. Они вообще не могут быть застывшими, в них постоянно должны вноситься изменения. Наше образование в этом плане отстает, потому что программы обновляются медленно, студентов часто готовят по устаревшим учебникам, при обучении используются уже отжившие свое методы.

Что касается преподавателей, то сократят специализации, а не конкретные дисциплины. У них останутся знания, которые можно адаптировать под новые программы. Предметы будут преподаваться, просто будет сделан упор на образование широкого профиля.

Помимо прочего, также начинается активная подготовка множества магистерских программ: в 2011 году 80% людей поступили на бакалавриат, поэтому в 2015 году будет первый массовый выпуск бакалавров, многие из которых захотят продолжить обучение.

- Сколько времени займет замена учебных программ и коррекция учебных курсов?

- Программы совершенствуют все время: в них постоянно что-то корректируется, вносятся правки. Когда изменяется стандарт, то и программы должны меняться, по устаревшим принимать ни в коем случае нельзя. Все изменения будут относиться к абитуриентам; те люди, что учатся в университете, будут доучиваться по старым программам. В вузах это делается следующим образом – на ученом совете защищается та или иная программа, в которую входят различные курсы и дисциплины: обязательные, адаптивные, факультативные. Разрабатывается система оценок и учебные планы, рассчитываются нагрузки. Это довольно обычная вузовская текучка.

То, сколько времени займет замена программ, зависит от того, насколько быстро получится разработать новый классификатор. С одной стороны, чем раньше, тем лучше, но к этому учебному году, скорее всего, не получится.Новый закон вступит в силу в сентябре, а классификатор должен быть готов к концу 2013 года. В таком случае следующим летом вузы уже смогут принимать студентов в соответствии с новым списком профессий. Если не успеют подготовиться, то реализация перенесется с 2014 на 2015 год. К сожалению, наша система образования отличается консервативностью, и все проекты претворяются в жизнь очень медленно. Скажем так, если все это будет сделано к следующему учебному году, то это будет хорошим результатом.

Беседовала

Мария Рудницкая

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру