Объединение ПТУ и колледжей

Министерство образования и науки планирует до конца 2013 года объединить ПТУ (теперь – учреждения начального профессионального образования, НПО) и колледжи (теперь – учреждения среднего профессионального образования, СПО). Своим мнением по данному вопросу с информационным порталом «Слово» поделился Дудин Вадим Николаевич, заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.

- В чем заключается суть объединения ПТУ и колледжей?

- Я могу только предполагать, в чем заключается сверхзадача объединения, поскольку поступает абсолютно разная информация. С одной стороны, это желание министерства оптимизировать разросшееся количество учреждений начального и среднего профессионального образования. С другой стороны, избавление от излишней массовизации этого кластера профессионального образования с целью возможности получения более качественного образования путем сокращения учреждений. Также с 1 сентября начнет действовать закон «Об образовании» в Российской Федерации, по которому учреждений начального профессионального образования в том виде, в котором они существуют сейчас, просто не будет. Сейчас интеграционные процессы набирают обороты не только в горизонтальном плане, когда объединяются однотипные учебные заведения, но и в вертикальном, когда, например, вузы поглощают в качестве структурных подразделений учреждения среднего или начального профессионального образования. То есть целей может быть множество, но, по моему субъективному мнению, главные задачи – это сокращение числа бюджетополучателей и, соответственно, ослабление нагрузки на бюджет, повышение качества образования за счет более предметного финансирования и желание учредителя создать группу учебных заведений, которая дала бы по-настоящему качественное образование.

- Как профсоюз учителей собирается бороться с сокращением рабочих мест?

- Из-за производимых процессов не будет происходить массовых сокращений. Будет происходить освобождение от деятельности только тех работников, которые работают по дублирующим специальностям. Но мы постоянно говорим о том, что надо предложить альтернативные формы занятости освободившимся людям либо в этом же учебном заведении, либо по иному профилю, но они в любом случае должны оставаться занятыми. В отношении учреждений НПО (начальное профессиональное образование) и СПО (среднее профессиональное образование) не будет такого, что огромное число людей останется без работы.

- То есть проблема с сокращением рабочих мест сведена к минимуму?

- Да, массового увольнения не будет. Вообще, мы пользуемся тем инструментарием, который нам доступен. Мы готовим методические рекомендации, включаем в тексты отраслевого соглашения те параметры, согласно которым люди не должны остаться безработными, и работаем в коллективе индивидуально со всеми.

- Пойдет ли такое объединение на пользу учебному процессу?

- Мне кажется, да. В 90-е годы было создано очень много учебных заведений. Тогда создавали и государственные, и частные учреждения, чтобы дать людям возможность работать. На сегодняшний день этих заведений стало слишком много. И чем больше их становится, тем сильнее падает качество образования. Такая большая сеть подведомственных учреждений приводит к размыванию научного и педагогического потенциала и снижению качества образования, и добиться его повышения можно, сократив эту сеть.

- Каких специалистов может дать объединение НПО и СПО?

- Я точно не могу сказать, о подготовке каких специалистов можно говорить, так как это не мой профиль, но, я думаю, таких, которые будут прежде всего востребованы экономикой региона любых направлений: и самой экономики, и в сфере обслуживания, и в сфере потребительского бизнеса. В первую очередь нужно ориентировать направления подготовки специалистов таким образом, чтобы они были востребованы на региональных рынках труда, так как НПО и СПО в первую очередь обслуживают регионы.

- Потребует ли объединение ПТУ и колледжей больших финансовых затрат?

- Я не думаю, так как это наоборот некая финансовая разгрузка, так как было, скажем, три бюджетополучателя, а стал один бюджетополучатель. Так что это ослабление на бюджет соответствующих уровней.

- Собираются ли позже объединять университеты и институты?

- Программа реструктуризации давно набирает обороты. И началось это с того момента, когда были введены параметры эффективности вузов. По итогам первого года мониторинга, вывели группы вузов: эффективные, неэффективные, условно эффективные (этим вузам нужно принимать определенные программы развития, чтобы повысить эффективность). По итогам майского заседания межведомственной комиссии, только тридцать вузов были признаны исключительно неэффективными, они должны быть присоединены к более сильным учебным заведениям. Были искоренены те недостатки системы, которые возникли в самом начале. Сами параметры эффективности были изменены, и теперь педагогическое сообщество с большим пониманием относится ко всему этому процессу, так как и здесь выполняются те же задачи, о которых я уже говорил: сокращение сети для повышения качество образования, сокращение бюджетополучателей. Конечно есть множество минусов (непродуманные критерии эффективности; зависимость эффективности/неэффективности с финансовой поддержкой, то есть чем более вуз эффективен, тем больше средств из бюджета будет на него выделено), поэтому нужно относиться очень бережно к данному вопросу, потому что речь идет все-таки о живых людях и об их жизнях.

- А каковы минусы объединения ПТУ и колледжей?

- Ровно те же самые, только, возможно, в меньших масштабах. Здесь также речь идет о людях. Здесь основной минус, когда непродуманная схема оценки потребностей регионов в квалифицированных кадрах ведет к естественному или искусственному исчезновению некоторых специальностей, поэтому регион может недополучить специалистов, в которых он нуждается. Минусов много, но нужно разумно смотреть на ситуацию, не нужно выискивать только негативные стороны, нужно еще и пытаться вникнуть, с какой целью вводятся различные изменения.

- То есть отбросить привычку ко всему изначально относиться с предвзятостью?

- Совершенно верно. Можно говорить о чем угодно в сфере образования: и о новых моделях финансирования, и о новой системе оплаты труда, и о едином госэкзамене, и о моделях реструктуризации – все то, что отличается чего-то привычного, вызывает вопросы, а позже и критику со стороны педагогического и родительского сообщества. Так что такая бурная реакция на идею объединения ПТУ и колледжей – вполне нормально.

Беседовала Магакян Карина


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру