На защиту прав студента

Сегодня вузы – это не только учреждения, где молодые люди получают высшее образование. Это центры общественной и творческой жизни молодежи. Но в последние годы в процессе обучения нередко возникают конфликтные ситуации между студентами и администрацией вузов. Для решения этих проблем в Минобрнауки создали специальную должность – студенческий омбудсмен. Кто это и какие у него полномочия, порталу «Слово» рассказал Вячеслав Адерихин, руководитель Департамента студенческих программ Российского Союза Молодежи .

- Почему, на Ваш взгляд, возникла необходимость создания такой должности?

- Не секрет, что сейчас идет реформирование нашей системы высшего образования, и, в частности, происходит реорганизация некоторых вузов. Нередко имеет место слияние разных учебных заведений высшей школы. В результате возникают неоднозначные ситуации, когда администрация вуза, желая сохранить определенные места для своего управленческого аппарата, дает студентам неверную информацию относительно дальнейших перспектив их обучения, заставляя тем самым выступать против реформы. По сути, при возникновении проблемы, руководство вузов использует студентов в своих целях, не думая о их реальном благополучии. Это один из распространенных вариантов конфликтной ситуации, в которой ущемляются права студентов, но далеко не единственный. Независимо от реформирования, есть ряд насущных проблем – например, вопросы, связанные с предоставлением общежитий, финансируемых за счет бюджета, в которых часто проживают люди, далекие от обучения в вузе. Сейчас это особенно актуально в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. Еще зачастую многих студентов волнует непрозрачность формирования и распределения стипендии. Не секрет, что сфера, касающаяся разделения материальных благ всегда была сферой повышенной коррупции. И подобных вопросов довольно много.

- Кто такой студенческий омбудсмен сегодня?

- Можно сказать, что это человек, который выполняет роль силы, примиряющей конфликтующие стороны, и который решает различные проблемы, как, скажем, уполномоченный по правам человека, только делает это в отношении студентов. Кандидатуру на пост уполномоченного по правам студентов в России по итогам выборов утверждает лично министр образования и науки. При этом считается и декларируется, что это сугубо общественная должность. Пока в России всего один студенческий омбудсмен, но в перспективе, конечно, при условии востребованности, возможно создание целого института, защищающего права студенчества и, соответственно, появление таких должностей на уровне округов, регионов, на федеральном уровне или даже при конкретных вузах. В идеале, в каждом вузе должен быть свой студенческий омбудсмен.

- А в чем именно заключаются его функции, и какие он имеет полномочия?

- Одно из главных его назначений – это донесение до студентов корректной информации от Министерства образования и наоборот, а также построение между ними диалога, исходя из реального положения вещей. Еще студенческий омбудсмен имеет возможность проверок администрации вуза, в том числе финансовых; кроме того, у него есть доступ к различной документации учебных заведений. В данном контексте он может представить Министерству образования более подробные сведения о расходовании бюджетных средств, если имеют место спорные и непрозрачные дела. Но дело в том, что в отношении студенческого омбудсмена главное – это не его полномочия, а его возможности. Уполномоченный по правам студентов в России действительно представляет интересы студентов. Главный критерий эффективности его работы – это уровень доверия и поддержки со стороны студенчества: какой процент студентов знает о существовании этого лица, его фамилию, контактные данные и т. д., расценивает его, как реальную возможность решения проблемы. Чем большие студенческие массы верят в него, идут за ним, тем больше его полномочия. Если за ним стоят миллионы, то с ним невозможно не считаться.

- На платформе каких структур существует эта должность сегодня?

- Кроме самого Министерства образования и науки большой вклад в развитие этой должности вносит Российский Союз Молодежи. Например, сейчас министр образования Дмитрий Ливанов поручил нам разработать нормативно-правовую базу для деятельности студенческого омбудсмена, а также определить принципы его работы и примерно обозначить круг обязанностей. Мы выиграли контракт, согласно которому, кроме вышеперечисленного, нам необходимо также создать проекты структур уполномоченных по правам студентов в стране. В процессе работы стало ясно, что для корректной деятельности уполномоченного необходим новый закон или хотя бы подзаконный акт. Кроме формирования правовой основы, РСМ, как общественная организация, будет помогать омбудсменам по работе со студенческими массами. Сейчас активно развивается студенческое самоуправление. В связи с этим появляются разные лагеря для активистов, в вузах создаются Студенческие Советы. Эти организации могут стать платформой для распространения полезной студентам информации, касающейся их прав. Но если говорить объективно, несмотря на возможность широкой поддержки, на сегодняшний день потенциал уполномоченного до конца не ясен. Основная его функция – это высвечивание нарастающих конфликтов и их решение мирным путем в пользу студентов. Если конфликт достаточно серьезен и требует более тщательного разбирательства, то омбудсмен может представить его для рассмотрения в вышестоящие организации, в том числе в Генпрокуратуру.

- А может ли студенческий омбудсмен влиять на программу обучения в вузе или, скажем, на увеличение самой стипендии? Вообще, смогут ли его полномочия распространяться дальше решения организационных вопросов?

- На программу обучения уполномоченный по правам студентов, скорее всего, влиять не сможет, но на такие вещи как расписание занятий – вполне. Многие студенты сталкиваются с проблемой формирования учебной сетки. Например, одну пару ставят в 9 утра, а другую – в 3 часа дня. Иногда это происходит по невнимательности составителей, а в некоторых случаях делается специально, потому что, скажем, конкретному преподавателю удобно проводить занятие именно в это время. В подобных ситуациях, когда одному человеку удобно, а двадцати – нет, есть смысл обратиться за помощью.

Что касается стипендии и других вопросов относительно нововведений, то уполномоченный входит в состав различных комиссий и, конечно, может выносить на обсуждение свои предложения, но все-таки помимо него в комиссию входит еще достаточно много людей. Поэтому пока вероятность, что его идея получит дальнейшее развитие, невелика. К этому следует добавить, что вообще Министерство образования далеко не всегда прислушивается к решению комиссии, а Министерство финансов делает это еще реже. Но, на мой взгляд, проблемы программы и стипендии сейчас не самые острые вопросы.

- Есть ли еще, помимо помощи студентам, какие-то позитивные аспекты работы для самого омбудсмена?

- Да. Прежде всего, это общественный статус. Ну, и возможность доносить информацию.

- Какой для Вас сейчас основной критерий состоятельности этой должности, на основании которого, можно рассчитывать на дальнейшее развитие этого института?

- Как я уже сказал, это узнаваемость и доверие в студенческой среде.Если через год мы проведем социологический опрос и поймем, что миллион или хотя бы 500000 студентов знает о существовании такого института, то, значит, подвижки в его развитии есть. Правда, здесь надо сказать, что многое зависит от самого уполномоченного, от его активности и вовлеченности в работу. В перспективе в идеальном варианте, конечно, омбудсмен должен выбираться самими студентами путем открытого или тайного, но в любом случае персонального голосования, а не просто анонимного голосования в интернете, как это сейчас бывает, где основной критерий выбора не деятельность человека, а его фотография.

Для решения этого и других вопросов, связанных с деятельностью уполномоченного по правам студентов в России, необходима нормативная основа, разработкой которой мы сейчас занимаемся.

Беседовала Александра Попова


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру