Свободный экзамен по литературе

В этом году впервые некоторые московские школы провели так называемый свободный экзамен. С какой целью проводился этот экзамен, порталу «Слово» рассказал один из участников, Закуренко Александр Юрьевич, доцент кафедры русской словесности и музейной педагогики Московского Института Открытого Образования, преподаватель русской и мировой литературы в школе 179 в Орлово-Давыдовском переулке.

- В чем заключается суть свободного экзамена?

- В этом году поступило предложение от учителей Лиги Школ провести свободный экзамен. Они предложили свою форму, смысл которой заключается в следующем. Поскольку главной задачей является проверка, может ли ученик нормально излагать свои мысли письменно, аргументировать их и логически доказывать, то нужно показать, как обучающиеся могут работать с незнакомым текстом, а не давать какую-то определенную тему (например, «Смысл названия романа «Война и мир» - это абсолютно безумная тема, на которую можно писать бесконечно).

Если в отношении незнакомого текста, который ученик не мог ранее читать, возникнут какие-то свои мысли, то дальше уже можно сочинение оценивать по каким-то определенным критериям. Лига Школ предлагает небольшие рассказы, по 2-3 страницы, не из школьной программы, без автора и указания времени написания, и ставит две задачи: первая – определить автора рассказа и время его создания, вторая – дать интерпретацию и аргументировать полученные результаты.

Вторая задача, интерпретационная, более важна и существенна, потому что даже если ученик не дал правильный ответ на первый вопрос, но правильно выстроил систему доказательств, а его умение выражать мысль и строить предложения были на высоком уровне, то все равно это оценивается хорошим баллом. Примерно в этом суть свободного экзамена.

Лично я расширил бы условия экзамена. Нужно предлагать разные жанры одновременно: и прозу, и поэзию. И еще разыгрывать тексты, как это было раньше, то есть оставить игровой момент. Пусть будет музыка, ожидание счастливого случая, крутящийся барабан с шарами. А тексты для школьников пусть в день экзамена или накануне вытаскивают вместе с шарами известные люди: писатели, режиссеры, актеры.

Это о форме. Что касается содержания, то интерпретационная часть, по-моему, не должна быть непременно «школьной структурой» текста (вступление, основная часть, вывод), поскольку разные люди обладают разными типами памяти и восприятия текста. Нужно дать ученику возможность выразить себя в наиболее естественном для своей личности и возможностей жанре, и снять формальные требования к написанию сочинения, потому что важнее соблюдать условия: интерпретация, выражение своего отношения, осознание того, над чем работаешь. Но это мое личное мнение.

- Как было принято решение проводить подобное сочинение?

- Предыстория такова: в 2006 году был отменен выпускной экзамен по литературе, и после этого произошел своеобразный обвал, потому что большая часть учителей готовила учеников именно к этому экзамену – учила писать большие литературные сочинения. Конечно, сам формат этого сочинения был абсолютно бессмысленный: очень сложные темы, которые были известны заранее, в интернете размещалось огромное количество шпаргалок, то есть все это превратилось в обыкновенную профанацию. В том виде, в котором сочинение существовало, его действительно нужно было закрывать. Но вместо того, чтобы собрать какое-то экспертное сообщество и выработать приемлемые критерии, которые, существуют, например, в Америке и Европе (я там работал и не понаслышке знаю, что сочинения пишут везде в качестве выпускного экзамена – в той или иной форме и в том или ином жанре), чиновники пошли самым легким путем и просто отменили сочинение, после чего оно исчезло вообще из школьной программы, остались только микросочинения для ЕГЭ, но это нельзя назвать сочинением, это примитивный текст, который рассчитан на самый низкий уровень. В Москве было много школ с сильными гуманитарными дисциплинами, где по-настоящему учили писать в разных жанрах: и эссе, и очерки, и какие-то аналитические работы, потому что считали, что одна из основных функций школьной дисциплины «литература» – это научить молодых людей писать собственные тексты. Безусловно, не все должны становиться писателями или филологами, но если человек не умеет говорить и не может выразить свои мысли письменно, он становится просто бескультурным. А современные школы выпускают именно таких людей, которые не могут нормально изъясняться. Так, разные гуманитарные школы и школы, которые серьезно подходят к вопросу образования, общими усилиями сочинения все-таки оставили. Например, в нашей школе все сошлись на том, что сочинения нужно продолжать писать. И переходные из 10-го класса в 11-й, и выпускные, ведь это нужно именно нам. Мы писали их каждый год, и потом поступило это предложение от Лиги Школ.

- Почему именно свободный экзамен?

- Свободный – потому что мы освобождены от государственной опеки и каких-либо государственных запретов или разрешений. И свободный – потому что мы сами решили участвовать в этом мероприятии и сами определили форму и жанр.

- А в скольких школах в этом году проводился экзамен?

- Последнюю свободную таблицу я не знаю, но на момент, когда мы писали сочинение, было пять школ по Москве. Лига Школ, Киношкола, наша школа № 179 в Орлово-Давыдовском переулке и еще две школы.

- Свободный экзамен пишут ученики 10-11 классов?

- Да. И самое удивительное, что в этом могут принять участие и учителя, если захотят. Например, уже в этом году один учитель вместе с учениками тоже писал сочинение.

- Каковы же результаты свободного экзамена?

- Так как мы проводили его впервые, еще пока не все известно, нужно будет проводить встречи учителей и точно определяться с критериями оценивания, потому что кто-то предлагает десятибалльную систему, кто-то – пятибалльную. Есть еще много вопросов, которые нам предстоит обсудить, после чего будут сделаны определенные выводы. Но в принципе, результаты именно в нашей школе хорошие, очень многие получили высокие баллы. Оцениваются сочинения объективно несколькими учителями, они не знают, кто автор той или иной работы, и почти всегда расхождения не больше, чем в один-два балла. Но бывает и такое, что разница в пять или шесть баллов, тогда нужно согласовывать оценку совместно еще раз.

- Это сочинение вообще является обязательным для ученика, или он пишет его по желанию?

- С одной стороны, конечно, заставить писать его никто не может, потому что сочинения просто нет в административных документах, но с другой – если ученик учится в нашей школе, он принимает ее уставы и программу, и мы говорим ему, что негоже обучаться в профильном гуманитарном классе и не уметь написать текст. Это сочинение – некий показатель профпригодности, поэтому у нас его писали все.

- Оценка за сочинение влияла как-то на годовые или полугодовые результаты ученика?

- Я считаю, что оценка должна влиять, но так как все делается в первый раз, мы должны точно определить ее влияние. Бывает так, что хороший ученик, который учится на отлично, очень сильно переживает и из-за этого вообще не может ничего написать или пишет плохо – тогда нельзя, конечно, только по одному такому промаху снижать годовую оценку. И наоборот: есть отстающие ученики, которые могут вдруг неплохо написать сочинение, тогда их нужно поощрить за то, что они хотя бы где-то смогли раскрыться.

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы подобный свободный экзамен проводился не только в пяти школах, а, например, по всей Москве? Нужно ли для этого привлекать государство?

- Наше государство просто уничтожило гуманитарное образование. Как вообще можно было отменить сочинение по литературе? Оно же было обязательным. А теперь оно только по выбору, что фактически делает его, а значит и умение пользоваться литературной нормой, необязательным. По сути, государство в лице Министерства образования сказало: «Нам образованные культурные люди, умеющие писать, читать и понимать, не нужны». Поэтому как мы можем заинтересовать государство, которое не хочет иметь образованных граждан?

Беседовала Магакян Карина


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру