Иностранцы, добро пожаловать!

С нового учебного года Министерство образования планирует увеличить количество бюджетных мест для иностранных студентов в полтора раза. Чем продиктовано это решение, порталу «Слово» рассказала Екатерина Олеговна Ларионова, архитектор, заведующая кафедрой Территориального развития факультета Государственного Управления в РАНХиГС при президенте Российской Федерации.

- Насколько, на Ваш взгляд, целесообразно увеличивать долю бюджетных мест для иностранных студентов в российских вузах?

- В мире есть тенденция делать систему образования международной, более открытой к общению. Люди стремятся уходить от лекций к практике, делать обучение мобильным, развивающимся вместе с окружающим миром. В системе российского высшего образования эта тенденция пока не очень заметна. Конечно, можно с помощью административных мер постепенно преобразовывать эту сферу, но гораздо лучше, когда к тебе приезжают иностранные студенты или школьники, которые уже встроены в новую систему обучения. Каждый по-своему, но в целом они все являются носителями новой культуры получения знаний. Общаясь с ними, можно увидеть плюсы и минусы этой системы, перенять что-то хорошее, понять, как можно свести к минимуму ее недостатки. При этом можно поделиться всем тем, чем славится российское образование, отсекая все то, что устарело и утратило актуальность.

Второй фактор – это дальнейшее трудоустройство человека, который получает образование. Какими бы аутентичными и самобытными не были крупные компании, сейчас все они уже работают в международном формате ведения дел, переписки. Сказываются последствия глобализации, в результате которой даже закрытые народы стремятся встроиться в общий формат общения, те же Восток и Азия в этом отношении сильно меняются. Речь идет даже не о главных центрах, а о провинциях. Россия, как великая страна с великой культурой, безусловно, должна сохранять свою самобытность, но дипломатия никому еще никогда не вредила. Для того, чтобы быть адекватным игроком на современном рынке, надо хотя бы знать, что на этом рынке существует. В системе образования в этом контексте у нас пробел. Поэтому такой стимул, как предоставление бюджетных мест иностранным студентам, поможет России перейти на новый стандарт образования, выбрав при этом свой собственный путь, который будет корректен по отношению к мировым тенденциям и новинкам. Сейчас появляются новые предметы, дисциплины, и особенно актуальной становится междисциплинарность образования. Российская, как и зарубежная, система образования очень долго готовила профессионалов. На сегодняшний день это становится второстепенным, а на первый план выходит потребность готовить широко образованных людей, появляется тенденция, похожая на эпоху Возрождения. Поэтому возможность для наших студентов учиться в других странах и для иностранных студентов у нас – не только в РУДН и институте им. Мориса Тореза – говорит о том, что мы выходим на мировые стандарты и рынки.

Самим студентам, как нашим, так и иностранным, интересно учиться вместе. Это я могу сказать, исходя из личного опыта преподавания в вузе. Все актуальней становится возможность «сверки часов» и передачи практического опыта. Когда к тебе приезжает носитель другой культуры и ты изучаешь его страну, город вместе с ним, а он изучает твой вместе с тобой – физически, тактильно, интеллектуально и духовно, понимаешь гораздо больше об объекте исследования, чем если ты прочитал это где-то в книжке или отыскал в интернете.

Что касается бюджетных мест, то принято говорить – «как же так? А где учиться российской молодежи? Мест не хватает, особенно абитуриентам из регионов, которые хотели бы учиться в Москве» и т. д. Я не знаю, как обстоят дела в других вузах, но в нашей Российской Академии Народного Хозяйства в разных программах и, в частности, на нашем факультете государственного управления существует система, которая подразумевает обмен. Если студент платит за свое образование, то в таком случае, академия оплачивает ему зарубежные стажировки в процессе обучения. Это очень важно, потому что дает повод к самовложению. То же самое происходит и у зарубежных коллег. При обмене студентами главный смысл заключается в партнерстве и сотрудничестве, что в будущем открывает новые перспективы взаимодействия на уровне стран. Правда, все хорошо в меру и такие эксперименты не должны становиться абсолютной реальностью. Спустя какое-то время необходимо анализировать те результаты, которые они приносят и в соответствии с этим строить дальнейшие программы сотрудничества.

- А из каких стран сейчас приезжает наибольшее количество студентов?

- Вообще студенты приезжают из самых разных стран, но, конечно, в приоритете квота выделяется странам, которые связаны с внешней политикой России. Очень интересуются Соединенные Штаты Америки и, кстати сказать, делают совместные программы не только с московскими, но и с региональными вузами, и в основном они затрагивают нефтегазовую сферу, машиностроение. Что касается Европы, то французы, швейцарцы, немцы и бывшие соцстраны, которые сейчас вошли в ЕС, довольно часто участвуют в обменных стажировках для студентов – в сфере культуры, менеджмента, архитектуры и в некоторых других областях. Но поскольку для этого еще выделяется недостаточное финансирование, пока это маленькие пилотные проектики. Если же государство действительно заинтересовано в международных специалистах, то желательно, чтобы оно достойно финансировало эти международные стажировки.

- В какой сфере образования сейчас наиболее развита тенденция студенческого обмена, и какие вузы предоставляют такую возможность?

- В основном это государственное управление, менеджмент. Далее следуют культура и инженерные специальности. Что касается вузов, то, конечно, МГУ и МГИМО всегда готовили специалистов высокого класса, способных конкурировать на международном уровне. В них и в ряде других крупных вузов есть возможность обмена. Но дело в том, что молодому специалисту, не зная специфики иностранной компании, сложно начать в ней работать. Поэтому многие фирмы устраивают разнообразные «старт-апы», в которых дают возможность начинающим профессионалам познакомиться со спецификой и организацией работы. Сейчас наступило время, когда открыты границы стран, вузов и т. д. Для всех людей это большой стресс. Мы похожи, но в силу своей ментальности, государственного строя и даже климатических условий мы разные. И самое главное для нас сейчас – научиться взаимодействовать друг с другом в рамках нашей природы. Например, был один проект, в котором наши студенты работали вместе со студентами из Китая. Так вот, у нас такая ментальность – мы многие вещи откладываем на потом и делаем их в последний момент, а у китайцев наоборот. Как только дали задание, они тут же начали его выполнять, и вообще работали 24 часа в сутки, все время что-то чертили, рисовали. Но в итоге их часть работы была сделана несколько поверхностно, без глубокого понимания сути. А русские не привыкли суетиться. Часто у нас внутри там что-то варится, обдумывается, и уже, казалось бы, когда времени совсем не остается, наконец рождается нечто стоящее, а порой даже гениальное. Это не плохо и не хорошо, просто говорит о том, что мы разные. Главное для нас сейчас – понимать друг друга и находить общий язык, как на уровне человеческого общения, так и на уровне взаимодействия стран.

Беседовала Александра Попова


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру