Сделал шпаргалку? В тюрьму

Скандалы вокруг ЕГЭ породили волну возмущенных комментариев, среди которых слышатся предложения привлекать за утечку информации на ЕГЭ к уголовной ответственности. Своим мнением о том, будут ли действенны такие крутые меры, с порталом «Слово» поделился Дмитрий Юрьевич Беличенко, учитель истории и обществознания, методист.

- Во все времена все студенты и школьники старались облегчить себе жизнь, изготавливая шпаргалки, списывая билеты с большей или меньшей долей эффективности. В этом нет ничего необычного, если только не считать необычной саму человеческую природу.

Наверное, многие учителя сталкивались с тем, что на уроке ученики пользуются мобильными телефонами. Стоило мне, например, дать задание, тут же умные дети лезли в яндекс и быстро начинали списывать нужный ответ. Существует как минимум два способа борьбы со списыванием. Первый – отобрать телефон на время урока. Второй – сделать так, чтобы использование интернета для ответа на вопрос стало неэффективным. Первый вариант проще, но менее действенен. Второй – сложнее, но дает нужный результат: дети учатся не списывать, а мыслить.

Мне кажется, выкладывание (в чем-то демонстративное) ответов ЕГЭ в сеть преследует несколько целей.

Первая: зарплата учителя поставлена в зависимость от результатов ЕГЭ его выпускного класса. О справедливости этой меры можно рассуждать долго. Но не грех вспомнить, что возможности у детей разные, и далеко не все могут сдать ЕГЭ на 100 баллов.

Вторая: кроме тех, кто продвигает и поддерживает идею единого государственного экзамена, существуют и его противники, для которых любое лишнее доказательство неэффективности данного вида проверки знаний воспринимается положительно.

Третья: вполне осознанное стремление упростить себе жизнь. Если «можно» купить права, диплом, украденный мобильный телефон с рук и т.д. – почему же «нельзя» приобрести нужные ответы и гарантировать себе сдачу ЕГЭ?

Поэтому предложенные меры борьбы со списыванием в виде уголовного наказания не кажутся мне эффективными.

Гораздо более эффективным видится изменение самого единого государственного экзамена – так, чтобы ответы было невозможно выложить в сеть: уходить от части «А» и делать часть «В» и «С» более вариативной. Конечно, проверять станет намного сложнее. Но и эффект будет другим. ЕГЭ не панацея и не вселенское зло – это один из методов тестирования, который может и должен изменяться следом за требованиями времени. Любые сложности – это возможность сделать его более эффективным. А противодействие списыванию необходимо, но должно, как мне кажется, все же согласоваться с Конституцией РФ, где права и свободы человека декларируются как высшая ценность. 


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру