Городские каникулы

Чем заниматься детям, которые остались летом в городе? Одна из возможностей весело и с пользой провести время – летний городской лагерь. Об этой форме организации детского отдыха порталу «Слово» рассказала Дарья Иванченко, логопед-дефектолог, руководитель детского клуба «Пчелка».

- Как возникла идея создания вашего городского лагеря?

Наш детский клуб существует три года. Обычно здесь проводили занятия для детей только с сентября по май, но в этом году мы решили попробовать организовать на базе клуба летний лагерь. Такая форма детского отдыха внутри города показалась нам востребованной и актуальной по нескольким причинам. Основная причина – это, конечно, возможность для родителей дать своим детям более-менее полноценный отдых, если в силу разных обстоятельств они не могут отправить ребенка в обычный лагерь или вместе куда-то поехать. Также летний городской лагерь может стать хорошей «экспериментальной площадкой», по которой можно понять, готов ли ваш ребенок к пребыванию вдали от дома без родителей. Часто они приводят ребят, чтобы посмотреть, как те чувствуют себя в коллективе, легко ли им целый день находиться в окружении новых людей и соблюдать распорядок, какие в процессе у них возникают трудности. В среднем наши летние программы рассчитаны на детей от 7 до 11 лет, но к нам также приходят ребята и 6 лет, и 14, и они тоже находят общий язык. Здесь начинает работать принцип большой семьи, когда старшие приглядывают за младшими, хотя в лагере, конечно, есть вожатые, которые следят за порядком. Просто мы выбрали как раз тот возраст, когда гулять на площадке во дворе детям становится скучно, а родители еще не готовы надолго их отпустить. Мамам и папам хочется посмотреть, как адаптируются их дети в новой обстановке. А в городском лагере есть и возможность погулять, и поиграть на свежем воздухе в какие-то коллективные игры, и также есть пространство для творчества и познавательной деятельности.

- А какие именно программы существуют в вашем лагере?

- Каждая наша программа рассчитана на рабочую неделю, т. е. на 5 дней, и наполнена определенной тематикой. Всего у нас было пока 5 разных программ. Первая программа была посвящена творчеству: дети пробовали себя в рисовании, лепке, музыке, театре. Другая неделя была посвящена России – дети тренировались в написании эссе на тему Родины. Следующей по плану шла психологическая программа «Познай себя», где ребята могли позаниматься с психологом. Затем у нас была музыкальная неделя, на которую нам удалось пригласить музыканта с африканскими барабанами. Ребятам очень нравилось учиться играть на них. Хочется сказать, что в этой программе они не только познакомились с экзотическим инструментом, но и смогли узнать кое-что интересное об африканской культуре. Далее была неделя занимательной науки, где мы показывали, как можно делать опыты из ничего, как можно узнавать природу в городе, и так далее. Обычно в каждой программе было четыре встречи с педагогом и одна выездная экскурсия. Музей я выбирала в той же тематике, которой посвящена вся неделя.

- А кто обычно проводит эти программы?

На каждую программу приходит специалист соответствующего направления – например, художник, психолог, музыкант, филолог или преподаватель актерского мастерства. Для каждой недели я стараюсь найти человека, который был бы действительно увлечен тем, чем он занимается, и который смог бы передать свою увлеченность детям. Нам хочется, чтобы на каждую программу они приходили и уходили «с горящими глазами». В противном случае очень сложно удержать внимание детей, привыкших к телевизору и компьютерным играм. Мы пытаемся своими занятиями показать детям, что гораздо интереснее что-то делать самому, чем пассивно наблюдать за тем, как кто-то другой это делает. Мы так строим свой день, чтобы они понимали, что реальная жизнь идет здесь, а не в телефоне или компьютере. Когда дети приходят в первый день, они часто бывают не очень заинтересованы тем, что происходит на занятиях, но потом втягиваются и забывают о своих гаджетах.

Один из главных принципов организации дня – это наполненность действиями и эмоциями. Кроме активных игр на воздухе и интересных занятий мы стараемся создать веселую и уютную атмосферу. Например, обедать дети ходят в кафе, с которым у нас есть договор на организацию обедов в соответствии с нормами детского питания. Для ребят это целое событие – там они сидят вместе, на красивой веранде, где официанты накрывают им столы. А вечером у нас проходит чаепитие в клубе, во время которого каждый ребенок делится впечатлениями – тем, что ему больше всего понравилось или не понравилось за прошедший день. Часто бывает так, что родители приходят раньше положенного времени, но дети просят оставить их до конца. Хотя за время всей дневной программы, которая длится с 10.00 до 19.00 вечера они, конечно, немного устают.

- А по каким принципам Вы составляли программы летнего лагеря?

Когда я составляла эти программы, то, в первую очередь, руководствовалась тем, что было бы интересно мне, если бы я была на месте ребенка. Я подумала, что лето – это такое время, когда ты можешь посвятить свое время тому, на что в учебном году его не хватает. Тебе хочется что-то попробовать, но из-за уроков, кружков, репетиторов ты это не успеваешь. Вокруг нас очень много интересных тем и занятий, но очень многое зависит от подачи материала и личности педагога, поэтому я стараюсь приглашать фанатов своего дела. Главное – это уметь правильно замотивировать ребенка. Тогда практически любой предмет можно сделать для него интересным и увлекательным. Еще мне хотелось, чтобы все программы были разными – во-первых, тогда ребенок на протяжении всего времени будет узнавать что-то новое, а во-вторых, практически каждый сможет найти себе что-то по душе в той или иной программе.

Еще мне нравится, когда в конце каждой программы есть какой-нибудь практический результат. Например, в конце недели творчества у нас было выступление, где каждый ребенок рассказывал свое стихотворение. Только это было не просто чтение стихов, как в детском саду или школе, а настоящая актерская практика. На протяжении пяти дней с детьми занимался педагог из театра «Эрмитаж» и показывал им, как можно с помощью интонации и голоса поиграть словами. В итоге у каждого ребенка было приготовлено маленькое выступление, которое доставило огромное удовольствие и ему самому, и его родителям. А у некоторых ребят даже открылся талант, о котором не подозревали ни они сами, ни члены их семьи.

Также кроме занимательной умственной деятельности детям необходимо обеспечить полноценную двигательную активность и психологический комфорт. Иногда не осознаешь, как велико значение того, с каким именно педагогом общается ребенок. Бывает, что дети приходят на занятия, потому что им нравится конкретный человек, который их ведет. Поэтому всегда для работы с детьми стараешься выбирать увлеченных людей, которые любят детей также, как и свое дело. Только в этом случае можно создать атмосферу понимания и раскрыть потенциал ребенка.

Беседовала Александра Попова


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру